Лекция

Тема 5. Прокуратура РК

Цель лекции: Характеристика органов прокуратуры и их полномочий при осуществлении прокурорского надзора.

1. Прокурорский надзор как основное направление деятельности органов прокуратуры.

2. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора.

3. Структура органов прокуратуры.

1. Прокурорский надзор как основное направление деятельности органов прокуратуры.

ЗРК О прокуратуре от 21 декабря 1995 года №2709.

Прокуратура Республики Казахстан представляет собой единую централизованную систему, независимую от других государственных органов, должностных лиц, которая подотчетна лишь Президенту Республики (п.2, ст.83 Конституции Республики Казахстан). Цель  Прокуратуры определена в пункте 1, статьи 83 Конституции Республики Казахстан:

«1. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания  и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства  в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование».

В соответствии с приведенной статьей Конституции, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г., в статье 4, прокурорский надзор определен как один из основных направлений и содержание деятельности органов прокуратуры. Прокурорский надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, и иных нормативных правовые актов можно подразделить на пять отраслей:

-  надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства;

-  надзор за оперативно-розыскной деятельностью;

-  надзор за законностью следствия и дознания;

-  надзор за законностью административного производства;

-  надзор за законностью исполнительного производства;

а также представительство интересов государства в суде.

Для указанных отраслей прокурорского надзора свой предмет надзора, а у прокурора, действующего в рамках какой-то определенной отрасли, имеется определенная совокупность полномочий, позволяющая эффективно решать возложенные него законом задачи.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, а именно: принцип единства и централизации; принцип независимости органов прокуратуры от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений; принцип гласности в действиях органов прокуратуры; невмешательство в деятельность органов прокуратуры; общеобязательность актов прокурорского надзора (ст.3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Надзор органами прокуратуры  осуществляется прокурором в пределах его компетенции путем проведения проверок после вынесения постановления о производстве проверки. В указе приводится перечень оснований для вынесения постановления прокурором о производстве проверки:

-  поручение Президента Республики Казахстан;

-  заявления, жалобы, сообщения и другие данные о нарушении законодательства;

-  непосредственное выявление признаков нарушения законодательства;

-  поручение или запрос вышестоящего прокурора,

(ст.5 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Сотрудники прокуратуры, осуществляя свою деятельность, вправе беспрепятственно входить в помещения государственных органов, организаций, получать доступ к их документам и материалам, знакомиться с судебными делами и их истребование из суда. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные обязаны:

1)                    безвозмездно предоставить необходимые материалы и сведения;

2)                    выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения.

Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, и иных нормативных правовые актов, можно разделить на две части: полномочия по выявлению нарушений и полномочия, направленные на устранение выявленных нарушений. Если факт нарушения закона или иного нормативного правового акта будет установлен, то прокурор выносит по данному факту акт прокурорского надзора. Актами прокурорского надзора являются протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г., указанные акты обязательны для исполнения всеми организациями, должностными и физическими лицами на территории Республики Казахстан.

Задачами надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства являются:

1)                    обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан;

2)                    принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав (п.1, ст.28 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

2. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора.

Прокурор обладает широкими полномочиями при осуществлении в данной отрасли надзора. Он вправе получать показания от граждан, должностных лиц, требовать производства проверок по фактам нарушений, привлекать к осуществлению проверок на основе взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов, выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законодательством. И по результатам проверок прокурор может вносить протест, давать предписания, приостанавливать действия незаконного акта, за исключением закона, выносить постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном нарушении, принимает меры по возмещению материального ущерба, обращается в суд за защитой прав и законных интересов юридических и физических лиц, отстаивать интересы государства в суде, вносить представления об устранении нарушений законности органу или должностному лицу, отменить меры запретительно-ограничительного характера наложенные государственными органами или должностными лицами.

Предметом надзора за оперативно-розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий органами и должностными лицами, правомочных осуществлять данную деятельность (в частности органы внутренних дел Республики Казахстан). Полномочия в данной отрасли установлены уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами. Прокурор уполномочен получать для проверки от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативные дела, материалы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности; рассматривать жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; проверять законность проведения оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; опротестовывать акты нормативного характера, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в случае их противоречия положениям Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан; прекращать своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия, в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина; выносить в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановлений о дисциплинарном производстве, возбуждении уголовного дела; освобождать незаконно задержанных лиц; при необходимости требовать проведения проверок с целью устранения нарушений закона руководителями в подчиненных им органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;  давать санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях определенных законодательством.

Содержание и предмет надзора за законностью следствия и дознания составляет надзор прокурором за законностью актов и деятельностью органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях проведения расследования.

Осуществляя надзор за законностью дознания и следствия, прокурор наделен следующими полномочиями, в связи с чем:

1) получает для проверки от органов дознания и следствия уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия;

2) проверяет соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

3) санкционирует содержание под стражей и арест;

4) в необходимых случаях возбуждает уголовные дела, дает письменные указания о производстве расследования преступлений;

5) отменяет незаконные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

6) если в ходе дознания и следствия были допущены нарушения прав участников процесса и других граждан, незаконные методы расследования, ставит вопрос об ответственности виновных лиц;

7) в случаях неполноты следствия и дознания, а также установления допущенных нарушений законности в ходе следствия и дознания возвращает уголовное дело на дополнительное расследование либо прекращает его в полном объеме или в отношении конкретных лиц;

8) направляет в суд уголовное дело, поступившее из органов дознания или следствия для рассмотрения по существу;

9) требует при необходимости от руководителей следственных подразделений и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона, обеспечения полного раскрытия преступлений;

10) рассматривает жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, руководителей органов дознания и следствия;

11) проверяет соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания под стражей лиц в отношении которых мерой пресечения избран арест;

12) выполняет иные установленные законом полномочия.

Указания прокурора в пределах его компетенции даются в письменной форме и обязательны для лица, производящего дознание и следствие» (ст.38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Содержание и предмет надзора за законностью административного производства составляют следующие цели: обеспечения точного и единообразного применения законодательства об административных правонарушениях, а также при рассмотрении дел и определении мер взыскания за совершенное административное правонарушение;  восстановление нарушенных прав и законных интересов человека и гражданина, должностных лиц и организаций при применении законодательства об административных правонарушениях; обеспечения гражданам права на обжалование любого акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях;  принятия мер к виновным в нарушении законности при применении законодательства об административных правонарушениях.

Полномочия прокурора по обеспечению законности                    административного производства:

«Осуществляя надзор за законностью административного производства, прокурор вправе:

     1) истребовать от уполномоченных должностных лиц и органов сведения, документы и дела об административных правонарушениях;

     2) рассматривать жалобы на действия и решения должностных лиц и

органов, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение взыскания;

     3) проверять законность административного задержания и арест граждан, а также обоснованность иных мер воздействия за административные правонарушения;

     4) принимать участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

     5) проверять исполнение постановлений о наложении административных взысканий;

     6) принимать меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения прав и свобод граждан, законных интересов физических и юридических лиц и государства;

     7) возбуждать производства по делам об административных правонарушениях;

     8) совершать другие предусмотренные законом действия» (ст. 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

По результатам проверок прокурор по обеспечению законности административного производства вправе выносить правовые акты прокурорского надзора: протест на постановление или решение по делу об

административном правонарушении; письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной проверки; постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию; постановление или требование о снятии любых мер запретительного или ограничительного характера, наложенных должностными лицами полномочных государственных органов в связи с исполнением своих обязанностей, в случаях нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства; постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении; требовать от уполномоченных органов проведения проверки в подконтрольных или подведомственных им организациях; в установленных законом случаях прекращать производство об административном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления или решения об административном правонарушении (ст. 42 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Предмет надзора за законностью исполнительного производства составляют: законность нахождения лиц в местах лишения свободы, при

исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания осужденных в названных учреждениях, охраной их прав и свобод; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы; законность исполнения судебных решений по гражданским, хозяйственным и иным делам.

«Осуществляя надзор за законностью исполнительного производства, прокурор в пределах своей компетенции вправе:

     1) требовать точного и единообразного применения Конституции, законов и международных договоров Республики Казахстан о правах человека, гуманном обращении с арестованными и осужденными;

     2) истребовать и проверять исполнительные производства по делам о защите прав и интересов гражданина, государства, а также по искам и заявлениям прокурора;

     3) посещать с целью проверки в любое время места лишения свободы и другие учреждения, исполняющие наказания и иные меры принудительного характера, назначаемые судом;

     4) опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

     5) истребовать документы, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, отбывают наказания, а также подвергнуты иным мерам принудительного характера;

     6) немедленно освобождать своим постановлением каждого незаконно содержащегося в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих меры принудительного характера;

     7) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа или карцера;

     8) в установленных законом случаях санкционировать акты администрации учреждений, исполняющих наказания».

3. Структура органов прокуратуры.

В соответствии со ст. 9 Закона РК «О прокуратуре» Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратур РК включает в себя коллегии, управления и отделы.

Генеральная прокуратура:

1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры республики по основным направлениям их деятельности;

2) анализирует практику надзора за применением законов, состоянием законности в республике;

3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора;

4) контролирует работу органов прокуратуры республики по надзору за применением законов;

5) взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность;

6) организует и проводит повышение квалификации кадров;

7) участвует в нормотворческой деятельности;

8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

  Генеральная прокуратура возглавляется Генеральным прокурором, который имеет заместителей, он назначается на должность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет и освобождается от должности Президентом РК, соответственно Генеральный прокурор подотчетен только Президенту РК, а также обладает следующими полномочиями, предусмотренными ст. 11 Закона РК «О прокуратуре РК»:

1) осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории республики, руководит деятельностью нижестоящих прокуратур;

2) опротестовывает законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, в органы и должностным лицам, их принявшим;

3) является членом Высшего судебного совета;

4) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры Республики Казахстан и порядок реализации мер материального и социального обеспечения;

4-1) принимает в пределах своей компетенции следующие нормативные правовые акты:

по вопросам применения норм Уголовно-процессуального кодекса и законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами дознания и следствия, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

по вопросам правовой статистики и специальных учетов, обязательные для всех субъектов правовой статистики;

другие нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;

4-2) принимает решение о согласовании по нормативным правовым актам, издаваемым органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие;

5) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан;

6) представляет Президенту республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий;

7) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров;

8) отчитывается перед Президентом республики о деятельности органов прокуратуры;

9) в установленном порядке присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры;

10) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан сотрудников органов прокуратуры;

10-1) присваивает звание "Почетный работник Прокуратуры", утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;

11) определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками органов прокуратуры оружия и боеприпасов;

11-1) вносит предложения на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда о даче разъяснений по вопросам судебной практики;

12) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами Республики Казахстан.

Областная прокуратура также включает в себя управления и отделы, например, управление общего надзора, управления по надзору за законностью предварительного следствия и дознания, отдел кадров, отдел канцелярии и т.д. Возглавляет областную прокуратуру областной прокурор, который в соответствии со ст. 13 Закона РК «О прокуратуре»

1) руководит деятельностью областных, городских, районных и иных приравненных к ним прокуратур по обеспечению прокурорского надзора;

2) издает приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі