Лекция № 5

    Тема 5.

                                      Социология как наука.

Становление и основные этапы исторического развития социологии

1.     Предмет и объект познания социологии. Понятие социального.

2.     Структура социологии. Функции социологии.

3.     О. Конт – Родоначальник социологии .учение о трех стадиях развития в обществе. Органическая теория общества Г. Спенсера.

4.     Социологические воззрения Э. Дюркгейма.«Понимающая» социология М. Вебера.

5.     Основные направления современной социологии.

1.       С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно.

Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение.Следовательно, этимологически социоло­гия — наука об обществе.

Принято считать, что объектом социологического познания яв­ляется вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отно­шении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — не­зависимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общ­ность.

        Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации яв­ляются объектами социологического исследования.  

        Понимание предмета социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предме­том социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом.

Широкое распространение в нашей оте­чественной литературе имеет следующее определение социологии.

Социология это наука об обществе как социальной системе в це­лом, функционировании и развитии этой системы через ее состав­ные элементы: личности, социальные общности, институты.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из фило­софии. В течение длительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии.

2.     Структура социологии .

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционали­зации. Внутренняя институционализация означает совершенство­вание организационной структуры науки, наличие устойчивого раз­деления труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследователь­ских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной об­ласти познания.

Одно из важнейших мест в этом процессе принадле­жит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней:

1) уровень фундаменталь­ных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные за­кономерности и принципы данной области;

2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на ос­нове существующих фундаментальных знаний;

3) социальная инже­нерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенство­вания имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вы­членить в структуре социологии три уровня: теоретическую социо­логию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию.

Макросоциология ис­следует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведе­ние людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. Например, группа — это люди объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство — это также группа, рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматри­вается отношение государства с другим государством.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней высту­пают такие структурные элементы социологии, как отраслевые со­циологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, со­циология города, социология деревни, социология образования, со­циология семьи и т. д.

Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т.Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохва­тывающей теории, опирающейся на теории социального действия и структурно-функциональный метод.

Все крупные сферы общественной жизни исследуются на осно­ве социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны тео­рия и практика социального управления трудовой деятельностью лю­дей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения ра­ботника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирова­ние, труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повыше­ния трудовой активности, производительности труда и т. д.

Функции социологии. Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общест­венное предназначение определяются, в первую очередь, функци­ями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социо­логии, как и всякой другой науки, является познавательная. Соци­ология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ори­ентирована на решение практических проблем. В этом плане на пер­вое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические иссле­дования дают конкретную информацию для осуществления дейст­венного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной поли­тики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функ­ция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом про­является прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.

В этом плане социология способна:

1) определить, каков диапазон возмож­ностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сце­нарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных ре­шений;

3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернатив­ных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговремен­ные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование со­циологических исследований для планирования развития разнооб­разных сфер общественной жизни. Социальное планирование раз­вито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных про­цессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регио­нов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социоло­гов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социаль­ных целей.

Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социаль­ных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучше­нию взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию об­щественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

3.      Огюст Конт (1798-1857)— французский мыслитель, который считается основоположником социологии как са­мостоятельной науки. Главный труд Конта — шеститом­ный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изуче­ния общества, вводился сам термин «социология» и наме­чались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В класси­фикации наук она занимает самое почетное место и при­звана открывать и описывать единые, универсальные зако­ны развития общества, неотделимые от законов природы.

Социологический проект Конта основывался на позити­вистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

   натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

  методы социального исследования должны быть ана­логичны методам естествознания;

  истинность понятий и утверждений должна устанав­ливаться на основе эмпирических проверок;

   социальные явления должны быть описаны и выра­жены в количественных показателях;

  социолог должен воздерживаться от ценностных суж­дений.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: со­циальную статику и социальную динамику. Первая призва­на изучать строение общества, его структурные элементы, вторая — законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Се­мья образует ту простейшую единицу, которая лежит в осно­ве общества. Ее важнейшая функция — воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюс­титель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу со­циального порядка: рушится вера — распадаются и соци­альные связи. Последнее особенно проявляется в ходе ре­волюций с их «анархией умов».

Социальная динамика — это позитивная теория обществен­ного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным фак­торам Конт относил климат, расу, среднюю продолжитель­ность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят законо­мерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее Сред­невековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает пе­риод с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность — революцию, «анархическую республику», со­циальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, про­исходит быстрое развитие промышленности и науки, на­ступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются уче­ные-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и спе­циалисты в области управления.

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал не­обходимость научного изучения общества, выделил со­циологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных.

Органическая теория общества Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в по­нимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам.

Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет сле­дующие их общие черты:

• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

• они имеют свою внутреннюю структуру;

• эта структура усложняется по мере роста;

• усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

• это ведет к развитию взаимодействия между отдель­ными частями.

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствова­ние институтов общества, усложнение их функций.

Любое высокоорганизованное об­щество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих сис­тем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий».

Степень строгости социального контроля и централиза­ции управления Спенсер считал одним из главных крите­риев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества.

        Первый характеризу­ется сильным централизованным контролем и иерархичес­ким порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисцип­лине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер.

В обществах «промыш­ленного» типа система управления становится более гиб­кой, принудительная кооперация уступает место добро­вольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравне­нию с обществом «промышленного» типа. Переход от пер­вого ко второму он рассматривал как социальный прогресс

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятий­ного аппарата социологии. Он первым стал широко исполь­зовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаи­мосвязи изменения социальной структуры и дифференциа­ции функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регули­рующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы струк­турно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и оп­ределяется, прежде всего, его заслуга в развитии социоло­гической мысли.

4.      Социологические воззрения Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917)— основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («материальный субстрат» общества), ко вторым — традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества).

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.

Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологического метода».

В качестве главных среди них можно выделить следующие:

        принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи»);

       признание специфичности и автономности социальной реальности;

        приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода. к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры.Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.

«Понимающая» социология М. Вебера. Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий со­циолог, экономист, историк, создатель «понимающей» со­циологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хо­зяйственная этика мировых религий» и др.

Свою социологию Вебер называл «понимающей», по­скольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «по­нять» и «причинно объяснить»  в качестве предмета социологии.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер ис­пользовал введенное им понятие «идеальный тип», став­шее центральным в его методологии. «Идеальный тип» — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью ко­торой исследователь должен изучать явления (через опре­деление степени отклонения этих явлений от данного «иде­ального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, тра­диционное и аффективное:

• целерациональное действие — действие, предполага­ющее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.

ценностно-рациональное действие — действие, ори­ентированное на определенные ценности (нравственные, ре­лигиозные, эстетические и др.), принятые индивидом.

традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам по­ведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежа­щим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

аффективное действие — действие, которое обус­ловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовле­творению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое дей­ствие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.

Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жиз­ни основывается на рациональ­ном взаимодействии граждан и строгом соблюдении закон­ности.

Изучение рациональности как ведущей тенденции запад­ноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Ев­ропе имело не только социально-экономические, но и ду­ховные предпосылки.

Значителен вклад Вебера в разработку проблем полити­ческой социологии, в частности типизации политическо­го господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное дей­ствие, предполагает подчинение закону, а не личности; вто­рой тип, основанный на традиционном действии, обуслов­лен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базируется на вере в необыкно­венный дар (харизма — от греческого «божественный дар») носителя власти и связан с аффективными действиями.

Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с «пониманием» социаль­ного действия, построением «идеальных типов», сравни­тельной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимули­ровали появление новых направлений в мировой социоло­гии XX в.

5.    Основные направления современной социологии.

Современная социология отличается необычайным разно­образием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические тео­рии и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и тео­рия социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функ­ционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматри­вать общество как целостную систему, состоящую из функ­ционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми ус­танавливаются функциональные отношения.

Он считал, что любая социальная система для сохранения своего рав­новесия должна выполнять следующие функции:

• приспособление к окружающей среде (адаптация);

• определение и достижение целей (целедостижение);

• координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

• снятие напряжения и воспроизводство культурно-цен­ностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации вы­полняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интегра­ции — правовые и социокультурные институты, латентную функцию — институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюци­онный процесс, характеризующийся растущим упорядоче­нием системных отношений, повышением сложности сис­тем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, дела­ющему акцент на стабильности социальных систем и эволю­ционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее из­вестными представителями которого являются американ­ский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913) — автор теории позитивно-функ­ционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, со­циальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый ат­рибут социальных отношений и выполняют такие пози­тивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в об­ществе и др.

Значительный вклад в развитие современной конфлик­тологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех поло­жениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несо­гласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способ­ствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

конфликтов существуют, по его мнению, в де­мократическом, открытом обществе, для которого харак­терны политический плюрализм, гибкая система управле­ния и высокая мобильность.

К основным микросоциологичес­ким теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального об­мена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид /1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологи­ческого направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900-1986).

Основные поло­жения символического интеракционизма сводятся к следу­ющему:

• люди действуют, руководствуясь прежде всего симво­лическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

• сами символические значения есть продукт социаль­ного взаимодействия;

• символические значения возникают и изменяются по­средством их интерпретации и переопределения.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разра­ботал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі