Лекция

Тема 7.  Органы внутренних дел РК

Цель лекции: Формирование знаний об органах внутренних дел как основа обеспечения общественной безопасности

1. Роль органов внутренних дел РК в обеспечении общественной безопасности

2. Организационно-правовые формы управления внутренними делами

3. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел.

1. Роль органов внутренних дел РК в обеспечении общественной безопасности

           Для нарушений норм общественной безопасности характерно то,  что  они  создают угрозу жизни и здоровья многих людей, могут причинить значительный ущерб  обществу  и  государству Основными  видами  угроз  общественной безопасности являются общественно опасные деяния,  социальные конфликты, эпидемии, эпизоотии, крупные катастрофы, аварии, пожары.

     Угроза общественной безопасности может  возникнуть  без участия  и помимо воли людей - в результате действия стихийных сил природы,  в частности наводнения,  землетрясения  На основе и во исполнение закона в разных сферах жизни общества устанавливаются правила общественной безопасности:  движения и  эксплуатации  автомототранспорта  и  городского электротранспорта;  противопожарной безопасности; борьбы с эпидемиями, наводнениями и другими стихийными бедствиями; производства строительных и режимных  работ  в  общественных  местах; приобретения,  хранения и перевозки огнестрельного нарезного оружия, а также взрывчатых, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ и др.2

Нормы таких  правил  обычно носят организационно-технический характер, они определяют правило обращения с источниками повышенной опасности.

     После уточнения полномочными органами государства, правила приобретают юридическую силу,  становятся обязательными для исполнения. Ответственность за нарушение соответствующих норм устанавливается законами, указами, Постановлениями Правительства Республики Казахстан,  решениями местных представительных  и исполнительных органов.  За нарушения указанных норм (в зависимости от их характера,  и опасности,  последствий) предусмотрена уголовная,  административную,  дисциплинарная и материальная ответственность.

     Исходя из возможности  наступления  тяжких  последствий вследствие нарушений норм общественной безопасности, главным в деятельности органов внутренних дел РК является  обеспечение строжайшего соблюдения правил безопасности ,  предупреждение их нарушений,  своевременное и реальное пресечение малейших отступлении от установленного порядка.  В целях обеспечения общественной безопасности правовыми актами  устанавливается  лицензионно-разрешительная  система  на открытие и функционирование предприятий,  а также использование предметов и веществ, представляющих повышенную опасность для окру-

жающих.

     Органы внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительную систему на объектов,  бесконтрольное пользование которыми может нанести вред государству, создает угрозу личной безопасности  граждан  или которые могут быть использованы в преступных целях.  В частности, органы внутренних дел выдают разрешения на  изъятие  и  функционирование пиротехнических, оружейно-ремонтных мастерских, стрелковых тиров, на приобретение, перевозку и хранение нарезного огнестрельного оружия, боеприпасов к нему,  взрывчатых материалов и ряда других веществ.

     Одним из важных методов деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности является надзор за соблюдением организациями,  должностными лицами и гражданами установленных норм правил хранения,  использования объектов,  на  которые  установлено  лицензионно-разрешительная

система,  за техническим состоянием автомототранспорта, соблюдением водителями транспортных средств и пешеходами правил движения по улицам и дорогам,  за подготовкой кадров водителей, поддержанием в надлежащем состоянии и дорожных сооружений,  за выполнением проектными организациями требований пожарной безопасности во всех организациях,  предприятиях, учреждениях,  в домах,  принадлежащих гражданам, а также контроль за  частной  детективной  деятельностью и др.   Органы внутренних дел РК оказывают помощь соответствующим организациям  в  борьбе со стихийными бедствиями,  в ликвидации последствий крупных аварий,  ставящих под угрозу жизнь  и  здоровье  граждан  и  требующих проведения значительных аварийно-спасательных и восстановительных работ,  обеспечивают охрану и спасение имущества во время стихийных бедствий,  других чрезвычайных ситуаций,  при проведении мероприятий гражданской  обороны,  руководят деятельностью военизированной и профессиональной пожарной охраны,  оказывают  помощь  добровольным противопожарным организациям, ведомственной пожарной охране.

2. Организационно-правовые формы управления

внутренними делами

     Управление внутренними  делами - основанная на законах, указах Президента Республики Казахстан,  постановлениях Правительства исполнительно-распорядительная деятельность управомоченных органов государства по  обеспечению  общественной безопасности, общественного  порядка,  защиты  прав и свобод граждан, общества и государства.  Понятие "Управление  внутренними делами"  выражает  социальную цель - создание такого общественного порядка и правопорядка,  которые отвечают требованиям обеспечения  прав  и  свобод человека и гражданина, общества и государства.

     Между управлением внутренними делами и общественным порядком и правопорядком имеется прямая связь. Учитывая, что в нормативных правовых  актах чаще всего употребляется понятие "общественный порядок",  необходимо  уяснить чем это вызвано и в  чем  заключается  разница между общественным порядком и правопорядком.

     Общественный порядок  рассматривается  как  система общественных отношений,  которая возникает в процессе применения не только норм права,  но и морали,  обычаев и традиций.

Таким образом, результат этой работы возникает под  воздействием не только специальных правовых средств.  Поэтому и соответствующие органы внутренних дел в ходе выполнения  своих задач закономерно прибегают к мерам общественного,  воспитательного и правового воздействия.

     Основу общественного порядка составляют права,  свободы человека и гражданина, которые и получают свое закрепление в нормах гражданского общества и права.  Но правопорядок отличается от общественного порядка тем, что он поддерживается и обеспечивается исключительно с помощью норм права и отражает

состояние правоотношений, которые возникают под воздействием права. Этим  и объясняется,  что согласно сложившимся точкам зрения по данной проблеме правопорядок подытоживает социальные результаты правового регулирования, упорядочения общественных отношений с помощью норм права.

     Согласно Указа Президента Республики Казахстан "Об  органах внутренних  дел  Республики  Казахстан"  от 21 декабря 1995 года, деятельность данных органов связана с охраной общественного порядка  и обеспечением общественной безопасности, предупреждением и пресечением правонарушений и иных противоправных посягательств  на  права  и  свободы  человека и гражданина, интересы общества и государства.

     Общее руководство  сферой  внутренних  дел осуществляют Президент и Правительство Республики Казахстан.

     Деятельность министерства и его структурных подразделений осуществляется в нескольких организационно-правовых формах:

1. административная;

2. оперативно-розыскная;

3. уголовно-процессуальная;

3. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел.

Прохождение службы в органах  внутренних  дел  включает порядок приема на службу,  перемещение по службе, присвоение специальных званий, прекращение службы и т.д.

     Служба в  органах  внутренних дел имеет свою специфику, определенную теми задачами, которые они выполняют в процессе осуществления своей деятельности.

     Порядок приема на службу в органы внутренних дел,  прохождения службы сотрудниками их полномочия и ответственность регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона  "Об  органах внутренних дел" от 21 декабря 1995 года, Положением о прохождении службы лицами рядового и  начальствующего состава органов внутренних дел.  К сотрудникам органов внутренних дел может применяться трудовое  законодательство в  той мере,  в какой оно не противоречит названным Указу и Положению.

     При приеме на службу в органы внутренних дел учитывается ряд условий и требований. Прежде всего на службу принимаются в  добровольном порядке граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе 18 лет.

     Прием на службу может осуществляться также путем заключения контракта между гражданином и соответствующим  начальником органа  внутренних  дел,  на основе которого последний издает приказ о приеме на службу.  Форма и условия контракта определяются министром внутренних дел.

     При приеме на службу в органы внутренних дел существует ряд ограничений. К ним относятся:

     - возраст гражданина;

     - состояние его здоровья;

     - наличие у лица судимости.

     Запрещено прохождение  службы в одном органе внутренних дел сотрудников,  состоящих между собой в  близком  родстве, если их  работа  связана  с непосредственной подчиненностью, либо подконтрольностью одного из них другому,  а также  лиц, уволенных по отрицательным мотивам с государственной службы, иных правоохранительных органов,  судов и  органов  юстиции. Должность сотрудника  внутренних  дел  не совместима с депутатским мандатом,  занятием предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

     Поступая на службу, сотрудники принимают Присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан.

     Служба в органах внутренних дел предполагает присвоение специальных званий.

     В целях  формирования  высокопрофессионального  личного состава органов внутренних дел проводится аттестация. Для сотрудников органов внутренних дел  определен  предельный возраст пребывания на службе, который связан с соответствующим специальным званием.

     Увольнение сотрудника  осуществляется по следующим причинам и основаниям:

     - по выслуге лет, дающей право на пенсию;

     - по возрасту;

     - по состоянию здоровья;

     - по сокращению штатов;

     - в связи с расторжением контракта;

     - по собственному желанию;

     - в связи с утратой гражданства Республики Казахстан;

     - за систематическое нарушение  служебно-воинской  дисциплины;

     - по служебному несоответствию;

     - в связи с осуждением судом за преступлением;

     - в связи с переходом на работу в другие  государственные органы;

     - в связи  с  совершением  проступка  дискредитирующего звание сотрудника органов внутренних дел.

     Сотрудники ОВД подлежат обязательному личному  и  медицинскому страхованию.

     Сотрудники внутренних дел имеют право на пенсию за выслугу лет:  а ставшие инвалидами при наличии условий, предусмотренных законом, - на пенсию по инвалидности.

     В случае  гибели или смерти сотрудника органов внутренних дел члены его семьи имеют право на пенсию по случаю  потери кормильца.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі