Бизнес, социально-экономическая сущность и организация.

    В рыночной экономике (в том числе и в отношениях свободной купли-продажи) встречаются и действуют различные люди со сво­ими целями, задачами, с определенными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее актив­ной фигурой является предприниматель.

Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», то есть сделать что-либо —  создать, организовать, наладить, заключить следку, вступить в соглашение и т. п. В широком значении предпринимателем в обы­денной жизни часто называется человек, который что-либо пред­принимает (создает, организует и т. п.), то есть действует в соот­ветствии с намеченной целью в интересах получения (достиже­ния) конкретных конечных результатов.

В экономике предпринимательство является особым ви­дом деятельности, направленной на создание и обеспечение функ­ционирования каких-либо предприятий с целью получения при­были (дохода). В таком понимании предпринимательство зароди­лось еще в условиях феодализма. Первоначально предпринимате­лями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур и др.). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более пянни-тп фирмами купеческого и банковского капитала, с различного рода промыслами и кустарным производством. В период промыш­ленной революции конца XVIII — начала XIX в. предпринимате­лями назывались преимущественно фабриканты, то есть лица, вкладывавшие средства в создание и организацию работы фабрик

—  крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению про­дуктов машинным способом.

Предпринимательство — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Предпринимательству присущи ориентация на получение при­были, комбинированность факторов деятельности, самостоятель­ность, подверженная риску. Основная функция предприниматель­ства в России состоит в том, чтобы «доводить» до конкретных по­требителей товары, услуги, работы и получать за это материаль­ное и моральное вознаграждение.

Предпринимательство как явление отражает:

всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организа­цией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемого результата;

всю систему отношений, .которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщика­ми, с банками и другими субъектами рынка, с наемными работ­никами и государством;

товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкурен­ции, стоимости, денежного обращения и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Как процесс предпринимательство представляет собой слож­ную «цепочку» действий, начиная с поиска (зарождения) пред­принимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкрет­ный проект (предприятие), позволяющий производить необходи­мые потребителям товары, оказывать услуги и заканчивающийся извлечением прибыли.

Следовательно, предпринимательство как процесс представля­ет собой целесообразную деятельность, направленную на удовле­творение потребностей субъектов рынка и получение определен­ной прибыли, ибо в противном случае поставленная предприни­мателем цель не будет достигнута. Предпринимательство как про­цесс включает в себя поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращение идеи в конкретный результат. Этот процесс является непрерывным и постоянно возобновляется, поскольку все время изменяются потреб­ности, которые и удовлетворяются предпринимателями.

Реализация идеи предпринимателя охватывает следующие по­нятия:

изготовление нового, то есть неизвестного потребителю блага;

внедрение нового, то есть в данной отрасли еще практичес­ки неизвестного метода (способа) производства;

освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на кото­ром до сих пор данная отрасль страны еще не была представлена;

получение нового источника сырья;

осуществление соответствующей реализации (например, обеспечение монопольного положения своего предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия в условиях конкурентной рыночной среды).

Все сказанное в равной степени относится и к туристской дея­тельности. Однако существует и своя специфика: в туризме пред­принимательство в большей степени связано с оказанием услуг.


Ұқсас жұмыстар

Венчурлық кәсіпкерлік және оның Қазақстандағы даму қарқыны
Қазақстан Республикасындағы сақтандыру қызметі және оның механизмдері
Ауыл шаруашылық өндірісін несиелеу үрдісіне талдау
ЗЕЙНЕТАҚЫ ЖҮЙЕСІН ЖЕТІЛДІРУДІҢ ЭКОНОМИКАЛЫҚ ТЕТІКТЕРІ
Кәсіпкерлік мәдениет: мәні мен маңыздылығы
Пәнаралық байланыстар арқылы оқушылардың экономикалық мәдениетін қалыптастыру
Сыбайлас жемқорлық типологиясының өлшемдері
Сыбайлас жемқорлықпен күрестегі әлемдік тәжірибе туралы ақпарат
Сақтандыру рыногінің құрылымы
«Криминология» пәнінен дәрістер