Лекция №13

 СТРАТЕГИЯ ОБСЕ ПО СТРАТЕГИЯ ОБСЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УГРОЗАМ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ В 21 ВЕКЕ  

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995 г., но начавшее свое формирование в 1975 г. после подписания Хельсинских соглашений.

ОБСЕ является международным региональным политическим объединением, в состав которого входят 56 государств-участников (все европейские страны, США, Канада, государства Центральной Азии и Закавказья). Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Израиль, Иордания, Египет, Тунис, Алжир и Марокко имеют статус средиземноморских партнеров по сотрудничеству, Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия – статус азиатских партнеров по сотрудничеству.

Уникальность ОБСЕ среди других европейских институтов безопасности заключается в том, что она — единственная организация, являющаяся региональным соглашением в контексте Главы VIII Устава ООН, созданная в качестве главного инструмента раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе, да и не только в Европе, поскольку, как образно говорят, сфера деятельности ОБСЕ простирается «от Ванкувера до Владивостока».

Коллективные и руководящие органы

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты, которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ для политических консультаций и принятия решений являетсяПостоянный совет, еженедельно заседающий в Вене на уровне постпредов государств-участников. Руководящие органы полномочны обсуждать проблемы безопасности, волнующие государства-участники, и принимать решения по этим вопросам.

Действующее председательство ОБСЕ осуществляется на ротационной основе в течение одного календарного года государством-участником, назначенным в качестве такового решением встречи на высшем уровне или Совета министров. Его функции исполняются министром иностранных дел председательствующего государства.

Ежегодная конференция по обзору вопросов в области безопасности (ЕКОБ), консультативный механизм диалога и обзора работы в области безопасности, инструмент реализации "Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке". Учреждена в 2002 г. решением СМИД в Порту, собирается один раз в год в Вене на уровне политдиректоров / заместителей министров иностранных дел.

Экономический форум ОБСЕ рассматривает актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.

Гуманитарные вопросы обсуждаются на ежегодных Совещаниях по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения, которые проводятся в Варшаве. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 г. Занимается содействием в проведении выборов, организуя наблюдение за национальными избирательными процессами и содействуя становлению национальных избирательных органов; поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.; реализует целевые проекты в области совершенствования законодательства, продвижения принципов равенства и недискриминации.

Парламентская ассамблея - создана в 1991 г. в качестве самостоятельной парламентской структуры с целью содействия участию парламентов государств-участников в деятельности Организации посредством обсуждения проблем и принятия резолюций и рекомендаций, относящихся к работе ОБСЕ. Состоит из более 300 парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии.

Этапы истории

Первый саммит (Хельсинки-1975). История создания ОБСЕ берет свое начало с подписания            1 августа 1975 г. 33 государствами Европы, а также США и Канадой в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название «10 заповедей разрядки» (хельсинкский декалог).  Они включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны. Кроме того, он включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три “корзины” – три измерения безопасности:

военно-политическое измерение - согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

экономико-экологическое измерение – анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

человеческое измерение – политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в т.ч. по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

В развитие итогов Хельсинкского саммита были проведены встречи в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983) и Вене (1986-1989), а также конференция по мерам доверия и разоружению в Стокгольме (1984-1986).

Второй саммит (Париж-1990). Парижское совещание глав государств и правительств (19-21 ноября 1990 г.) имело особое значение для эволюции СБСЕ. На нем была подписана ознаменовавшая окончание эпохи "холодной войны" Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. Другим важнейшим результатом парижского саммита стали решения обинституционализации СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: саммиты, Совет министров иностранных дел и Комитет старших должностных лиц.

Третий саммит (Хельсинки-1992). Принятый на нем документ "Вызов времени перемен" дал импульс началу превращения СБСЕ из форума политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества от Ванкувера до Владивостока. СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать практические меры по предотвращению и урегулированию локальных и региональных конфликтов.

Четвертый саммит (Будапешт-1994). После объединения Германии, распада СССР и роспуска ОВД в Европе и США развернулась широкая дискуссия по проблеме строительства новой системы безопасности. Прорабатывались различные сценарии ее развития с учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль. Таким образом, 5-6 декабря 1994г. на Будапештском саммите было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в ОБСЕ со своим уставом и юридическо-правовой базой. ОБСЕ стала первой всеобъемлющей организацией, сфокусированной на общеевропейском процессе.

В документах саммита - политической декларации "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и других решениях - нашли отражение положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств-участников.

Пятый саммит (Лиссабон-1996). 2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялась очередная встреча глав государств и правительств государств - участников ОБСЕ.  В принятых документах - Декларации лиссабонского саммита и Декларации "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века" – была подчеркнута необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях.

Другой важный результат Лиссабона - принятие документа об обновлении ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств-участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая нынешние уровни вооружений и развертывания. Принятые в Лиссабоне "Концептуальная база контроля над вооружениями" и "Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности" закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе.

Вместе с тем, к Лиссабонскому саммиту в работе Организации стали все заметнее проявляться географический и функциональный дисбалансы. Первый был связан с развертыванием оперативной деятельности ОБСЕ исключительно на постсоветском и постюгославском пространстве, другой – с явным креном в сторону "гуманитарно-конфликтной" проблематики. В дальнейшем эти дисбалансы усиливались, приведя к серьезному системному кризису Организации.

Шестой саммит (Стамбул-1999) состоялся 18-19 ноября 1999 г. На саммите были подписаны Хартия европейской безопасностиСоглашение об адаптации ДОВСЕ, приняты итоговая политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия. Был принят ряд заявлений, в которых фиксировались политические обязательства России по выводу военного имущества из Молдавии и об урегулировании вопроса о российских военных базах в Грузии (т.н. стамбульские обязательства).

В каждом из направлений деятельности ОБСЕ были разработаны определенные механизмы их осуществления. В частности, в рамках первого направления - обеспечения безопасности государств - таким механизмом является институт мер доверия и безопасности, в рамках гуманитарного - институт миссий экспертов и миссий докладчиков, и в экономико-экологическом направлении - Экономический форум.

Одним из таких механизмов является уже упомянутый институт мер доверия и безопасности, которые представляют собой самостоятельные международно-правовые средства, как коллективные, так и односторонние, направленные на предупреждение возникновения международных конфликтов в результате неправильной оценки одним государством военной деятельности другого государства и осуществляемые посредством передачи, получения, обмена и использования соответствующей информации о такой деятельности.

В настоящее время существует целая система мер доверия и безопасности, предусмотренная Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 г., Документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1984 - 1986 гг., Венским документом переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности 1990 г., Венским документом переговоров 1992 г., Венским документом переговоров 1994 г., Венским документом переговоров 1999 г., другими документами и соглашениями.

Практика показывает, что применяются не все из существующих мер доверия и безопасности, а лишь некоторые из них, например, наблюдение, обмен ежегодными планами, предварительные уведомления, военные контакты и сотрудничество. В тех регионах, которые характеризуются нестабильной политической ситуацией, некоторые из приведенных мер не могут эффективно применяться.


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Педагогикалық практика бойынша есеп
ЖОҒАРЫ СЫНЫПТАРДА ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХИ КУРСЫН ОҚЫТУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
“Иммунология” пәні бойынша практикалық сабақтар жоспары
Жоғары мектеп педагогикасының зерттеу әдістері
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен