Лекция

Конституционные основы административно - территориального устройство Казахстана

1.  Система административно-территориального устройства Республики Казахстан

Правовое регулирование вопросов административно - территориального устройства осуществляется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан от 8 декабря 1993 г.,  иными законами и нормативными актами.

В систему административно - территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: аул (село), поселок, аульный (сельский) округ, район в городе, город, район, область.

Для осуществления государственного управления на началах оптимального сочетания республиканских и местных интересов территория Республики Казахстан подразделяется на две основные категории - регионы и населенные пункты.

Регион - это часть территории республики, включающая несколько населенных пунктов, образуемая и управляемая в интересах республики.      Регионами являются область, район и аульный (сельский) округ как основные звенья республиканского административно-территориального устройства.

Населенный пункт - это часть компактно заселенной территории республики, сложившаяся в результате хозяйственной и иной общественной деятельности граждан, с численностью не менее 50 человек, учтенная и зарегистрированная в установленном законом порядке и управляемая местными представительными и исполнительными органами.

Населенные пункты, находящиеся на территории Республики Казахстан, подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения, а также поселки; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности.

Категории городов и других населенных пунктов. Города и другие населенные пункты подразделяются на:

1) города республиканского значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения, как правило, более одного миллиона человек; в соответствии Законом РК от 1 июля 1998 город Алматы является городом республиканского значения.

2) города областного значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся крупными экономическими и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность более 50 тысяч человек;

3) города районного значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют свыше двух третей общей численности населения;

4) поселки, к которым могут быть отнесены населенные пункты при промышленных предприятиях, стройках, железнодорожных станциях и других экономически важных объектах с численностью не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее двух третей; к поселкам также приравниваются населенные пункты, расположенные в местности, имеющей лечебное значение, с населением не менее 2 тысяч человек, из которых число приезжающих ежегодно для лечения и отдыха составляет не менее половины; к ним могут быть отнесены также дачные поселки, являющиеся местами летнего отдыха горожан, в которых не менее 25 процентов взрослого населения постоянно занимается сельским хозяйством;

5) аул (село) - населенный пункт с численностью не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельскохозяйственном производстве и члены их семей составляют не менее половины населения;

6) крестьянские и иные поселения с численностью населения менее 50 человек включаются в состав ближайшего населенного пункта.

Решения об образовании и упразднении административно-территориальных единиц, установлении и изменении их границ, их наименовании и переименовании. принимают Президент и Правительство Республики Казахстан, местные представительные и исполнительные органы в пределах своих полномочий. Расходы, связанные с наименованием и переименованием областей, районов, городов производятся за счет средств республиканского бюджета.

Учет существующих и регистрация вновь образованных административно-территориальных единиц, а также исключение данных в границах каждой области и территории города республиканского значения осуществляется соответствующими исполнительными органами и по представлению исполнительных органов района, города.

2. Полномочия Президента по решению вопросов административного – территориального устройства

    

Президент Республики Казахстан с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов:

1)   образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры;

2)   устанавливает и изменяет границы областей и городов республиканского значения;

3)   относит населенные пункты к категории городов республиканского, областного и районного значения, устанавливает и изменяет их подчиненность;

4)   решает вопросы наименования и переименования областей, районов и городов, а также изменения транскрипции их названий.

3. Полномочия Правительства по решению вопросов административного – территориального устройства

Правительство Республики Казахстан:

     1) вносит Президенту Республики Казахстан представления об образовании и упразднении и областей и районов, установлении и изменении их административных центров, установлении и изменении границ областей и городов республиканского значения;

     2) вносит Президенту Республики Казахстан представления об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного и районного значения, установлении и изменении их подчиненности;

     3) определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов государственной собственности на территории Республики Казахстан, а также физико-географических объектов;

     4) создает Ономастическую комиссию при Правительстве Республики Казахстан; на основании ее заключений и с учетом мнения населения соответствующей территории, ее представительных и исполнительных органов вносит Президенту Республики Казахстан представления о наименовании и переименовании областей, районов, городов, а также изменении транскрипции их названий;

5)   совместно с областными представительными и исполнительными органами решает вопросы об изменении границ районов и городов областного значения.

4. Полномочия местных представительных и исполнительных органов по решению вопросов административного – территориального устройства

Областные представительные и исполнительные органы совместным решением:

     1) вносят в Правительство Республики Казахстан предложения об изменении границ области, об образовании и упразднении районов области, установлении и перенесении их административных центров, об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного и районного значения;

     2) по согласованию с Правительством устанавливают и изменяют границы районов области, городов областного значения; а также устанавливают и изменяют границы городов районного значения, аульных (сельских) округов; решают вопросы о передаче поселков, аулов (сел) из одного района в другой или в административное подчинение городских органов власти;

     3) с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов относят населенные пункты, не являющиеся городами, к категории иных населенных пунктов, установленных настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют аульные (сельские) округа, поселки, аулы (села), а также изменяют их подчиненность;

     4) по согласованию с Ономастической комиссией при правительстве Республики Казахстан, с учетом мнения населения соответствующей территории и по совместному предложению местных представительных органов решают вопросы о наименовании и переименовании аульных (сельских) округов, поселков, аулов, сел, а также изменения транскрипции их названий.

     Областные исполнительные органы по представлению районных и городских исполнительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию вновь создаваемых административно-территориальных единиц и реальных населенных пунктов в границах областей, а также исключают их из учетных данных.

     Районные представительные и исполнительные органы совместным решением:

     1) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного значения;

     2) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении населенных пунктов к категории поселков или аулов (сел); об образовании или преобразовании поселков или аулов (сел), изменении их подчиненности, их учете и регистрации;

     3) с учетом мнения органов управления поселков и аулов (сел) устанавливают и изменяют границы этих населенных пунктов;

     4) вносят в областные представительные и исполнительные органы предложения об изменении границ районов, аульных (сельских) округов;

     5) с учетом мнения населения соответствующей территории вносят предложения в областные представительные и исполнительные органы о наименовании и переименовании поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел);

     6) решают иные вопросы, предусмотренные настоящим Законом.

     Городские представительные и исполнительные органы совместным решением:

     1) вносят предложения в областные представительные и исполнительные органы об отнесении городов к категории республиканского, областного и районного значения;

     2) вносят в областные представительные и исполнительные органы, а представительные и исполнительные органы городов республиканского значения в - Правительство Республики Казахстан, предложения об изменении границ городов, в том числе о включении в их состав отдельных населенных пунктов;

     3) образуют и упраздняют районы в городе, устанавливают и изменяют их границы;

     4) с учетом мнения населения соответствующей территории решают вопросы о наименовании и переименовании районов в городе, площадей, проспектов, бульваров, улиц, переулков, парков, скверов, мостов и других составных частей города, изменении транскрипции их названий.

     Аким поселка, села:

     1) вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения об отнесении этих населенных пунктов в категории поселков, аулов или сел, об их упразднении и преобразовании;

     2) с учетом мнения населения соответствующего населенного пункта вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения о наименовании и переименовании поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел);

     3) вносит в районные представительные и исполнительные органы предложения об установлении и изменении границ поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел);

1)   с учетом мнения населения соответствующей территории решает вопросы наименования и переименования составных частей этих населенных пунктов.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі