Лекция
4. Организация деятельности Правительства
Заседания Правительства созываются Премьер-министром либо Президентом республики и проводятся не реже одного раза в месяц.
На заседаниях Правительства председательствует Премьер-министр, а в его отсутствие - заместитель Премьер-министра. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях председательствует Президент республики. Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей членов Правительства. Члены Правительства участвуют в его заседаниях без права замены. Заседания Правительства являются открытыми. По инициативе Президента либо Премьер-министра могут проводиться закрытые заседания Правительства.
Возглавляет Правительство Премьер-министр, который имеет следующие полномочия:
- организует работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между членами Правительства;
- представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом республики, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, другими государственными органами;
- представляет Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;
- вносит Президенту республики предложения: о структуре и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств, и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность министра, акима области, города республиканского значения и столицы республики; об освобождении от должности министра, в том числе не согласного с проводимой Правительством политикой или не проводящего ее;
- представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета республики;
- докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства;
- заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей центральных и местных исполнительных органов;
- исполняет другие полномочия, возложенные на него законодательством республики.
Члены Правительства:
- осуществляют руководство соответствующими государственными органами;
- самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции;
- несут персональную ответственность перед Премьер-министром республики за работу подчиненных им государственных органов;
- ответственны за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих государственных органов, и за обеспечение исполнения законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
- определяют структуру и штатную численность возглавляемых ими государственных органов и их территориальных подразделений в пределах лимита штатной численности этих органов, утвержденных Правительством республики.
5. Нормотворческая деятельность Правительства
Во-первых. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса. Законопроекты, внесенные Правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседании Правительства при обязательном участии разработчиков документа, экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта принимается постановление Правительства либо распоряжение Премьер-министра, которым проект закона может быть направлен в Мажилис Парламента или возвращен на доработку.
Правительство не только самостоятельно осуществляет право законодательной инициативы. Оно выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Вместе с тем Правительство может готовить проекты нормативных актов Президента.
Во-вторых. Правительство само осуществляет собственное нормотворчество. На основе и во исполнение Конституции республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов Правительство издает:
- нормативные постановления.
- индивидуальные постановления.
Премьер-министр республики издает распоряжения. Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики и могут быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.
6. Отношения Правительства с другими органами государства
Правовой основой взаимоотношений Правительства с другими государственными органами являются Конституция Республики, указы Президента Республики о Правительстве, о Парламенте, о судах и статусе судей, о Конституционном Совете. Во всех этих нормативных правовых актах содержатся правила, определяющие принципы, формы взаимоотношений Правительства с другими государственными органами в соответствии со своей компетенцией и своим местом в системе разделения государственной власти на различные ветви.
Отношения с Президентом.
Правительство:
1) регулярно информирует Президента о выполнении Программы Правительства, поручений Президента и других направлениях своей деятельности;
2) организует исполнение актов Президента республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами;
3) выполняет поручения президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента;
4) представляет на утверждение Президента государственные программы.
5) согласовывает с Президентом республики планы законопроектных работ Правительства.
Отношения с Парламентом.
Правительство:
1) обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется исключительно в Мажилисе Парламента.
2) обеспечивает исполнение законов республики, контролирует их исполнение министерствами, и другими центральными и местными исполнительными органами;
3) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении;
4) дает заключения по проектам законов республики, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;
5) дает ответы на запросы депутатов Парламента.
Отношения с министерствами, центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства республики.
Правительство республики:
1) осуществляет руководство деятельностью министерств, и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства республики, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства республики;
2) по представлению министров и руководителей иных центральных исполнительных органов утверждает положения о министерствах и иных центральных исполнительных органах, лимиты их штатной численности, а также их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений;
3) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства республики, а также ведомств;
4) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства;
5) по представлению министров, руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности их заместителей, за исключением заместителей руководителей тех центральных исполнительных органов, назначение на должность и освобождение от должности которых производится Президентом республики;
6) выполняет иные функции, установленные действующим законодательством.
Отношения с ведомствами.
Правительство республики:
1) издает нормативные акты, определяющие сферу деятельности, полномочия и ответственность ведомств;
2) по представлению руководителей соответствующих центральных исполнительных органов утверждает лимиты штатной численности ведомств и их территориальных подразделений;
3) по представлению соответствующих министров, руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности руководителей ведомств республики;
4) выполняет иные функции, установленные действующим законодательством.
Отношения с местными исполнительными органами
Правительство республики:
1) осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов республики по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства республики;
2) отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов местных исполнительных органов, вносит предложения об их отмене либо приостановлении на рассмотрение Президента республики. Акимы административно-территориальных единиц, возглавляющие соответствующие местные исполнительные органы, являются представителями Президента и Правительства республики и вносят в Правительство республики предложения по вопросам государственного управления.
Отношения Правительства республики с иными государственными органами, финансируемыми из республиканского бюджета
Правительство республики в установленном законодательством порядке решает вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности иных, в том числе специальных, государственных органов, финансируемых из республиканского бюджета.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі