Лекция №2
Тема 2
Теория власти. Политическая власть и режимы.
Понятие «Политическая система» общества.
1. Понятие власти. Понятие политической власти.
2. Политические режимы
3. Виды власти. Три вида легитимного господства.
4. Государственная власть
5. Понятие политической системы общества
1. Проблема власти и властных отношений изучается целым рядом наук. В том числе политологией.
Из множества определений власти наиболее часто употребляется определение М. Вебера, согласно которому Власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.
Власть — возможность оказывать определяющее влияние на поведение людей с целью принуждения к совершению определенных действий, независимо от желания самого человека, основанная на различных факторах, и, в первую очередь, на законе, силе и т. д.
По субъекту власти разграничиваются: 1) Классовая, 2) групповая, 3) Личная власть.
По содержанию можно выделить власть семейную, чувственно- эмоциональную, духовную, религиозную, экономическую, политическую, информационную
Политическая власть — разновидность власти, характеризующаяся специфической политической сферой общественных отношений, в рамках которой осуществляется принуждение одного субъекта другим, а также специфическими средствами, составляющими ее основу и механизм применения.
Любая власть независимо от ее видов и форм реализуется в процессе осуществления властных отношений, вне которых власть не существует.
2. Политический режим — совокупность наиболее типичных средств, форм и методов реализации политической власти и функционирования политических институтов в государстве, определяющих характер политической жизни, способ функционирования политической системы.
Существуют две основные трактовки политического режима в рамках приведенного определения:
• юридическая;
• социологическая.
Политический режим в юридической трактовке — система законодательно закрепленных принципов государственного устройства, функционирования иных политических институтов (в первую очередь, политических партий и участников избирательного процесса).
Политический режим в социологической трактовке — совокупность средств, форм и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть на практике, особенности практического функционирования политических институтов.
Элементы политического режима — основные структурные составляющие части политического режима, позволяющие характеризовать конкретный политический режим и являющиеся основанием классификации политических режимов.
Выделяются следующие элементы политического режима:
• государственный режим (государственное устройство);
• политические партии и иные политические объединения и группы;
• формы и методы осуществления политической (в том числе государственной) власти;
• политические процессы и отношения.
Общепризнанная классификаиия выделяет три типа политических режимов:
• тоталитарный;
• авторитарный;
• демократический.
Каждый из вышеназванных типов в свою очередь подразделяется на множество разновидностей. Данные разновидности некоторые исследователи выделяют в качестве самостоятельных типов, тем самым расширяя приведенную классификацию, что является необоснованным.
Тоталитарный политический режим — политический режим, формы и методы осуществления политической власти при котором характеризуются абсолютным контролем со стороны государства над политической и иными сферами жизни общества.
Основные характерные черты тоталитарного политического режима:
• чрезмерно высокая концентрация власти в руках узкой группы или одного политического лидера;
• вмешательство государства во все сферы жизни общества, тотальный контроль над всеми;
• идеологизация не только политической жизни, но и других сфер жизни общества;
• как правило, однопартийная система, при этом власть концентрируется в руках лидера единственной (или доминирующей) политической партии;
• подчинение всех средств массовой информации власти;
• функционирование системы карательных учреждений, подавляющих любые проявления оппозиции;
• контроль за частной жизнью граждан.
Термин "тоталитаризм" был впервые введен в научный оборот в начале XX века идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле. Вначале этот термин не нес негативного оттенка (фашистская целостность (totalitare) противопоставлялась классической буржуазной разрозненности и распущенности). Однако дальнейшая практика существования и краха тоталитарных режимов сделала данный термин негативным.
Существуют следующие разновидности тоталитарного политического режима:
• коммунистический (СССР, Китай, КНДР и др.);
• фашистский (Италия, Испания, Португалия);
• национал- социалистический (гитлеровская Германия).
Авторитарный политический режим — политический режим, формы и методы осуществления политической власти при котором характеризуются сосредоточением политической власти в руках одного лица или узкой группы, которая при этом не вмешивается и не осуществляет полный контроль в других сферах жизни общества.
Основные характерные черты авторитарного политического режима:
• концентрация власти в одних руках, отстранение народа от осуществления власти;
• отсутствие тотального контроля за иными сферами жизни общества;
• формирование элиты путем назначения сверху.
Демократический политический режим — политический режим.
основанный на признании:
• народа единственным источником власти;
• прав и свобод человека;
• равенства прав всех членов общества, в том числе права на доступ к осуществлению власти.
Основные характерные черты демократического политического режима:
• единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через своих представителей;
• равенство прав граждан, отсутствие какой-либо дискриминации;
• признание и гарантированность политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав' всех членов общества;
• легитимность политической власти;
• конституционное закрепление принципа разделения властей;
• законность;
• политический плюрализм, который выражается в идеологическом многообразии, многопартийности (в том числе и при двухпартийной системе);
• свобода слова, независимость средств массовой информации.
Выделяют следующие виды демократических политических режимов:
• президентский;
• парламентский;
• смешанный.
3. Дифференциация видов власти производится на основе следующих критериев:
• круга субъектов властных отношений, как властвующих, так и подвластных;
• взаимоотношений и взаимосвязей субъектов властных отношений вне самого властного отношения;
• характера властных отношений и основы поддержки власти;
• сферы возникновения и функционирования властных отношений.
При рассмотрении любого вида власти следует учитывать, что его выделение на основании только одного из названных критериев весьма условно. Каждый вид власти может характеризоваться во взаимосвязи всех критериев. Таким образом, количество выделяемых видов может быть неограниченно.
В зависимости от характера властных отношений, а точнее, основы власти (благодаря чему один субъект может навязывать свою волю другому) различаются виды власти, основанные:
• на силе (армия, полиция и др.);
• на авторитете;
• на законе (государственная власть в демократическом правовом государстве);
• на религиозной поддержке (власть священнослужителей).
По совокупности иных значимых критериев выделяют следующие виды власти: »
• политическую;
• неформальную.
Политическая власть существует в двух основных формах (видах): государственная; иных субъектов политических отношений.
Общим "полем деятельности" для двух форм политической власти является политическая сфера, в рамках которой существуют властные отношения.
Власть субъектов политических отношений, реализуемая за пределами политической сферы жизни общества не может рассматриваться в качестве политической власти. Например, не является политической властью возможность политического лидера принуждать кого-либо к совершению каких-либо действий, основываясь на своем авторитете, известности и т. д., если эти действия не входят в число политических функций данного субъекта политической жизни.
М. Вебер выделял три вида легитимного или основанного на законе господства:
1) Традиционное, 2) Рационально – легитимное, 3) Харизматическое.
Традиционная форма легитимного господства основывается на вере, что существующий институт господства определяется соответствующими традициями, вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков.
Рационально – легитимное господство основывается на предположение, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствует общепринятым правовым нормам, например вследствие победы на выборах.
Харизматическое господство опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его ауру.
4. Государственная власть отличается от иных видов власти (включая политическую власть в целом) следующими основными признаками:
• субъектами государственной власти являются только государственные служащие, государственные органы и их должностные лица;
• осуществляется на основе легальных ресурсов, предоставленных государством (государственные средства, служебные полномочия, сила и принуждение, указание и подчинение).
Государственная власть различается по следующим видам:
• законодательная, исполнительная и судебная — на основе
общепризнанного принципа разделения властей;
• центральная и региональная — в зависимости от уровня реализации государственных решений.
Классификация политической власти, основанная на общепризнанном принципе разделения властей, первоначально сформулированном Шарлем Луи Монтескье, в настоящее время подвергается справедливой критике политологами и правоведами. При выделении только трех видов власти — законодательной, исполнительной и судебной — не учитываются иные виды власти, которые существуют в современных государствах.
В последнее время выделяются новые виды власти, не вписывающиеся в "триаду" Монтескье, такие, например, как:
• прокурорская;
• президентская (там, где президент является "арбитром" между властями, не входя ни в одну из этих ветвей);
• избирательная (власть избирательных комиссий во время выборов).
Политическое влияние как форма политической власти — это способность политических субъектов оказывать целенаправленное воздействие на поведение государственных служащих и принимаемые ими государственные решения.
Субъекты политического влияния — государственные структуры, , граждане, организации и институты. Политическое влияние проявляется в способности властвующих групп добиваться успеха, принимать необходимые им политические решения, либо наоборот, не допускать принятия невыгодных им решений.
5. Политические институты играют весьма значительную роль в реализации политической власти. Политологи делят их на три вида:
• собственно-политические;
• несобственно-политические;
• неполитические.
Государство - основной элемент политической системы общества, оно является важнейшим ее политическим институтом.
По действующей Конституции РК (пункт 1 статьи 1) Республика Казахстан утверждает себя демократическим , светским , правовым и социальным государством , высшими ценностями которого являются человек , его жизнь, права и свободы.
Особая роль в политической системе принадлежит таким политическим институтам, как политические партии и общественно-политические движения. Как правило, они отражают интересы более широких слоев населения, чем партии.
C XX века все более активную роль в политической жизни общества начинает играть различные лоббистские группы, например банковские промышленные и др. Их интерес к воздействию на власть очевиден – сохранить силу своего влияния в обществе и обеспечить наиболее благоприятные условия для своего существования и развития. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывают церковь и религия.
Скрепляющим, цементирующим фактором всех структурных элементов политической системы выступают политические отношения. Особая роль политических отношений состоит в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти, как правило, больших групп людей 'нации, классов, социальных групп.
Политические отношения - это отношения сотрудничества , учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы , представляют собой ту общественную форму взаимодействия между нациями, классами, общностями, при помощи которой они и примыкающие к ним социальные группы и слои включаются в политическую деятельность, в решение насущных задач.
В политической системе детальность и взаимодействие входящих в нее организаций регулируются социально-политическими нормами, нормами права. К числу таких норм относятся традиции, мораль, этика политической жизни. Особое место в системе этих норм занимает право, которое служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений , базой функционирования не только государственных, но и общественных организации, развитии всей политической системы общества. На современном этапе существенно возросли роль и значение в функционировании политической системы средств массовой информации 'СМИ'. Они выступают в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых организаций , каналов формирования и выражения общественного мнения. Средства массовой информаций обладают большими возможностями в информировании общественности об актуальных политических событиях как внутреннего, так и международного плана. Они оказывают весьма существенное и всевозрастающее влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы. Это традиционно касается прессы позднее – радио и телевидения. В последнее время стремительно набирает влияние глобальная мировая информационная сеть Интернет.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ