Лекция №12

В отношениях между НАТО и ОБСЕ прослеживается взаимосвязь не только по причине совпадения их географической принадлежности, "двойного" членства многих из входящих в них государств и общности широких функций обеспечения безопасности.

Само зарождение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, его эволюция, "второе рождение" в связи с окончанием "холодной войны" и последующая институциализация (превращение в организацию) и расширение сфер деятельности были во многом обусловлены и тесно связаны с развитием и трансформацией самого Альянс.В частности, Лондонская декларация НАТО (июль 1990 г.) предвосхитила многие изменения СБСЕ, зафиксированные в ноябре того же года в Парижской Хартии для Новой Европы

При том, что по своим исходным задачам две организации существенно различны (НАТО – изначально организация коллективной обороны группы государств, тогда как ОБСЕ – региональная общеевропейская организация, разновидность системы коллективной безопасности), между ними происходит определенное сближение по ряду параметров и на сегодняшний день существует много общего:

  1. Они исходят из признания ведущей роли в мировых делах Организации Объединенных Наций, действуют на основе ее Устава, в частности, Статьи 51, а также резолюций Совета Безопасности и других решений ООН в качестве международно-правовых рамок и мандатов для своей деятельности.
  2. Опираются на единые принципы и нормы международного сотрудничества, в частности, принципы всеобщности, всеобъемлющего характера и неделимости безопасност, Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве, которая предусматривает укрепление взаимоусиливающего сотрудничества и взаимодополняемости между организациями и институтам.

    С целью дальнейшего содействия делу мира и стабильности в Евроатлантическом регионе НАТО намерена продолжать развивать плодотворное и тесное сотрудничество с ОБСЕ во взаимодополняющих областях предотвращения конфликтов, кризисного регулирования и постконфликтного восстановлени.
  3. Руководствуются широкой концепцией обеспечения безопасности

    В Стратегии ОБСЕ по противодействию угроза безопасности и стабильности в ХХ I веке, принятой в Маастрихте в декабре 2003 г. подчеркнуто, что ее многомерный подход к безопасности как общей, всеобъемлющей и неделимой, основанный на сотрудничестве и охватывающий военно-политическое, экономическое и экологическое, а также человеческое измерения ни в коей мере не утратил своей актуальности и нуждается в сохранении и дальнейшем укреплени. 

    В свою очередь, в ныне действующей Стратегической концепции НАТО 1999 г. постулирована приверженность Североатлантический союза широкому подходу к безопасности, "что подразумевает важность политических, экономических, социальных и экологических факторов, дополняющих обязательный оборонный аспект. Такой широкий подход создает основу для эффективного осуществления Североатлантическим союзом своих первостепенных задач в области безопасности и его все возрастающих усилий в деле развития активного сотрудничества с другими европейскими и евроатлантическими организациями, а также с Организацией Объединенных Наций. Наша коллективная цель состоит в создании такой архитектуры европейской безопасности, в рамках которой вклад в обеспечение безопасности и стабильности Евроатлантического региона со стороны Североатлантического союза и участие этих других международных организаций будут взаимно дополнять и подкреплять друг друга, как в деле углубления отношений между государствами Евроатлантического региона, так и в урегулировании кризисов. 
  4. Согласно своим основополагающим документам НАТО и ОБСЕ выступают в защиту ценностей демократии, прав человека и верховенства закона. В Документе Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ представители государств-участников подтвердили, что демократия является неотъемлемым элементом правового государств.
  5. Каждая организация, с присущими ей особенностями, осуществляютсоциализацию демократических норм в зонах своей деятельности (НАТО – посредством инструментов расширения и партнерства; ОБСЕ – также посредством обязательств, вытекающих из членства, однако в случае внутригосударственных конфликтов – через свои нормообразующую и нормозакрепляющую функции (трансфер, институциализация норм в соответствующих социально-политических структурах и их закрепление в политических практиках), в наиболее целостной форме воплощенных в концепции "надлежащего управления". Обе организации тем самым со-участвуют вместе с Советом Европы и ООН в "конструировании" (в терминах теории социального конструктивизма) основ демократической безопасности и сообществ безопасност
  6. Активно используют инструменты партнерства (программа "Партнерство ради мира" и другие форматы партнерских отношений НА; государства-партнеры ОБСЕ в средиземноморском регионе – Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис. В Азии – Афганистан, Монголия, Республика Корея, Таиланд, Япония).
  7. Выступают в качестве форумов для обсуждения вопросов безопасностимежду своими членами и партнерами. 
  8. Применяют региональный подход и имеют совпадающие региональные измерения – южно-восточноевропейское (балканское), средиземноморское и наметившиеся кавказское и центральноазиатское. Средиземноморский диалог НАТО имеет в качестве своих целей содействие региональной безопасности и стабильности, улучшение взаимопонимания между НАТО и средиземноморскими партнерами, создание в странах-участницах адекватных представлений о Североатлантическом союзе, развитие дружественных отношений во всем регионе. Он дополняет другие международные региональные инициативы, такие, как Средиземноморская инициатива Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Барселонский процесс Европейского союза . 
  9. В Азии и Европе НАТО и ОБСЕ реализуют свои собственные программы сотрудничества и помощи (например, Инициатива для Юго-Восточной Европы Североатлантического союза) и одновременно взаимодействуют в рамках широких многосторонних усилий – Афганского соглашения, инициативы "Окружающая среда и безопасность" (ENVSEC), Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. В сфере обороны и обеспечения безопасности Пакт способствует реализации инициатив по сокращению вооруженных сил и конверсии военных баз, приграничному сотрудничеству при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разминированию, а также укреплению демократического контроля над вооруженными силами. 
  10. Находятся в процессе реформирования и трансформации, в поиске путей нейтрализации современных глобальных угроз и вызовов безопасности и способов повышения своей эффективности.
  11. Хотя ОБСЕ уникальна по своему общеевропейскому охвату, она также содержит трансатлантическую составляющую (членство США и Канады).
  12. Обе организации имеют в качестве основных задач укрепление европейской и международной безопасности и регулирование конфликтов и кризисов (все измерения ОБСЕ, Ст. 1 и 2 Североатлантического договора, параграф 10 Стратегической концепции Североатлантического союза).
  13. Действуют в русле всеобъемлющего подхода к кризисному регулированию. 

    В Декларации Бухарестского саммита Североатлантического союза заявлено, что "со многими возникающими сегодня проблемами безопасности нельзя успешно справиться, если НАТО будет действовать в одиночку. Лучше всего решать их путем широкого партнерства с международным сообществом в рамках поистине всеобъемлющего подхода, основанного на общем настрое на открытость и сотрудничество, а также решительности всех сторон. Мы полны решимости вести совместную работу для укрепления мира и стабильности, а также преодоления глобальных вызовов, которые все в большей мере затрагивают общую безопасность".

При сохранении существенных различий между двумя институциями наблюдается функциональное сближение.

ОБСЕ "больше" НАТО и по количеству членов, и по широте задач, однако "меньше" НАТО в плане силового потенциала, поскольку не имеет не только военных, но практически и никаких иных инструментов силового воздействия.

ОБСЕ "сидит на трех корзинах" (военно-политические, экономические и экологические и гуманитарные вопросы), занимаясь ранним предупреждением, превентивной дипломатией, урегулированием конфликтов и постконфликтным восстановлением, а также наблюдением за выборами, и проблемами экологической безопасности.

В то же время, НАТО значительно расширила сферы своей деятельности в период после окончания "холодной войны" в соответствии с новой, широкой концепцией безопасности и всеобъемлющим подходом к кризисному регулированию.

Североатлантический союз сегодня использует целый диапазон политических средств, включающих политико-дипломатические инструменты и общественную дипломатию, формальные и неформальные механизмы, а к традиционным задачам военно-оборонительного характера добавились миротворческие миссии, спектр операций гуманитарного характера и разнообразные разоруженческие и специальные научные программы (уничтожение запасов вооружений, гуманитарное разминирование, экологическая реабилитация.

Новая парадигма функциональной безопасности взамен географической – парадигма "вовлеченности" (engagement) в связи с глобализацией угроз и необходимостью их нейтрализации по месту возникновения, а также принятие превентивных контртеррористических мер в контексте совершенствования борьбы НАТО с терроризмом повлекла за собой усиление механизмов Альянса по раннему выявлению и предупреждению вызовов безопасности. В данной области также происходит сближение функций двух организаций.

Выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене в ноябре 2005 г. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер подчеркнул, что "в лице НАТО ОБСЕ имеет сильного и настроенного на сотрудничество партнера. НАТО расширил a свою повестку дня, руководствуясь при этом целями, разделяемыми ОБСЕ... В достижении нашей общей цели – построения единого, свободного и безопасного континента – важную роль и впредь надлежит играть ОБСЕ".

В настоящее время совместные мероприятия двух организаций проводятся во всех трех измерениях.

НАТО и ОБСЕ зачастую действуют в одних и тех же или смежных практических областях безопасности и географических регионах Европы, Азии и Средиземноморья, взаимодополняя друг друга е).

В Коммюнике Стамбульского саммита НАТО (июнь 2004 г.) было отмечено, что у обеих институций имеются в значительной степени дополняющие друг друга ответственность и общие интересы, как в функциональном, так и в географическом плане, и НАТО "будет и далее развивать сотрудничество с ОБСЕ в таких областях, как предотвращение конфликтов, кризисное регулирование и постконфликтное восстановление".

Вопросы противодействия международному терроризму, предотвращения распространения оружия массового уничтожения, транспарентности и других мер по укреплению доверия, контроля над вооружениями (Договор об обычных вооружениях в Европе), энергобезопасности, защиты критической инфраструктуры и т.д. стоят в повестке дня обеих организаций и являются темами для обмена мнениями и взаимодействия между ними.

Отношения между двумя организациями включают как политический диалог, так и оперативное взаимодействие на местах.

С 1998 г. организуются встречи на рабочем уровне между представителями институций по проблемам, представляющим взаимный интерес. С этого же времени наблюдатели ОБСЕ посещают учения, проводимые под руководством Альянса.

Контакты между НАТО и ОБСЕ осуществляются на различных уровнях и в различных контекстах:

  • регулярные выступления действующего председателя ОБСЕ перед Североатлантическим советом и СЕАП;
  • регулярные выступления Генерального секретаря НАТО перед Постоянным советом ОБСЕ;
  • регулярные контакты между генеральными секретарями НАТО и ОБСЕ;
  • ежеквартальные встречи между представителями обеих организаций на рабочем уровне;
  • участие наблюдателей от ОБСЕ в планировании учений под руководством НАТО.

Тематические области сотрудничества между НАТО и ОБСЕ включают:

  • борьбу с терроризмом;
  • управление границами и безопасность;
  • разоружение;
  • сокращение излишков легкого и стрелкового оружия;
  • меры по укреплению доверия и безопасности;
  • региональные проблемы;
  • обмен опытом по соответствующим Средиземноморским измерениям.

В области борьбы с терроризмом усилия НАТО, особенно в рамках партнерских отношений с другими государствами, дополняют деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. После террористических актов в США в сентябре 2001 года ОБСЕ выдвинула ряд инициатив, включая Хартию о предотвращении терроризма и борьбе с ним, принятую в 2002 г. в Порто.

Антитеррористическое подразделение ОБСЕ (АТП) координирует всю деятельность организации в области борьбы с терроризмом. Созданное в 2002 г., оно тесно взаимодействует с Контртеррористическим комитетом ООН (КТК), Управлением ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), а также с НАТО и другими международными партнерами.

Связанная с противодействием терроризму совместная работа двух организаций включает пограничный контроль, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК), контроль над экспортом оружия, а также экономические и финансовые аспекты терроризма.

На стамбульском саммите Североатлантического союза было принято решение расширить сотрудничество с международными организациями в рамках Плана действий против терроризма (ПДПТ) и поручено международному секретариату НАТО включить в ПДПТ и в тематику переговоров с ОБСЕ на рабочем уровне виды деятельности, в которых НАТО имеет сравнительные преимущества: нормотворчество по вопросам оперативной совместимости и подготовки сил и средств посредством учебной подготовки и учений, а также ее роль «посредника» в областях, где у Альянса нет первостепенной ответственности, таких как обеспечение безопасности границ и ликвидация последствий различных бедствий.

Отношения НАТО с ОБСЕ и другими партнерами находятся на пороге новой фазы – большей структурированности, лучшей координации и достижения более высокой степени интеграции в складывающуюся сетевую структуру международных институтов.

Что касается ОБСЕ, то перед ней стоит задача преодоления охвативших ее кризиса легитимности и внутренних противоречий, которые не могут не сказаться на эффективности дальнейшего функционирования этой организации.


Ұқсас жұмыстар

Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
Педагогикалық практика бойынша есеп
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Салыстырмалы педагогика ғылым ретінде