Лекция № 1
ТЕМА 1
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, КИТАЯ,ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
План
1. Понятие мировоззрения и его основные формы
2. Стадии эволюции философского мировоззрения
3. Общее понятие и содержание предмета и методов философии
4. Общее понятие функций философии
5. Философия Древнего Востока
6. Первые философские школы Древней Греции
1. Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
· мифология;
· религия;
· философия.
Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
· христианство;
· ислам;
· буддизм.
Философия – особый, научно – теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
· основано на знании (а не на вере либо вымысле);
· рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
· логично (имеет внутреннее единство и систему);
· опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
2. Философия, как мировоззрение, прошла три основные стадии своей эволюции:
· космоцентризм;
· теоцентризм;
· антропоцентризм.
Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
3. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.
Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
· онтология (учение о бытии);
· гносеология (учение о познании);
· человек;
· общество.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
· диалектика;
· метафизика;
· догматизм;
· эклектика;
· софистика;
· герменевтика.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
4. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человек в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно – теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно – логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально – нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно – гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
5. Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в наиболее культурных по тем временам странах – Китае и Индии, Египте и Вавилоне, Греции и Риме.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
· VII в. до н.э. – III в. н.э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
· III – XIX вв. н.э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы;
· XX в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Древнейшими национальными философскими учениями в Китае
· являлись:
· даосизм;
· конфуцианство;
· легизм.
Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается
объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI- в начале V вв. до н.э.
Основными понятиями дасизма являются «Дао» и «Дэ».
«Дао» имеет два значения:
· путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
· субстанция, от которой произошел весь мир, первоначально. Которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
«Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначально «Дао» преобразовалась в окружающий мир.
Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун – Фу – Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н.э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
· как необходимо управлять людьми?
· как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
· жить в обществе и для общества;
· уступать друг другу;
· слушаться старших по возрасту и по знанию;
· подчиняться императору;
· сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
· быть человечным.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся
легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) и Хан Фей (288 – 233 гг. до н.э.). В эпоху императора Цинь – Ши – Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.
На становление философии в Индии большое влияние оказали Веды – литература религиозно – философского толка. В Ведах ставились вопросы о происхождении мира, космическом порядке и его законах, о вечном круговороте жизни.
В Индии важнейшим религиозно философским учением был буддизм.
6. Древнегреческой называется философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово – ремесленных городах – государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
· милетская школа;
· школа пифагорейцев;
· школа Гераклита Эфесского;
· элейская школа;
· атомисты.
Центральной темой античной философии была тема первоначала
(основы), или субстанции окружающего мира.
Фалес (640 – 560 гг. до н.э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих философов и ученых. В качестве таковой рассматривал воду («все из воды»):
· представлял Землю в виде, плоского диска, который покоится на воде;
· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;
· допускал наличие множества богов;
· считал центром вселенной Землю;
· точно определил продолжительность года – 365 дней;
· сделал ряд математических открытий.
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
· первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
· вывел закон сохранения материи, фактически открыл атомарное строение вещества;
· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
· первопричиной всего сущего считал воздух;
· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха;
· проводил параллели между душой человека и воздухом
· отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит (2 – ая половина VI – 1 – я половина V вв. до н.э.), первоосновной всего полагал огонь:
· вывел закон единства и борьбы противоположностей;
· считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении;
· был сторонником круговорота веществ в природе цикличности истории;
· признавал относительность окружающего мира;
· всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
· выступал за материальность человеческой и мировой души;
· Был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
· движущей силой всех процессов считал борьбу.
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии, считал, что весь мир состоит из мельчайших частиц - атомов.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора, древнегреческого философа и математика:
· первопричиной всего сущего считали число;
· выступали за познание мира через число
· считали единицу мельчайшей частицей всего;
· пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира.
Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея:
· изучали проблемы познания;
· жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;
· были сторонниками монизма;
· считали все сущее материальным выражением идей.
Платон считал, что субстанцией мира являются бестелесные идеи, которые порождают из себя различные вещи. Самой крупной и яркой фигурой в античной философии был Аристотель. Он считал, что основой мира является некая активная «форма» как перводвигатель всего сущего. Все отдельные вещи возникают из пассивной «материи» под воздействием формы как активной причины. В античной философии была выдвинута также идея логоса как некоего объективного и неуничтожимого закона мироздания.
Софисты – философская школа в Древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов – теоретиков, сколько в качестве философов – педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 г. до н.э.).
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Начиная с Сократа, философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья. Тем самым стал происходить антропологический поворот, т.е. переориентация философии с темы природы на тему человека. Человек рассматривался как существо общественное и нравственное.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі