Лекция

Президент Республики Казахстан

1. Конституционный статус Президента Республики Казахстан

Правовой статус Президента определяет статья 40 Конституции, которая определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей Конституции Президент является:

-  главой государства;

-  высшим должностным лицом государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях;

-  символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

2. Порядок выборов Президента и отрешения его от должности

Порядок выборов Президента Республики Казахстан опре­деляется Конституцией (статья 41) и законодательством о выборах.

В соответствии с Конституцией, Пре­зидент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании сроком на пять лет.

Для выполнения  функций главы  и высшего должностного лица государства кандидат в Президенты должен отвечать определенным требованиям. Согласно Конституции и законодательству о выборах, Президентом может быть избран:

- гражданин Республики Казахстан по рождению;

- не моложе 40 лет. Предель­но допустимый верхний возрастной ценз исключен;

- прожи­вающий в Казахстане последние 15 лет;

- свободно владею­щий государственным языком;

- не являющийся служителем какого-либо культа;

- обла­дающий активным избирательным правом.

Конституция РК устанавливает основные правовые начала выбора очередных и внеочередных выборов Президента. Очередные выборы Президента проводят­ся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по сро­кам с выборами нового состава Парламента Республики.

Кандидаты в Прези­денты выдвигаются республиканскими общественными объеди­нениями в лице их высших органов из числа их членов и не членов. Гражданам предоставляется право на самовыдви­жение.

Конституция Республики Казахстан предусматривает, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Рес­публики более двух раз подряд. Если избранный на очередных выборах Президент по каким-либо причинам (тяжелая болезнь, импичмент, смерть) досрочно прекратил  свои полномочия, в двухмесячный срок должны быть проведены внеочередные выборы Президента (статья 48 Конституции РК).

Всенародно избранный  Президент вступает в должность с момента принесе­ния народу присяги в торжественной обстановке в присутст­вии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда. Текст присяги установлен в статье 42 Конституции: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Респуб­лики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, до­бросовестно выполнять возложенные на меня высокие обя­занности Президента Республики Казахстан».

Прези­дент может быть досрочно освобожден от должности:

-            при ус­тойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состо­ящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специа­листов в соответствующих областях медицины. Решение о до­срочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее 3/4 от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заклю­чения комиссии и заключения Конституционного Совета о со­блюдении конституционных процедур.

-            при отрешении Президента от должности (импичменте). Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязаннос­тей, только в случае государственной измены.  Реше­ние о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем 1/3 его депутатов. Рас­следование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената пе­редаются на рассмотрение совместного заседания Палат Пар­ламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большин­ством не менее 3/4 от общего числа голосов депу­татов каждой из Палат. При этом должны быть заключение Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключение Конституционного Совета о соблюдении установленных кон­ституционных процедур. Если в течение двух месяцев с мо­мента предъявления обвинения Парламент не примет оконча­тельное решение, то обвинение против Президента признается отклоненным. Обвинение Президента в совершении государ­ственной измены может быть отклонено на любой стадии. В таком случае полномочия депутатов Мажилиса, возбу­дивших вопрос о государственной измене Президента, прекра­щаются досрочно.

В период, когда Президент рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий Парламента, не может быть возбуж­ден вопрос об отрешении Президента от должности.

В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента, его смерти полномочия  Президента республики на оставшийся срок  переходят последовательно к:

-  Предсе­дателю Сената Парламента;

-  Председателю Мажилиса;

-  Премьер-министру. Исполняющий обязанности Прези­дента  не вправе вносить предложения  об изменениях и дополнениях в Конституцию.

Конституция устанавливает ограничения, связанные с пре­быванием в должности Президента Республики. Президент не вправе:

-  быть депутатом представительного органа;

-  занимать иные оплачиваемые должности;

-  осуществлять предпринима­тельскую деятельность;

-  на период осуществления своих полномочий он приостанавливает свою деятельность в политической партии

3. Полномочия Президента

Широкие полномочия Президента Республики Казахстан предопре­деляются содержанием президентской системы правления, закрепленной Конституцией и Конституционным законом «О Президенте Республики Ка­захстан» от 26 декабря 1995 г.

Основные полномочия Президента в отношении Парламента:

-     назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент;

-     назначает семь депутатов Сената на срок полномо­чий Парламента;

-     созывает первую сессию Парламента;

-     прини­мает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;

-     вы­двигает кандидатуру на должность Председателя Сената;

-     от­крывает сессии Парламента;

-     имеет право присутствовать на любых совместных или раздельных заседаниях Палат Парла­мента и быть выслушанным;

-     рассматривает обращение Сената или Мажилиса Парламента об освобождении от должности чле­на Правительства в случае неисполнения им законов;

-     в случае и порядке, предусмотренном Конституцией, может распустить Парламент.

Основные полномочия Президента в отношении Правительства:

-     с согласия Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики;

-     освобождает его от должнос­ти;

-     назначает на должность и освобождает от должности членов правительства;

-     образует, упраздняет и реорганизует центральные ис­полнительные органы, не входящие в состав Правительства;

-     регулярно заслу­шивает доклад Премьер-министра об основных направлениях его деятельности;

-     председательствует на заседаниях Правитель­ства по особо важным вопросам;

-     принимает решение об от­ставке, заявленной Правительством и любым его членом;

-     вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и зако­нами.

Основные полномочия Президента в отношении Конституционного Совета:

-     назначает на должность Председателя и двух чле­нов Конституционного Совета;

-     досрочно освобождает их от должности в соответствии с конституционным законом;

-     об­ращается в Конституционный Совет по вопросу о правиль­ности проведения выборов Президента, депутатов Парламен­та, проведения республиканского референдума; по вопросу соответствия закона, международных договоров Конститу­ции; по вопросу официального толкования норм Конституции; по вопросу освобождения и отрешения от должности Президента.

Основные полномочия Президента в отношении судов и судей:

-     по рекомендации Высшего Судебного Совета представляет Сенату для избрания и освобождения от должнос­ти Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда;

-     назначает на должность председате­лей, председателей коллегий и судей областных и приравненных к ним судов, председателей и судей районных  судов республики.

Полномочия Президента в отношении органов Прокуратуры:

-     с согласия Сената назначает на должность Гене­рального Прокурора Республики; освобождает его от должнос­ти;

-     по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает его заместителей;

-     заслушивает не реже одного раза в квартал отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.

Полномочия Президента в отношении акимов:

-     по представлению Премьер-министра назначает на должность акимов областей, городов республиканского зна­чения и столицы;

-     по вопросам своей компетенции дает пору­чения акимам и заслушивает их отчеты об их выполнении;

-     по своему усмотрению освобождает акимов от должности;

-     осво­бождает от должности акимов областей, городов республи­канского значения и столицы в случае выражения им недове­рия маслихатами абсолютным большинством голосов депу­татов.

Основные полномочия Президента в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства:

-     является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами республики;

-     назначает на должность и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил;

-     после кон­сультаций с Премьер-министром и Председателями Палат Парламента может ввести чрезвычайное положение, применить вооруженные силы;

-     вводит на всей территории или в отдельных местностях военное положение.

Основные внешнеполитические полномочия Президента:

-     ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры республики;

-     подписывает ратификационные грамоты послов;

-     назначает и отзывает глав дипломатических представителей Казахстана за рубежом;

-     вносит в Парла­мент представление о денонсации международных договоров, заключенных республикой.

В соответствии с Конституцией Президент обращается с ежегодным послани­ем к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики.

4. Акты Президента

Конституция Республики Казахстан устанавливает право Президента на основе и во исполнение Конституции и законов из­давать следующие акты:

     1. Указы. Указы Президента могут быть нормативными и ненорма­тивными. При помощи нормативных указов осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законода­тельную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов.

2. Указы, имеющие силу законов, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции (п.2 ст. 61. Конституции дает право Президенту объявлять рассмотрение проекта закона срочным, при неисполнении этого требования Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия нового закона).

  3. Законы, в том числе конституционные. В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи 53 Конституции,  Президент издает законы (в соответствии с п. 4 статьи 53 Конституции Парламент на совместном заседании Па­лат по инициативе Президента вправе делегировать ему зако­нодательные полномочия на срок, не превышающий одного года, если за это голосовало 2/3 от общего числа депутатов.

   Законы, принимаемые Президентом, имеют такую же юридическую силу, как и зако­ны, принимаемые Парламентом, и не подлежат утверждению последнего. В случае признания Парламентом такого закона неконституционным,  Парламент может обратиться в Конституционный Со­вет. Распоряжения.

   3. Распоряжения Президента не имеют силу нормативных правовых актов. При помощи распоряжений решаются вопросы административно-распо­рядительного, оперативного и индивидуального характера. Распоряжениями Президента назначаются и освобождаются должностные лица, не обладающие конституционным ста­тусом.

Акты нормативного характера вводятся в дей­ствие на всей территории Республики одновременно по исте­чении 10 дней после их опубликования, если иное не будет установлено Президентом.

Акты ненормативного характера вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет установлено Президентом. Не подлежат публикации акты Президента, содержащие государственные секреты.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі