Рабочая програма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДА СЕМЕЙ
«Утверждаю»
директор электротехнического колледжа
_______________________Е.Р.Баль
«________" ________________2012__г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
НА БАЗЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Специальность: 0911000 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»
Квалификация : 0911013 «Электромеханик»
СЕМЕЙ
2012 год
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ В 2002 ГОДУ УМС МО и НРК ПО НАЧАЛЬНОМУ И СРЕДНЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ_____________________________________________
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ_0911000 «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМНОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ »
0911013 «ЭЛЕКТРОМЕХАНИК»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Гидулян Н.Л.
ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ПРОТОКОЛ №1 ОТ 10 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА
ЗАВЕДУЮЩАЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ________ГИДУЛЯН Н.Л.
СОГЛАСОВАНО:_________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Курс основы философии имеет большое значение для правильной ориентации в окружающем мире, для понятия социальных процессов, происходящих в мире. При изучении философии учащиеся могут осмыслить различные точки зрения по той или иной общественной проблеме и определить собственную точку зрения.
Основы философии познакомят учащихся с тем, какую роль философия играет в обществе, с основными вехами мировой философской мысли. Главные разделы курса посвящены знакомству с фундаментальными проблемами философии, такими как: природа человека и смысл его существования: человек, цивилизация, культура, свобода и ответственность личности, человеческое познание и деятельность, человечество перед лицом глобальных проблем.
При изучении философии учащиеся должны Знать:
- основные понятия и проблемы философских, научных и религиозных картин мира, смысла жизни человека, формы человеческого знания и особенности его проявления, соотношение духовных и материальных ценностей, их роли в жизни общества, цивилизации;
- роль науки и научного познания, его структуру, формы и методы, социальные и этнические проблемы;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры окружающей природной среды.
Уметь:
- выделять теоретические, прикладные аспекты философского знания, применять их для обоснования практических решений;
- анализировать, самостоятельно и критически мыслить;
- точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность;
- опровергать ошибочные доводы оппонентов, уметь защищать свои убеждения, использовать возможности в аргументированном отставании своих мировоззренческих позиций.
Тематический план по дисциплине « Основы философии»
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1. |
Философия и её роль в обществе. Философия Древнего Востока,Китая, Древней Греции |
2 |
2. |
Философия Средневековья нового времени. Основные направления эпохи возрождения. Отечественная философская мысль. |
2 |
3. |
Материя и сознание, даилектика и её альтернативы. Философское понимание общества. |
2 |
4. |
Теория познания. Общественное сознание и многообразие его форм. |
2 |
5 |
Бытие человека как проблема философии. Личность. Свобода и ответственность. Будущее человечество. |
2 |
Содержание предмета.
Раздел 1. Специфика философского знания.
Тема 1.1 Философия и ее роль в обществе.
Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Роль мировоззрения в жизни людей. Исторические типы и уровни мировозрения. Мифология как первая форма мировозрения. Философия-теоритическая основа мировозрения.
Вопрос об отношении сознания к бытию. Материализм, идеализм, натурализм - основные направления философии. Философия в системе культуры.
Тема 1.2. Исторические типы философии.
Место истории философии в системе философского знания. Периодизация историко-философского процесса.
Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия, философия древнего Китая. Особенности древнегреческой философии. Учение о бытие (Демокрит, Платон, Аристотель). Проблема человечества и общества (Сократ, Эпикур). Становление античной диалектики.
Философия средневековья. Религиозный характер философской мысли. Природа и человек как творение Бога (А.Августин, Ф.Аквинский).
Арабская средневековая философия (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ю. Балагурский, М. Кашгарский).
Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Рождение новой науки. Гелионтризм и учение о бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Г.Галилей).
Философия Нового времени. Создание механически-материалистической картины мира (И.Ньютон). Проблема метода познания (Ф.Бекон, Р.Декарт). Эмпирзм,иррационализм. Человек в философии просвещения (Ж-Ж. Руссо). Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах).
Возникновение и развитие марксисткой философии. Разработка К.Марксом и Ф.Энгельсом теории материалистической диалектики и материалистического понимания мира и истории.
Отечественная философская мысль. Философские взгляды казахских мыслителей 19-го века: И.Тайманова, М.Утемисова, Абая Кунанбаева, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина.
Традиции и особенности русской философии 18-19вв.9А.Радищев,А.Герцен, Н.Чернышевский). Русская религиозная философия 19-нач. 20вв. (Ф.Достоевский, В.Соловьев , Л.Толстой, Н.Бердяев). Особенности философии 20 века. Отношение к разуму и науке. Сциентизм и рационализм в современной философии. Проблема человека, знания, языка и философии 20 века. Эволюция религиозной философии. Марксистская философия в современном мире.
Учащиеся должны:
Знать:
Типы и уровни мировоззрения. Основные направления философии. Периодизацию историко-философского процесса. Исторические типы философии. Особенности философии Древнего востока, Древнегреческую философию. Философию средневековья, антроцентрический характер философии возрождения, философию Нового времени. Отечественную философскую мысль.
Уметь:
Анализировать, самостоятельно и критически мыслить. Выделять теоретические прикладные аспекты философского знания, применять их для обоснования практических решений.
Раздел 2. Мир как совокупная реальность.
Тема 2.1 .Материя и сознание.
Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Понятие материи. Движение-неотъемлимый способ существование материи. Основные формы движения материи. Современное естествознание о пространстве и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой природе и социальных процессах.
Соотношение материи и познания. Сознание и мозг. Сознание - высшая форма отражения действительности. Структура сознания. Активность сознания. Сознательное и несознательное.
Тема 2.2. Диалектика и ее альтернативы.
Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Исторические формы диалектики, ее альтернативы: метафизика, софистика, догматизм, эклектика. Категории диалектики и их роль в познании.
Понятие закона. Развитие прогресс и регресс. Противоречие как внутренний источник развития. Основные законы диалектики. Диалектика количественных и качественных изменений. Диалектические противоположности в их единстве и борьбе. Диалектическое отрицание и синтез. Диалектика и специальные научные теории развития.
Тема 2 3. Философское понимание общества.
Специфика социальной формы движения материй. Материальная и духовная жизнь общества. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Содержание категорий «Общественное сознание» и их значение для изучения общества.
Развитие общества. История как закономерный процесс смены общественно - экономических формаций. Необходимость и сознательная деятельность людей в
- историческом процессе. Формы развития общества: Цикличность, прогресс, застой и
- источники их детерминаций.
Эволюционный и революционный типы общественного развития. Революций социальные и социо - технические. Конкретно - исторический характер соотношения революций и реформ.
Учащиеся должны:
Знать:
Понятие материи, основные формы движения материи. Сознания как высшую форму отражения действительности. Исторические формы диалектики. Основные понятия и проблемы философских научных и религиозных картин мира, смысла жизни человека.
Уметь:
Точно и аргументировано стоить свою речь, обеспечить ее научную убедительность. Уметь защищать свое убеждение использовать возможности в аргументированном отстаивании своих мировоззренческих позиций.
Раздел III. Духовная жизнь человека и общества.
Тема 3.1. Теория познания.
Познание как отношение действительности. Чувственное познание, его формы. Единство чувственного и рационального познания, Эмпиризм и рационализм. Понятие истины. Практика - критерий истины. Объективность. Относительность и абсолютность истины.
Наука как специфическая форма познавательной деятельности людей. Основные методы научного познания. Социальные функций науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых.
Тема 3.2. Общественное сознание и многообразие его форм.
Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь. Относительная
- самостоятельность Общественного сознания. Структура общественного сознания
(обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология).
Формы общественного сознания. Политическое сознание: возрастание роли политического сознания людей в современных условиях. Правовое сознание, правосознание в компетенций становления правового государства и демократизаций общества. Нравственное сознание, проблема нравственного прогресса. Эстетическое сознание, социальная природа и функция искусства. Религиозные сознание, социальное функций религий.
Духовное производства. Его конкретно - исторический характер. Духовные потребности. Духовное общение и своеобразие духовных ценностей. Образование и воспитание как необходимые условия освоение и потребление духовных ценностей, творческой деятельности. Духовность как проблема человеческого существования.
Учащиеся должны:
Знать:
Роль науки и научного познания, его структуру, формы и методы, социальные и
этнические проблемы, социальные функции науки.
Уметь:
Анализировать, самостоятельно и критически мыслить, сравнивать, выделять
главное.
Раздел IV. Проблема человека в философии.
Тема 4.1. Бытие человека как проблема философии.
Различные философские концепций о природе, сущности и предназначений человека и их значение для современного понимания человека. Проблемы антропосоциогенеза. Различные гипотезы в происхождений человека. Роль труда и языка в процессе становления человека, в формирования сознания в предметно -практической деятельности. Становления общественных отношений и их качественное отличие от биологических отношений . Возникновение и развитие нравственности.
Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Воздействие научно - технической революций на условиях существования человека как биологического вида: Активизация мутационного процесса и его воздействие на наследственность человека.
Конечность индивидуального существования человека, проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Социальная и биологическая продолжительность жизни: смерть и бессмертие.
Тема 4. 2. Личность. Свобода и ответственность.
Содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» и их соотношение с понятием «человек». Роль окружающей среды в формирований личности.
Человек как объект и субъект общественных отношений, исторического действия. Общности людей в историческом процессе: классы, наций, народные массы. Роль великой личности в историй. Возрастание свободы личности как критерий общественного прогресса.
Понятие свободы, ее философское, этническое и политико - правовые аспекты. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Свобода выбора и свободный выбор. Свобода и порядок, права и обязанности человека.
Тема 4.3. Будущее человечества, глобальные проблемы
Проблема общественного прогресса в условиях единого и противоречивого современного мира. Периодизация будущего: непосредственное, обозримое и отдаленное будущее. Альтернативы будущего.
Глобальные проблемы современности как противоречие современного мира и пути их решения. Сплочение сил социального прогресса за мир, социальное равенство и демократию, как основные направления современной цивилизации.
Заключение. Нравственные проблемы философии.
.
Мораль и нравственности: диалектика их взаимосвязи. Мораль как форма оценочного отношения к действительности. Императивность морального сознания. Нравственное сознание и нравственные отношения. Структура нравственности.
Понятие нравственного соотношения и нравственной культуры личности. Воспитание чувств, культуры общения. Этикет в развитие общества. Ценности материальные и духовные.
Общечеловеческие моральные ценности, их роль в гуманизации нравов. Добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть. Счастье человека и его нравственный идеал. Счастье и несчастие, сострадание, горе, дружба, любовь, семейные ценности, семейные традиции. Отношение к женщине, старикам, детям родственникам.
Универсальный характер нравственности и ее частные формы: профессиональная этика - этика педагога, врача, юриста, административная этика, этика бизнеса и др. Этноэтика, национальные обычаи и традиции.
Учащиеся должны:
Знать:
Проблемы смысла жизни,, роль окружающей среды, форматирования личности, глобальные проблемы современности как противоречие современного мира и пути их решения, соотношения духовных и материальных ценностей, их роли в жизни общества, цивилизации.
Уметь:
Опровергать ошибочные доводы оппонентов, уметь защищать свои убеждения. Точно и аргументировано строить свою речь, обеспечить ее научную убедительность.
Тесты
По предмету «Основы Философии»
1 вариант
1. Предмет философия включает разделы:
а) онтология; Ь) гносеология; с) человек,общество;
d) гносеология, общество; е) онтология, гносеология, человек, общество
2. Метод философии, противоположный диалектике:
а) метафизика; Ь) софистика; с) герменевтика
d) догматизм; е) эклектика
3. Философское мировоззрение отличается от религиозного и
мифологического тем, что оно:
а) основано на знании; Ь) имеет обращенность мысли на саму себя;
c) логично; d) опирается на четкие понятия и категории;
e) все перечисленные выше
4. Функция, способствующая формированию целостной картины мира,
представлений об его устройстве, месте человека в нем:
а) социальная; Ь) воспитательно-гуманитарная; с) мировоззренческая
d) методологическая; е) прогностическая
5. К материалистическому направлению принадлежали философы:
а) Платон, Лейбниц; Ь) Беркли, Юм; с) Юм, Гегель;
d) Демокрит, Эпикур; е) Платон, Гегель
6. Основатель идеализма:
а) Фалес; Ь) Эпикур; с) Платон; d) Спиноза; е) Демокрит
7. Материалисты считали, что:
a) мир познаваем;
b) весь мир делится на «мир идей» и «мир вещей»;
c) реально существует только идея;
d) материя существует независимо от сознания;
e) верно and
8. Древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить
основы построения и существование окружающего мира и найти путь, по
которому должны следовать человек, природа, космос:
а) конфуционизм; Ь) даосизм; с) буддизм; d) джаизм;
е) легизм
9. Основатель милетской школы, первоначалом всего сущего считал воду:
а) Анаксимен; Ь) Анаксимандр; с) Фалес; d) Гераклит;
е) Сократ
10. Древнегреческий философ-материалист вывел закон единства и борьбы
противоположностей :
а) Платон; Ь) Гераклит; с) Сократ; d) Аристотель;
е) Демокрит
11. Назовите философа, учение которого объявлено официальной идеологией
католицизма?
а) Август Аврелий; Ь) Фома Аквинский; с) Платон;
d) Аристотель; е) Ш. Монтескье
12. Антропоцентризм и гуманизм характерные черты эпохи:
а) античность; Ь) Возрождения; с) средневековья
d) нового времени; е) все перечисленные выше
13. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей представители
направления:
а) гуманистического; Ь) натурфилософского; с)
неоплатонического; d) реформационного; е) политическое
14. Гуманизм как философское направление получил распространение в:
а)Х-Х1в.в.; b) X-XIII в.в.; с) V-VII в.в; d) XIV-XV в.в.;
e) XVII-XVIII в.в
15. Направление философии эпохи Возрождения, изучающее проблемы
управления государством, поведение правителей:
а) реформационное; Ь) политическое;
c) гуманистическое; d) натурфилософское;
е) утопическо - социалистическое
16. Основоположник Реформации:
а) Мартин Лютер; Ь) Жан Кальвин; с) ТомасМюнцер;
d) Николо Макиавелли; е) Томмазо Кампанелла
17. Направление в философии, согласно которому основой бытия и познания
является разум:
а) эмпиризм; Ь) социалистическо - утопическое; с) рационализм;
d) рационализм; е) неоплатонизм
18. Автор «Божественной комедии»:
а) Франческо Петрарка; Ь) Лоренцо Балл с) Николай Кузанский;
e) Данте Алигьери
19. Основатель эмпирического направления в философии:
а) Фрэнсис Бэкон; Ь) Жан Кальвин; с) Н. Макиавелли;
d) Декарт; е) Гроций
20. Направление в философии, не признающее самостоятельного идеального
(духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее
окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук:
а) атеизм; Ь) рационализм; с) материализм;
d) гуманизм; е) эмпиризм
21. Главная альтернатива диалектики:
а) софистика; Ь) метафизика; с) эклектика;
d) догматизм; е) релятивизм
22. Закон диалектики, при которой новое всегда отрицает старое и занимает
его место, но постепенно само превращается из нового в старое и отрицается
всё более новым:
a) Закон единства и борьбы противоположностей;
b) переход количества в качество; с) закон отрицание отрицания; d) движение; е) развитием
23. Основные сферы жизни общества:
а) экономическая; Ь) социальная; с) политическая;
d) духовная; е) все перечисленные выше
24. Процесс целенаправленного активного отображения действительности в
сознании человека:
а) познание; Ь) практика; с) отображение;
d) движение; е) метафизика
25. Реально существующая, стабильная, самостоятельная, вечная, бесконечная
субстанция, которая включает в себя все сущее:
а) бытие; Ь) материя; с) познание; d) сознание;
e) диалектика
2 вариант
1. Мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира,
явлений природы через могущество, бесконечность внешних сил:
а) теоцентризм; Ь) космоцентризм; с) акропоцентризм;
d) религия; е) философия
2. Основные методы философии:
а) диалектика; Ь) метафизика; с) догматизм;
d) эклектика; е) все перечисленные выше
3. Функция философии, имеющая целью правильное и достоверное познание
окружающей действительности:
а) гносеологическая; Ь) мировоззренческая; с) критическая;
d) методологическая; е) социальная
4. Основатель материализма:
а) Платон; Ь) Демокрит; с) Гегель; d) Беркли;
е) Аристотель
5. Сторонники идеализма:
а) Платон, Гегель; Ь) Александр, Юм; с) Маркс, Энгельс;
d) Бэкон, Лонн; е) Лейбниц, Демокрит
6. Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека как
участника социальной жизни:
а) даосизм; Ь) конфуцианство; с) легизм; d) моизм;
е) буддизм
7. Религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после Ув.до
н.э.),Китае, Юго-Восточной Азии (после III в.н.э.)
а) буддизм; Ь) конфуцианство; с) ислам; d) моизм;
е) легизм
8. Наиболее известными философами римского периода являлись:
а) Сенека; Ь) Тит Лукреций Кар; с) поздние стоики;
d) ранние христиане; е) все перечисленные выше
9. Философы, выступавшие за познание мира через число:
а) элеаты; Ь) атомисты; с) пифагорейцы; d) киники;
e) стоики
10. Материалистическая философская школа, философы которой
«первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы
«атомы»:
а) пифагорейцы; Ь) атомисты; с) киники; d) элеаты;
е) софисты
11. Этот философ открыл метод майевтики, широко применяемый в образовании:
а) Сократ; Ь) Демокрит; с) Платон ; d) Протагор;
е) Сенека
12. Философская школа, которая обосновала идею свободны вне общества.
Представители данной школы вели паразитический образ жизни, не имели
семьи, игнорировали законы и государство:
а) атомисты; Ь) элеаты; с) киники; d) стоики;
е) софисты
13. Основатель философской школы стоиков:
а) Сократ; Ь) Протагор; с) Диоген; d) Зенон Китийский;
е) Платон
14. Основная идея философской школы стоиков:
a) освобождение от влияния внешнего мира ;
b) вне человеческого сознания ничего не существует;
c) критическое отношение к окружающей действительности;
d) мягкое управление обществом;
e) восприятие человека, природы и космоса как единого целого
15. К характерным чертам эпохи Возрождения относятся:
a) антропоцентризм и гуманизм;
b) теоцеоризм;
c) критика иных философских учений;
d) окружающий мир относителен;
e) поиск первоначала
16. К социальным нормам относятся:
a) нормы морали;
b) нормы группы, коллектива;
c) специальные нормы;
d) нормы права;
e) все перечисленные выше
17. Сфера жизни общества включающая производство, распределение, обмен:
a) социальная;
b) экономическая;
c) политическая;
d) духовная;
e) культурная
18. Предмет философия включает разделы:
а) онтология; Ь) гносеология; с) человек, общество;
d) гносеология, общество; е) онтология, гносеология, человек, общество
19. Метод философии, противоположный диалектике:
а) метафизика; Ь) софистика; с) герменевтика
d) догматизм; е) эклектика
20. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического
тем, что оно:
а) основано на знании; Ь) имеет обращенность мысли на саму себя;
c) логично; d) опирается на четкие понятия и категории;
e) все перечисленные выше
21. Функция, способствующая формированию целостной картины мира,
представлений об его устройстве, месте человека в нем:
а) социальная; Ь) воспитательно-гуманитарная; с) мировоззренческая
d) методологическая; е) прогностическая
22. К материалистическому направлению принадлежали философы:
а) Платон, Лейбниц; Ь) Беркли, Юм; с) Юм, Гегель;
d) Демокрит, Эпикур; е) Платон, Гегель
23. Основатель идеализма:
а) Фалес; Ь) Эпикур; с) Платон; d) Спиноза;
е) Демокрит
24. Материалисты считали, что:
a) мир познаваем;
b) весь мир делится на «мир идей» и «мир вещей»;
c) реально существует только идея;
d) материя существует независимо от сознания;
e) верно and
25. Древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы
построения и существование окружающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа, космос:
а) конфузионизм; Ь) даосизм; с) буддизм; d) джаизм;
е) легизм
Ответы на тесты по предмету «Основы философии»
1 вариант |
2 вариант |
1 е |
1 b |
2 а |
2 е |
3 е |
3 а |
4 с |
4 b |
5 d |
5 а |
6 с |
6 b |
7 е |
7 а |
8 b |
8 е |
9 с |
9 с |
10 b |
10 b |
11 b |
11 а |
12 b |
12 с |
13 с |
13 с |
14 d |
14 а |
15 с |
15 а |
16 а |
16 е |
17 с |
17 b |
18 е |
18 е |
19 а |
19 а |
20 с |
20 е |
21 b |
21 с |
22 с |
22 d |
23 е |
23 с |
24 а |
24 е |
25 а |
25 b |
Список литературы
1. Абай. Сочинение. - Алматы, 1995.
2. Аль- Фараби. Философские трактаты.- Алматы, 1998.
3. Аюпов Н.Г религиозная система древних т юрков. Алматы, 1986
4. Баласагуни Ж. Благодатное знание. Алматы, 1986
5. Бурабаев М.С и др. социально- этические и эстэтические взгляды Аль-Фараби.- алматы, 1984.
6. Валиханов Ч. Собр. Соч. в 5т.- Алматы, 1985
7. Исторические типы философии: Конспекты лекций. - Алматы, 1995
8. Есимов Г. Хаким Абай Алматы, 1995
9. Лавриенко В. И. Философия: учебник. -М., 2000
10.Озера степные . Казахская Поэзия XVIII-XIX в.- Алматы, 1999. 11.Сегизбаев О. Казахская философия XV- начала XX вв.- Алматы, 1996 12.Философия / Под. ред. В.П. Кохановского . - Ростов н/Д, 1997. ІЗ.Философия/Сост. Т.Х. Габитов.- Алматы: Раритет, 2004
«Бағдаршам»бағдарламасын құру.
Паскаль құрылымы бойынша сипаттама
Паскаль тіліндегі сызықтық програма есептері
Компьютерлік вирустар. Компьютерлік вирус-арнайы жазылған шағын көлемді (кішігірім) программа
Паскаль тілінде сызықтық бағдарлама құру
SQL-дің жүйелік құрылым және мәліметтер базасында қолданылуы
«Офис -тіpкеуші» акпараттық жүйесін құру
DES алгоритмі
Антарктика және Антарктида
Пневматикалық араластыру