Лекция
Тема 4. Органы юстиции Республики Казахстан
Цель лекции: Сформировать целостное представление об органах юстиции и их полномочиях.
1. Система и организация деятельности органов юстиции
2. Права и обязанности органов юстиции
3. Правовой статус органов юстиции
1. Система и организация деятельности органов юстиции
Закон РК Об органах юстиции был принят 18 марта 2002 года №304-II.
Система органов юстиции
1. Единую систему органов юстиции составляют:
1) органы юстиции, включающие:
Министерство юстиции Республики Казахстан;
комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан;
территориальные органы юстиции;
органы уголовно-исполнительной системы;
2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации.
2. Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляются Министерством юстиции, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством Республики Казахстан.
3. Структура, штатная численность, условия материально-технического обеспечения органов юстиции определяются министром юстиции Республики Казахстан в пределах лимитов штатной численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов юстиции.
Министерство юстиции Республики Казахстан
1. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.
2. Министерство юстиции возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.
Полномочия министра юстиции Республики Казахстан
1. Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач.
2. Министр:
1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей;
2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными;
3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
4) представляет министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания;
6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Территориальные органы юстиции
1. Территориальными органами юстиции являются областные, городов Астаны и Алматы подразделения юстиции.
2. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.
Организации системы юстиции
Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации.
Уголовно-исполнительная система органов юстиции
Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан - система учреждений и органов, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, назначенных судами, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Структура уголовно-исполнительной системы
1. Структуру уголовно-исполнительной системы образуют:
1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа);
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания: уголовно-исполнительные инспекции; исправительные учреждения;
4) следственные изоляторы;
5) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования;
6) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения;
7) центры реабилитации – организации уголовно-исполнительной системы, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения, предназначаемы для оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве, правовой и психологической помощи освобожденным из мест лишения свободы в течении шести месяцев после освобождения.
2. Порядок организации деятельности, права и обязанности органов, администрации учреждений уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Взаимодействие органов юстиции с государственными органами, организациями и должностными лицами
1. Органы юстиции при решении возложенных на них задач взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, в том числе с правоохранительными и контролирующими, а также с должностными лицами.
2. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органам юстиции в выполнении функциональных задач и защите прав, свобод человека и гражданина, юридических лиц и интересов государства.
3. Сотрудничество органов юстиции с государственными органами и организациями иностранных государств, в том числе с органами юстиции, осуществляется на основе международных договоров.
Статья 12-1. Общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Акты органов юстиции
1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам деятельности органов юстиции, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также вносит представления.
2. Руководители ведомств и территориальных органов Министерства юстиции в пределах своей компетенции издают приказы и вносят представления.
3. Акты органов юстиции, принятые в пределах их компетенции и прошедшие в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию, обязательны к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства.
Представление органов юстиции
1. Органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона:
1) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, но не прошедших ее;
2) в отношении нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, применяемых ими, но не опубликованных в установленном порядке, опубликование которых обязательно в соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан;
3) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, противоречащих законодательству Республики Казахстан;
4) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
2. Представление вносится в соответствующий государственный орган (должностному лицу) либо в вышестоящий орган (должностному лицу).
3. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок.
Органы юстиции вправе участвовать в рассмотрении представления.
4. Государственный орган либо должностное лицо обязаны устранить нарушения и о принятых мерах сообщить в органы юстиции.
2. Права и обязанности органов юстиции
В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов;
2) юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов;
3) привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств;
4) официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе;
5) правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации;
6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства.
В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами;
2) юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан;
3) исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами;
4) проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан;
5) участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров;
6) юридическую экспертизу проектов международных договоров.
В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) подбор и расстановку кадров судебных экспертов;
2) организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций;
4) координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы;
5) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции;
6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений;
7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом.
В сфере государственной регистрации органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) государственную регистрацию нормативных правовых актов центральных государственных органов, государственную регистрацию нормативных правовых актов маслихатов, акиматов и акимов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;
3) государственную регистрацию актов гражданского состояния;
4) опубликование для всеобщего сведения перечня зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов;
5) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества.
В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, отзыв, приостановление и прекращение лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами;
3) лицензирование нотариальной и адвокатской деятельности, лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью, лицензирование деятельности по оценке имущества;
4) обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния;
5) координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы;
6) контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;
7) аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, организационное, методическое руководство органами записи актов гражданского состояния, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности;
8) проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов.
В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства;
2) предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации;
3) заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды.
В сфере исполнения уголовных наказаний органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов организацию размещения осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
2) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение выполнения режимных требований в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
3) охрану органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала, контроль за оперативной обстановкой в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
4) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;
5) оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
6) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;
7) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере исполнения уголовных наказаний.
В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области;
2) обеспечение организации и проведения научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
3) международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
4) государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;
5) контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
6) регистрацию авторского права в официальных реестрах;
7) регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;
8) содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений;
9) обеспечение регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;
10) организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе;
11) контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;
12) обеспечение регистрации лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов;
13) выполнение иных, возложенных законодательством Республики Казахстан на органы юстиции функций в сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности.
Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе:
1) издавать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению центральными и местными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
2) осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию;
3) запрашивать и получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;
4) осуществлять в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах проверку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
5) обращаться с иском в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, а также общественных или государственных интересов в порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан;
6) осуществлять управление переданным им имуществом;
7) осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований;
8) вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;
9) осуществлять издательскую деятельность.
3. Правовой статус органов юстиции
Сотрудникам служб уголовно-исполнительной системы в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и выслугой лет в установленном порядке присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав:
рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
младший сержант юстиции, сержант юстиции, старший сержант юстиции, старшина юстиции, прапорщик юстиции, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
младший лейтенант юстиции, лейтенант юстиции, старший лейтенант юстиции, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
майор юстиции, подполковник юстиции, полковник юстиции;
5) высший начальствующий состав:
генерал-майор юстиции.
Порядок присвоения специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы определяется законодательством.
Материальное и социальное обеспечение работников органов юстиции
1. Оплата труда работников органов юстиции осуществляется в соответствии с единой системой оплаты труда, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.
2. Работникам органов юстиции предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью тридцать календарных дней.
3. Материальное обеспечение и социальная защита работников органов юстиции, имеющих правовой статус, отличающийся от статуса государственных служащих, предусмотренного Законом Республики Казахстан "О государственной службе", устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Применение мер принуждения
1. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, для выполнения возложенных задач отдельные категории должностных лиц органов юстиции имеют право применять меры принуждения, в том числе специальные средства, физическую силу и огнестрельное оружие.
2. Работники служб уголовно-исполнительной системы и дознания органов юстиции имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов.
Применение специальных средств и физической силы
1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять физическую силу и специальные средства, в том числе боевые приемы борьбы, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, водометы, служебных животных, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, перечень которых определяется Правительством, для:
1) отражения нападений на граждан, находящихся на территории исправительных учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
2) освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях;
3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие исправительным учреждениям, организациям и органам уголовно-исполнительной системы, а равно для освобождения их от захвата;
4) конвоирования и охраны осужденных, если имеется достаточно оснований полагать, что они могут совершить побег;
5) задержания осужденных, если они оказывают неповиновение или сопротивление персоналу исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, злостное неповиновение их законным требованиям, проявляют буйство, участвуют в массовых беспорядках, захвате заложников, нападают на граждан или совершают иные подобные действия;
6) пресечения противоправных действий при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных;
7) предотвращения причинения задержанными и осужденными лицами вреда окружающим или самим себе;
8) пресечения противоправных действий лиц, умышленно препятствующих сотрудникам уголовно-исполнительной системы в осуществлении возложенных на них законом обязанностей.
2. Запрещается применять специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.
Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять огнестрельное оружие для:
1) защиты граждан от преступного посягательства, а равно освобождения заложников;
2) отражения нападения на сотрудников органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы и членов их семей, лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
3) отражения нападения на служебный наряд, помещения органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, на охраняемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы объекты;
4) задержания лиц, осужденных, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из исправительного учреждения;
5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия;
6) защиты от нападения животных;
7) подачи сигналов тревоги или вызова помощи;
8) а также во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
2. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.
3. В случаях применения оружия, специальных средств работник органа юстиции обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и информирования вышестоящих органов юстиции и прокурора.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются бесплатно форменным обмундированием, денежное содержание состоит из должностного оклада и доплаты за специальное звание.
В случае гибели сотрудника УИС при исполнении служебных обязанностей или служебного долга либо в течение года после увольнения со службы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, семье погибшего выплачивается единовременная компенсация в размере 60-месячного денежного содержания по последней занимаемой должности.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі