Лекция

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1. Конституционный статус Парламента Республики Казахстан

Конституция характеризует Парламент как высший представительный орган Республики, осуществляю­щий законодательные функции. Как высший представитель­ный орган Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии.

Наряду с законодательными функциями Парламент испол­няет в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент:

-            утверждает республикан­ский бюджет;

-            отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении;

-            вносит изменения и дополнения в бюджет;

-            может одобрить или отклонить Программу Правитель­ства;

-            может выразить вотум недоверия Правительству.

Парламент Республики Казахстан состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. 7 депутатов Сената назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената и переизбранию через каждые три года не подлежат.

  Мажилис состоит из 77 депутатов. 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. 10 депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. 

Конституция предусматривает: 1) компетенцию Парламента, которая реализуется в совместных и раздельных заседаниях Сената и Мажилиса; 2) исключительную компетенцию Сената и 3) ис­ключительную компетенцию Мажилиса.

Закрепляя различную компетенцию для Мажилиса и для Сената, Конституция создает систему сдержек и противовесов в деятельности Парламента.

2. Депутаты Парламента

Депутатом Сената может быть:

-            гражданин Республики Ка­захстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет;

-            достиг­ший тридцати лет;

-            имеющий высшее образование и стаж рабо­ты не менее пяти лет;

-            постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы страны не менее трех лет.

Депута­том Мажилиса может быть:

-   гражданин республики;

-   достигший 25 лет.

Депутат Парламента не может быть:

-              одновременно членом обеих Палат;

-              не вправе быть депутатом другого предста­вительного органа;

-              занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой дея­тельности;

-              осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

3. Полномочия депутата Парламента

Полномочия депутатов определяются Конституцией Респуб­лики Казахстан, Конститу­ционным законом «О Парламенте Республики Казахстан и ста­тусе его депутатов» и другими нормативными правовыми акта­ми. Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента ЦИКом. На первой сессии Пар­ламента на совместном заседании его Палат депутаты прино­сят народу Казахстана следующую присягу: «Клянусь верно служить народу Казахстана, укреплять целостность и незави­симость Республики Казахстан, строго подчиняться ее Кон­ституции и законам, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности депутата». Принятие присяги осу­ществляется Президентом в присутствии членов Правительст­ва, Конституционного Совета, судей Верховного Суда.

Полномочия депутата Парламента по признаку их действия в пространстве можно разделить на две группы: 1) полномо­чия, распространяющиеся на должностные лица, органы Рес­публики Казахстан; 2) специальные полномочия на представи­тельство Парламента в отношениях с должностными лицами и государственными органами других государств.

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит.

Депутат Парламента вправе:

-   избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его палат;

-   вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

-   высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются палатами Парламента либо согласие на назначение которых дается Парламентом и его Сенатом;

-   вносить в бюро палат предложения по вопросам, предлагаемым для рассмотрения на совместных и раздельных заседаниях палат Парламента, а в случае непринятия его предложений - вносить их на рассмотрение пленарных заседаний палат;

-   предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его палат;

-   вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных палатам Парламента;

-   в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запросами;

-   участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;

-   выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки;

-   вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов;

-   знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющими общественное значение;

-   знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента.

Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Голосование за отсутствующего депутата запрещается.

Депутатский запрос является официально обращенным на совместном и раздельном заседании Палат Парламента требованием депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутатский запрос может быть устным и письменным и обращен к конкретному должностному лицу. Порядок обра­щения с запросом, ответа на него рассматривается в Регламен­те Парламента Республики Казахстан. Должностное лицо обя­зано отвечать на запрос на пленарном заседании Парламента или Палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты.

Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к:

-   Премьер-министру и членам Правительства;

-   Председателю Национального Банка;

-   Председателю и членам ЦИКа;

-   Генеральному прокурору (запрос, обращенный к Генеральному прокуро­ру, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функции уголовного преследования);

-   Председателю Комитета нацио­нальной безопасности;

-   Председателю и членам Счетного ко­митета по контролю за исполнением республиканского бюд­жета.

Депутаты имеют право организовывать в Парламенте следующие объ­единения:

1. Фракция организованная группа депутатов, представля­ющая политическую партию или иное общественное объеди­нение, зарегистрированное в установленном законом порядке, создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественного объединения в Парламенте.

2. Депутатская группа объединение депутатов для осуще­ствления своих полномочий, совместной работы в избиратель­ных округах. Принадлежность депутата к той или иной фрак­ции не является препятствием для вступления в депутатскую группу.

Депутатские объединения должны быть зарегистрированы в Бюро Палат. 

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях:

-  подачи в отставку;

-  признания депутата недееспособным;

-  рос­пуска Парламента;

-  продолжения работы в должности, кото­рую гражданин должен оставить после избрания депутатом.

Депутат Парламента лишается своего мандата:

-            при вступлении обвинительного приговора суда в от­ношении его;

-            его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Решение о прекращении или лишении депутатских полномочий принимается соответствую­щей Палатой Парламента по представлению Центральной из­бирательной комиссии республики большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его ор­ганов, в состав которых он избран, сессий Парламента, засе­даний его Палат. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому де­путату. Депутат, входящий в состав Бюро Палат, их постоян­ных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, вправе вносить любые вопросы и предложения на их рассмотрение, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в об­суждении и принятии по ним решений, а также в организа­ции проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением. Депутат, не согласный с решением органа Парламента, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Парламента или сообщить о ней в письменной форме. Депутат, не входящий в состав депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется депутата­ми самостоятельно.

В соответствии с Регламентом Парламента представители депутатских объединений вправе от имени фрак­ции, группы:

-    вносить замечания и предложения по повестке дня заседа­ния Парламента и Палат, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

-    высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, ко­торые избираются или назначаются Парламентом или его Па­латами либо на назначение которых Парламент дает согласие;

-    предлагать поправки к проектам законов, постановлений, других актов, принимаемых Парламентом, его Палатами;

-    знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, принятыми решениями фракции, депутатской группы;

-    запрашивать материалы и документы, необходимые для де­ятельности

Депутат независим в осуществлении своей деятельности. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, орга­нов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, предоставляющие ему за­ведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутат­ской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с законодательством.

По вопросам депутатской дея­тельности депутат пользуется правом:

-  беспрепятственного по­сещения государственных органов и организаций, обществен­ных объединений;

-  правом безотлагательного приема их руко­водителями и другими должностными лицами.

Депутат Парламента не связан каким-либо им­перативным мандатом.

4. Юридическая ответственность депутатов Парламента

Депутат Парламента в течение срока своих полномочий пользуется депутатской неприкосновенностью (иммунитетом). Он не может быть:

-     арестован, подвергнут приводу, мерам адми­нистративного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

-     при­влечен к уголовной ответственности без согласия соответству­ющей Палаты (кроме случаев задержания на месте совершения преступления или совершения тяжких преступлений).

За нарушение депутатом трудовой (служебной) дисципли­ны предусматри­ваются дисциплинарные меры взыскания:

-                 в случае отсутствия депутата без уважительных причин на заседаниях палат и их органов более трех раз ему отказывается в выплате заработной платы за дни отсутствия.

-                 в случае отсутствия депутата без уважительных причин на заседаниях палат и их органов более одного месяца он на срок отсутствия лишается условий материального, финансового и социально-бытового обеспечения (бла­гоустроенного жилья, транспортных средств, санаторно-курортного обслуживания и т. д.);

-                 при передаче депутатом своего голоса ему решением Бюро палаты отказывается в выплате заработной платы за день, в который была допущена передача голоса, а при повторной передаче голоса - в выплате месячной заработной платы.

     В случае нарушения правил депутатской этики, к депутату могут быть применены следующие меры взыскания:

-            парламентское порицание;

-            понуждение к принесению публичного извинения;

-            лишение слова в течение одного совместного или раздельного заседания палат;

-            лишение слова в течение трех совместных или раздельных заседаний палат;

-            удаление из зала заседаний на время одного совместного или раздельного заседания палат;

-            удаление из зала заседаний на время трех совместных или раздельных заседаний палат;

-            лишение однодневной заработной платы.

5. Компетенция Парламента и организационные формы ее осуществления

Компетенция палат Парламента устанавливаются Конституцией и реализуются на сессиях Парламента, в деятельности палат Парламента, его органов и депутатов.

Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его палат. Первая сессия Парламента созывается Президентом республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. На первой сессии Парламента, до избрания председателя Сената и председателя Мажилиса, на заседаниях Сената и Мажилиса председательствуют соответственно Президент республики и председатель Центральной избирательной комиссии.

Сессии Парламента бывают очередные и внеочередные.

Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и заканчивая последним рабочим днем июня. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента открывается Президентом республики, а в случае его отсутствия - председателем Мажилиса.

В период между сессиями Парламента Президент может созвать внеочередное совместное заседание палат по:

-            собственной инициативе;

-            по предложению председателей палат;

-            по предложению не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва. Совместные и раздельные заседания палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат.

Совместные заседания Палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат. Совместные заседания Палат являются открытыми.

Регламент  Парламента предусматривает случаи, когда могут проводиться закрытые за­седания:

1.         по предложе­нию Президента;

2.         по предложению депутата Парламента, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих де­путатов.

              Как на открытых, так и на закрытых заседаниях могут присутствовать Президент, Премьер-министр, чле­ны правительства, Председатель Национального банка, Гене­ральный прокурор, Председатель Комитета национальной без­опасности, Государственный секретарь, руководитель Адми­нистрации Президента.

На совместном заседании Палат Парламент рассматривает следую­щие вопросы.

1. По предложению Президента вносит изменения или дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения.

2. Утвержда­ет республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

3. Обсуждает возражения Президента на принятый закон. Возражения Президента считаются преодо­ленными, если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое им решение по закону в целом или соответственно по отдельным его статьям. Тогда Президент подписывает дан­ный закон в семидневный срок. Если в результате голосования Парламент не смог преодолеть возражений Президента, то за­кон считается либо не принятым, либо считается принятым в редакции Президента.

4. Двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат вправе делегировать Президенту  законодательные пол­номочия на срок, не превышающий одного года.

5. Рассматривает вопрос о даче согласия на назначение Премьер-министра и Председа­теля Национального Банка. Если Парламент не при­нимает решений о даче согласия по предложенным Президен­том кандидатурам, Президент имеет право внести повторное представление. Президент может предложить кандидатуры но­вых лиц. Решение о даче согласия на назначение на должность Пар­ламент принимает большинством голосов от общего числа де­путатов каждой из Палат.

6. Заслушивает доклад Премьер-министра о Программе Правительства. Премьер-министр в течение месяца после своего назначения Президен­том представляет Парламенту доклад о Программе Правитель­ства. Повторное отклонение Про­граммы Правительства может быть осуществлено большинст­вом в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Повторное отклонение Программы Правительства означает выражение вотума недо­верия Правительству. 

Конституция Республики предусматривает другие случаи выраже­ния прямого недоверия Правительству, Парламент может при­нять решение о выражении вотума недоверия Правительству:

1)                    если Премьер-министр поставит вопрос о доверии Прави­тельству в связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона; если предложение о вотуме недоверия не на­берет двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования, однако Правительство не может пользоваться этим правом бо­лее двух раз в год;

2)                    если вопрос о доверии Правительству будет поставлен по инициативе не менее одной пятой от обще­го числа депутатов Парламента.

7. Решает вопросы войны и мира.

8. Принимает по предложению Президента решение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

9. Проявляет инициативу о назначении республи­канского референдума. Инициатива выдвигается на совмест­ном заседании Палат Парламента простым большинством го­лосов от общего числа депутатов каждой из Палат и оформля­ется постановлением, которое направляется Президенту. Если Президент отклонит инициативу Парламента о проведении республиканского референдума, Парламент по этому во­просу может обратиться к Президенту повторно не ранее, чем через два года после принятия предыдущего своего решения.

10. Заслушива­ет ежегодные послание Конституционного Совета Республи­ки о состоянии конституционной законности - строгого и еди­нообразного соблюдения конституционных норм всеми государственными органами и организациями, должностными лица­ми, общественными объединениями и гражданами.

11. Образует совместные комиссии палат, избирает и освобождает от  должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі