Лекция №11
ШОС В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Новации в концепции безопасности ШОС нашли отражение в Хартии организации. Хартия структурно расширила политику безопасности Организации и обозначила принципы и методы осуществления совместной политики безопасности ШОС, получившие название «шанхайского духа». Это понятие включает в себя принципы взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой, принятие решений на основе консенсуса. Особый акцент был сделан на то, что деятельность ШОС не нацелена против отдельных стран или групп государств.
В 2001-2006 годах в выступлениях руководителей ШОС на ежегодных саммитах прослеживался определенный ориентир на борьбу с «тремя силам зла» – терроризму, экстремизму и сепаратизму. Российский опыт противодействия терроризму в Чечне и китайская политика борьбы с сепаратизмом в Синьцзяне проявились не только в практике разработки совместных соглашений государств-членов ШОС в рамках АТЦ, но и в определении понятий «сепаратизма» и «экстремизма» в Конвенции этой организации.
В 2001-2006 гг. в рамках антитеррористического вектора ШОС наблюдались изменения в понимании, как природы терроризма, так и тактики ведения совместной борьбы с ним. Если в Конвенции 2001г. еще заметна асимметрия между оборонительными и наступательными методами противодействия терроризму в пользу первых, то в «Концепции сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (2005г.) отмечается необходимость борьбы не только с терроризмом, но и с причинами, порождающими его. Признав политику безопасности в Центрально-азиатском регионе многовекторной, государства ШОС сделали важный шаг в определении комплексной природы национальной и региональной безопасности, с одной стороны, и многопрофильного характера самой Организации, призванной обеспечить все ее уровни совместными усилиями членов ШОС, с другой [2].
Базовым направлением деятельности ШОС в 2001 – 2006 гг. было осуществление антитеррористического вектора сотрудничества. Угрозы региональной безопасности и стабильности со стороны терроризма были вызваны как внутренними, так и внешними причинами. Терроризм в ЦАР носит трансграничный характер, который охватывает территории практически всех центрально-азиатских государств, с активным участием международных террористических организаций. Главными целями террористических организаций являются: дестабилизация общей ситуации в регионе для облегчения своего прихода к власти, внедрение шариатских форм правления и продвижение идеи единого исламского Халифата. Терроризм Центральной Азии демонстрирует новый тип организации, где в основе лежит сетевая структура с множеством субъектов, находящихся в «горизонтальном» подчинении.
Анализ практической деятельности ШОС в сфере антитеррористической деятельности выявил некоторую несогласованность в выборе тактики ведения борьбы с терроризмом. По линии РАТС ШОС осуществлялась разработка правовой базы антитеррористической деятельности, информационного взаимодействия и координации среди специальных органов стран-участниц ШОС. В частности, к 2007 году было разработано около 10 документов, регламентирующих совместную деятельность государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, были созданы единые реестры террористических организаций и лиц, объявленных в международный розыск, связанных с преступлениями террористического, сепаратистского и экстремистского характера. В целях информирования государств-членов ШОС о новых тенденциях в сфере борьбы с терроризмом, формах и методах деятельности террористических организаций, а также о мерах, предпринимаемых за рубежом в этой сфере РАТС, ШОС издает специальные ежеквартальные и полугодовые бюллетени.
В тоже время Организация активно развивает «военно-штабной» метод борьбы с терроризмом, то есть проведение крупномасштабных военных учений с привлечением большого количества боевой техники и персонала. Характер военных учений («Взаимодействие», «Мирная миссия», «Союз», ««Тянь-Шань» и др.), которые Организация начала проводить с 2002 года, демонстрирует возрастание военной составляющей политики безопасности ШОС. Сценарии антитеррористической борьбы, которые предлагались ШОС в командно-штабных учениях, расходятся со спецификой центрально-азиатского терроризма.
В итоге отсутствие единой стратегии антитеррористической деятельности ШОС отрицательно сказалось на общем развитии и совершенствовании данного направления. Во-первых, сохранялась дееспособность сетевых террористических сред, которые эффективно обходили традиционные военные механизмы противодействия; во-вторых, многократно увеличивалась стоимость антитеррористического вектора ШОС, оттягивая дополнительные бюджетные средства стран-участниц. Недостаточно эффективная политика ШОС в сфере антитеррористической деятельности выявила отсутствие системного подхода к антитеррористическому направлению деятельности Организации.
В 2006-2010 гг. происходит расширение повестки дня региональной безопасности ШОС. Важным приоритетом в деятельности организации стали социально-гуманитарные и экологические проблемы региона, влияющие на уровень и качество жизни человека.
Наибольшее развитие в гуманитарном векторе ШОС получила сфера образования, в том числе реализация с 2010 года уже в практической плоскости проекта Университет ШОС. Инициативу ШОС по развитию высшего образования в Центрально-азиатском регионе можно рассматривать в качестве одного из направлений развития безопасности человека в регионе. Данный проект расширяет возможности подготовки профессионалов в наиболее перспективных для взаимовыгодного сотрудничества отраслях, повышает уровень межкультурной коммуникации, создает важный элемент регионального интеграционного процесса стран Центральной Азии, России и Китая.
С 2009 года получила развитие проблематика сотрудничества в сфере здравоохранения, были разработаны две резолюции, которые определили будущие границы сотрудничества стран-участниц ШОС в этой области. Акцент был сделан на трех направлениях. Во-первых, страны ШОС договорились о разработке и внедрении национальных и международных нормативно-правовых стандартов противоэпидемической защиты населения и организации мероприятий по гармонизации нормативно-методической базы стран региона. Во-вторых, был создан Координационный совет по профилактике и борьбе с особо опасными инфекциями государств-членов ШОС, ставший институциональной базой сотрудничества стран ШОС в этой сфере. Третьим направлением стало кадровое обеспечение сотрудничества в сфере здравоохранения, в том числе разработку совместных программ обучения в системе медицинского образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов [2].
Важно отметить, что в силу излишней политизации, эти проблемы региона привлекают внимание экспертного сообщества стран-участниц ШОС, не получая дальнейшей поддержки на высшем уровне. Такая ситуация с реализацией продекларированного ШОС нового понимания личностной безопасности ограничивает превентивные методы политики ШОС в сфере противодействия терроризму и трансграничной преступности.
За последние годы наблюдается процесс формирования экологического вектора сотрудничества стран-членов ШОС. К наиболее актуальным для региона экологическим проблемам в зонах экологического бедствия в Центрально-азиатском регионе относят: Аральское море, бассейн реки Амур, промышленное загрязнение Центральной Азии. Несмотря на то, что данные экологические проблемы имеют трансграничный характер и требуют регионального подхода и комплексного решения, они практически не затрагиваются в повестке безопасности ШОС и соответственно не решаются конструктивно.
На общем фоне тематики экологической безопасности резко выделяется проблема распределения ресурсов пресной воды среди государств Центральной Азии, которая напрямую затрагивает вопросы национальной безопасности и оказывает влияние на состояние региональной безопасности в целом. Национальные инфраструктурные проекты (канал «Иртыш-Карамай», Амбаратинская ГЭС и др.) и законопроекты (закон «О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики») в этой сфере периодически становятся источником политической нестабильности в регионе, осложняя двусторонние отношения между государствами и дестабилизируя межэтнические отношения в приграничных районах.
В 2008 году Деловой Совет ШОС сделал первую попытку внедрения проекта экологического страхования, предусматривающего страхование рисков трансграничных загрязнений. Однако вне экологического сотрудничества ШОС до сих пор остаются вопросы унификации страхового законодательства стран ШОС и создание информационной базы данных о страховой отрасли стран ШОС.
В сфере экологической безопасности одним из приоритетных направлений сотрудничества стран-членов ШОС стало объединение усилий для предупреждения чрезвычайных ситуаций. В 2005 году было подписано специальное Соглашение между государствами-членами ШОС об оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данный документ закрепил механизм предоставления помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. За эти годы государствами-членами ШОС был выработан механизм мониторинга и информирования соответствующих ведомств, отработаны способы и формы предоставления гуманитарной помощи, проведен ряд мероприятий по обучению и обмену опытом среди специалистов отрасли. ШОС сформировала трехуровневую систему реагирования на чрезвычайные ситуации, включающую международный, центрально-азиатский и межрегиональный уровни. Развитие сотрудничества Организации в этой области потребовало создания единого Центра по реагированию на ЧС. Учитывая глобальные климатические изменения, государства ШОС в ближайшей перспективе подойдут к пониманию необходимости дальнейшей институциализации и развития нормативно-правовой базы обеспечения безопасности в области управления ЧС.
Таким образом, в истории политики безопасности ШОС условно выделяют три этапа. Первый этап (1996 по 2001 гг.) характеризуется стремлением к разрешению территориальных споров между государствами Центральной Азии на основании традиционных представлений о безопасности как стратегии суверенного государства, выбором консенсуального механизма принятия решений членами ШОС. Именно на этой основе решались возникавшие в тот период территориальные споры. Развитие российско-китайских отношений как стратегических партнеров, признание и закрепление евразийской идеи, инициированной президентом Казахстана Н. Назарбаевым, сыграли важную роль в процессе дальнейшей институциализации «Шанхайской пятерки».
Второй этап развития политики безопасности ШОС (2001-2006 гг.) стал закономерным развитием двухсторонних отношений России и Китая. Фактором, оказавшим заметное влияние на расширение многостороннего регионального сотрудничества государств Центрально-азиатского региона, России и Китая, стал конфликт в Афганистане, сопровождаемый высокой активностью радикальных исламистских группировок. В этот период члены ШОС внесли существенную корректировку в политику безопасности, что нашло отражение как в принимаемых документах Организации, так и в деятельности ее членов. Именно на этом этапе заметен переход ШОС от традиционного понимания безопасности как политики, направленной на защиту национально-государственных интересов, к концепции безопасности личности. Последняя ставит во главу угла нейтрализацию угроз безопасности человека в форме терроризма, экологических катастроф, эпидемий инфекционных заболеваний, нелегального оборота оружия и наркотиков, неконтролируемой миграции и др.
В 2001-2006 гг. государства-члены ШОС, четко осознавая взаимосвязь проблем развития и безопасности, в своих резолюциях (декларация о создании ШОС, Хартии ШОС, антитеррористическая Конвенция, концепция антитеррористической деятельности) подчеркивали, что уровень социально-экономического, научно-технического и гуманитарного развития каждой страны оказывает непосредственное влияние на уровень безопасности региона в целом. Проблемы противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, обеспечения прав и свобод человека были поставлены членами ШОС в один ряд с вопросами сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, развития транспортной и энергетической инфраструктур.
В связи с вышеизложенным важнейшим приоритетом в политике безопасности ШОС на этапе было расширение антитеррористического сотрудничества. Однако практика антитеррористической деятельности ШОС показала, что еще не сложились целостный системный подход и стратегия борьбы против терроризма, сепаратизма и экстремизма, что проявилось в реставрации военного подхода к организации штабных учений «Мирная миссия» (начиная с 2005 года). В тоже время Организация пыталась развивать информационно-правовое сотрудничество между спецслужбами стран-участниц ШОС в противодействии сетевым террористическим структурам Центральной Азии. Такое расхождение в антитеррористической стратегии приводило к определенной дискредитации и снижению эффективности политики безопасности ШОС. Конфликты в Чечне и Синьцзяне усилили силовую компоненту политики противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму, что нашло отражение как в концепции антитеррористической деятельности ШОС, так и в политике национальной безопасности, проводимой членами Организации.
С 2006 года в повестке безопасности ШОС происходила заметная корреляция: наряду с антитеррористическим вектором получили развитие различные сферы гуманитарной безопасности. Концепция безопасности была направлена наряду с решением вопросов национальной безопасности и обороны государств, на обеспечение безопасности человека и повышения уровня и качества жизни людей. Эта сфера не только не имела каких-либо противоречий и разногласий среди стран-членов ШОС, но и содержала четко обозначенные перспективные области взаимовыгодного сотрудничества, создавала условия для региональной интеграции.
В сфере образования, к примеру, реализуется проект создания Университета ШОС, который с 2008 – 2009 гг. прошел стадию предварительного анализа и проектирования, а с 2010г. началась подготовка магистрантов по пяти специальностям. Проект Университет ШОС – это определенная попытка формирования единого евразийского образовательного пространства, который расширяет каналы межкультурной коммуникации и доступ к высшему образованию молодежи государств-членов ШОС.
Заметным направлением деятельности ШОС с 2009 года было развитие взаимовыгодного сотрудничества в сфере здравоохранения и предупреждения распространений инфекционных заболеваний. В этих целях были подписаны две резолюции, определившие приоритеты сотрудничества государств в этой сфере. Подобное развитие политики безопасности ШОС имеет немало общего с пониманием безопасности ПРООН.
Несмотря на то, что работа ШОС в области обеспечения безопасности личности ведется по широкому спектру направлений, все еще сохраняется избирательный подход к ее практической реализации. Многие проблемы безопасности личности, будучи достаточно проработанными на уровне экспертного сообщества, не обладая необходимой поддержкой политической элиты и институтами гражданского общества, остаются за пределами содержания базовых документов и резолюций ШОС.
Акцент ШОС на развитии human security является наиболее перспективным как для дальнейшего развития Организации, так и обеспечения региональной безопасности. Данное направление безопасности, по мнению Д.Борисова, находится вне гео-экономической и военно-политической риторики, что сильно снижает уровень противоречий среди стран региона и позволяет осуществлять практические шаги без политического торга. Результативное развитие гуманитарного вектора в среднесрочной перспективе положительно скажется и распространиться на другие сферы жизнедеятельности региона: экономику, энергетику, военно-политическую сферу.
Сабақ кестесі
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Маркетинг пайда болуының және дамуының алғы шарттары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
ЖОҒАРЫ СЫНЫПТАРДА ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХИ КУРСЫН ОҚЫТУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Салыстырмалы педагогика ғылым ретінде
Жоғары мектеп педагогикасының зерттеу әдістері
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы