Лекция

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И  ЕЕ РАЗВИТИЕ

1. Понятие, сущность и значение Конституции

Огромное значение Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Впервые понятие "конституция" (от лат. constitutio - установление) стал употребляться в Древнем Риме. Конституциями называли акты, издаваемые императором. В средние века конституциями называли нормативные акты о правах и вольностях различных сословий. Первой Конституцией в нынешнем смысле этого слова, как Основной Закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 года.

С тех пор, Конституции в государственно-правовом смысле, как Основные Законы государств, появились в Западной Европе в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политическое господство буржуазии. В это же время возникает концепция конституционализма как правления, ограниченного Конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного    права,    явилась    буржуазно-демократическим противопоставлением феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что Конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций.

Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт - Основной Закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.

   Конституция представляет собой отражение в области права результатов соотношения политических сил, участвующих в осуществлении государственной власти на определенном историческом этапе. В этом заключается ее сущность. Поэтому Конституция – это не только правовой, но и политический акт.

Значение Конституции определяется ее функциями. Функции Конституции – ее государственно-общественное предназначение и способы его реализации. Основными функциями Конституции являются:

-                     Юридическая функция. Конституция является основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права;

-                     Политическая функция. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества;

-                     Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия;

-                     Экономическая функция. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования.

2. Этапы развития Конституции Республики Казахстан

История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР  «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 года. Это закон не относится к разряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Данный закон внес существенное изменение в систему управления государством. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономических преобразований, осуществляемых в республике.

Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. 

Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что:

-  отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе;

-  республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством,  политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством;

-  республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы КазССР;

-  территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия;

-  без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы.

-  Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности;

-  КазССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику.

  Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора  и разработки новой  Конституции КазССР.

Декларация – первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Казахской ССР  1978 года, которая закрепляла власть Советов.

Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Суду.

В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем  суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ.

Таким образом, более чем за год до провозглашения независимости в Казахстане  были приняты  акты конституционного характера, которые приостановили действие  основных норм Конституции СССР.

  В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года и “О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики.

Согласно первому закону прекратил свое существование Совет Министров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления - Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т.д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора республики.

  Согласно второму закону - представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках - Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет.

В Конституцию были внесены нормы о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Казахская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, во всех его высших органах власти.

Второй этап конституционного строительства начинается с принятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию  Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”.

  В статье 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

  Согласно  Главе 2 Закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

  Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.   Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

  4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

  Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики. 

  С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казахской ССР, законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоречили Закону о государственной независимости.

В этот период были приняты ряд конституционных законов, внесших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан.

Вместе с тем, никакие изменения и дополнения уже не могли ни улучшить, ни приспособить Конституцию союзной республики к требованиям конституции суверенного государства. В связи с этим, еще в июне 1991 года  были образованы  Конституционная комиссия  и рабочая группа по разработке  проекта новой Конституции.

Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия  Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана в январе 1993 года.

Конституция 1993 года по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., например Верховный Совет оставался однопалатным представительным  и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы, сохранились Советы, формулировки  многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашенные Конституцией  Казахской ССР  1978 г.

В Конституции впервые  было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное государство» означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории РК как политических,  так и культурных автономий.

Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти  между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также  закрепила положение о прямом действии ее норм.

10 декабря 1993 года Верховный Совет  республики  временно делегировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановления Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имеющие силу не только обычного, но и конституционного закона. Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция  1993 года не предусматривала такой возможности.

Четвертый этап становления конституционного законодательства  связан с принятием Конституции 1995 года, ныне действующей. Этот этап продолжается на современном этапе.

В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента РК "О выборах в Республике Казахстан". Наиболее существенные поправки продлили срок президентских полномочий с пяти до семи лет,  депутатов Сената до шести, депутатов Мажилиса до пяти лет. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты и отменена необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей. 

3. Юридические свойства Конституции

Юридические свойства Конституции – существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие:

1.          Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает:

-             нормы Конституции – источник других отраслей права;

-             нормативные акты принимаются только органами, указанными конституцией;

-             все нормативные акты должны соответствовать Конституции;

-             государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.

2.          Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем.

-             Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти;

-             нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным актам.

3.          Прямое действие. Это свойство означает, что:

-             нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями;

-             нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав;

4. Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с конституцией юридической силой.

4 . Форма Конституции

Форма Конституции – способ организации норм, заключенных в Конституции. По форме Конституции бывают писаные и неписаные. Неписаная Конституция представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций. Примером такой Конституции служит английская Конституция, содержащая совокупность множества актов, от "Великой хартии вольностей" 1215 г. до "Закона о министрах Короны" 1937 г. и базирующаяся на неписаном "общем праве" и судебных прецедентах. Под писаной Конституцией обычно понимают единый Основной Закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющий важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Конституция РК относится к писаным конституциям.

5. Порядок принятия и изменения Конституции

Республики Казахстан

В зависимости от установленного в них порядка изменения различаются такие виды Конституций, как гибкие, жесткие и особо жесткие.

Конституция РК была принята 30 августа  1995 г. всенародным голосованием и относится к разряду жестких конституций. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РК определен самой Конституций (ст.53, п.1 ст. 62, п.3, 91).

              Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства.

Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

Если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум, который считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.

Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены.

6. Правовая охрана Конституции

Правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который, как глава государства и его высшее должностное лицо, является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать  Конституции входит в содержание его присяги.

В целях защиты Конституции РК образуется Конституционный Совет РК, который по обращениям  Президента РК,  Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра, судов РК  разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 72 Конституции.

Законы и международные договоры, признанные Конституционным Советом не соответствующими  Конституции РК не могут быть подписаны  либо, соответственно, ратифицированы и  введены в действие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.

В решении задач конституционного контроля и обеспечения исполнения Конституции участвуют и другие органы власти: Суды РК,  Прокуратура РК в пределах их компетенции.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі