Лекция

   КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1. Понятие  основ правового статуса личности в Республики Казахстан

Институт основ правового положения (статуса) человека и гражданина - один из важнейших в  конституционном праве РК. Согласно принципам Конституции, его нормы должны быть  исходными, основополагающими для всех остальных институтов этой отрасли права. Признание человека, его прав, свобод и законных высшей ценностью, - главное условие разработки, принятия и применения законов и других нормативных актов. Обеспечение и защита этого положения - главная цель конституционного права.

Статус – место человека в обществе, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением и т.д.

Правовой статус человека и гражданина - юридическое закрепление фактического положения физических лиц (граждан данного государства, иностранных граждан, лиц без гражданства) в обществе действующим в стране законодательством.

Конституционный статус личности - как институт конституционного права - это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей и гарантии их реализации.

В полном объеме правовой статус человека и гражданина регулируется всей совокупностью нормативных актов, действующих в стране. Если же говорить об основах правового статуса как институте конституционного права, то они закрепляются нормами Конституции страны (Раздел 2 «Человека и гражданин»).

Основы правового статуса человека и гражданина как правовой институт включают в себя следующие элементы:

1.    Юридически закрепленные общие принципы статуса человека и гражданина, которые проявляются во всех сферах реализации правосубъектности личности;

2.    Правовые установления, связанные с определением  принадлежности к гражданству и регулированию отношений по поводу гражданства;

3.    Основные права и свободы человека и гражданина, которые неотделимы от человека, принадлежат всякому лицу или субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности. Гарантии прав и свобод человека и гражданина;

4. Основные обязанности человека и гражданина.

2. Конституционные принципы статуса человека и гражданина

Принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые государством и правом руководящие идеи, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение его обязанностей.

Значение конституционных принципов заключаются в том, что они определяют основные черты правового статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, в какой отрасли права они закреплены.

Принципами правового положения личности РК являются:

1. Равноправие граждан.  Конституции РК не содержит отдельной нормы-принципа, закрепляющей данное положение, но оно вытекает из анализа всех норм, регулирующих правовое положение личности,  (например ст.14 закрепляет равенство всех перед законом и судом;  ст.16 "Каждый имеет право на личную свободу», ст.22 «Каждый имеет право на свободу совести» и ряд других норм). Принцип равноправия -  основополагающий принцип статуса человека и гражданина, который включает в себя следующие три аспекта:

- равенство всех перед законом и судом. Это значит, что: закон в равной мере обязателен для всех; суд в равной мере доступен и справедлив для всех и  должен руководствоваться только законом; суд не должен принимать во внимание непредусмотренные законом особенности лица, который обращается в суд за защитой или обвиняется судом.

- равенство прав и свобод человека и гражданина. Это значит их  признание за всеми людьми в равной мере независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

      - равноправие мужчины и женщины.

2. Неотчуждаемость прав и свобод. Этот принцип означает, что:

-                       права и свобода принадлежат каждому от рождения;

-                       признаются абсолютными и неотчуждаемыми (от них нельзя отказаться или передать другому лицу);

-                       они могут быть ограничены только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения; 

-                       ни одно лицо, ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод,  предусмотренных ст. 10, 11, 13, 14, 15, п.1 ст.16, 17, 19, 22,  п.2 ст. 26, п. 3 ст. 39 Конституции РК.

3. Непосредственное действие прав. Это значит, что:

-              права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов и, следовательно, деятельность законодательной и исполнительной и судебной властей;

-              ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным нормам или ограничивающие их.

4. Гарантированность прав и свобод. Конституционные права и свободы не только предоставляются, их реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии (ст. 12 Конституции ).

К государственным институтам, которые должны обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

-     Парламент, осуществляющий эту функцию через законодательную деятельность;

-     Президент, законодательные основы полномочий которого закреплены в Конституции,  а также в Указе Президента, имеющем силу Конституционного Закона «О Президенте»;

-     Комиссия по правам человека при Президенте РК как консультативно-совещательный орган.  Основными задачами комиссии являются содействие Президенту, рассмотрение адресованных главе государства и комиссии обращений по поводу соблюдения прав и свобод  человека и гражданина, составление ежегодных докладов  о соблюдении прав человека, разработка предложений по вопросам совершенствования механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

-     защита прав и свобод граждан является одной из основных задач системы правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел и национальной безопасности, адвокатуры.

И, наконец, согласно ст.13 Конституции, каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону.

5. Единство прав и обязанностей каждого.

3. Гражданство Республики Казахстан: понятие и принципы, основания и порядок приобретения, прекращения и изменения

Обладание  гражданством  является  предпосылкой  полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Основными источниками института гражданства РК являются:

1.                      Соответствующие международные договора,

2.                      Конституция РК,  Закон  РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г.,

3.                      Положение «О порядке рассмотрения дел, связанных с гражданством» от 27 сентября 1996 г. 

Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и  обязанностей.

В этом определении выделены главные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.

Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны - категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства и основанных на юридическом оформлении отношений гражданства, которое выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении каждого физического лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами: удостоверением личности, общегражданским заграничным паспортом гражданина РК; свидетельством о рождении; иным документом, содержащим указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.             

Конституция РК и Закон о гражданстве РК устанавливают ряд общих принципов, которые определяют сущностные черты отношений гражданства:

         1.Гражданство РК является единым. За гражданином РК не признается гражданство другого государства. Казахстанская Конституция исходит из принципа непризнания  института двойного гражданства.

2. Гражданство Республики Казахстан  является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РК по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РК имеет открытый и свободный характер. Это выражается, во-первых, в закреплении законом нормы о том, что  прием, осуществляется на доступных для человека основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства.  Закон устанавливает, что ребенок, родившийся на территории РК от лиц без гражданства, является гражданином РК. Свободный характер гражданства РК выражается, и  в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина РК изменить гражданство, и этого права никто не может быть лишен.

4. Гражданин РК не может быть лишен своего гражданства и изгнан за пределы Казахстана. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Такой способ прекращения гражданства не характерен для стран с демократическим режимом и наиболее присущ государствам тоталитарным и деспотическим. Лишение гражданина гражданства и высылка за пределы родины, как правило, преследует в таких странах цель борьбы с инакомыслием.

6. Казахстанское  законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РК лицами, проживающими за пределами РК. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Казахстана и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 21 Конституции РК.

7. Гражданство РК основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РК с лицом, не принадлежащим к гражданству РК, а также при изменении гражданства другим супругом.

Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдении установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).

В равной мере брак, заключенный гражданином РК с иностранным гражданином, не предоставляет последнему казахстанского  гражданства без надлежащей процедуры.

8. Принцип защиты и покровительства граждан РК, в том числе, находящихся за пределами РК утверждает, что гражданин РК не может  быть  выдан другому государству. За преступления, совершенные гражданином РК за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам РК. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов.

Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается:

1. По рождению;

2. В результате приема в гражданство;

3. По основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан;

4. По иным основаниям, предусмотренным  законом.

1. Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению на основе принципов: "права крови", т.е. с учетом гражданства родителей и "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения. В юридической науке этом способ приобретения гражданства носит название филиация.

Принцип «права почвы», согласно казахстанского законодательства, заключается в том, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РК, является гражданином РК независимо от места рождения.

В случае разного гражданства родителей или отсутствия гражданства у одного из них, Закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.

Принцип "права почвы" применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории Казахстан  ребенок, оба родители которого неизвестны, является гражданином РК.

Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории РК детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории РК от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если они не предоставляют ребенку своего гражданства.

    2.  Прием в гражданство РК иностранца (лица без гражданства) по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства (дееспособность, совершеннолетие, ценз оседлости) -  натурализация. Прием иностранцев в гражданство РК осуществляется путем подачи ходатайства на имя Президента.

Условия приема в гражданство РК.

В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты:

1. Лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет. Наличие этих условий не требуется при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан, а также лиц, покинувших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину;

     2. Граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью постоянного проживания в Республику Казахстан, имеющие одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от срока их проживания в Республике Казахстан.

     Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан, определяются межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Основания для отказа в приеме в гражданство РК.

Ходатайство в приеме в гражданство РК отклоняется если, лицо, ходатайствующее об этом:

1.                   совершило преступление против человечества, сознательно выступает против суверенитета и независимости  РК;

2.                   призывают к нарушению единства и целостности территории  РК;

3.                   осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4.                   разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействуют функционированию государственного языка РК;

5.                   осуждено за террористическую деятельность;

6.                   признано судом особо опасным рецидивистом;

7.                   состоит в гражданстве других государств.

Законодательство РК предусматривает восстановление  (реинтеграция) в гражданстве - способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам, в силу чего процедура восстановления может быть либо автоматической (т.е. путем признания факта восстановления), либо упрощенной (т.е. в порядке регистрации), либо по ходатайству на имя Президента РК. Права вернуть гражданство РК действует в течение 5 лет с момента выхода.

Признание гражданства - это способ приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. Закон обычно применяет "нулевой вариант", заключающийся в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона.

Такой способ приобретения гражданства был закреплен Законом РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20.12.1991 года, согласно которого гражданами РК автоматически признавались лица, которые постоянно проживали в РК на момент вступления в силу настоящего закона т.е. на 01.03.1992 года и, согласно Указа Президент а РК от 23 декабря 1993 года, если до 1 марта 1995 года они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РК.

Упрощенный порядок приобретения гражданства РК в форме регистрации  установлен для лиц, исторически или кровно связанных с РК и являющихся гражданами бывших советских республик- лиц, близкие родственники которых являются гражданами РК (дети, супруги, сестры, братья, деды и бабушки).

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом РК, относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о  гражданстве ребенка.

Основания прекращения гражданства. Гражданство РК прекращается вследствие:

1.                   Выхода из гражданства РК

2.                   Утраты гражданства РК.

Выход из гражданства - это добровольное прекращение гражданства, осуществляемое  по ходатайству на имя Президента РК.

В выходе из гражданства РК может быть отказано, если:

-  лицо имеет неисполненные обязательства перед РК;

-  или имущественные обязанности  перед гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, расположенными на территории РК.

Выход из гражданства РК  не допускается, если:

-  лицо привлечено  к уголовной ответственности  в качестве  обвиняемого;

-  либо отбывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда;

-  или если выход  лица из гражданства противоречит интересам государственной безопасности  РК.

Утрата гражданства РК.

Гражданство РК утрачивается: 

1)             вследствие поступления  на службу в органы государственной власти и управления другого государства;

2)             если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3)             если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин  в течение трех лет;

4)             по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК.

В законе «О гражданстве РК» специальные положения  посвящены регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами при этом являются: стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи; принять во внимание желание детей, исключить состояние безгражданства у детей, в возможных случаях сохранить казахстанское  гражданство детей в их интересах.

В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство ребенка в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопрос о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя (или единственный родитель) приобретают гражданство РК, то, при соблюдении указанных выше условий, соответственно меняется гражданство ребенка. В случае, если один из родителей приобретает гражданство РК, то ребенку предоставляется гражданство РК по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РК прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет гражданство РК. В этом случае по ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гражданства.

На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве ребенка при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечивается сохранение или приобретение усыновленными детьми гражданства РК.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. При этом, в качестве необходимых условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость оставления его без гражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родственниками, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие и система

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы, которые составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.

Можно выделить следующие причины того, почему одни права закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве.

1. Значимость данного права и свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и свободы. Ст. 12 Конституции РК устанавливает, что «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и  неотчуждаемыми».  Именно такого рода права и закрепляются конституционно.

3. Основным правам и свободам присущи особые юридические свойства:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;

б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.;

в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

г) основные права и свободы граждан РК отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;

д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения;

ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции.

Указанные выше признаки характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина, которое может быть сформулировано следующим образом:

Права и свободы человека – возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему.

Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:

1. По субъекту: на права и свободы человека и права и свободы гражданина.

2. По характеру субъекта на: индивидуальные и групповые.

3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация принята в казахстанской науки конституционного права.

Личные (гражданские) права и свободы.

Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3.                   Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.

К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) - это основное неотъемлемое, неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право. Право на жизнь  толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры.

В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая возможности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) - возможность совершения любых действий, или отказ от таковых вне принуждения или ограничения. Ограничение или лишение свободы – арест и содержание под стражей – допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции)  - означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

4. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции) - означает признание возможности выбирать желаемый для него вариант поведения в общении с другими людьми и устанавливать отношения  с ними в условиях независимости и самостоятельности. Это право включает в себя право на личной и семейной тайны, тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений. Конституционными гарантиями этого права являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем.

5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) – означает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на законных основаниях лица.

6. Право на свободу передвижения и выбора места жительства     (ст. 21 Конституции) -  возможность беспрепятственного передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

7. Свобода совести (ст. 22 Конституции) – гарантированная возможность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

8. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную  и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) -  возможность выбора своей национальной, партийной, конфессиональной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

9. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) – возможность независимого и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности по их формированию и созданию. Это право включает в себя право поиска, выбора, получения, распространения информации в любых формах и любым способом, не запрещенных законом.

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный, характер, производный от воли государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных государством. Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Казахстане является ее многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя РК получает практическую реализацию через политические права каждого гражданина.

1. Право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конституции) - возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются:

-     право петиций – возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

-     право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

-     право участвовать в референдуме;

-     право на равный доступ к государственной службе.

2. Право на участие в  мирных  митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст. 32 Конституции) – возможность выбора формы волеизъявления граждан.

Свобода собраний - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по социальным - экономическим и политическим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Пользование этими правами может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

3. Право на свободу объединений – (ст. 23 Конституции) – возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся:

1. Свобода труда (ст. 24 Конституции) – возможность любого лица распоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый имеет право:

-                     на свободный выбор рода деятельности и профессии;

-                     не заниматься никаким видом труда.

Принудительный  труд  допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.  Каждый имеет право на  условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы

2. Право на частную собственность (ст. 26 Конституции)возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии  равноценного возмещения.

3. Право наследования (ст.26 Конституции) – возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя)

4. Свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции) – возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ.  Они включают в себя:

1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) – возможность предоставления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Конституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Конституция РК одновременно закрепляет, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право на социальное обеспечение означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий.

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) – возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья.

7. Право на образование (ст. 30 Конституции) - означает возможность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях,  а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

Культурные права человека признаваемые гарантированные конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью виды и мера общественно - необходимого поведения лиц, находящихся на территории государства, либо только  собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституция РК возлагает на каждого гражданина следующие обязанности:

1.   Обязанность соблюдать Конституцию РК и законодательство Республики Казахстан  (ст.34).

2.   Обязанность уважать права, свободы,  честь и достоинство других лиц (ст. 34).

3.   Обязанность уважать государственные символы Республики (ст.34).

4.   Обязанность  и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст.35).

5. Обязанность  и долг защищать Республику Казахстан (ст.36).

Употребление в Конституции категории "долг" указывает на особое место обязанности гражданина как налогоплательщика и по защите РК среди других юридических обязанностей гражданина, отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности обеспечения существования государства.

6.   Обязанность  заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37).

7.   Обязанность сохранять природу и  бережно относиться к природным богатствам (ст.38).

5. Конституционные основы референдума

Одной из форм непосредственной де­мократии, т. с. прямого участия народа в решении государ­ственных вопросов является референдум. В референдуме принимают участие все граждане государства, имеющие избирательное право.

В конституционном праве различают следующие виды ре­ферендума: императивный, консультативный, конституционный, зако­нодательный, обязательный, факультативный, государственный, местный .

Императивный референдум означает, что принятое наро­дом путем непосредственного волеизъявления решение имеет обязательную юридическую силу.

При консультативном ре­ферендуме выявляется мнение народа по какому-то важному вопросу государственной жизни, которое учитывается органа­ми государственной власти при принятии решения (закона, другого нормативного правового акта).

При конституцион­ном референдуме речь идет о принятии всенародным голосо­ванием проекта Конституции или ее изменений и дополнений.

Законодательный референдум проводится по поводу при­нятия народным голосованием закона.

Обязательный референ­дум предусматривается в Конституции для решения какого-либо вопроса, специально предусмотренного  Конституцией.

Факультативный референдум означает, что компетентный орган (инициативе) может назначать референдум по вопросу, предусмотренному законодательством (Конституцией, законом) по своему усмотрению.

Референдум может проводиться в масштабе всего государства или на определенной территории.

Конституция Республики Казахстан за­крепила республиканский референдум как один из основопо­лагающих принципов деятельности республики. В статье 1 Кон­ституции говорится, что наиболее важные вопросы государ­ственной жизни решаются демократическими методами, вклю­чая голосование на республиканском референдуме.

Согласно Конституции единственным субъек­том, имеющим право принимать решение о проведении рес­публиканского референдума,  является Президент. К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение. Парламент может лишь проявлять инициативу о назначении республиканского референдума. С такой инициа­тивой Парламент может обращаться к Президенту. Президент вправе поддержать или не поддержать инициативу Парламента о проведении республиканского референдума.

На основе и в целях реализации положений Конституции Президентом Республики Казахстан издан Указ, имеющий силу Конституционного закона «О республикан­ском референдуме» от 2 ноября 1995 г. Республиканский референдум определяется как всенародное голосование по проектам Кон­ституции, Конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Рес­публики Казахстан. Предметом республикан­ского референдума могут быть:

-     принятие Конституции, Конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений;

-     решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.

Не могут быть предметом республиканского референдума вопросы:

-     могущие повлечь за собой нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

-     изменения унитарности и территориальной целостности го­сударства, формы правления республики;

-     административно-территориального устройства и границ рес­публики;

-     правосудия, обороны, национальной безопасности и охра­ны общественного порядка;

-     бюджетной и налоговой политики;

-     амнистии и помилования;

-     назначения и избрания па должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики;

-     выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.

В республиканском референдуме имеют право участвовать все граждане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего воз­раста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, на­циональности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или от любых иных обстоятельств. Так же, как и в выборах, в референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум проводится на основе принципов доброволь­ности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, рав­ного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референ­дум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах мас­совой информации. Государственные органы охраны порядка должны пресе­кать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопас­ности государства, войны, социального, расового, националь­ного, религиозного, сословного, родового превосходства, а так­же культа жестокости и насилия.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в распоряжение комиссий референдума поме­щения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.

Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие международных организаций, международ­ных общественных объединений, иностранных государственных органов, юридических лиц и граждан, лиц без гражданст­ва в финансировании и иной поддержке мероприятий, связан­ных с референдумом.

Субъектами инициативы о назначении референдума  с обращением к Президенту являются:

  1. Парламент.           

2. Правительство.

3. Не менее чем двести тысяч граждан республики, обла­дающим правом на участие в республиканском референдуме.  При этом гражда­не, поднимающие вопрос о назначении референдума, в коли­чественном отношении в равной мере должны представлять все области, столицу республики и города республиканского значения.

Рассмот­рев инициативу, Президент принимает одно из следующих ре­шений:

1. О назначении референдума;

     2. О необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционного закона или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета рефе­рендума, без его проведения.

3. Об отклонении инициативы о назначении референдума.

Подготовку и проведение референдума осуществляют Цен­тральная избирательная комиссия, территориальные избиратель­ные комиссии, участковые избирательные комиссии. В данном случае они выполняют функции комиссий референдума.

ЦИК подводит итоги республиканского референдума. Она устанавливает общее число граждан республики, имеющих пра­во участвовать в референдуме; число граждан, принявших учас­тие в голосовании; число граждан, проголосовавших за поло­жительное решение вопроса, за отрицательное решение вопро­са, вынесенного на референдум, и т. д.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более поло­вины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан. Оно не нуждается в подтверждении акта Президента или органа государственной власти республики. Если между конституционными законами, законами, принятыми на референдуме, и существу­ющими законами будут противоречия, то они должны быть приведены в соответствие с решением, принятым на референ­думе.

6. Гарантии и ограничения конституционных прав и свобод

Гарантии основных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию.

Государственная гарантированность прав и свобод, человека и гражданина возможна лишь в условиях демократического правового государства. Ст. 1 Конституции утверждает Казахстан таким государством. Принцип признания  прав и свобод  в соответствии с Конституцией - важнейшее условие государственной гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

Важной государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является их признание непосредственно действующими через прямое действие конституционных норм, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Защита прав и свобод - это недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушения прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных.

1. Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита, которая, в соответствии с п. 2 ст. 13 Конституции, гарантируется каждому.

2. Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан. Гарантии такой защиты закреплены в п.1ст. 33 Конституции РК, предусматривающей, что граждане РК "имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Одной из форм обращений являются заявления и жалобы граждан, связанные с ущемлением их прав и свобод

3. В Казахстане каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

4. В нормах Раздела VII Конституции РК, посвященного вопросам организации судебной власти, нашли свое отражение важнейшие принципы судопроизводства. Среди них презумпция невиновности, положение о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, лишение юридической силы доказательств, полученных незаконным путем.

Помимо конституционных гарантий правовой защиты прав и свобод личности существуют многочисленные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в нормах отраслевого законодательства (гражданского, уголовного и др.).

Вместе с тем, Конституция РК провозгласила возможность ограничений в определенной  законом степени прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные - человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей.

Конституция РК предусматривает, что такие ограничения возможны в строго установленных случаях и вводятся, прежде всего, для защиты основ конституционного строя страны.

Права и свободы человека ограничиваются в интересах нравственности и здоровья населения, поэтому запрещаются, например, распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти,  Закон может устанавливать особые ограничения прав и свобод, например: въезд или проживание в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для здоровья населения.

Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, проводя четкую границу между использованием личностью своих прав и злоупотреблением ими. П.5 Ст.12 Конституции указывает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Наконец, права и свободы ограничиваются в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Закон предусматривает и ограничение права выезда за рубеж по соображениям государственной безопасности для определенной категории людей, осведомленных о государственных секретах.

Ограничения некоторых прав и свобод граждан возможны также при введении в стране чрезвычайного положения.

7. Правовое положение иностранцев в Республике Казахстан

Кроме граждан РК на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах конституционного права содержатся положения, устанавливающие основы взаимоотношений государства с этими лицами. Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой  категории лиц.  В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК.  Такой режим называется национальным режимом.

Указом Президента РК «О правовом положении иностранных граждан» конкретизирован конституционный статус иностранцев и закреплен приоритет норм международного договора республики по статусу иностранных граждан.

Иностранцы - это лица, не являющиеся гражданами  РК, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица без гражданства (аполиды и апатриды) - это лица, не являющиеся гражданами РК, которые не могут доказать наличия у них какого-либо гражданства.

В основе правового статуса иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина Казахстана. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения.  17 из 31 статьи Раздела II Конституции содержат нормы, предоставляющие права, свободы и возлагающие обязанности одновременно на граждан РК и на иностранцев.

Международные договоры РК, ратифицированные Парламентом  могут содержать иные правила, чем предусмотренные законодательством РК и иметь перед ними приоритет.

В то же время законодательство устанавливает определенные ограничения в правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут работать в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі