Лекция
Президент Республики Казахстан
1. Конституционный статус Президента Республики Казахстан
Правовой статус Президента определяет статья 40 Конституции, которая определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей Конституции Президент является:
- главой государства;
- высшим должностным лицом государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях;
- символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
2. Порядок выборов Президента и отрешения его от должности
Порядок выборов Президента Республики Казахстан определяется Конституцией (статья 41) и законодательством о выборах.
В соответствии с Конституцией, Президент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Для выполнения функций главы и высшего должностного лица государства кандидат в Президенты должен отвечать определенным требованиям. Согласно Конституции и законодательству о выборах, Президентом может быть избран:
- гражданин Республики Казахстан по рождению;
- не моложе 40 лет. Предельно допустимый верхний возрастной ценз исключен;
- проживающий в Казахстане последние 15 лет;
- свободно владеющий государственным языком;
- не являющийся служителем какого-либо культа;
- обладающий активным избирательным правом.
Конституция РК устанавливает основные правовые начала выбора очередных и внеочередных выборов Президента. Очередные выборы Президента проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики.
Кандидаты в Президенты выдвигаются республиканскими общественными объединениями в лице их высших органов из числа их членов и не членов. Гражданам предоставляется право на самовыдвижение.
Конституция Республики Казахстан предусматривает, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Если избранный на очередных выборах Президент по каким-либо причинам (тяжелая болезнь, импичмент, смерть) досрочно прекратил свои полномочия, в двухмесячный срок должны быть проведены внеочередные выборы Президента (статья 48 Конституции РК).
Всенародно избранный Президент вступает в должность с момента принесения народу присяги в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда. Текст присяги установлен в статье 42 Конституции: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан».
Президент может быть досрочно освобожден от должности:
- при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее 3/4 от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении конституционных процедур.
- при отрешении Президента от должности (импичменте). Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем 1/3 его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее 3/4 от общего числа голосов депутатов каждой из Палат. При этом должны быть заключение Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключение Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Если в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения Парламент не примет окончательное решение, то обвинение против Президента признается отклоненным. Обвинение Президента в совершении государственной измены может быть отклонено на любой стадии. В таком случае полномочия депутатов Мажилиса, возбудивших вопрос о государственной измене Президента, прекращаются досрочно.
В период, когда Президент рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий Парламента, не может быть возбужден вопрос об отрешении Президента от должности.
В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента, его смерти полномочия Президента республики на оставшийся срок переходят последовательно к:
- Председателю Сената Парламента;
- Председателю Мажилиса;
- Премьер-министру. Исполняющий обязанности Президента не вправе вносить предложения об изменениях и дополнениях в Конституцию.
Конституция устанавливает ограничения, связанные с пребыванием в должности Президента Республики. Президент не вправе:
- быть депутатом представительного органа;
- занимать иные оплачиваемые должности;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- на период осуществления своих полномочий он приостанавливает свою деятельность в политической партии
Широкие полномочия Президента Республики Казахстан предопределяются содержанием президентской системы правления, закрепленной Конституцией и Конституционным законом «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г.
Основные полномочия Президента в отношении Парламента:
- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;
- назначает семь депутатов Сената на срок полномочий Парламента;
- созывает первую сессию Парламента;
- принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;
- выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената;
- открывает сессии Парламента;
- имеет право присутствовать на любых совместных или раздельных заседаниях Палат Парламента и быть выслушанным;
- рассматривает обращение Сената или Мажилиса Парламента об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов;
- в случае и порядке, предусмотренном Конституцией, может распустить Парламент.
Основные полномочия Президента в отношении Правительства:
- с согласия Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики;
- освобождает его от должности;
- назначает на должность и освобождает от должности членов правительства;
- образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства;
- регулярно заслушивает доклад Премьер-министра об основных направлениях его деятельности;
- председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;
- принимает решение об отставке, заявленной Правительством и любым его членом;
- вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами.
Основные полномочия Президента в отношении Конституционного Совета:
- назначает на должность Председателя и двух членов Конституционного Совета;
- досрочно освобождает их от должности в соответствии с конституционным законом;
- обращается в Конституционный Совет по вопросу о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента, проведения республиканского референдума; по вопросу соответствия закона, международных договоров Конституции; по вопросу официального толкования норм Конституции; по вопросу освобождения и отрешения от должности Президента.
Основные полномочия Президента в отношении судов и судей:
- по рекомендации Высшего Судебного Совета представляет Сенату для избрания и освобождения от должности Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда;
- назначает на должность председателей, председателей коллегий и судей областных и приравненных к ним судов, председателей и судей районных судов республики.
Полномочия Президента в отношении органов Прокуратуры:
- с согласия Сената назначает на должность Генерального Прокурора Республики; освобождает его от должности;
- по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает его заместителей;
- заслушивает не реже одного раза в квартал отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.
Полномочия Президента в отношении акимов:
- по представлению Премьер-министра назначает на должность акимов областей, городов республиканского значения и столицы;
- по вопросам своей компетенции дает поручения акимам и заслушивает их отчеты об их выполнении;
- по своему усмотрению освобождает акимов от должности;
- освобождает от должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы в случае выражения им недоверия маслихатами абсолютным большинством голосов депутатов.
Основные полномочия Президента в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства:
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики;
- назначает на должность и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил;
- после консультаций с Премьер-министром и Председателями Палат Парламента может ввести чрезвычайное положение, применить вооруженные силы;
- вводит на всей территории или в отдельных местностях военное положение.
Основные внешнеполитические полномочия Президента:
- ведет переговоры и подписывает международные договоры республики;
- подписывает ратификационные грамоты послов;
- назначает и отзывает глав дипломатических представителей Казахстана за рубежом;
- вносит в Парламент представление о денонсации международных договоров, заключенных республикой.
В соответствии с Конституцией Президент обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики.
4. Акты Президента
Конституция Республики Казахстан устанавливает право Президента на основе и во исполнение Конституции и законов издавать следующие акты:
1. Указы. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. При помощи нормативных указов осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов.
2. Указы, имеющие силу законов, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции (п.2 ст. 61. Конституции дает право Президенту объявлять рассмотрение проекта закона срочным, при неисполнении этого требования Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия нового закона).
3. Законы, в том числе конституционные. В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи 53 Конституции, Президент издает законы (в соответствии с п. 4 статьи 53 Конституции Парламент на совместном заседании Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года, если за это голосовало 2/3 от общего числа депутатов.
Законы, принимаемые Президентом, имеют такую же юридическую силу, как и законы, принимаемые Парламентом, и не подлежат утверждению последнего. В случае признания Парламентом такого закона неконституционным, Парламент может обратиться в Конституционный Совет. Распоряжения.
3. Распоряжения Президента не имеют силу нормативных правовых актов. При помощи распоряжений решаются вопросы административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера. Распоряжениями Президента назначаются и освобождаются должностные лица, не обладающие конституционным статусом.
Акты нормативного характера вводятся в действие на всей территории Республики одновременно по истечении 10 дней после их опубликования, если иное не будет установлено Президентом.
Акты ненормативного характера вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет установлено Президентом. Не подлежат публикации акты Президента, содержащие государственные секреты.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі