Лекция

ПАРЛАМЕНТ РК продолжение

6. Компетенция Мажилиса и Сената Парламента

Компетенция Мажилиса Парламента Республики Казах­стан состоит из двух составных частей: 1) полномочия, относя­щиеся к исключительному ведению Мажилиса, 2) полномо­чия, реализующиеся путем последовательного рассмотрения во­просов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.

К исключительному ведению Мажилиса Парламента Кон­ституция относит следующие вопросы.

1.  Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов за­конов.

2.  Подготовка предложений по возражениям Президента на законы, принятые Парламентом.

3. Избрание и освобождение от должности по представле­нию Президента Председателя, заместителя, секретаря и членов ЦИК.  Указанные лица счи­таются избранными, если за них проголосовало более полови­ны от общего числа депутатов Мажилиса. В случае отклоне­ния кандидатуры па вышеназванные должности Президент представляет в Палату новую кандидатуру. Процедура освобождения от должности Председателя, за­местителя Председателя, секретаря и членов ЦИК идентична с процедурой назначения.

4. Объявление очередных выборов Президента.

5. Делегирование двух депутатов в состав Квалификацион­ной коллегии юстиции на два года. Делегирование осуще­ствляется на пленарных заседаниях Мажилиса открытым голо­сованием. Работа депутатов в Квалификационной коллегии юс­тиции осуществляется без отрыва от деятельности в комитетах Палаты.

1. Выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены. Расследова­ние обвинения осуществляется Сенатом, и результаты пере­даются на рассмотрение совместного заседания обеих Палат.      

7. Вопросы, отнесенные к самостоятельному ведению Мажилиса и Сената

Палаты  Парламента имеют полномочия, которые осуществляют само­стоятельно.

1. Каждая из палат Парламента назначает на пятилетний срок на должность двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением рес­публиканского бюджета. Счетный комитет это государственный орган, непосредствен­но подчиненный и подотчетный Президенту. Президент назна­чает Председателя Счетного комитета. Правительство назнача­ет четырех членов Счетного комитета. Таким образом. Счет­ный комитет является органом законодательной и исполни­тельной власти, образуемым на паритетных началах.

2. В случае устойчивой неспособности Президента осуще­ствлять свои обязанности по болезни Парламент образует ко­миссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депу­татов.  Кандидатуры членов комиссии предлагаются депутатами Мажилиса и Сената, их постоянными комитетами и избираются на их пленарном заседании. Комиссия рассмат­ривает материалы, связанные с состоянием здоровья Прези­дента, и представляет свое заключение Парламенту.

3. Для решения вопросов, касающихся совместной деятель­ности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Совместные комиссии являются рабочими органами Парламента и отчиты­ваются непосредственно перед ним.

4. Мажилис и Сенат самостоятельно прекращают полномо­чия своих депутатов, а также по представлению Генерального прокурора Республики решают вопросы лишения депутатов Па­лат их неприкосновенности.

5. Каждая из Палат по вопросам своей компетенции прово­дит парламентские слушания. Парламентские слушания явля­ются организационной формой деятельности Палаты. Слуша­ния проводятся с целью предварительного обсуждения важ­нейших вопросов, входящих в компетенцию Палаты. Как правило, парламентские слушания открыты для пред­ставителей средств массовой информации и общественности. Могут проводиться закрытые слушания, если затрагиваются сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

6. По инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты: Мажилис и Сенат вправе заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности. В случае принятия решения о недоверии члену Правительства Палата обращается к Президенту об освобождении от до­лжности члена Правительства или о привлечении его к уго­ловной ответственности.

7. Каждая из Палат Парламента имеет свои координацион­ные и рабочие органы. Координационными органами Мажи­лиса и Сената являются Бюро в составе Председателей палат, их заместителей и председателей постоянных комитетов.

Из числа депутатов палат образуются постоянные комите­ты. Комитеты палат являются рабочими органами и создаются для ведения законопроектной работы, предварительного рас­смотрения и подготовки вопросов, дачи заключений по вопро­сам, внесенным на рассмотрение палат. Число постоянных комитетов в каждой Палате не должно превышать семи. В Мажилисе численный состав каждого комитета не может быть менее 7 депутатов, в Сенате менее 6 депутатов. Комитеты по вопросам своей компетен­ции издают решения в виде постановлений и заключений.

Полномочия и порядок деятельности комитетов и комис­сий определяются  Законом Республики Казахстан О ко­митетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан от 7 мая 1997 г.

Заседания постоянных комитетов проводятся по мере необ­ходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания являются открытыми. Могут проводиться и закрытые заседания. По об­суждаемым вопросам постоянные комитеты принимают поста­новления. Постоянные комитеты вправе проводить совмест­ные заседания.

8. Исключительные полномочия Сената

К исключительному ведению Сената относятся:

1. Избрание и освобождение от должности по представлению Президента, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета  Председателя Верховного Суда, председателей кол­легий и судей Верховного Суда. Решение Сената об избрании на должность и освобожде­нии от должности принимается большинством голосов от об­щего числа депутатов  по каждой кан­дидатуре путем открытого голосования.

2. Дача согласия на назначение  Президентом на должность Генерального про­курора и Председателя Комитета национальной безопасности.  Решение Сената по этим вопросам при­нимается большинством голосов и оформляется постановле­нием.

3. Лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Вер­ховного Суда. Производится в том же порядке, что и при назначении его на должность. В случае, если Сенат не принимает решения о лишении неприкосновенности должностного лица. Президент вправе внести в Сенат повторное письменное представление по этому вопросу.

4. Досрочное пре­кращение полномочий местных представительных органов.

5. Делегирование двух депутатов в состав Высшего Су­дебного Совета. Кандидатуры предла­гаются непосредственно депутатами Сената, комитетами Сена­та. Если кандидатов несколько, избранными считаются депу­таты, набравшие наибольшее число голосов от общего числа депутатов.

6. Рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента республики.

9. Законодательная деятельность Парламента

Стадии законодательного процесса.

1.               Законодательная инициатива.

Субъектами законодательной инициативы являются депутаты Парламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные объединения не обладают правом законодательной инициативы. Но они могут разрабатывать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство.

Выделяются следующие  принципы законо­дательной инициативы:

1) Принцип равенства всех субъектов законодательной ини­циативы. Это означает, что все субъекты имеют право внести законопроект по любому вопросу, отнесенному к законотворческой деятельности. Равенство субъектов выражается и в том, что законопроекты должны рассматриваться в порядке оче­редности, независимо от занимаемого субъектами положения, их должности, возраста. Несоблюдение этого порядка есть на­рушение права законодательной инициативы.

2) Принцип отсутствия препятствий для реализации законо­дательной инициативы. Субъект права законодательной ини­циативы может реализовать свое право в любой момент, не согласовывая ни с кем свое желание. Планирование законодательной деятельности Парламента не должно этому препят­ствовать.

2)                    Право законодательной инициативы должно быть реали­зовано самим субъектом, обладающим им. Никто вместо депу­тата не может вносить законопроекты. Правительство может вносить законопроекты только от своего имени.

4) Внесенный субъектом права законодательной инициати­вы законопроект принимается и рассматривается Палатой (Па­латами Парламента Республики Казахстан). Парламент свое решение не связывает с волей субъекта законодательной ини­циативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в следующих  фор­мах:

-            внесения проектов новых законов;

-            внесения проектов законов об изменениях, дополнениях и отмене действующих законов;

-            внесения проектов нормативных постановлений Парламента по вопросам введения в действие законов.

                    2. Рассмотрение законопроекта.

              Законопроект рассматривается Мажилисом Парламента.

3.  Принятие закона.

  Законопроект принимается Мажилисом Парламента большинством голосов. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Мажилиса. Принятый законопроект передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Сената.

              Отклоненный проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

              Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур.

4.  Подписание и обнародование закона.

              Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия представляются на подпись Президенту, который в течение пятнадцати рабочих дней подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Не возвращенный в течение названного срока закон считается подписанным. Законы республики вступают в силу после их подписания Президентом.

10. Акты Парламента

 

     Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории республики законодательные акты в форме:

-     законов Республики Казахстан, в том числе конституционных;

-     постановлений Парламента.

Акты, не носящие законодательного характера:

-     обращения;

-     декларации;

-     заявления;

иные акты, не носящие законодательного характера.    

    Законы республики, постановления Парламента и его палат не должны противоречить Конституции республики. Постановления Парламента и его палат не должны противоречить законам.

11. Роспуск Парламента

Парламент может распустить Президент в случаях:

     1. Выражения Парламентом вотума недоверия Правительству;

     2. Двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-министра;

     3. Политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.

Конституция предусматривает три случая, когда Парламент не может быть распущен:

-  в период чрезвычайного или военного положения;

-  в последние шесть месяцев полномочий Президента республики;

-  также в течение одного года после предыдущего роспуска.

 


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі