Лекция

Тема 3. Судебная система РК

Цель лекции: Формирование системы знаний о судебной власти  РК и ее структуре.

1. Суд как орган судебной власти.

2. Понятие судебной системы РК. Звенья судебной системы. Судебные инстанции.

3. Структура судебной системы РК

4. Правовой статус судей

1. Суд как орган судебной власти.

Судебная власть в РК принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд. Понятие «суд» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.

Суд, реализующий судебную власть, - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РК и соответствующих законах, не обладают и судами не являются.

Ответственность функций, выполняемых судами, обусловливает особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. К судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судьи в РК приобретают свои полномочия, как правило, в результате назначения на должность.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект РК), или на структурное образование Вооруженных Сил РК (вид вооруженных сил, военный округ, флот, группа войск, гарнизон и т. д.). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РК высшими судебными органами рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей).

Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например,

2. Понятие судебной системы РК. Звенья судебной системы. Судебные инстанции.

Судебная система- это совокупность всех действующих в РК в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом административно-территориального устройства государства.

Систему судов составляют суды общей юрисдикции и специализированные суды. Верховный суд, областные суды, городские, районные суды, специализированные суды (экономические, административные, военные и др. суды) составляют судебную систему Р. Они различаются по структуре и объему полномочий.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды: это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов и др. В отличие от военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РК как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной систему. Так, все районные  (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и им соответствующие суды - второе звено, Верховный Суд РК -  высшее звено. Основное звено судебной системы судов общей юрисдикции - районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению.

Военные суды также состоят их трех звеньев: основное, первое звено - военные суды гарнизонов и им равные; среднее, второе звено - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшее, третье звено - Верховный Суд РК, в структуре которого имеется Военная коллегия.

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы - суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы.

Суд второй (апелляционной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду.

Суд надзорной инстанции по представлению управомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.

1.                    Структура судебной системы РК

Конституционный закон РК О судебной системе и статусе судей РК был принят 25 декабря 2000 года № 132-II.

       Под судебной системой следует  понимать  совокупность всех судов РК.

       В судебную систему РК входят все суды:

      - Верховный  Суд  РК  и  суды  общей юрисдикции, в            отношении     которых    он    осуществляет    в            предусмотренных  законом  процессуальных  формах            судебный   надзор   и   дает  обязательные   для            исполнения  разъяснения  по  вопросам   судебной            практики;

-специализированные суды (административный, экономический);

-Конституционный Совет  РК

      Совокупность указанных  судов  РК  связана единством задач по  отправлению  правосудия  и  процессуальной  формой функционирования.

      В настоящее  время  в  соответствии с Конституцией и законодательством  о  судоустройстве   все  суды   обладают некоторыми  организационными и функциональными связями,  что дает  основание  рассматривать  каждое  из  звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Верховный суд РК

        Придание Верховному    Суду   РК   статуса   высшего судебного  органа  не  имеет  абсолютного   характера,   оно ограничено   сферой  осуществления  его  компетенции:  дела, подсудные судам "общей юрисдикции".  Следовательно, по делам о  проверке  конституционности  законов  и  иных нормативных актов,  а также по делам об экономических  спорах  Верховный Суд не является высшим судебным органом,  поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Совет РК.

        Перечень дел,  в  отношении  которых  Верховный  Суд выступает в качестве  суда  высшей  инстанции,  не  является исчерпывающим.     Помимо     гражданских,    уголовных    и административных дел,  в нем упомянуты и иные  дела.  Способ определения   путем  открытого  перечня  отражает  ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

        В настоящее  время  Верховный  Суд  РК  действует  в составе Судебной   коллегии   по гражданским делам,  Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной  коллегии.  Полномочия  Верховного  Суда  определены Гражданским    процессуальным    и   Уголовно-процессуальным кодексами РК. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции,  в  кассационном порядке,  в порядке надзора и по вновь  открывшимся  обстоятельствам. 

        Что касается  его   полномочий   как   суда   первой инстанции,   то   Концепция   судебной  реформы,  предлагает  максимально ограничить   их   либо  вовсе  отменить.  Однако  необходимо сохранить   право   судьи,    обвиняемого    в    совершении преступления, настаивать  на рассмотрении его дела Верховным Судом РК по первой инстанции.

        Длительно считалось бесспорным, что Заседания Верховного Суда РК на основе изучения и обобщения судебной  практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для всех органов судебной системы.  При  этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей  и  подчинения их  только  закону,  ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными.  Статья 76 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее  двусмысленное  их  положение:  разъяснения Верховного  Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.

        Конституционный Совет РК

        Конституционный совет РК  -  специализированный  орган правовой  охраны  Конституции.  Его  деятельность  в  данной области имеет контрольный характер.  Это определяется прежде всего   тем,   что   он  наделен  правом  отмены  актов,  не соответствующих      Конституции      РК.      Возникновение специализированных  органов  конституционного контроля можно отнести к началу 2О-х годов  нынешнего  столетия.  Именно  в 1920 году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой  модели  правовой  охраны конституции   используются   термины:  "западноевропейская", "европейская",  "австрийская". Следует заметить, что второй, наиболее  распространенной,  моделью в данной сфере является "американская". Главный ее  признак  -  выполнение  основной функции по   обеспечению  конституционного  контроля  судами общей юрисдикции.

        В СССР  долгие  годы  функционировала  принципиально иная система.   Основная  роль  в  конституционном  контроле отводилась постоянно  действующему  высшему   коллегиальному органу государственной   власти:   на  уровне  Союза  ССР  - Президиуму Верховного Совета СССР,  на  уровне  республик  - Президиумам Верховных  Советов республик.  Данная система на практике показала свою несостоятельность.

        В мае 1990  г.  в  СССР  начал  действовать  Комитет конституционного   надзора   СССР.   По  более  новаторском, перспективному пути пошел Казахстан. В нем  создается Конституционный  Совет. Новая   Конституция   Казахстана   внесла   существенные изменения в статус Конституционного Совет,  его компетенцию и т.д.  Она более подробно закрепила организацию и деятельность данного органа. 

Четко определен статус Конституционного Совета  как  составной части   судебной   власти,  как  специализированного  органа конституционного контроля. Конституционный  Совет  РК - судебный орган конституционного  контроля,  самостоятельно   и   независимо осуществляющий  судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

        Частью первой   статьи   85  Конституции  определен численный состав Конституционного Совета РК.  Он равен 7. председатель Конституционного совета назначается президентом республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Два члена Конституционного совета назначаются президентом республики, два - председателем сената и два - председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года. (ст 71)

Основными принципами  деятельности  Конституционного Суда  вляется  независимость,  коллегиальность,  гласность, состязательность и равноправность сторон.

        Часть первая  статьи  72  Конституции РК регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Совет. Это контроль за соответствием Конституции РК иных правовых актов.  Прежде всего, дан четкий перечень субъектов возбуждения такого  рода дел в Конституционном Совете.  К их числу отнесены: правильность проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

Установлена конкретная  форма  обращения  о проверке конституционности - запрос.

        Отправной точкой в сфере  конституционного  контроля названа  Конституция  Казахстана.  Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко  всем  остальным  правовым актам.  Приоритет  Конституции -  неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.

            

4. Правовой статус судей

Судья как носитель судебной власти

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией РК функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа; б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в надзорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

Требования предъявляемые для кандидатов в судьи.

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является прежде всего соответствие кандидата в судьи требованиям, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане РК, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 2 лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими.

В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для кандидатов в судьи вышестоящих судов  должен составлять не менее 5 лет, а для кандидатов в судьи Верховного Суда РК — не менее 15 лет.

Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике.

Наличие в законе четких научно обоснованных требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.

Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение

Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье.

Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной  законом, лица, виновные:

а) в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия;

б) в ином вмешательстве в деятельность суда.

Согласно Закону о судебной системе и статусе судей независимость судьи обеспечивается:

а) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

б) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

в) несменяемостью судей;

г) особой защитой государства;

д) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

е) правом судьи на отставку;

ж) неприкосновенностью судьи;

з) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

и) системой органов судейского сообщества.

Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей, который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии Министерства юстиции РК при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти субъекта РК;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РК или органа законодательной (представительной) власти субъекта РК.

Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия, происходит при наличии указанных в законе оснований. К ним отнесены:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства РК;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі