Лекция

Тема 2. Правосудие и его принципы.

Цель лекции: Формирование представлений о правосудии, принципов правосудия.

1. Понятие правосудия и его свойства

2. Понятие и система принципов правосудия

3. Понятие и основные признаки судебной власти

1. Понятие правосудия и его свойства

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РК неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями.

Термин «правосудие» подразумевает деятельность суда, который судит, а также осуществление этой деятельности по праву, справедливо.

Понятие правосудия - понятие прежде всего правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Первое свойство правосудия, его особенность - правосудие осуществляется только судом и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия - исключительная компетенция суда.

Второе свойство правосудия - особый процессуальный порядок, подробно регламентированный законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле.

Правосудие в РК осуществляется путем:

1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;

2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

Судебное заседание суд проводит под руководством председательствующего -  судьи. В нем участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела, - стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия - решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование или после подтверждения правильности вышестоящим судом. Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону. Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет ответственность.

Сказанное выше позволяет дать следующее определение: правосудие - это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских и уголовных  дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законов РК.

Судопроизводство и правосудие - понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

2. Понятие и система принципов правосудия

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассмат­ривать как закрепленные Конституцией РК или выте­кающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие орга­низацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судеб­ную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, то есть в федеральных законах о судебной сис­теме, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за послед­ние годы федеральных конституционных законов о Конституционном суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при принятии новой редакции законов о прокура­туре и о статусе судей, а также при внесении изменений и дополнений в за­конодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

К системе конституционных принципов есть основание отнести прин­ципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения права каждому на обращение в суд за защитой своих ин­тересов; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняе­мому права на защиту; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; языка судопроизводства и обеспечения пользо­вания родным языком при осуществлении правосудия; участия граждан в осуществлении правосудия; охраны чести и достоинства личности; непосред­ственности и устности судебного разбирательства при осуществлении право­судия.

Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседани­ях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действу­ют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хо­тя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Конституционные принципы правосудия в Уголовно-процессуальном кодексе выражены не только в общих положениях, но в значительной степе­ни - также в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии и институ­ты. Не все принципы проявляются в одинаковой степени на различных ста­диях процесса. Их проявление в каждом случае зависит от ряда обстоятельств: задач, стоящих перед конкретной стадией уголовного процесса; роли различных государственных органов и должностных лиц на определенном этапе процесса; особенностей стадий и институтов; значения деятельности граждан, участвующих в процессе, и др. Наиболее полно все принципы реа­лизуются в стадии судебного разбирательства. В других стадиях они прояв­ляются в меньшей степени. В стадии предварительного расследования неко­торые принципы проявляются в ограниченных пределах или не проявляются - совсем.

Специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связа­ны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на ус­тановление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на    таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и су­дом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосу­дия и в ходе судопроизводства.

3. Понятие и основные признаки судебной власти

        Суд среди  других  органов  государственной   власти занимает  особое  место.  Только  суд  своим  решением может положить конец спору истца и  ответчика,  только  суд  может признать  человека  виновным в совершении преступления.  Суд реализует права граждан на обжалование действий  должностных лиц,    рассматривает    материалы    о    некоторых   видах административный  правонарушений.  Никакой   другой   орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

        В новой  Конституции  РК,  принятой  на  всенародном референдуме,  в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной  и исполнительной  нашла  свое  выражение  в  четком  выделении самостоятельной главы 7 "Суды и правосудие",  наряду с главами   3 "Президент",   4   "Парламент", 5 "Правительство ".

        Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию  на  свои  функции  и  не  может выполнять функции других властей.

        Конституция РК (ст.  75)  предусматривает,  что  отправление правосудия    является    особым    видом    государственной деятельности,  самостоятельной   государственной   функцией, осуществлять  которую  во  исполнение  законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций   правосудия  другим  органам  антиконституционна  и недопустима.  Т.е.  в Казахстане нет и не  должно  быть  никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые   имели   бы   право   рассматривать   и   разрешать гражданские, уголовные и иные дела.

Конституция РК предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении и как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

Закон о судебной системе, основываясь на Конституции РК, указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Из Конституции РК следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему РК. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. «Правосудие в РК осуществляется только судом». Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть толпы», власть общественного мнения, власть средств массовой информации - «четвертая власть»), судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции РК принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции РК и закону. Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

5. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

6. Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

7. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.

8.   Осуществление    полномочий    путем    судопроизводства - признак судебной власти, что определено Конституцией РК, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосудие.

9. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РК и другими законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РК предоставляет Верховному Суду РК право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі