Лекция
ПАРЛАМЕНТ РК продолжение
6. Компетенция Мажилиса и Сената Парламента
Компетенция Мажилиса Парламента Республики Казахстан состоит из двух составных частей: 1) полномочия, относящиеся к исключительному ведению Мажилиса, 2) полномочия, реализующиеся путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
К исключительному ведению Мажилиса Парламента Конституция относит следующие вопросы.
1. Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов.
2. Подготовка предложений по возражениям Президента на законы, принятые Парламентом.
3. Избрание и освобождение от должности по представлению Президента Председателя, заместителя, секретаря и членов ЦИК. Указанные лица считаются избранными, если за них проголосовало более половины от общего числа депутатов Мажилиса. В случае отклонения кандидатуры па вышеназванные должности Президент представляет в Палату новую кандидатуру. Процедура освобождения от должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов ЦИК идентична с процедурой назначения.
4. Объявление очередных выборов Президента.
5. Делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции на два года. Делегирование осуществляется на пленарных заседаниях Мажилиса открытым голосованием. Работа депутатов в Квалификационной коллегии юстиции осуществляется без отрыва от деятельности в комитетах Палаты.
1. Выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены. Расследование обвинения осуществляется Сенатом, и результаты передаются на рассмотрение совместного заседания обеих Палат.
7. Вопросы, отнесенные к самостоятельному ведению Мажилиса и Сената
Палаты Парламента имеют полномочия, которые осуществляют самостоятельно.
1. Каждая из палат Парламента назначает на пятилетний срок на должность двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Счетный комитет — это государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту. Президент назначает Председателя Счетного комитета. Правительство назначает четырех членов Счетного комитета. Таким образом. Счетный комитет является органом законодательной и исполнительной власти, образуемым на паритетных началах.
2. В случае устойчивой неспособности Президента осуществлять свои обязанности по болезни Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов. Кандидатуры членов комиссии предлагаются депутатами Мажилиса и Сената, их постоянными комитетами и избираются на их пленарном заседании. Комиссия рассматривает материалы, связанные с состоянием здоровья Президента, и представляет свое заключение Парламенту.
3. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Совместные комиссии являются рабочими органами Парламента и отчитываются непосредственно перед ним.
4. Мажилис и Сенат самостоятельно прекращают полномочия своих депутатов, а также по представлению Генерального прокурора Республики решают вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности.
5. Каждая из Палат по вопросам своей компетенции проводит парламентские слушания. Парламентские слушания являются организационной формой деятельности Палаты. Слушания проводятся с целью предварительного обсуждения важнейших вопросов, входящих в компетенцию Палаты. Как правило, парламентские слушания открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Могут проводиться закрытые слушания, если затрагиваются сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
6. По инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты: Мажилис и Сенат — вправе заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности. В случае принятия решения о недоверии члену Правительства Палата обращается к Президенту об освобождении от должности члена Правительства или о привлечении его к уголовной ответственности.
7. Каждая из Палат Парламента имеет свои координационные и рабочие органы. Координационными органами Мажилиса и Сената являются Бюро в составе Председателей палат, их заместителей и председателей постоянных комитетов.
Из числа депутатов палат образуются постоянные комитеты. Комитеты палат являются рабочими органами и создаются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, дачи заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение палат. Число постоянных комитетов в каждой Палате не должно превышать семи. В Мажилисе численный состав каждого комитета не может быть менее 7 депутатов, в Сенате — менее 6 депутатов. Комитеты по вопросам своей компетенции издают решения в виде постановлений и заключений.
Полномочия и порядок деятельности комитетов и комиссий определяются Законом Республики Казахстан О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан от 7 мая 1997 г.
Заседания постоянных комитетов проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания являются открытыми. Могут проводиться и закрытые заседания. По обсуждаемым вопросам постоянные комитеты принимают постановления. Постоянные комитеты вправе проводить совместные заседания.
8. Исключительные полномочия Сената
К исключительному ведению Сената относятся:
1. Избрание и освобождение от должности по представлению Президента, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда. Решение Сената об избрании на должность и освобождении от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов по каждой кандидатуре путем открытого голосования.
2. Дача согласия на назначение Президентом на должность Генерального прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности. Решение Сената по этим вопросам принимается большинством голосов и оформляется постановлением.
3. Лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда. Производится в том же порядке, что и при назначении его на должность. В случае, если Сенат не принимает решения о лишении неприкосновенности должностного лица. Президент вправе внести в Сенат повторное письменное представление по этому вопросу.
4. Досрочное прекращение полномочий местных представительных органов.
5. Делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного Совета. Кандидатуры предлагаются непосредственно депутатами Сената, комитетами Сената. Если кандидатов несколько, избранными считаются депутаты, набравшие наибольшее число голосов от общего числа депутатов.
6. Рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента республики.
9. Законодательная деятельность Парламента
Стадии законодательного процесса.
1. Законодательная инициатива.
Субъектами законодательной инициативы являются депутаты Парламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные объединения не обладают правом законодательной инициативы. Но они могут разрабатывать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство.
Выделяются следующие принципы законодательной инициативы:
1) Принцип равенства всех субъектов законодательной инициативы. Это означает, что все субъекты имеют право внести законопроект по любому вопросу, отнесенному к законотворческой деятельности. Равенство субъектов выражается и в том, что законопроекты должны рассматриваться в порядке очередности, независимо от занимаемого субъектами положения, их должности, возраста. Несоблюдение этого порядка есть нарушение права законодательной инициативы.
2) Принцип отсутствия препятствий для реализации законодательной инициативы. Субъект права законодательной инициативы может реализовать свое право в любой момент, не согласовывая ни с кем свое желание. Планирование законодательной деятельности Парламента не должно этому препятствовать.
2) Право законодательной инициативы должно быть реализовано самим субъектом, обладающим им. Никто вместо депутата не может вносить законопроекты. Правительство может вносить законопроекты только от своего имени.
4) Внесенный субъектом права законодательной инициативы законопроект принимается и рассматривается Палатой (Палатами Парламента Республики Казахстан). Парламент свое решение не связывает с волей субъекта законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы осуществляется в следующих формах:
- внесения проектов новых законов;
- внесения проектов законов об изменениях, дополнениях и отмене действующих законов;
- внесения проектов нормативных постановлений Парламента по вопросам введения в действие законов.
2. Рассмотрение законопроекта.
Законопроект рассматривается Мажилисом Парламента.
3. Принятие закона.
Законопроект принимается Мажилисом Парламента большинством голосов. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Мажилиса. Принятый законопроект передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Сената.
Отклоненный проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.
Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур.
4. Подписание и обнародование закона.
Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия представляются на подпись Президенту, который в течение пятнадцати рабочих дней подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Не возвращенный в течение названного срока закон считается подписанным. Законы республики вступают в силу после их подписания Президентом.
Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории республики законодательные акты в форме:
- законов Республики Казахстан, в том числе конституционных;
- постановлений Парламента.
Акты, не носящие законодательного характера:
- обращения;
- декларации;
- заявления;
иные акты, не носящие законодательного характера.
Законы республики, постановления Парламента и его палат не должны противоречить Конституции республики. Постановления Парламента и его палат не должны противоречить законам.
Парламент может распустить Президент в случаях:
1. Выражения Парламентом вотума недоверия Правительству;
2. Двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-министра;
3. Политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.
Конституция предусматривает три случая, когда Парламент не может быть распущен:
- в период чрезвычайного или военного положения;
- в последние шесть месяцев полномочий Президента республики;
- также в течение одного года после предыдущего роспуска.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі