Лекция

2. Компетенция Конституционного Совета

В зависимости от характера вопросов, отнесенных к веде­нию Конституционного Совета, компетенция этого органа со­стоит из четырех групп полномочий.

К первой группе относятся полномочия по решению спор­ных вопросов  о правильности проведения:

1)          выборов Президента Рес­публики;

2)          выборов депутатов Парламента;

3)          республикан­ского референдума.

Ко второй группе относятся полномочия Конституционно­го Совета, связанные с рассмотрением:

1) законов до их подписания Президентом;

2) международных договоров до их ратификации Парламентом на их соответствие Конституции.

Третью группу  полномочий Конституционно­го Совета составляют полномочия связанные с дачей:

1) официального толкования норм Конституции;

2) заключения о соблюдении установленных конституционных процедур до принятия Парламентом реше­ния о досрочном освобождении от должности Президента Рес­публики и окончательного решения об отрешении от должности Президента.

К четвертой группе относятся полномочия Конституцион­ного Совета, связанные:

1)                  с рассмотрением обращения судов о признании акта неконституционным, если суд усмотрит, что нормативно-правовой акт, подлежащий применению, ущемля­ет права и свободы граждан. конституционные права и свободы человека и гражданина;

2)                  с направлением Парламенту послания о состоянии консти­туционной законности в республике по результатам обобще­ния практики конституционного производства.

Субъектами обращения в Конституцион­ный Совет являются:

-                     Президент;

-                     Председатель Сената;

-                     Председатель Мажилиса;

-                     не менее одной пятой части от обще­го числа депутатов Парламента;

-                     Премьер-министр;

-                     суды Республики;

-                     государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.

Для выполнения своих полномочий Конституционный Со­вет имеет право запрашивать и получать документы, материа­лы и иную информацию от всех государственных органов, ор­ганизаций. Он может привлекать специалистов к экспертной и научно-консультационной работе.

3. Конституционное производство

Конституционный Совет осуществляет свою ком­петенцию путем конституционного производства. 

Конституционный Совет рассматривает принятое к произ­водству обращение от субъектов конституционного производства и выносит но нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения.

Конституци­онное производство подлежит прекращению до вынесения итогового решения в следующих случаях: 1) если субъект отказы­вается от заявленного им обращения; 2) если отменяется или утрачивается юридическая сила акта, конституционность ко­торого оспаривается; 3) если заявленное обращение не подведомственно Конституционному Совету.

Виды решений Конституционного Совета.

     Решением Конституционного Совета является всякий акт, принимаемый на его заседании. Решения подразделяются на:

-    итоговые решения, которыми осуществляются конституционные полномочия Конституционного Совета;

-    другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Совета.

Решения Конституционного Совета принимаются в форме:

     1) постановлений; нормативных постановлений, являющихся составной частью действующего права Республики Казахстан;

     2) заключений, не имеющих нормативного характера;

     3) посланий. Послание может содержать ана­лиз, а также предложения по укреплению конституционной законности.

Конституционный Совет принимает решение коллегиаль­но. Никто из его членов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение принимается простым большинством голосов.

Юридическая сила решений Конституционного Совета.

Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию.

На итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:

1) выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;

2) могут быть преодолены 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Совета.

При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается.

Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом.

Принятие Конституционным Советом итоговых решений влечет за собой следующие  правовые последствия:

1. Законы и международные договоры Республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо соответственно ратифицированы и введены в действие.

2. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Решение судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином нормативном правовом акте, исполнению не подлежат.

3. Выборы Президента Республики, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии на соответствующих избирательных участках (административно-территориальных единицах) признаются недействительными.

4. Выборы депутатов Сената и Мажилиса Парламента, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии в соответствующих административно-территориальных единицах и избирательных округах признаются недействительными.

5. Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования (административно-территориальных единицах) признаются недействительными.

6. Заключение о несоблюдении установленных конституционных процедур перед принятием Парламентом решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении Президента Республики влечет прекращение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности, об отрешении Президента.

Решение Конституционного Совета  может быть пересмотрено по инициативе  самого Кон­ституционного Совета в случаях:

1)             если изме­нилась норма Конституции, на основе которой было принято решение;

2)             если открылись новые существенные для предме­та обращения обстоятельства, не известные Конституционно­му Совету в момент принятия решения.

В случае пересмотра первоначального решения оно отменяется.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі