Лекция

Тема 9.  Органы таможенного контроля РК

Цель лекции: Ознакомление обучающихся со структурой и компетенцией таможенных органов.

1. Структура таможенных органов

2. Задачи таможенных органов

3. Основные функции работы таможенных органов

4. Правовой статус сотрудников таможенных органов

1. Структура таможенных органов

Комитет таможенного контроля Республики Казахстан входит в состав Министерства Государственных доходов. Систему таможенных органов возглавляет Комитет таможенного контроля. За годы своей деятельности протерпевший ряд существенных реорганизаций и структурных изменении. Теперь он по своему статусу является центральным исполнительным органом, возглавляет единую систему таможенных органов РК и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом. Структура таможенных органов состоит из единой системы, в которую входят:

·     Центральный таможенный орган РК

·     Таможенные управления

·     Таможни

·     Таможенные посты

Комитет таможенного контроля Министерства ГД РК - основной орган управления таможенной деятельностью в стране. Структура Комитет таможенного контроля  представляет собой:

· Председатель Комитет таможенного контроля

· Первый заместитель

· Заместитель

· Помощник

· Советник председателя

Основу Комитета составляют Управления:

·   Управление организации борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил

·   Управление таможенных доходов

·   Управление таможенных контактов

·   Финансово-хозяйственное управление по организации работы аппарата

·   Управление кадров

·   Отдел внешних связей

·   Отдел собственной безопасности

·   Отдел организации таможенных экспертиз

Управление таможенного контроля состоит из отделов:

· Организация таможенного контроля

· Отдела таможенного режима

В управление по борьбе с контрабандой и нарушение таможенного права функционирует:

Ø     оперативный отдел

Ø     отдел по борьбе с контрабандой

Ø     отдел по борьбе с таможенными правонарушениями.

Учитывая особую важность борьбы с наркотиками, в составе рассматриваемого Управления создан отдел борьбы с контрабандой наркотиков и организацией кинологической службы.

Управление таможенных доходов включает в себя:

· Отдел таможенных платежей в торговом обороте

· Отдел таможенных тарифов

· Отдел косвенных налогов

· Отдел таможенных платежей и сборов в неторговом обороте

· Отдел валютного контроля

Т.е. Управление занимается организацией уплаты хозяйствующими субъектами (отечественными и иностранными) пошли, сборов с товаров пересекающих таможенную границу. Вся совокупность этих пошлин и налогов образует идущих в казну государства таможенный доход.

Управление таможенной охраны и режима осуществляет отдел по организации таможенной охраны и режима, спецотдел, дежурная служба.

В отделе правового обеспечения предусмотрено, что кодификация законодательства и таможенного права занимается специальный организационный отдел, а практические юридические дела находятся в ведение юридического отдела.

Бухгалтерия с полным штатом работников является   одним из важных подразделений рассматриваемого Управления. Другим не боле важным подразделением является отдел финансирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов.

Необходимым подразделением является отдел материально-технического снабжения, вооружения, средств  защиты и технического контроля.

Поскольку Таможенный комитет берет на себя функции капитального строительства таможенных объектов, то при данном отделе создан соответствующее отделение.

Приказы Министерства Финансов Республики Казахстан от 30 июля 1995 года за №163 был создан отдел таможенных экспертиз, который позднее был преобразован в Центральную таможенную лабораторию. Главной задачей данной лаборатории является экспертное содействие таможенным органам при осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров перешедших таможенную границу.

Комитет таможенного контроля можно отнести к внутренним государственным органам внешнеэкономических отношении. Дополнительным аргументом в пользу такого утверждения является наличие в структуре Таможенного комитета отдела внешних связей. В задачи отдела входит:

·               осуществления сбора информации о состоянии таможенного дела в различных странах

·               проведения анализа этой информации, внесения предложении по совершенствованию таможенной службы

·               форм таможенного сотрудничества Казахстана с другими странами.

Отдел внешних связей выполняет  следующие функции:

·             Изучение международных правовых актов по вопросам таможенного дела

·             Вынесение предложений о приобщении Казахстана к международным таможенным соглашениям, осуществления работы официальных контактов с Центральным международным органом – Всемирным таможенным органом (ВТО) и другими международными таможенными органами.

Аналогичные отделы существуют в областных таможенных управлениях. Кроме того, в областных таможенных  управлениях есть отделы по контролю за экспортно-импортными операциями. К основным направлениям работы отдела относится контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельностью по   таможенному вопросу проверка за проведением участниками внешнеэкономической деятельности, экспортно-импортных операции, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверку правильностью заполнения бланков грузовой декларации с последующей ее регистрацией, регистрация и учет лицензии,  сертификатов, регистрация таможенных документов. Отдел вправе проводит контроль за работой находящейся в зоне его деятельности учреждении, требовать предоставления участниками внешнеэкономической деятельности сертификатов, подтверждающих происхождения товаров, привлекать специалистов из разных правоохранительных органов, инспектирующих органов для обеспечения содействия в проведении процедур таможенного контроля.

Таможни подчиняются Таможенному комитету, а таможенные посты – таможням, курирующим определенную территорию.

2. Задачи таможенных органов

Основными задачами таможенных органов, согласно Указу о таможенном деле в РК, являются участие в разработке и проведении таможенной политики;

обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и законодательства Республики Казахстан, зашита прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и экономических интересов;

применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

взимание таможенных платежей и налогов;

участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

обеспечение соблюдения разрешительного порядка при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Казахстан, а также деятельности в рамках таких связей организаций и граждан;

содействие в осуществлении мер по защите государственной безопасности, нравственности населения, защите жизни и здоровья человека, охране окружающей природной среды, животных и растений, защите интересов республиканских потребителей ввозимых товаров;

осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Казахстан материалов;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров Республики Казахстан, связанных с таможенным законодательным делом; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

проведение научно-исследовательских работ и консультирование в области таможенного дела; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в этой области. для государственных органов и организаций;

предоставление в установленном законодательством порядке органам государственной власти, организациям и гражданам информации по таможенным вопросам;

реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов.

        

3. Основные функции работы таможенных органов

Как было сказано выше, основными функциями таможни является таможенное оформление и таможенный контроль.

Таможенное оформление – совершение действия в целях помещения товаров и транспортных средств под   определенный таможенный режим и завершения этого режима в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Казахстан «О таможенном деле».

Таможенное оформление производится в порядке, определенном Указом Президента Республики Казахстан и актами Центральным таможенных органов Республики Казахстан.

Таможенное оформление производится в местах, зонах деятельности и во время работы таможенных органов Республики Казахстан, в установленном порядке, определенном Центральным таможенным органом Республики Казахстан. Зона таможенного контроля создается на основе приказа таможенных органов. В доступ в зону таможенного контроля обеспечен в тех местах, которые определяются решением о создании соответствующим зон таможенного контроля. Такими местами могут быть КПП. Перемещение товара и транспортных средств в пределах зоны таможенного контроля, а также через границы, не совпадающие с государственной границей, хозяйствующие субъекты производят по специальным пропускам.

По просьбе заинтересованного лица и за его счет таможенное оформление может, производится с согласия таможенных органов может, производится в иных местах и вне времени работы таможенных органов. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, вправе присутствовать при таможенном оформлении. Таможенное оформление производится на казахском или русском языке. Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления предусмотренных Законом Республики Казахстан ветеринарных, фитосанитарных, экологических и других ведомств государственного контроля, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товаром и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев предусмотренных Указам Президента Республики Казахстан.

Таможенное оформление начинается после того, как должностное лицо таможенного органа заявит о своей готовности к таможенному оформлению в отношении конкретных товаров и транспортных средств. При срочной поставке (товары необходимы при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, скоропортящиеся товары, радиоактивные) таможенное оформление производится по упрощенной  системе.

По требованию таможенных органов, перевозчик, владелец склада или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товара и транспортных средств обязан, представить в таможенные органы транспортные средства, произвести взвешивание, погрузку, выгрузку, вскрытие указанных средств, - подлежащих таможенному оформлению, - а также вскрыть помещения, емкости, где могут находиться товары и транспортные средства.

Для целей производства таможенного оформления, таможенные органы вправе брать пробы, образцы товаров, производить исследования, экспертизу. До осуществления таможенного оформления производится предварительная операция. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РК, а также при вывозе товаров и транспортных средств с территории свободной экономической зоны, перевозчик уведомляет таможенный орган РК о пересечении таможенной границы РК. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территорий РК лицо, перемещающее товары и транспортные средства, уведомляет таможенные органы о намерении вывести товар. Таможенный орган регистрирует такое уведомление  и назначает время, место куда товары и транспортные средства должны прибыть для осуществления таможенного оформления. Это положение не распространяется к морским, речным и воздушным судам, пересекавшим таможенную территорию РК. После подачи уведомления, перевозчик обязан доставить товар, транспортные средства и документы на них по установленным маршрутам таможенными органами. Доставка производится в строго установленные сроки. Если при доставки товаров перевозчик не может выполнить обязанности, согласно Указа Президента Республики Казахстан, он обязан принять меры для обеспечения сохранности и не допущения  каких-либо действий в отношении товаров и транспортных средств и сообщить в ближайший таможенный орган.  В месте доставки товары и транспортные средства фактически предъявляются, а документы вручаются таможенным органам. Оставление транспортных средств и товаров без присмотра, проведение погрузки, выгрузки товаров, изменения первоначального места нахождения товаров, вскрытие упаковки, допускается только с разрешения таможенных органов. До помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим может приниматься краткая декларация. Форма декларации, перечень сведении, подлежащий указании в ней, устанавливается Центральным органом Республики Казахстан. Краткая декларация подается перевозчикам одновременно с предоставлением товара и транспортных средств, либо с разрешения  таможенных органов не позднее следующего рабочего дня  после предоставления товаров и транспортных средств. Товары и транспортные средства с момента передачи таможенным органам находятся на временном хранении под таможенным контролем. Временное хранение товара осуществляется в специальных отделах, обустроенных помещениях или иных местах. Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. Владелец склада обязан обеспечить сохранность товаров и транспортных средств, обеспечить не допущение третьих лиц к местам хранения, при необходимости обустроить склад двойным запорным устройством.

Товары и транспортные средства, перешедшие таможенную границу подлежат декларированию. Декларация подается путем заявления по установленной форме (письменно, устно, путем электронной или мной передачи данных) с точными сведениями о транспортных средствах, и других сведении, необходимых для таможенных целей. Товары декларируются таможенными органами РК, где производится таможенное оформление транспортных средств одновременно с товаром.  Морские и воздушные суда декларируются в порту прибытия на таможенную территорию Республики Казахстан, либо в порту или аэропорту с таможенной территории Республики Казахстан. Порожнее транспортные в средства- при пересечении таможенных границ Республики Казахстан. Таможенная декларация подается в сроки установленные центральным таможенным органам. Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенным органам Республики Казахстан.    Декларантом может быть лицо, перемещающий товар и транспортные средства, либо таможенный брокер, но только казахстанское лицо. Декларант выполняет все обязательства и несет ответственность в полном объеме предусмотренный законодательством Республики Казахстан. Декларант, помимо иных прав, до подачи таможенной декларации, вправе осматривать и измерять товары, транспортные средства, с разрешением таможенных органов брать пробы и образцы товаров.  Декларант, при декларировании товара и транспортных средств обязан:

· Произвести декларирование товаров и транспортных средств

· Предъявить таможенным органом РК документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей. Уплатить таможенные платежи и налоги. Оказывать содействия таможенным органам. Подача таможенной декларации должна сопровождаться предъявлением таможенным органам документов необходимых для таможенных целей. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом Республики Казахстан.

Принятая таможенными органами  декларация, оформляется в порядке определенными таможенными органами. С момента принятия декларации она является официальным документом.

Таможенный контроль – деятельность таможенных лиц таможенного учреждения при проверке товаров,  транспортных средств пересекающих таможенную границу государства, с целью недопущения нарушении норм таможенного законодательства. Основными принципами таможенного контроля является:

·                     таможенный досмотр товаров и транспортных средств

·                     личный досмотр физических лиц

·                     введения учета товаров и транспортных средств

·                     проведение осмотра магазинов безпошленой торговли, свободных складов.

Таможенный досмотр означает не только проверку самих товаров и транспортных средств, но изучаются сопроводительные таможенные документы, сличают сведения, записанные в документе с фактическими данными. При необходимости запрашиваются сведения в банках, иных учреждениях о состоянии счетов лиц, перевозивших через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Личный досмотр – форма таможенного контроля, проводимая в исключительных случаях в отношении конкретного гражданина. Таможенный контроль осуществляется специально отведенных зонах таможенного контроля, перемещение товаров внутри этой зоны допускается только с разрешения таможенных органов. При вывозе товаров с таможенной территории Казахстана начало таможенного контроля приходится на момент принятия таможенных декларации. Заканчивается таможенный контроль в момент пересечения этих товаров таможенной границы РК. Основными методами таможенного контроля являются:

· Привлечения специалистов, экспертов

· Проведение идентификации товаров и транспортных средств.

· Проверка финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц

· Проведение выборочного контроля

Таможенный контроль может, производится с помощью технически средств, безопасных для здоровья человека, животных и растении.

Привлечение специалистов и экспертов производится в целях наиболее точного учета товаров и транспортных средств.

Проведение идентификации товаров и транспортных средств производится с целью быть уверенным, что это именно тот товар, то самое транспортное средство, которое было задекларировано. Данный контроль осуществляется путем наложения пломб, бумаг заклеивания с печатью, посредством взятия проб и образцов с товаров, путем описи товаров, их фотографии изготовлении чертежей по этим товарам,  их иллюстрации. Убирать, стирать наложенные пломбы, наклейки и прочие маркировки можно только с разрешения таможенных органов.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица  один из методов таможенного контроля. Проверка производится путем получения  от должностных лиц, в чьем ведении находятся товары, транспортные средства, справки, письменные и устные объяснения.

Выборочный таможенный контроль производится, если есть  основания полагать, что товар носит легальный характер и нет особой необходимости в тотальной всесторонней проверки.

Не исключен таможенный контроль, и после проверки выпушенного товара и транспортных средств. Таможенные органы могут, проводит инвентаризационную опись  товара, осуществлять контроль за качеством ввозимого товара, в связи с этим требует предъявления сертификата о происхождении товара.

4. Правовой статус сотрудников таможенных органов

В соответствии со статьей 397 Указа должностными лицами таможенных органов могут быть только дееспособные граждане Республики Казахстан, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи.

Должностные лица, как они определены по Указу, являются сотрудниками таможенных органов и принимаются в таможенные органы с испытательным сроком от трех месяцев до одного года.

Существуют исключения для приема на работу, в частности в отношении пенсионеров правоохранительных органов и Вооруженных Сил. Должностному лицу таможенного органа в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет в установленном порядке присваиваются следующие специальные звания:

1) младший начальствующий состав:

прапорщик таможенной службы;

старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав:

младший лейтенант таможенной службы;

лейтенант таможенной службы;

старший лейтенант таможенной службы;

капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав:

майор таможенной службы;

подполковник таможенной службы;

полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав:

генерал - майор таможенной службы;

генерал - лейтенант таможенной службы.

2. Должностные лица таможенных органов, которым присвоены специальные звания, бесплатно обеспечиваются форменной одеждой. Образцы формы одежды и знаки различия, нормы обеспечения ею утверждаются Правительством Республики Казахстан. Порядок ношения форменной одежды устанавливается уполномоченным органом.

3. Положения настоящей статьи применяются также к руководителям и специалистам специализированных таможенных учреждений.

Должностные лица при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти. Незаконное вмешательство или воздействие в какой бы то ни было форме государственных органов, политических и общественных организаций и движений, средств массовой информации, иных юридических лиц, их должностных лиц и иных работников, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц с целью повлиять на принимаемое таможенным органом или его должностным лицом решение либо действие запрещается.

Законные требования или распоряжения должностного лица таможенного органа обязательны для исполнения государственными органами, юридическими и физическими лицами, их руководителями. В отдельной главе Указа предусматривается ответственность за административные нарушения, посягающие на деятельность таможенных органов (таможенные правонарушения).

Административная ответственность за эти правонарушения предусматривается в виде штрафов, кратных минимальной заработной плате (в настоящее время - расчетному показателю). Эти дела рассматриваются судебными органами по соответствующему постановлению руководителя таможенного органа.

В свою очередь, таможенные органы несут ответственность перед гражданами и государством за обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, состояние защиты законных прав и интересов лиц и соблюдение обязанностей в сфере таможенного дела.

Таможенные органы при нарушении их работниками законных прав и интересов граждан обязаны восстановить эти права или обеспечить привлечение виновных к ответственности.

Убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие неправомерных действий или бездействия, возмещаются. Должностные лица таможенных органов за неправомерные действия несут административную, уголовную или иную ответственность.

Согласно таможенному законодательству должностные лица наделяются специальными средствами и огнестрельным оружием для применения мер принуждения, но в строго ограниченных рамках.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі