Лекция

КОНСТИТУЦИОННые основы организации государственной власти Республики Казахстан. Избирательное право и избирательная система

1. Понятие органа государственной власти

Функции Республики Казахстан как государства реализуются через органы государственной  власти. Орган государственной власти – часть государственного аппарата, образованная в установленном законом порядке и наделенная полномочиями, необходимыми для осуществления их функций. Органам государственной власти присущи признаки, отличающие их от общественных и иных объединений.

1. Органы государственной власти образуются в точном соответствии с законом.

2. Орган государственной власти уполномочен Республикой осуществлять только определенные законом функции. В этих целях государство наделяет их государственно-властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что органы государственной власти имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия органов государственной власти находят свое воплощение в соответствующем нормативном акте.

3. Каждый орган государственной власти имеет четко определенную законом структуру, осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых формах. Законом регулируется и процедура деятельности органов государственной власти.

2. Система органов государственной власти Республики Казахстан

Органы государственной власти составляют единую систему. Такое единство определяется унитарным характером государственного устройства РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.

Система органов государственной власти - это  совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система органов государственной власти состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных), органов исполнительной власти, органов судебной власти.

Органы законодательной власти состоят из:

-           Парламента Республики Казахстан;

-           местных представительных органов власти (маслихатов). Указанные органы занимаются преимущественно нормотворческой деятельностью.

Органы исполнительной власти включают:

-           Правительство РК, республиканские министерства, комитеты, агентства и ведомства;

-           Глав (акимов) администраций (акиматов) областей городов, районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация положений Конституции РК, законов, нормативных указов Президента РК, решений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти общей компетенции – это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные комитеты, другие ведомства). Они подразделяются на  отраслевые органы (министерства) и межотраслевые органы, осуществляющие межотраслевое управление (государственные комитеты).

Органы судебной власти  предназначены для осуществления правосудия посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судами республики являются Верховный суд и местные суды, учреждаемые законом.

3. Понятие, виды, принципы и источники избирательного права РК

Понятие избирательного права. Понятие избирательного права употребляется в двух значениях – объективном и субъективном.

В объективном значении - избирательное право – правовой институт, регулирующий конституционно-правовыми нормами деятельность (принципы и правило поведения) и порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Он является частью конституционного права Республики Казахстан. Данный правовой институт регулируют общественные отношения, связан­ные с избранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных пред­ставительных органов.

В субъективном - избирательное право – политическое право граждан РК - право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Источниками избирательного права Республики Казахстан являются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, регулирующие обществен­ные отношения, направленные на формирование выборных ор­ганов Республики. К основным источникам относятся:

1. Конституция Республики Казахстан.

2. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995г.;

3. Закон Республики Казахстан «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан» от 10 декабря 1993 г;

4. Нормативные правовые акты Центральной избирательной ко­миссии Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками из­бирательного права Республики Казахстан, регулируя отноше­ния, возникающие при подготовке и проведении выборов Пре­зидента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления, также уста­навливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан.

Принципы субъективного избирательного права - это условия его признания и реализации.

Выборы в Республике Казахстан основываются на свобод­ном осуществлении гражданином своего права избирать и быть избранным в выборные органы государства и местного само­управления.

В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституцион­ном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следующие принципы избирательного права:

1. Принцип всеобщности - означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенно­го возраста, независимо от пола, национальности, расы, веро­исповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государствен­ной власти. Всеобщее избирательное право делится на актив­ное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное право это право граж­дан Республики участвовать в голосовании на выборах по до­стижении 18-летнего возраста.

Пассивное избирательное право это право граждан Рес­публики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. При пассивном избирательном праве гражданин выступает субъектом, подле­жащим избранию. Пассивность состоит в том, что не он выбирает (хотя он не лишается права голосования), а его вы­бирают.

Принцип всеобщности знает исключения.

Это, во-первых, избирательные цензы – устанавливаемые Конституцией или избирательными законами условия для получения или осуществления избирательного права. Государство предъявляет ряд требований к гражданам, из­бираемым на должности в государственных органах,  обусловленных характером, особенностями, особым положением выборных органов в государственном механизме. Для избрания на пост Президента предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, выдвигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов.

Во-вторых, ограничения. Конституция Республики Казахстан устанавливает, что не имеют права из­бирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобода по приговору суда. Но такое ограни­чение может быть установлено только в судебном порядке. Вместе с тем, лица, находящиеся в местах заключения, если не вынесен обвинительный приго­вор о них, не могут ограничиваться в избирательном праве. В законодательстве о  выборах уста­навливается, что в следственных изоляторах и изоляторах вре­менного назначения образуются избирательные участки и лица, содержащиеся в них, включаются в списки избирателей.

Не подлежит регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо, имеющее судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке.

2. Принцип равенства - означает, что избиратели участвуют в выбо­рах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов республики на равных основаниях и каждый из избирате­лей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных вы­борах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удос­товеряющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ пе­ред другими избирателями.

3. Принцип прямого избирательного права – означает, что Президент, депу­таты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов мес­тного самоуправления Республики избираются гражданами не­посредственно.

В Республике Казахстан установлены как пря­мые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане республики, являющиеся депу­татами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депута­тов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената.

4. Принцип тайного голосования проявляется в том, что голо­сование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления республики осуществляется в условиях, исключающих  возможность контроля за волеизъявле­нием избирателя, а также давление на волю избирателя. В по­мещениях для голосования оборудуются специальные каби­ны, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тай­на голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюл­летени не нумеруются и не содержат никаких пометок, кото­рые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон предусматривает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении тайны голосования.

5. Принцип добровольности участия граждан Республики Ка­захстан в выборах выражается в том, что никто не вправе ока­зывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением  агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется - абсентеизм.

Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пре­делами или оказавшийся за границей, обладает всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что списки избирателей по избирательным участкам при предста­вительствах Республики Казахстан в иностранных государст­вах, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находя­щихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых руководителями названных предста­вительств и капитанами судов.

4. Избирательные системы в Республике Казахстан: понятие и виды

Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

Избирательная система в узком смысле слова – это система распределения депутатских мандатов  между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Существуют два вида избирательных систем пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональ­ная избирательная система строится на принципе пропорцио­нальности между полученными голосами и завоеванными ман­датами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать  ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы счи­таются состоявшимися, если в них приняло участие как в пер­вом, так и во втором туре более 50% граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50% от числа из­бирателей, принявших участие в голосовании.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к дру­гим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25% от числа граждан, вне­сенных в списки избирателей.

Под избирательной сис­темой Республики Казахстан понимается порядок выборов Пре­зидента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов Маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Ука­зом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непо­средственно, так и косвенно гражданами Республики Казах­стан. Избирательная система и избирательное право Республики Казахстан являются одними из проявлений народного сувере­нитета, поскольку, используя их, граждане формируют высшие представительные органы государства.

В Казахстане действуют оба вида избирательных систем: пропорциональная избирательная система, мажоритарная система относительного и абсолютного большинства.

При выборах Президента и депутатов Парламента применя­ется следующая система подсчета голосов:

-             избранным считается кандидат, более 50 % голосов избирателей (выборщиков), принявших учас­тие в голосовании;

-             набравший при повторном голосовании по сравнению с дру­гим кандидатом большее число голосов избирателей (выбор­щиков), принявших участие в голосовании;

-             набравший при повторном голосовании при баллотировке единственного кандидата более 50 % голосов от числа избирателей (выборщиков), принявших участие в го­лосовании.

При выборах депутатов маслихатов применяется следую­щая система подсчета голосов:

-  избранным считается кандидат, если за его кандидатуру проголосовало более 50 % избирателей, при­нявших участие в голосовании, а при повторном голосо­вании набравший по сравнению с другими кандидатом боль­шее число голосов избирателей, принявших участие в голосо­вании;

-  в случае, если на выборах баллотировался один канди­дат, он считается избранным, если за его кандидатуру прого­лосовало не менее    50 % избирателей, приняв­ших участие в голосовании.

При выборах членов органов местного самоуправления применяется следующая система подсчета голосов: избранным считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.

     Распределение депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам производится следующим образом.

     1. ЦИК подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по территории единого общенационального округа за каждый партийный список, получивший 7 и более % голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Сумма голосов избирателей, поданных за политические партии, преодолевшие 7 % барьер, делится на десять - число депутатских мандатов, распределяемых по территории единого общенационального округа. Полученный результат есть первое избирательное частное (квота).

     2. Число голосов, полученных каждым партийным списком, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть, полученная в результате деления числа, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая политическая партия, сформировавшая партийный список.

     В случае реорганизации или ликвидации политической партии избранные по списку этой партии депутаты Мажилиса прекращают свои полномочия.

5. Избирательные органы

Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан, являются образующие единую систему  избирательные комиссии:

центральная избирательная комиссия республики;

территориальные избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и явля­ется постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Пред­седателя, заместителя Председателя, секретаря и членов ко­миссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юриди­ческое образование. Как постоянно действующий государствен­ный орган ЦИК имеет свой аппарат. ЦИК наделен следующими полномочиями:

-     осуществляет контроль на территории Республики за ис­полнением законодательства о выборах; обеспечивает едино­образное применение этого законодательства;

-     организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;

-       рассматривает вопрос о допуске политических партий к участию в выборах части депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам;

-     образует избирательные округа по выборам депутатов Ма­жилиса Парламента;

-     осуществляет руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента; отменяет и при­останавливает их решения; распределяет среди них средства, выделенные на выборы; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и окружных избиратель­ных комиссий;

-     устанавливает форму и текст бюллетеня для голосования по выборам Президента и депутатов, а также подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты и сбора подписей выборщиков в поддержку кан­дидатов в депутаты Сената, других избирательных докумен­тов;

-     имеет право заслушивать отчеты государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и про­ведением выборов, а также информации органов обществен­ных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

-     регистрирует кандидатов в Президенты, их доверенных лиц и инициативные группы; публикует в средствах массовой ин­формации сообщения о регистрации кандидатов;

-     подводит итоги выборов Президента и депутатов Парламен­та, регистрирует избранных Президента и депутатов Парла­мента, публикует сообщение об этом;

-     назначает очередные и внеочередные выборы маслихатов:

-     назначает и организует проведение повторного голосова­ния и повторных выборов;

-     принимает решения, обязательные для всех по вопросам своей компетенции.

Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.

Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии.

Они должны обеспечивать организацию и прове­дение выборов Президента, депутатов Парламента и маслиха­тов, членов органов местного самоуправления.

Территориальные избирательные комиссии образуются в составе 7  членов.  Состав территориальных избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Парламента и маслихатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через десять дней, а территориальных комиссий по выборам членов органов местного самоуправления - не позднее чем через семь дней после назначения или объявления выборов.

Полномочия территориальных избирательных комиссий мож­но условно разделить на две группы:

1. Связанные с обеспечением выполнения полномочий ЦИК. К ним, в частности, относятся осуществление на территории административной единицы контроля за исполнением законо­дательства о выборах, обеспечение подготовки и проведения выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, чле­нов органов местного самоуправления и т.д.;

   2. Обусловленные особенностями функций территориальных избирательных комиссий. К ним относятся обеспечение про­ведения выборов депутатов Сената, регистрация кандидатов в депутаты Сената, их доверенных лиц и инициативных групп, подготовка пунктов для голосования, подведение результатов голосования на выборах депутатов Сената и передача их в ЦИК, образование избирательных округов по выборам депутатов мас­лихатов, оповещение избирательных комиссий, подведение ито­гов выборов депутатов маслихатов, организация повторного го­лосования и повторных выборов вместо выбывших депутатов Сената и маслихатов.

   К особым полномочиям территориаль­ных избирательных комиссий относятся также назначение и организация выборов членов органов местного самоуправле­ния. Они выполняют функции окружной избирательной ко­миссии по выборам членов органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующей администра­тивной единицы (города, района).

При выборах Президента Республики Казахстан избиратель­ные округа не создаются. Вся территория Республики Казах­стан является одним избирательным округом по выборам Пре­зидента.

При выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов образуются одномандатные территориальные округа с при­мерно равной численностью избирателей.

При выборах членов органов местного самоуправления об­разуются многомандатные территориальные избирательные ок­руга, охватывающие территории городских и сельских мест­ных сообществ.

Избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента образуются ЦИК. Избирательные округа по выборам депутатов маслихатов образуются соответствующими тер­риториальными избирательными комиссиями.

Для проведения голосования и подсчета голосов в районах и городах решениями соответствующих акимов по согласова­нию с окружными избирательными комиссиями образуются избирательные участки. Такие участки образуются с учетом следующих условий:

1)              на каждом избирательном участке должно быть не более трех тысяч избирателей;

2)              должны соблюдаться границы адми­нистративно-территориального устройства в административно-территориальных единицах;

3)              не допускается пересечение гра­ниц избирательных округов границами избирательных участков.

6. Предвыборная агитация

Условия, в которых протекает  предвыборная агитация, является га­рантией и показателем демократической организации и проведения выборов. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­дидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Право на проведение предвыборной агитации имеют граждане Республики Казах­стан, обладающие активным избирательным правом, общес­твенные объединения. Государство гарантирует им возмож­ность беспрепятственной агитации за и против того или ино­го кандидата.

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица при ис­полнении служебных обязанностей не имеют права проводить предвыборную агитацию. Запрещается также проводить предвыборную агитацию воинским частям, военным учреждениям и органи­зациям, членам избирательных комиссий.

Закон запрещает про­ведение предвыборной агитации, сопровождаемой предостав­лением избирателям бесплатно или на льготных условиях то­варов, услуг, выплатой денежных средств либо обещанием таковых.

С момента регистрации в избирательной комиссии канди­даты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыбор­ной программы в средствах массовой информации. Государст­во гарантирует кандидатам возможность выступать со своими программами в государственных СМИ соответствующих об­ластей, городов и районов. Каждый кандидат имеет право на однократное пятнадцати­минутное выступление по государственному телевидению, однократное десятиминутное выступление по государственно­му радио, на публикацию двух статей в государственных орга­нах печати. Закон запрещает прерывать выступления кандида­тов, комментировать их.

Государственные органы и органы местно­го самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении публичных предвыборных меро­приятий. Для издания плакатов, листовок, других агитацион­ных материалов избирательные комиссии выделяют кандида­там равную сумму денежных средств.

Про­грамма кандидата не должна провозглашать идеи:

-            насильствен­ного изменения конституционного строя;

-            нарушения целос­тности республики;

-            подрыва безопасности государства;

-            войны;

-            социального, расового, национального, религиозного, сослов­ного и родового превосходства;

-            культа жестокости и насилия.

Закон о выборах запрещает финансирование выборов в Республике со стороны международных организаций и международ­ных общественных объединений, зарубежных государственных органов, ино­странных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов в респуб­лике. Нарушения указанных требований ведут к отмене решения о регистрации.

По желанию кандидатов могут создаваться инициативные группы граждан и привлекаться доверенные лица. Состав и численность инициативной группы определяет сам кандидат без вмешательства со стороны. Они создаются для сбора подписей избирателей в под­держку выдвигаемой кандидатуры в Президенты, депутаты Се­ната Парламента, проведения агитационной кампании в под­держку или против той или иной кандидатуры.

Доверенные лица  помогают кандидатам в проведении избирательной кампании, ведут пред­выборную агитацию, представляют интересы кандидатов в от­ношениях с государственными органами, организациями, об­щественными объединениями, избирательными комиссиями. Инициативные группы и доверенные лица регистрируются в избирательных комисси­ях.

7. Гарантии свободы выборов

Кандидаты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов освобождаются от работы, военной службы и военных сборов с возмещением расходов в размере средней заработной платы. Время участия кандидата в выборах засчи­тывается в трудовой стаж по специальности. Кандидаты в те­чение указанного времени не могут быть уволены с работы, переведены на другую работу без их согласия и т. д. Кандида­ты в Президенты, в депутаты Парламента со дня их регистра­ции и до опубликования результатов выборов пользуются им­мунитетом. День голосования и предшествующий ему день для органов суда, внутренних дел и прокуратуры является рабочим днем. Органы внутренних дел обязаны оказывать содействие и помощь избирательным комиссиям в обеспече­нии общественного порядка и свободы выборов при проведе­нии голосования и по другим вопросам деятельности избира­тельных комиссий.

Органы суда и прокуратуры обязаны принимать заявления граждан, членов избирательных комиссий, представителей общественных объединений по во­просам нарушения избирательного законодательства.

Закон устанавливает ответственность за нарушение зако­нодательства о выборах. К ответственности привлекаются любые лица, которые:

-              путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином рес­публики своего избирательного права, права вести предвыбор­ную агитацию;

-              распространяют заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершают иные действия, порочащие их честь и достоинство.

Также  к ответственности привлекаются лица:

- проводящие аги­тацию в день выборов и предшествующий ему день;

- препят­ствующие голосованию;

- вмешивающиеся в работу избиратель­ных комиссий;

- препятствующие исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, подсчетом голосов и оп­ределением итогов выборов;

- препятствующие законной дея­тельности доверенных лиц кандидатов, представителей и на­блюдателей на выборах.

Члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов, орга­низаций, органов местного самоуправления и члены общест­венных объединений, совершившие подлог избирательных до­кументов, заведомо неправильный подсчет голосов, нару­шившие тайну голосования также привлекаются к ответственности.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі