Лекция № 5
Тема 5.
Социология как наука.
Становление и основные этапы исторического развития социологии
1. Предмет и объект познания социологии. Понятие социального.
2. Структура социологии. Функции социологии.
3. О. Конт – Родоначальник социологии .учение о трех стадиях развития в обществе. Органическая теория общества Г. Спенсера.
4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма.«Понимающая» социология М. Вебера.
5. Основные направления современной социологии.
1. С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно.
Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение.Следовательно, этимологически социология — наука об обществе.
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.
Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом.
Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии.
Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии.
2. Структура социологии .
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания.
Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней:
1) уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
3) социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию.
Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. Например, группа — это люди объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство — это также группа, рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д.
Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т.Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и структурно-функциональный метод.
Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения работника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование, труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности, производительности труда и т. д.
Функции социологии. Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.
Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.
В этом плане социология способна:
1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;
2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей.
Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.
3. Огюст Конт (1798-1857)— французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта — шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.
Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы.
Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:
• натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
• методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;
• истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;
• социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;
• социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая — законы социального развития.
В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция — воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера — распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их «анархией умов».
Социальная динамика — это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.
Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность — революцию, «анархическую республику», социальную дезорганизацию.
Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.
Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных.
Органическая теория общества Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.
Главное социологическое произведение Спенсера — трехтомный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.
Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам.
Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет следующие их общие черты:
• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;
• они имеют свою внутреннюю структуру;
• эта структура усложняется по мере роста;
• усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;
• это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.
Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.
В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций.
Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий».
Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества.
Первый характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер.
В обществах «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.
«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом «промышленного» типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс
Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.
Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.
4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917)— основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.
Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («материальный субстрат» общества), ко вторым — традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества).
В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.
Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологического метода».
В качестве главных среди них можно выделить следующие:
• принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи»);
• признание специфичности и автономности социальной реальности;
• приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений.
Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода. к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры.Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.
«Понимающая» социология М. Вебера. Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.
Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» в качестве предмета социологии.
Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие «идеальный тип», ставшее центральным в его методологии. «Идеальный тип» — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений от данного «идеального типа»).
Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:
• целерациональное действие — действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
• ценностно-рациональное действие — действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом.
• традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;
• аффективное действие — действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.
Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни основывается на рациональном взаимодействии граждан и строгом соблюдении законности.
Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки.
Значителен вклад Вебера в разработку проблем политической социологии, в частности типизации политического господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма — от греческого «божественный дар») носителя власти и связан с аффективными действиями.
Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с «пониманием» социального действия, построением «идеальных типов», сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в.
5. Основные направления современной социологии.
Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.
Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения.
Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
• приспособление к окружающей среде (адаптация);
• определение и достижение целей (целедостижение);
• координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
• снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и социокультурные институты, латентную функцию — институты семьи, образования, религии.
Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.
В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.
Льюис Козер (р. 1913) — автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.
Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.
конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.
К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.
Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид /1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900-1986).
Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:
• люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
• сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;
• символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.
Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі