Лекция № 6
Тема 6
Общество и его социологическое изучение.
Прикладное социологическое исследование.
1. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальные статусы. Социальная роль как динамический аспект социального статуса
2. Социальные институты. Социально-этнические общности. Социальные организации
3. Теоретическая подготовка исследовательской программы.
4. Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)
5. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций
1. Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Социальные взаимодействия могут классифицироваться по различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом:
· По количеству субъектов взаимодействия;
· По продолжительности – на кратковременные и долговременные;
· По характеру – на односторонние и многосторонние;
· По организованности – на организованные и неорганизованные;
· По сознательности – на сознательные и стихийные;
· По «материи» обмена – на интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые.
Выделяют два типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, стремления учитывать интересы партнера (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движение солидарностей). Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами.
Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, территория, властные полномочия). Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество при котором субъекты взаимодействия пытаются опередить друг друга. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперника.
Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. Социальные отношения отличаются продолжительностью,систематичностью, самовозобновляющимся характером.
Социальный статус – это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Так как индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений у него не один, а несколько статусов.
Предписанным называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания (определяется полом, национальностью, местом рождения).
Достигнутым называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, должностью.
От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают.
Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий средний и низкий статусные ранги.
Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Социальную роль можно определить как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Каждый статус предусматривает не одну, а несколько ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».
При всех различиях социальной роли объединяет нечто общее – нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:
· Описание типа поведения, соответствующего данной роли;
· Предписания, или нормы определяющие требования той или иной роли.
· Оценка выполнения данной роли;
· Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять, все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
2. Социальный институт (от лат institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Известный американский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения социальной потребности.
Деятельность любого социального института определяется:
1) Набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
2) интеграции института в социально – политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;
3) наличием материальных средств и условий обеспечивающих выполнение определенных функций.
В зависимости от целей и задач, можно выделить следующие основные социальные институты:
· Институт семьи и брака, выполняющий функцию биологического воспроизводства населения;
· Экономические институты занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда;
· Политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов;
· Социокультурные и воспитательные институты ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, на образование и воспитание молодого поколения.
Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.
Племя – тип этнической общности присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело вою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Для племени свойственно выделение собственного названия, своего языка и диалекта.
Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже на территориальном единстве.
Нация - это исторический высший тип этнической общности для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре.
Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
Известный социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:
· Целевую природу;
· Распределение членов организации по ролям и статусам;
· Распределение труда и специализацию функций;
· Построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
· Наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
· Целостность социальной системы.
Социальная организация играет важную роль в жизни общества. По выражению социального социолога У. Уайта современный человек – это «человек организации». Организация требует от него компетентность, знания и умения. Социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий функционирования социальных организаций.
3. Теоретическая подготовка исследовательской программы. Задачей данной темы является дать общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования);
2) основной (проведение эмпирического исследования);
3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы.
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление.
Для этого нужно проделать специальную теоретическую работу:
1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д.
3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы.
Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:
1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;
3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).
Цели и задачи исследования. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Так, в обозначенном нами примере исследования социолог может предположить, что причиной является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль коллективных органов в подготовке и принятии решений; 3) роль штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования.
Он позволяет решить три основные задачи:
1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;
2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;
3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами.
Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования.
Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов.
В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:
1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;
2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;
3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной;
4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;
5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
4. Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов,наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование). Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.
В программе должно быть четко указано:
1) Каков объект эмпирического исследования;
2) Является исследование сплошным или выборочным;
3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.
Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.
Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.
Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом выборки).
Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться их. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов.
Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:
1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих;
2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:
Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.
В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и не включенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д.
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.
По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.
5. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Обработка данных включает в себя следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования;
2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании;
3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы.
В зависимости от методов получения первичной информации используют два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования.
Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу.
При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования. Ранжирование – это процедура установления относительной значимости исследуемых объектов на основе их упрядорядочивания.
Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе. Для каждого объекта вычленяют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг – объекту с наивысшей суммой.
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложением и рекомендаций.
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы