Лекция

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1. Судебная власть: понятие, сущность, место в системе разделения властей

Судебная власть – это  применяемые в сфере уголовного,  гражданского и  иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разрешение  всех дел и споров о нарушенном праве.

Конституция (Раздел 7),  определяя ее мес­то в системе разделения государственной влас­ти, предназначение, принципы формирования и деятельнос­ти, устанавли­вает конституционные основы судебной власти. Конституци­онные нормы конкретизированы в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г.

  В соответствии с принципом разделения властей, назначение судебной власти – защита прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечение  исполнения Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Казахстан.

  Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленном законом процессуальном порядке.

  Носителем судебной власти выступают суды (судьи). Суды осуществляют  власть от имени Республики независимо от чьей - либо воли. Судебная власть РК распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и международных  договоров РК.

          Судебные решения носят общеобязательный характер на территории РК. Никакой иной орган власти или управления или организация  не вправе осуществлять  полномочия, отнесенные Конституцией и законами  к компетенции суда.  Закон также не допускает возможности учреждения специальных и чрезвычайных судов.

Основной функцией судов является функция правосудия. Правосудие – вид государственной деятельности, осуществляемый судом  по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

2. Конституционные принципы правосудия

Судебная власть  и правосудие основываются  на демократических принципах, которые  представляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, определяющие сущность и содержание организации и порядка деятельности судов при осуществлении правосудия.

Основные принципы закреплены в Конституции и являются основополагающими при принятии отраслевых законов, регулирующих вопросы в сфере судоустройства и отправления правосудия, а также являются обязательными для соблюдения и исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами.

Конституция устанавливает  прин­ципы правосудия, которыми должен руководствоваться су­дья при применении закона:

1. Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности). Это означает, что лицо, привле­ченное к уголовной ответственности, не считается преступни­ком до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда.

2. Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение. 

3. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4. В суде каждый имеет право быть выслушанным;

5. Закон обратной силы не имеет. Обратной силы не имеют законы: а) устанавливающие или усиливающие ответственность; б) возлагающие новые обязанности на граждан; в) ухудшаю­щие положение граждан. Если после совершения человеком правонаруше­ния закон  отменяется или смягчается ответственность за это правонарушение, то применяется новый закон.

6. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7. Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8. Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9. Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10. Применение уголовного закона по аналогии не допускается, т.е. не могут квалифицироваться как  преступление действия человека внешне схожие с ним, но не предусмотренные (описанные) уголовным законом.

3. Судебная система

Конституция Республики Казахстан учреждает единую су­дебную систему государства. Систему судов в Республике Ка­захстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Рес­публики Казахстан), районные (городские), военные суды, уч­режденные законом.

Конституция Республики Казахстан запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием.

Законодательство допускает осуществле­ние специализации судов и создание в этих целях специализи­рованных судов. Могут создаваться специализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным, административным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т. д. Если бу­дут учреждены специализированные суды, то они будут иметь статус районного (городского) суда.

Районный (городской) суд образуется Президентом респуб­лики по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда. Районный (город­ской) суд состоит из председателя и постоянных судей. Общее число судей для районных (городских) судов устанавливает Президент.

Районный (городской) суд: 1) рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов; 2) ведет и анализирует су­дебную статистику; 3) осуществляет другие полномочия, предо­ставленные ему законом. Председатель районного суда наделен определенными полномочиями. Он рассматривает дела по пер­вой инстанции, принимает граждан, организует работу по изу­чению судебной практики и т. д.

Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Прези­дентом республики по каждой области. Общее число судей для каждого областного суда также устанавливает Президент. Об­ластной суд состоит из председателя, председателей коллегий и постоянных судей. Органами областного суда являют­ся: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; надзорная коллегия и пленарное заседание суда.

Областной суд наделен следующими полномочиями: 1) рас­сматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном (кассационном), надзор­ном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) осу­ществляет надзор за деятельностью администратора судов области; 3) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику и т. д.

Коллегии областного суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве судов первой инстанции, в апел­ляционном (кассационном) порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территории Республики Казахстан образуются Военный суд Республики Казахстан, военные суды объединений (ар­мий, соединений, гарнизонов). Общее число военных судей ус­танавливается Президентом. Военный суд объединения обра­зуется в составе председателя суда и судей военного суда. Во­енный суд объединения рассматривает дела, отнесенные зако­ном к его ведению, анализирует судебную статистику.

Верховный Суд Республики Казахстан венчает всю судеб­ную систему. Верховный Суд является высшим судебным ор­ганом по гражданским, хозяйственным, уголовным и иным де­лам, подсудным нижестоящим судам. Верховный Суд наделен следующими полномочиями:

-  рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности;

-  рассматривает в надзорном порядке и по вновь открывшим­ся обстоятельствам все дела, рассмотренные нижестоящими судами;

-  изучает и обобщает практику применения законов, других нормативных правовых актов;

-  издает нормативные постановления, дающие разъяснения судам по вопросам судебной практики;

-  разрабатывает предложения по совершенствованию законов, других нормативных правовых актов и т. д.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Пре­зидентом. Органами Верховного Суда являются: Надзорная коллегия, Пленум,  Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции, в апелляционном (кассационном), а так­же в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятель­ствам. Коллегии вносят Председателю Верховного Суда пред­ложения и материалы для дачи Пленарным заседанием Верховного Суда разъяснений по вопросам судебной практики.

Единство судебной системы республики обеспечивается:

     1) конституционными принципами правосудия;

     2) осуществлением судебной власти в установленных законом формах судопроизводства;

     3) применением судами единого законодательства;

     4) порядком формирования судов;

     5) системой исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории республики;

     6) финансированием всех судов за счет средств республиканского бюджета.

4. Статус судей

Судья является носи­телем судебной власти в республике. Он в конституционном порядке наделен полномочиями осуществлять правосудие на  профессиональной основе.

Судьями могут быть:

-     граждане рес­публики;

-     достигшие двадцати пяти лет;

-     имеющие высшее юри­дическое образование;

-     стаж работы по юридической профес­сии не менее двух лет;

-     сдавшие квалификационный экзамен.

-     успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания суда;

-     имеющие безупречную репутацию.

В отношении кандидатов в су­дьи областного и Верховного Суда закон дополнительно уста­навливает стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, не менее двух лет судьей.

Все судьи обладают равным статусом, правовым положением. В зависимости от того, в каком звене судебной системы работают судьи, они различаются между собой толь­ко компетенцией. Судьи в Республике Казахстан независимы и несменяемы.

Конституция Республики Казахстан гарантирует неприкос­новенность судей.

Судья не может быть:

-              арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

-              привлечен у уголовной ответственности без согласия Президента, основанного на заключении Высшего судебного совета или Сената (кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений). Уголовное дело в от­ношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики.

Должность судьи не совместима:

-     с депутатским мандатом;

-     с занятием иной оплачиваемой должнос­ти;

-     осуществлением предпринимательской деятельности, вхож­дением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судьи не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Су­дьи могут заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

Полномочия судьи приостанавливаются, если:

-    дано согласие на заключение судьи под стражу или привле­чение его к уголовной ответственности;

-    судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

-    судья зарегистрирован кандидатом в Президенты, депутаты Парла­мента, местного представительного органа;

-    при переходе на другую работу.

Судья освобождается от должности в следующих случаях:

-              по собственному желанию;

-              по состоянию здоровья, препятствующему участию в су­допроизводстве,   в соответствии с медицинским заключением;

-    вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным, либо применения к нему принудительных мер медицин­ского характера;

-              если в отношении судьи вступил в законную силу обвини­тельный приговор суда;

-              при утрате судьей гражданства Республики Казахстан;

-              назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу;

-              упразднения суда или истечения срока полномочий;

-              при признании судьи решением суда, вступившим в закон­ную силу, недееспособным либо умершим.

5. Нормативные акты Верховного суда

Пленум Верховного Суда рассматривает материалы изуче­ния и обобщения практики применения законов, других нор­мативных правовых актов судами.

Пленум Верховного Суда принимает постановления норма­тивные и ненормативные. Согласно Конституции РК, нормативные постановления Вер­ховного Суда республики относятся к источникам права Республики Казахстан.

Нормативные постановления Плену­ма Верховного Суда являются специфическими актами. Содержащиеся в них правовые нормы не являются первичными, но в них даются разъяснения норм законов и иных нормативных право­вых актов, применяемых судами. Весьма важ­ным является конституционное полномочие Верховного Суда давать заключение об обоснованности предъявленно­го Президенту обвинения в совершении государственной измены. Пере­чень законов и других нормативных правовых актов, которые служат источником принятия нормативных постановлений  Верховного Суда, ограничен этой сферой.  Верховный Суд выступа­ет субъектом, официально толкующим правовые нормы зако­нов, других нормативных правовых актов, Такое толкование носит официальный и обязательный характер для  судов.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі