Методические указания по выполнению и подготовке к семинарам, СРСП и СРС

Методические указания по выполнению СРСП, СРС, практических работ

Методические указания разработаны на основании утвержденной типовой учебной программы. Рабочая учебная программа содержит перечень тем лекционных, семинарских занятий, занятий СРСП, заданий СРС. В дополнение к рабочей учебной программе составлены методические рекомендации по выполнению СРСП, СРС, практических занятий.

Задачей настоящих рекомендаций является оказание помощи студентам при изучении дисциплины.

В пособии кратко раскрывается содержание каждой темы, включены вопросы, задания, выполнение которых будет способствовать усвоению темы, вопросы для самоконтроля.

Одни темы курса являются предметом рассмотрения в лекциях и на практических занятиях, другие — только в лекциях, третьи — изучаются самостоятельно. Самостоятельная работа студентов и преподавателя (СРСП), самостоятельная работа студента (СРС) пред­полагает выполнение заданий  конспектирование, составление выписок, библиографи­ческих списков, тезисов, подготовку реферативных выступлений, написание рецензий и аннотаций, решение педагогических задач, анализ программ и учебников для школы, ана­лиз протоколов уроков, и уроков, наблюдаемых студентами в процессе психолого-педаго­гического практикума. В пособии предусмотрены разные формы проведения занятий: практикумы, деловые игры, проблемно поисковые семинары и пр.

Для того чтобы качество различных видов самостоятельной ра­боты было более высоким, ниже помещены указания к выполне­нию некоторых из них.

Семинар

Главная цель семинарского занятия – приобретение знаний самостоятельно, семинарские занятия стимулируют инициативность, активизируют мыслительные процессы, помогают  осознано переработать материал. Эффективность семинаров зависит от ряда условий: постановка цели, формулирование проблемы, объяснение, установление регламента выступлений, напоминание правил. Перед началом семинара необходимо уточнить термины и понятия, по окончании дискуссии на семинарском занятии необходимо помочь участникам прийти к правильному и согласованному мнению.

Практические занятия

Практические занятия позволяют каждому студенту обогатить теоретические знания фактическим материалом и приобрести умение применять теорию на практике. Практические занятия – это практические методы обучения, в процессе которых  приобретаются  и формируются ЗУН. Практические занятия способствуют решению задач контроля и самоконтроля, стимулируют познавательную активность в процессе проведения занятия. Практические  занятия позволяют избежать или предупредить пробелы как в знаниях, так и в умениях.

Конспектирование работ по отдельным темам курса

Слово конспект латинского происхождения, оно означает обзор, изложение. В правильно составленном конспекте выделено самое ос­новное в изучаемом произведении, сосредоточено внимание на наи­более существенном, в кратких четких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения. Хороший конспект можно соста­вить только тогда, когда первоисточник полностью прочитан, а его основное содержание усвоено, когда выявлено соотношение отдель­ных частей текста и составлен план изучаемого произведения. Основ­ные мысли автора конспектируемой работы должны излагаться не дос­ловно, а своими словами. Это способствует более успешному овладе­нию содержанием текста. При дословном приведении каких-либо по­ложений следует указывать страницы цитируемого текста.

Внешнее оформление конспекта должно отвечать следующим требованиям: нужно указать фамилию и инициалы автора цитируе­мой работы, название работы, ее выходные данные (место издания, издательство, год), указать конспектируемые страницы; текст пи­сать четко, разборчиво, оставляя большие поля, на которые выно­сятся пункты плана работы.

Составление выписок из работ по отдельным вопросам курса

Выписка - это дословная, точная запись определенного текста. Использование такой формы записи дает возможность выбрать ма­териал на определенную тему. Требования к внешнему оформлению выписок такие же, как и к оформлению конспектов.

Составление тезисов

Тезисы представляют собой кратко сформулированные основ­ные положения текста. В тезисах, как правило, не рассматривается фактический материал, который в тексте приводится для обосно­вания, доказательства или пояснения высказываемых положений.

Очевидно, что тезисы, как и конспект, могут быть правильно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.

Написание аннотаций и рецензий на статьи

Аннотация - краткая характеристика содержания произведения, которая обычно дается в виде перечня главных вопросов. В аннота­ции могут быть отмечены и некоторые особенности произведения: время его появления, структура построения, указание на то, кому предназначена данная работа, и т.п.

Рецензия представляет собой критический анализ какого-либо произведения. В рецензии, как правило, отмечается актуальность работы, раскрывается ее структура, перечисляются основные воп­росы, рассматриваемые в данной работе, указывается на ее практи­ческую значимость. Рецензент высказывает свою точку зрения на излагаемую проблему, делает общий вывод о ценности рецензируе­мой работы, исходя из современных требований.

Составление библиографий по определенным темам курса

Подбирая литературу по теме, необходимо обратиться к имею­щемуся в библиотеке систематическому каталогу, к последним в году номерам педагогических журналов («Начальная школа», «Педаго­гика», «Вопросы психологии» и т.п.), Интернету.

Оформляя библиографический список, необходимо все работы располагать в алфавитном порядке следования фамилий их авторов или названий сборников.

При описании каждой из работ следует указать фамилию и ини­циалы автора, название работы, ее выходные данные: место и год из­дания. В случае описания журнальных статей указываются автор, навание статьи, название журнала, в котором помещена статья, год его издания и номер. В описание сборника статей следует включить фа­милию его редактора.

Образцы описания литературных источников

Вергелес Т.Н., РаевА.И. Творческие способности как предмет психолого-педа­гогического исследования//Младший школьник: формирование и разви­тие его личности: Сборник научных трудов/Под ред. Г.И. Вергелес. СПб., 2002.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.

Новое педагогическое мышление/Под ред. А.В. Петровского. М., 1989.

Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников// Начальная школа. 2003. № 10.

Подготовка реферативных сообщений

Реферат — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Различают две разновидности рефератов: передающие содержание одной книги, одного учения или научной проблемы и суммирую­щие данные нескольких источников по определенной теме.

Готовя реферативное сообщение, необходимо продумать не толь­ко содержание выступления (теоретический уровень, логичность, актуальность для решения проблем современной школы, убедитель­ность примеров, собственное отношение к рассматриваемой про­блеме), но и методику преподнесения его аудитории.


Методические рекомендации по СРСП

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов с преподавателем означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.


Методические рекомендации по СРС

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.
Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повыш


Ұқсас жұмыстар

Машинажасау мамандығының білім алушыларына Машинажасау мамандығына кіріспе пәнінен студенттердің өзіндік жұмыстарын орындауға арналған әдістемелік нұсқаулар
Қазақ тілі синтаксисін қатысымдық-танымдық тұрғыдан оқытудың ғылыми- әдістемелік негіздері (ЖОО филолог мамандықтары үшін)
Вуздағы кафедра құжат айналымын DELPHI көмегімен дамытуды ұйымдастыру
Өмір тіршілігінің қауіпсіздігі
Жабын тақта цехы
Рупорлық параболалық антенна
SDH технологиясының жабдығы
Құрылыс алаңында тірек торын жобалау
Бұйымның номенклатурасы
Машина механизмінің жетегіндегі біліктердің айналу қатаңдығын анықтау