Лекция

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1. Понятие местного государственного управления и местного самоуправления

              Республики Казахстан объединяет местные представительные органы и местные исполнительные органы под общим названием «Местное государственное управление». Характерными чертами в реализации такого подхода являются следующие:

1. Местные представи­тельные органы считаются органами местного государствен­ного управления. Этим самым признается управленческий ха­рактер деятельности местных представительных органов.

2. Местные пред­ставительные органы, формируемые непосредственно населе­нием, тем не менее считаются органами государственного управления.

3. Местные представительные органы организационно не свя­заны с местными органами исполнительной власти, хотя и те, и другие относятся к органам местного государственного уп­равления.

4.Органы местного государственно­го управления в организационно-правовом отношении не свя­заны с местным самоуправлением, которое осуществляется на­селением непосредственно.

5.Местное государственное управление и местное самоуправ­ление обеспечивают осуществление функций высших органов государственной власти в сочетании с децентрализацией управления для более полного учета интересов местного насе­ления. Местное население, участвуя в формировании местного представительного органа как органа местного государствен­ного управления своими представителями, через них решает государственные проблемы.

5.Ор­ганы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и имеют  организационную и функциональную самостоятельность в решении вопросов местного значения. В Конституции ска­зано, что порядок организации и деятельности органов мест­ного самоуправления определяется самими гражданами в преде­лах, установленных законом. При этом в Конституции отмеча­ется, что гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных за­коном.

2. Местные представительные органы

Порядок формирования, компетенцию местных пред­ставительных органов регулируют Конституция, закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г.,  конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты.

Представительным органом населения на территории об­ласти, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе) является маслихат. Маслихаты вы­ражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных ин­тересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Рес­публики Казахстан, достигший 20-ти лет. Гражданин респуб­лики может быть депутатом только одного маслихата.

Аппарат маслихата обычно состоит из секретаря, председа­теля ревизионной комиссии, организационного отдела, советников (кон­сультантов), консультанта-организатора, референтов.

Секре­тарь маслихата является должностным лицом, работающим в маслихате на постоянной основе и ему подотчетным. Он изби­рается из числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. Порядок внесения предложений об избра­нии секретаря маслихата и освобождения его от должности определяется регламентом маслихата. Добровольное сложение секретарем своих полномочий может быть осуществлено по его заявлению. В случае непринятия маслихатом отставки сек­ретарь вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления. При отсутствии секретаря мас­лихата его полномочия по распоряжению председателя сессии маслихата временно осуществляются председателем одной из постоянных комиссий данного маслихата.

Секретарь маслихата:

-    организует подготовку сессии маслихата;

-    оказывает содействие депутатам маслихата в осуществле­нии ими своих полномочий, организует обеспечение их необ­ходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных обязан­ностей для участия в работе маслихата;

-    контролирует рассмотрение запросов депутатов руководи­телями структурных подразделений местной администрации;

-    возглавляет аппарат маслихата, руководит его деятельностью, назначает на должность и освобождает от должности его слу­жащих;

-    регулярно представляет в маслихат и председателю его сес­сии информацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам;

-    организует взаимодействие маслихата с органами местного самоуправления;

-    выполняет по решению маслихата либо поручениям пред­седателя его сессии иные функции.

Важная роль в организации и деятельности маслихата при­надлежит ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия из­бирается на срок полномочий маслихата для контроля за ис­полнением местного бюджета. В состав ревизионной комиссии могут включаться лица, не являющиеся депутатами маслихата. Ревизии могут проводиться по решению маслихата, принимае­мому по предложению акима, ревизионной комиссии, не ме­нее одной трети от общего числа депутатов маслихата. Права и обязанности, порядок работы ревизионной комиссии опреде­ляются регламентом маслихата.

К ведению маслихатов относится:

-     утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их ис­полнении;

-     решение отнесенных к их ведению вопросов местного ад­министративно-территориального устройства;

-     рассмотрение отчетов руководителей местных исполнитель­ных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихатов;

-     образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихатов, заслушивание отчетов об их деятельности, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы масли­хата;

-     утверждение по представлению акима схемы управления ад­министративно-территориальной единицей;

-     утверждение правил, за нарушение которых законодатель­ством установлена административная ответственность;

-     участие в распределении средств, выделяемых для финан­сирования республиканских программ и иных мероприятий, осуществление контроля за их расходованием;

-     принятие решений о выпуске, условиях, размещении и реализации лотерей, а также о заимствовании средств у вышестоящего бюджета или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года и только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему;

-     внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки об­ластного центра, городов республиканского значения и столи­цы в Правительство Республики Казахстан, утверждение гене­ральных планов застройки населенных пунктов;

-     образование и утверждение по представлению местного ис­полнительного органа состава административной, наблюдатель­ной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, по ох­ране памятников истории и культуры и других специальных комиссий;

-     осуществление в соответствии с законодательством респуб­лики иных полномочий по обеспечению прав и законных инте­ресов граждан.

Маслихаты вправе принимать обязательные правила, за на­рушение которых предусматривается административная ответ­ственность. Это правила:

-     застройки территории населенных пунктов;

-     охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы, а также памятников истории и культуры;

-     торговли в общественных местах;

-     общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, безопасности на водах;

-     меры по предотвращению эпидемий и эпизоотий;

-     охраны инженерных коммуникаций;

-     санитарной очистки территорий;

-     использования рекламы, вывесок, объявлений и других информационных материалов;

-     пользованием общественным транспортом;

-     благоустройство территории, содержание и защита зеленых насаждений;

-     содержания домашних животных;

-     парковки автотранспорта;

-     общественного порядка в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных условиях, мероприятия по предупреждению и ликвидации их последствий;

Установленные маслихатом правила не должны противоре­чить законодательству республики Казахстан и подле­жат официальному опубликованию.

Акты Маслихата.

Маслихат принимает решения. Председатель сессии принимает решения о созыве сессии Маслихата. Секретарь Маслихата - распоряжения. Постоянные комиссии Маслихата - постановления и заключения. Ревизионная комиссия Маслихата -  составляет акты ревизии.

Акты Маслихата, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.

  Постановление Маслихата, не соответствующее законодательству Республики Казахстан, может быть отменено самим маслихатом или в судебном порядке.

Маслихат осуществляет свою компетенцию на сессии, че­рез постоянные и временные комиссии, через депутатов. Ос­новной формой деятельности маслихата является сессия. В сес­сионной форме работы маслихата в полной мере проявляется его свойство как представительного органа государственной власти. Поэтому наиболее важные вопросы, отнесенные Кон­ституцией и законами к ведению маслихата, он решает на сес­сиях.

Первая сессия вновь избранного маслихата созывается пред­седателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем в 30-дневный срок со дня регистрации депутатов маслихата в составе не менее 3/4 от числа депутатов, установленного для данного мас­лихата. Сессии бывают очередными и внеочередными.

Очередная сессия маслихата созывается председателем сес­сии маслихата не реже четырех раз в год. Внеочередная сессия маслихата созывается председателем сессии маслихата по соб­ственной инициативе или по предложению не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также акима не позднее чем в 5-дневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии могут рассматриваться исключительно вопросы, послу­жившие основанием для их созыва.

Сессия маслихата правомочна, если на ней присутству­ют не менее 2/3 от числа депутатов. Сессия маслихата проводится в форме пленарных заседа­ний.

Сессии маслихата носят, как правило, открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению масли­хата, принимаемому по предложению акима, исключительно в интересах сохранения охраняемых законом государственных секретов.

По приглашению председателя сессии, секретаря маслихата руководители местных исполнительных органов, руководите­ли и иные должностные лица организаций, расположенных на территории соответствующей административно-территориаль­ной единицы, обязаны являться на сессию маслихата для предо­ставления информации по вопросам, относящимся к компе­тенции маслихата.

Маслихат образует на срок своих полномочий постоянные комиссии. Их число не должно превышать семи. Перечень и численный состав постоянных комиссий опре­деляются маслихатом. Председатели и члены постоянных ко­миссий избираются соответствующим маслихатом из числа его депутатов.

Заседания постоянных комиссий созываются по мере необ­ходимости и считаются правомочными, если на них присут­ствует не 2/3 от общего числа депутатов, входя­щих в их состав. Постановление постоянной комиссии прини­мается большинством голосов от общего числа членов комис­сии.

Постоянная комиссия по собственной инициативе или по решению маслихата может проводить публичные слушания с целью обсуждения наибо­лее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседа­ний постоянных комиссий с участием депутатов, представите­лей местных государственных органов, органов местного са­моуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.

В целях подготовки к рассмотрению на сессиях вопросов, отнесенных к ведению маслихатов, маслихат вправе образовы­вать временные комиссии. Состав, задачи и сроки полномочий временных комиссий определяются маслихатом при их образо­вании. Временные комиссии маслихата по вопросам своей ком­петенции принимают заключения.

Председатель будущей сессии маслихата избирается в за­вершение каждой очередной сессии маслихата из числа его депутатов для руководства подготовкой очередной предстоя­щей сессии маслихата. Подготовка и проведение внеочередной сессии маслихата осуществляется председателем сессии мас­лихата, который руководит подготовкой и проведением оче­редной предстоящей сессии маслихата. Порядок избрания пред­седателя сессии маслихата определяется регламентом маслиха­та.

Депутат маслихата представляет волю населения соответ­ствующего избирательного округа. Полномочия депутата мас­лихата начинаются с момента ею регистрации в качестве депу­тата маслихата соответствующей территориальной избиратель­ной комиссией и прекращаются с момента прекращения пол­номочий маслихата.

Досрочно полномочия депутата маслихата прекращаются в случаях:

-     избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в соответствии с законодательством несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;

-     признания депутата судом недееспособным;

-     прекращения полномочий маслихата;

-     смерти депутата;

-     утраты им гражданства Казахстана;

-     вступления в отношении депутата в силу обвинительного приговора суда;

-     выезда на постоянное местожительство за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;

-     отставки;

-     систематического невыполнения депутатом своих обязанностей.

Для осуществления полномочий депутат наделяется права­ми и несет обязанности.

Депутат вправе:

-     избирать и быть избранным председателем сессии, секре­тарем маслихата, в постоянные комиссии и иные органы мас­лихата;

-     предлагать вопросы для рассмотрения на сессии маслихата и его постоянных комиссий и иных органов, участвовать в их рассмотрении и принятии решений;

-     выступать с запросами к должностным лицам местного ис­полнительного органа и с обращениями к руководителям иных организаций;

-     проводить встречи, собрания с избирателями округа, а также с органами местного самоуправления и орга­низациями;

-     осуществлять иные действия, предусмотренные законода­тельством и регламентом маслихата.

Депутат обязан:

-    участвовать в работе маслихата и его органов, в состав ко­торого он избран;

-    поддерживать постоянную связь с избирателями, регуляр­но информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов и исполнении его реше­ний, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;

-    рассматривать поступившие к нему обращения избирате­лей, регулярно вести личный прием граждан.

В период проведения сессий, заседаний постоянных комис­сий и иных органов маслихата, на время осуществления депу­татских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязаннос­тей с возмещением ему средней заработной платы и других расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет сред­ств соответствующего местного бюджета.

Полномочия маслихата прекращаются по истечении срока полномочий, установленного Конституцией Республики Ка­захстан.

Досрочно полномочия маслихата прекращаются Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Генерального прокурора в следую­щих случаях:

- неоднократного нарушения Конституции, законов Респуб­лики Казахстан, выразившегося в принятии решений, признан­ных в судебном порядке незаконными;

- если вновь избранный маслихат по истечении тридцати дней со дня открытия первой сессии не определил свою структуру и не образовал соответствующие органы.

- реорганизации и ликвидации соответствующей администра­тивно-территориальной единицы;

-    принятия маслихатом решения о самороспуске тайным го­лосованием не менее чем двумя третями голосов от общего числа его депутатов;

-    непреодолимых разногласий с акиматом, выразившихся в двукратном неутверждении местного бюджета, планов, экономических и социальных программ развития территории.

3. Местные исполнительные органы

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обес­печивают проведение общегосударственной политики испол­нительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

В систему  государственного управления на местах, в административно-территориальных единицах входят представители  местных исполнительных органов: акимы областей, рай­онов, городов, аулов, сел, поселков.

Акимы областей, городов республиканского значения и сто­лицы назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики по представлению Премьер-министра.

Акимы иных администра­тивно-территориальных единиц назначаются и освобождаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

Акимы являются представителями Президента и Правитель­ства. Президент Республики вправе по своему усмотрению ос­вобождать от должности акимов. Полномочия акимов облас­тей, городов республиканского значения и столицы прекраща­ются при вступлении в должность вновь избранного Прези­дента Республики.

Областные, районные, городские маслихаты вправе тайным голосованием большинством в две трети от общего числа де­путатов выразить недоверие руководителю органа местной ад­министрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей администрации, ко­торый принимает по данному вопросу мотивированное реше­ние и извещает о нем соответствующий маслихат.

Организационное, правовое и материально-техничес­кое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся  акиму аппарат.

Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной админис­трации.

Управленческими органами местного исполнительного органа являются отделы и управления Они ведут работу но исполнению ре­шений соответствующих маслихатов, акимов местной админис­трации, вышестоящих государственных органов в отраслях и сферах управления. Отделы и управления осуществляют управление подчиненными соответствующим акимам местной администрации учреждениями, организациями, предприятия­ми соответствующих отраслей, ведут распорядительную дея­тельность в пределах своей компетенции. Большинство полно­мочий отделов и управлений направлено на реализацию ком­петенции акимов. Вместе с тем отделы и управления, будучи разновидностью местных органов госу­дарственного управления, входят в систему соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств респуб­лики (хотя их органами и не являются).

Вышестоящие органы государственного управления долж­ны осуществлять в отношении отделов и управлений прежде всего организационно-методическое руководство, обеспечивать соответствие их деятельности общим направлениям и требова­ниям развития отрасли. Некоторые вопросы организации и деятельности отделов, управлений решаются акимом местной администрации по согласованию с вышестоящими органами управления (например, при утверждении руководителей отде­лов и управлений внутренних дел вопрос согласуется с руководством соответствующих органов внутренних дел и Мини­стерством внутренних дел Республики Казахстан).

Для рассмотрения основных вопросов деятельности мес­тного исполнительного органа при акиме создается консульта­тивно-совещательный орган коллегия. Ее состав утвержда­ется акимом.  Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.

Для выполнения возложенных задач местные исполнитель­ные органы наделены широкой компетенцией. Правовые осно­вы компетенции местных исполнительных органов закреплены в Конституции Республики Казахстан.

К ведению местных исполнительных органов Конституция относит:

-     разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их ис­полнения;

-     управление коммунальной собственностью;

-     назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей местных исполнительных органов. Решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных испол­нительных органов;

-     осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные испол­нительные органы законодательством.

Законодательство более детально регламентирует полномо­чия местного исполнительного органа. Полномочия местного исполнительного органа делятся на несколько групп.

Первая группа. Полномочия по защите прав и свобод граждан, обеспе­чению законности и правопорядка.

Местный исполнительный орган в данной сфере:

- обеспечивает исполнение гражданами и организациями Кон­ституции Республики Казахстан, законодательных актов, нор­мативных правовых актов Президента и Правительства Респуб­лики Казахстан, центральных и местных государственных ор­ганов;

- принимает меры по защите прав и свобод граждан, обеспече­нию общественного порядка, в том числе при проведении со­браний, митингов, шествий, демонстраций и пикетов граждан;

- организует работу по разъяснению законодательства и ока­занию юридической помощи населению;

- содействует материально-техническому обеспечению рабо­ты судов, судебно-экспортных и исправительно-трудовых уч­реждений;

- осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасности и безопасности на водах;

- в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимает предусмотренные законодательством меры по спасению жизни людей, защите их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей, обеспечению законнос­ти и правопорядка;

- обеспечивает исполнение законодательства о всеобщей во­инской обязанности;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него за­конодательством Республики Казахстан.

Вторая группа. Полномочия местного исполнительного органа в эконо­мической сфере.

Местный исполнительный орган:

- разрабатывает проекты планов, экономических и социаль­ных программ развития территории и обеспечивает их испол­нение;

- разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполнение;

- утверждает генеральный план застройки населенных пунк­тов и выступает заказчиком по строительству объектов комму­нальной собственности и социально-культурного назначения, дает разрешение на строительство коммунальных сетей и со­оружений;

- создает благоприятные условия для развития предпринима­тельства;

- обеспечивает формирование социальной, инженерной, тран­спортной, информационной инфраструктуры населенных пун­ктов с учетом интересов населения административно-террито­риальной единицы;

- осуществляет контроль за охраной и рациональным исполь­зованием земли и других природных ресурсов, организует эко­логическую экспертизу, строительство и реконструкцию при­родоохранных объектов;

- содействует эксплуатации и содержанию коммунального жилищного фонда, дорог, улиц, других объектов инфраструк­туры и систем жизнеобеспечения населения;

- распределяет жилищный фонд, находящийся в его веде­нии, осуществляет учет граждан, нуждающихся в жилье, ре­шает вопросы использования нежилых помещений, аренды зда­ний и сооружений, находящихся в коммунальной собствен­ности;

- размещает заказы по развитию систем электрификации, га­зоснабжения, водоснабжения населенных пунктов;

Третья группа. Полномочия местного исполнительного органа и соци­ально-культурной сфере.

Местный исполнительный орган:

- осуществляет управление государственными учреждения­ми образования, здравоохранения, культуры и спорта, содей­ствует укреплению их материально-технической базы;

- в пределах и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан, решает вопросы социально-культурно­го, медицинского, торгового, бытового и иного обслуживания населения;

- обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ре­сурсов, решает вопросы трудоустройства;

- принимает меры по развитию обязательного медицинского страхования, заключает договоры об обязательном медицин­ском страховании для неработающего населения;

- решает вопросы социальной защиты населения, охраны ма­теринства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населения;

- содействует сохранению и развитию исторических, нацио­нальных и культурных традиций и обычаев населения, органи­зует работу но сохранению исторического и культурного на­следия, кладбищ и иных мест захоронения;

- вносит предложения об объявлении находящихся на соот­ветствующей территории природных и иных объектов, пред­ставляющих экологическую, историческую, культурную или иную научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории и культуры;

В законодательстве закреплены полномочия акимов област­ной, районной и городской администрации.

В компетенцию акимов областей, городов республиканско­го значения, столицы, районов (городов) входит:

- представление на утверждение маслихата планов, экономи­ческих и социальных программ развития территорий, обеспе­чение их исполнения;

- представление на утверждение маслихата местного бюдже­та, обеспечение его исполнения;

- подготовка заключений по проектам решений маслихатов, предусматривающих сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных расходов;

- представление на утверждение маслихатов схем управления административно-территориальными единицами;

- создание, реорганизация и ликвидация организаций (их фи­лиалов и представительств), находящихся в коммунальной собственности, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

- предоставление земельных участков, их изъятие (выкуп) для государственных надобностей, решение иных вопросов в соот­ветствии с земельным законодательством;

- решение вопросов разработки местных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иных вопросов в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании;

- выпуск по решению соответствующего маслихата займов, облигаций, лотерей в порядке, установленном законодательст­вом Республики Казахстан;

- выдача лицензий в соответствии с законодательством Рес­публики Казахстан;

- подписание договоров, юридических и банковских докумен­тов, решение иных вопросов, связанных с организацией рабо­ты местных исполнительных органов;

- внесение представления Президенту Республики Казахстан о награждении государственными наградами, присвоении по­четных и иных званий лицам в установленном законодательст­вом Республики Казахстан порядке;

- назначение на должность и освобождение от должности за­местителей Акима, руководителей управлений и отделов аппа­рата, руководителей самостоятельных исполнительных органов но согласованию с руководителем центрального государствен­ного органа в порядке, устанавливаемом Правительством Рес­публики Казахстан;

- содействие территориальным органам центральных государ­ственных органов в осуществлении их полномочий;

- в необходимых случаях назначение представителя Акима в населенных пунктах соответствующей административно-терри­ториальной единицы;

- внесение предложений в местный представительный орган об образовании и составе специальных комиссий.

К компетенции Акимов областей, городов республиканско­го значения, столицы, районов (городов) могут быть отнесены иные вопросы в пределах полномочий, возлагаемых на мест­ные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

В компетенцию акимов иных административно-территори­альных единиц входит:

-              внесение на рассмотрение соответствующего Акима сметы доходов и расходов, обеспечение ее исполнения;

-              осуществление управления коммунальной собственностью в пределах, установленных законодательством;

-              назначение на должность и освобождение от должности за­местителей акимов, руководителей структурных подразделений аппарата;

-              содействие территориальным органам центральных госу­дарственных органов, судам в осуществлении их полномочий;

-              содействие своевременному поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты;

-              организация совершения нотариальных действий государ­ственными нотариусами и регистрации актов гражданского со­стояния в порядке, установленном законодательством Респуб­лики Казахстан;

-              организация первичного учета военнообязанных и призывников;

-              подписание договоров, юридических и банковских докумен­тов, решение иных вопросов, связанных с организацией рабо­ты местных исполнительных органов.

-              К компетенции акимов иных административно-территори­альных единиц могут быть отнесены другие вопросы в преде­лах полномочий, возлагаемых на местные исполнительные ор­ганы законодательством Республики Казахстан.

Акты местной администрации. Акиматы издают постановления. Акимы – решения нормативно-правового характера и распоряжения по вопросам административного характера. Руководители органов местной администрации в пределах своей компетенции издают приказы.

     Акты местной администрации не должны противоречить Конституции и законодательству Республики Казахстан. Акты местной администрации могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, Президентом, Правительством Республики Казахстан или в судебном порядке; приостановлены соответствующим прокурором

Акты акима, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат официальному опубликованию и государственной регистрации территориаль­ными органами Министерства юстиции.

     Акты главы администрации, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.

4. Местное самоуправление

Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется населени­ем непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, которые  создаются в сельских и город­ских сообществах граждан. Местные сообщества представля­ют собой объединения граждан, компактно проживающих в пределах территории села, поселка, улиц, кварталов города.

Выборным органом местного самоуправления является кенес (совет) соответствующего сельского или городского мест­ного сообщества. Выборы в кенес местного самоуправления производятся в порядке, установленном законодательством о выборах в Республике Казахстан. Торага (председатель мест­ного самоуправления) избирается кенесом из числа его чле­нов. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в Уставе в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Законом гарантируется самостоятельность органов местного само­управления в пределах их полномочий. Государственные органы не вправе вмешиваться в дея­тельность органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Ка­захстан.

Местные представительные и исполнительные органы должны оказывать содействие органам местного самоуправле­ния в осуществлении их компетенции.

Органы местного самоуправления наделены широкими пол­номочиями.

Ведению местного самоуправления подлежат:

-              принятие и изменение Устава местного сообщества;

-              организация работ по содержанию и благоустройству мест общего пользования (парков, скверов, бульваров, пляжей, во­доемов, зон отдыха и иных объектов);

-              организация благоустройства и озеленения соответствую­щей территории;

-              осуществление контроля за тепло -, электро -, газо -, водо­снабжением населения организациями;

-              поддержка и оказание содействия в развитии учреждений дошкольного, среднего и профессионального образования, уч­реждений социально-культурной сферы;

-              содействие в организации транспортного обслуживания на­селения;

-              защита и помощь социально уязвимым гражданам, прожи­вающим на территории сообщества;

-              содействие развитию предпринимательства на территории местного сообщества;

-              содействие поддержанию общественного порядка на терри­тории местного сообщества;

-              организация оказания юридической помощи гражданам, про­живающим на территории местного сообщества.

-              Местное сообщество вправе принимать к своему ведению иные вопросы, касающиеся жизнедеятельности местного сообщества, не отнесенные законодательством к компетенции местных представительных и исполнительных государственных органов.

Органы местного самоуправления в пределах своей компе­тенции принимают решения, которые являются обязательны­ми для исполнения гражданами, проживающими на данной тер­ритории.

Решения органов местного самоуправления могут быть от­менены самими органами местною самоуправления либо в су­дебном порядке. Решения органов местного самоуправления, принятые но вопросам, выходящим за пределы их полномочий, могут быть отменены акимом соответствующей администра­тивно-территориальной единицы.

Выборный орган местного самоуправления наделен опреде­ленными полномочиями.

Выборный орган местного самоуправления (кенес):

-              принимает и изменяет Устав местного сообщества;

-              рассматривает отчеты председателя местного самоуправления (тopaга) об использовании имущества местного сообщества;

-              даст согласие па создание председателем местного самоуп­равления коммерческих организаций;

-              утверждает схему управления местным сообществом;

-              принимает решения о ликвидации или реорганизации мест­ного сообщества.

Местное сообщество принимает Устав, который содержит:

-              общие положения: цели, правовые основы, описание гра­ниц территории, состав сообщества;

-              предметы ведения местного сообщества;

-              порядок образования, структуру и формы деятельности, ос­нования и порядок реорганизации и ликвидации выборных и иных органов местного самоуправления;

-              полномочия и сроки деятельности органов, нрава и обязан­ности их членов и должностных лиц;

-              характеристику экономической основы местного сообще­ства;

-              характеристику финансовой основы местного сообщества;

-              порядок внесения изменений и дополнений в Устав местно­го сообщества;

-              иные вопросы организации и деятельности местного сооб­щества.

Типовой Устав местного сообщества утверждается Правительством Республики Казахстан.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі