Лекция
2. Компетенция Конституционного Совета
В зависимости от характера вопросов, отнесенных к ведению Конституционного Совета, компетенция этого органа состоит из четырех групп полномочий.
К первой группе относятся полномочия по решению спорных вопросов о правильности проведения:
1) выборов Президента Республики;
2) выборов депутатов Парламента;
3) республиканского референдума.
Ко второй группе относятся полномочия Конституционного Совета, связанные с рассмотрением:
1) законов до их подписания Президентом;
2) международных договоров до их ратификации Парламентом на их соответствие Конституции.
Третью группу полномочий Конституционного Совета составляют полномочия связанные с дачей:
1) официального толкования норм Конституции;
2) заключения о соблюдении установленных конституционных процедур до принятия Парламентом решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики и окончательного решения об отрешении от должности Президента.
К четвертой группе относятся полномочия Конституционного Совета, связанные:
1) с рассмотрением обращения судов о признании акта неконституционным, если суд усмотрит, что нормативно-правовой акт, подлежащий применению, ущемляет права и свободы граждан. конституционные права и свободы человека и гражданина;
2) с направлением Парламенту послания о состоянии конституционной законности в республике по результатам обобщения практики конституционного производства.
Субъектами обращения в Конституционный Совет являются:
- Президент;
- Председатель Сената;
- Председатель Мажилиса;
- не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента;
- Премьер-министр;
- суды Республики;
- государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.
Для выполнения своих полномочий Конституционный Совет имеет право запрашивать и получать документы, материалы и иную информацию от всех государственных органов, организаций. Он может привлекать специалистов к экспертной и научно-консультационной работе.
3. Конституционное производство
Конституционный Совет осуществляет свою компетенцию путем конституционного производства.
Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение от субъектов конституционного производства и выносит но нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения.
Конституционное производство подлежит прекращению до вынесения итогового решения в следующих случаях: 1) если субъект отказывается от заявленного им обращения; 2) если отменяется или утрачивается юридическая сила акта, конституционность которого оспаривается; 3) если заявленное обращение не подведомственно Конституционному Совету.
Виды решений Конституционного Совета.
Решением Конституционного Совета является всякий акт, принимаемый на его заседании. Решения подразделяются на:
- итоговые решения, которыми осуществляются конституционные полномочия Конституционного Совета;
- другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Совета.
Решения Конституционного Совета принимаются в форме:
1) постановлений; нормативных постановлений, являющихся составной частью действующего права Республики Казахстан;
2) заключений, не имеющих нормативного характера;
3) посланий. Послание может содержать анализ, а также предложения по укреплению конституционной законности.
Конституционный Совет принимает решение коллегиально. Никто из его членов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение принимается простым большинством голосов.
Юридическая сила решений Конституционного Совета.
Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию.
На итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:
1) выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;
2) могут быть преодолены 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается.
Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом.
Принятие Конституционным Советом итоговых решений влечет за собой следующие правовые последствия:
1. Законы и международные договоры Республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо соответственно ратифицированы и введены в действие.
2. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Решение судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином нормативном правовом акте, исполнению не подлежат.
3. Выборы Президента Республики, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии на соответствующих избирательных участках (административно-территориальных единицах) признаются недействительными.
4. Выборы депутатов Сената и Мажилиса Парламента, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии в соответствующих административно-территориальных единицах и избирательных округах признаются недействительными.
5. Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования (административно-территориальных единицах) признаются недействительными.
6. Заключение о несоблюдении установленных конституционных процедур перед принятием Парламентом решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении Президента Республики влечет прекращение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности, об отрешении Президента.
Решение Конституционного Совета может быть пересмотрено по инициативе самого Конституционного Совета в случаях:
1) если изменилась норма Конституции, на основе которой было принято решение;
2) если открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, не известные Конституционному Совету в момент принятия решения.
В случае пересмотра первоначального решения оно отменяется.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі