Лекция

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

1. Понятие конституционного строя 

Каждое государство имеет определенный строй (устройство), т.е. характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Устройство государства характеризуются определенными отношениями (экономическими, политическими, социальными), которые лежат в основе этого строя. Общественные отношения, как вам известно, регулируются обычаями, традициями, нормами морали и права.

Государство устанавливает определенные «правила игры» - определенные принципы, которые лежат в основе его деятельности. Самые важные, основополагающие принципы жизни общества устанавливаются Основным законом – Конституцией, поэтому они называются конституционными принципами. В демократических государствах в основу государственного строя положены три основных принципа: народовластие, разделение властей, приоритет прав и свобод человека. Следовательно – конституционный строй – это совокупность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства.

2. Основы конституционного строя

Основы Конституционного строя – главные устои государства, его основные принципы, отражающие его демократическую сущность и которые призваны обеспечить Республики Казахстан характер конституционного государства. Правовой институт «Основы конституционного строя» занимает ведущее место в системе конституционного права.

Конституция Республики Казахстан закрепляет Основы Конституционного строя в первом разделе «Общие положения».

Каковы же эти принципы, или что относится к Основам Конституционного строя РК?

1.        Суверенитет. Казахстан является суверенным государством. Ст. 2 Конституции РК гласит – «Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории».

Государственный суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны (т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории) и ее независимость от власти иностранных государств в сфере международных отношений. Помимо верховенства и независимости государственной власти, государственный суверенитет проявляется в ее единстве.

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает полновластие народа, т.е. обладание народа социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно через республиканский референдум и выборы, так и через делегирование ее органам государственной власти (ст3 Конституции).

Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство от имени народа не выступает и обладает правом выступать только от имени государства.

2. Республиканская форма правления. В Конституции РК установлена республиканская форма правления. Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В Республике Казахстан, согласно Конституции, провозглашена президентская форма правления, которая характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики (наличие главы правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства Парламентом, полномочия Президента по роспуску  Парламента, а также возможность самостоятельного принятия Президентом законодательных актов).

3. Народовластие. В соответствии с Конституцией РК (ст. 1) Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это значит что:

-                     Казахстан определяет себя как государство, при котором народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государство и Парламент, сменять их по истечению срока данных полномочий;

-                     государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и национальности, право на объединения, на равный доступ к государственной службе и т.д.

4. Светский характер государства. Республика Казахстан утверждает себя светским государством. Это значит что:

-            в Республике Казахстан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства;

-            не существует государственной или обязательной религии;

-            запрещено создание партий на религиозной основе;

-            каждый имеет право на свободу совести, т.е право исповедовать любую религию, переходить их одной религии в другую или не исповедовать никакой религии. 

5. Верховенство права. Республика Казахстан утверждает себя правовым государством. Это значит, что государство стремится к такому состоянию или качеству, которое называется правовым государством. Которое, в свою очередь, характеризуется следующими чертами:

-              права и свободы человека являются высшей ценностью;

-              верховенство закона;

-              принцип разделения властей;

-              независимость судебной власти;

-              взаимная ответственность государства и гражданина.

6. Социальный характер государства. Республика Казахстан утверждает себя социальным государством. Это значит, что:

-              государство служит человеку, а не наоборот;

-              государство служит обществу в целом, а не отдельным его слоям;

-              государство стремиться равномерно распределять тяготы и блага для всех граждан;

-              государство поддерживает социальную сферу (образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение и поддержка групп населения с низкими доходами;

-              государство признает право граждан требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни;

-              государство обязуется создать условия для экономической свободы в обществе.

7. Унитарность. Республика Казахстан является унитарным государством. Унитарное государство – форма устройства государства, которая не имеет в своем составе автономий т.е. других каких либо государственных образований; с единой Конституцией, единой системой права, единым гражданством, Парламентом, Правительством, системой исполнительных органов и суда, подразделяет свою территорию на административно-территориальные единицы.

Единство государственной власти в Республике Казахстан обеспечивается Президентом, являющимся главой государства и его высшим должностным лицом. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Тем самым, Президент РК находится над всеми ветвями власти, выступает арбитром, хотя и тяготеет по своим полномочиям к исполнительной власти.  

8. Политический и идеологический плюрализм. В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие (п.1 ст.5 Конституции). Политическое многообразие (плюрализм) - это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом  процессе и составляющих институциональную основу политического плюрализма. Конституции гласит «Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование объединений».

Одно из наиболее важных мест в институциональной  основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологическим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идеологического многообразия.

Идеологическое многообразие (плюрализм) - это свобода выбора идеологических и духовных ценностей и запрет установления государственной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма.

9. Экономический плюрализм. Это значит, что, в республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (п.1 ст.6 Конституции)

10. Права и свободы человека и гражданина – высшая ценность. Конституция РК рассматривает человека, его жизнь, права и свободы в качестве высшей ценности (ст.1). Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом  государства, его обязанностью.

Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из важнейших его основ. Между тем носитель этого суверенитета народ состоит из граждан, от которых, в конечном счете, и должна исходить вся власть.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют также существенных усилий государства в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культурной сферы.

11. Приоритет норм международного договора над нормами закона. П.3 Ст. 4 Конституции гласит « Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда их международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

1.                      Общепризнанные принципы и нормы международного права – составная часть правовой системы РК. П.1 Ст. 4 Конституции гласит: «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики…».

3. Конституционный статус Республики Казахстан как государства

Как отмечалось выше, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Государство является основной формой реализации суверенитета народа, поскольку государство:

1. это единственная полновластная организация в масштабе страны;

2. представляет весь  народ Казахстана, выражает его совокупную волю;

3. является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью;

4. является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Республике Казахстан как государству присущи признаки, свойственные любому государству.

Для государства  характерна организация политической власти на определенной территории. Следующим характерным признаком всякого государства является наличие на его территории совокупности людей - населения. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ, что означает всю полноту его государственной власти над своим населением.

На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обеспечения его нормальной жизнедеятельности. При осуществлении  народовластие,  воля народа делается общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах. В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, государство создает аппарат принуждения, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др.

Только государство имеет в своем распоряжении военную организацию, предназначенную для обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности своей территории.

Место государства в реализации полновластия народа определяется функциями, под которыми понимаются основные, наиболее важные направления его деятельности. В функциях государства выражается сущность государства, его роль в решении задач организации жизнедеятельности всего населения. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они действуют, функции подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренними функциями Республики Казахстан  являются следующие функции: экономическая, социальная, финансового контроля, охраны законности и порядка, экологическая (природоохранная).

Внешними функциями  государства являются: функция сотрудничества с другими государствами и функция обороны.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РК является ее территориальное единство. Республика Казахстан имеет свою территорию, включающую в себя сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория РК является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет РК.

Республика Казахстан  обладает высшей властью в отношении своей территории, ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории Казахстана. Республика Казахстан обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается законом РК «О государственной границе Республики Казахстан» а также иными  нормативными актами, международными договорами и соглашениями РК с сопредельными государствами.

Необходимым элементом конституционно-правового статуса РК является единое гражданство РК и непризнание республикой института двойного гражданства.

Система, структура и процедуры деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей отражают унитарную природу Республики Казахстан.

Конституционно-правовой статус РК характеризуется  единством   правовой системы, включающей  республиканские нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти,    также нормативные правовые акты  органов местного государственного управления  и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовой статус РК характеризуется наличием собственности. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир находятся в государственной собственности.

Конституционно-правовой статус РК характеризуется наличием единой денежной и кредитной систем. Денежная система РК включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) РК является тенге. Введение на территории РК других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса РК относится существование Вооруженных Сил РК, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности РК. Республика Казахстан  определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и осуществляет оборонную политику страны.

Существенным элементом конституционно-правового статуса РФ является закрепление Конституцией РК государственного языка. Государственный язык язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. Таким языком в РК является казахский.  Русский язык наравне с казахским официально употребляется  в государственных организациях и органах местного самоуправления.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса РК относится ее право на международные отношения с иностранными государствами, реализуя которое она представляет как интересы всего народа. РК как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах, обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Важным компонентом конституционно-правового статуса РК являются ее государственные символы - флаг, герб и гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет  Казахстана, а также ее столица - город Астана.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі