Лекция № 1

ТЕМА 1

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

     ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, КИТАЯ,ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

План

1.     Понятие мировоззрения и его основные формы

2.     Стадии эволюции философского мировоззрения

3.     Общее понятие и содержание предмета и методов философии

4.     Общее понятие функций философии

5.     Философия Древнего Востока

6.     Первые философские школы Древней Греции

1.     Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

·       мифология;

·       религия;

·       философия.

         Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

         Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

         Основными мировыми религиями являются:

·       христианство;

·       ислам;

·       буддизм.

Философия – особый, научно – теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

·       основано на знании (а не на вере либо вымысле);

·       рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

·       логично (имеет внутреннее единство и систему);

·       опирается на четкие понятия и категории.

         Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

2. Философия, как мировоззрение, прошла три основные стадии своей эволюции:

·       космоцентризм;

·       теоцентризм;

·       антропоцентризм.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

3.     Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

·       онтология (учение о бытии);

·       гносеология (учение о познании);

·       человек;

·       общество.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

·       диалектика;

·       метафизика;

·       догматизм;

·       эклектика;

·       софистика;

·       герменевтика.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

4.     Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человек в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно – теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно – логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально – нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

        Воспитательно – гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5.     Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в наиболее культурных по тем временам странах – Китае и Индии, Египте и Вавилоне, Греции и Риме.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

·       VII в. до н.э. – III в. н.э. – зарождение и становление древнейших национальных     философских школ;

·       IIIXIX вв. н.э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы;

·       XX в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае

·       являлись:

·       даосизм;

·       конфуцианство;

·       легизм.

Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается

объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

         Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI- в начале V вв. до н.э.

         Основными понятиями дасизма являются «Дао» и «Дэ».

         «Дао» имеет два значения:

·       путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

·       субстанция, от которой произошел весь мир, первоначально. Которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

         «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначально «Дао» преобразовалась в окружающий мир.

         Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

         Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун – Фу – Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н.э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

         Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

·       как необходимо управлять людьми?

·       как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

·       жить в обществе и для общества;

·       уступать друг другу;

·       слушаться старших по возрасту и по знанию;

·       подчиняться императору;

·       сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

·       быть человечным.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся

легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) и Хан Фей (288 – 233 гг. до н.э.). В эпоху императора Цинь – Ши – Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.

         Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

         Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

         На становление философии в Индии большое влияние оказали Веды – литература религиозно – философского толка. В Ведах ставились вопросы о происхождении мира, космическом порядке и его законах, о вечном круговороте жизни.

         В Индии важнейшим религиозно философским учением был буддизм.

        

6.     Древнегреческой называется философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово – ремесленных городах – государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

·       милетская школа;

·       школа пифагорейцев;

·       школа Гераклита Эфесского;

·       элейская школа;

·       атомисты.

Центральной темой античной философии была тема первоначала

(основы), или субстанции окружающего мира.

Фалес (640 – 560 гг. до н.э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих философов и ученых. В качестве таковой рассматривал воду («все из воды»):

·       представлял Землю в виде, плоского диска, который покоится на воде;

·       считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;

·       допускал наличие множества богов;

·       считал центром вселенной Землю;

·       точно определил продолжительность года – 365 дней;

·       сделал ряд математических открытий.

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

·       первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

·       вывел закон сохранения материи, фактически открыл атомарное строение вещества;

·       первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.

Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

·       первопричиной всего сущего считал воздух;

·       выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха;

·       проводил параллели между душой человека и воздухом

·       отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

        Гераклит (2 – ая половина VI – 1 – я половина V вв. до н.э.), первоосновной всего полагал огонь:

·       вывел закон единства и борьбы противоположностей;

·       считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении;

·       был сторонником круговорота веществ в природе цикличности истории;

·       признавал относительность окружающего мира;

·       всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

·       выступал за материальность человеческой и мировой души;

·       Был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

·       движущей силой всех процессов считал борьбу.

        Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии, считал, что весь мир состоит из мельчайших частиц  - атомов.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора, древнегреческого философа и математика:

·       первопричиной всего сущего считали число;

·       выступали за познание мира через число

·       считали единицу мельчайшей частицей всего;

·       пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира.

Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея:

·       изучали проблемы познания;

·       жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;

·       были сторонниками монизма;

·       считали все сущее материальным выражением идей.

         Платон считал, что субстанцией мира являются бестелесные идеи, которые порождают из себя различные вещи. Самой крупной и яркой фигурой в античной философии был Аристотель. Он считал, что основой мира является некая активная «форма» как перводвигатель всего сущего. Все отдельные вещи возникают из пассивной «материи» под воздействием формы как активной причины. В античной философии была выдвинута также идея логоса как некоего объективного и неуничтожимого закона мироздания.

         Софисты – философская школа в Древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов – теоретиков, сколько в качестве философов – педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

         Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 г. до н.э.).

         Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

         Начиная с Сократа, философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья. Тем самым стал происходить антропологический поворот, т.е. переориентация философии с темы природы на тему человека. Человек рассматривался как существо общественное и нравственное.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі