Лекция №2

      ТЕМА 2

         ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, НОВОГО ВРЕМЕНИ.

         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

                  ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ.

           План

1.     Теологическая философия Средних веков

2.     Общее понятие философии эпохи Возрождения.Основные направления философии эпохи Возрождения

3.     Философия Нового времени

4.     Особенности ментальности кочевников и их отражение в философии

5.     Отечественная философия в Средних веках (Аль - Фараби, Ж.Баласугуни, А.Иугнеки, К – А - Яссауи)

6.     Философия просвещения XIX века

7.     Отечественная философия в XX веке

8.     Развитие философской мысли за годы независимости республики

1. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в VXVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в IV вв. н.э. и достигла высшего расцвета в VXIII вв. н.э.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160- 220), Август Блаженный (354 – 430), Боэций (480 – 524), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Уильям Оккам (1285 – 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

         Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

·       теоцентризм;

·       изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

·       господствовали догматы и откровении;

·       сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

·       человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой;

·       провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

·       выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых в будущем при богоугодном поведении;

·       выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятии Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

·       мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия (в отличие от античной)

практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на:

·       бытие (существование) – экзистенцию;

·       сущность – эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь

вообще.

      Эссенция (сущность) характеризует вещь.

Сохластика – господствующий тип средневековой теологической

философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

         Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.

         Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430) – христианский теолог, епископ г. Гиппона, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного – «О граде Божьем».  Другими известными произведениями Августина являются: «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».  

Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный

теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви.

         Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIVXVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

         Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

·       гуманистическое (XIVXV вв., представители: Данте Алигьери,      Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

·       неоплатоническое (сер. XVXVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

·       натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

·       реформационное (XVIXVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

·       политическое (XVXVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

·       утопическо – социалистическое (XVXVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально – фантастические формы построения общаства и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3. Основной темой в философии раннего Нового времени (XVII в.)

стала тема познания. Сложились два крупных философских течения – эмпиризм и рационализм.

         Сторонники эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека. Наиболее обстоятельно и аргументировано такая позиция изложена в творчестве английского философа Ф. Бэкона, автора известного тезиса «Знание – сила». Он особенно известен разработкой научного метода индукции, исследованием препятствий и противоречий («идолов») процесса познания.

         Напротив, сторонники рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека. Основателем рационализма считается Декарт, автор крылатого выражения: «Подвергай все сомнению». Он явился также и создателем дедуктивного метода научного познания. Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные факты, и ничто нельзя принимать за окончательную истину.

         Немецкий философ Г.Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Он полагал, что основой всего мироздания являются некие монады как неделимые единицы бытия. Они придают миру разнообразие и вместе с тем гармонию.

         Большой вклад в развитие точных наук и философии Нового времени внес И.Ньютон. Сформулированные им законы классической механики и астрономии имеют не только естественнонаучное, но но и философское значение.

         Наряду с быстрым развитием научного познания в XVII веке существовал и философский агностицизм, отрицавший способность человека познавать внутреннюю сущность вещей и процессов. Он проявил себя прежде всего в творчестве Д.Беркли и Д.Юма, полагавших, что человек в своей жизни познает всего лишь «мир явлений», но не способен проникнуть в глубину вещей и дойти до знания законов окружающей его природы.

         В социальной философии XVII века значительное распространение получило так называемое «юридическое» мировоззрение. В его рамках развивалась теория «общественного договора» (Т.Гоббс, Д.Локк и др.), которая объяснила происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и цивилизованного существования.

         В развитие социально – философских учений Нового времени заметный вклад внесло французское Просвещение XVIII века. Как правило, просветители (Д.Дидро, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо и др.) были воинствующими атеистами и воспринимали религию и церковь как воплощение невежества и мракобесия, тормоз прогрессивного развития общества. По их убеждению, общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, науки и образования.

         Важным явлением общественной мысли Нового времени была классическая немецкая философия, которая развивалась в основном в первой половине XIX века. Ее специфика состояла в обращении к «небу», т.е. к теме Духа в различных его формах.

Родоначальником классической немецкой философии принято считать И.Канта. Кант разработал также учение о нравственности и долге человека.

Символом классической немецкой философии, ее авторитетом является Г.Гегель. Наиболее заметный вклад он внес в диалектику как философскую теорию единства и развития мира. Гегель сформулировал основные категории и законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей и др.). применил диалектический метод к познанию всех сфер бытия. Основное понятие в творчестве Гегеля – «абсолютная идея». Гегель разработал теорию развития всемирной истории, называемую европоцентризмом. Она полагает, что исторический процесс зародился на Востоке, где лишь один человек (правитель) был свободен. С позиций идеализма диалектику в немецкой классике активно развивал также Ф.Шеллинг. По убеждению, в природе властвует принцип полярности и градации.

К числу важнейших течений, появившихся в Новое время, следует отнести и позитивизм, возникший в 30 – 40 – е годы XIX века. Его основатели (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль) провозгласили, что так называемые конкретные («частные») науки являются единственным источником истинного («позитивного», «положительного») знания. Термин «позитивизм» был введен в оборот французским философом О.Контом, который и считается основателем этого своеобразного течения.

Главная проблема для позитивизма – это взаимоотношения философии и науки.

4.  Каждый народ на основе своего языка, мироощущения и восприятия, создает свою философию. Кочевой образ жизни в течение тысячелетий сформировал следующие ментальные особенности народа:

·       Поклонение Природе. Казахи никогда не стремились быть «господином природы», преобразовать ее по своей прихоти.

·       Одинаковая ценность свободы и равенства. Кочевник не при­вязан к постоянному месту, он все время в пути, т.е. он свободен. Военная демократия предполагает, что он равный среди равных.

·       Поскольку у кочевников не было развитой социальной диф­ференциации, большую роль в жизни играло чувство соци­альной справедливости.

·       Честь, доброе имя – выше богатства.

·       Удовлетворенность малым (канагат) – достоинство кочевни­ков.

·       Коллективные интересы выше личных.

·       Безотчетный героизм во имя спасения рода.

·       Предпочтение бытия в этом мире перед обладанием.

·       Открытость миру, забота о слабых.

·       Уважение родителей, старшего поколения.

5. Величайшим представителем средневековой Отечественной фи­лософии является Аль – Фараби (870-950 гг.), полное имя – Абу – Наср Мухамед ибн – Тархан ибн – зла кат Тюрки, который родился в гор. От­рар (недалеко от нынешнего Шымкента).

Основные труды: «О взглядах жителей добродетельного гра­да», «О классификации наук», «Гражданская политика» и др. Считал, что мир порожден Первосущим, который явля­ется причиной всего сущего. Первосущее – совершенно, вечно, само­достаточно, не нуждается ни в форме, причине, цели и т.д.

Поскольку состояние и развитие общества зависит от Халифа, то Аль-Фараби выделяет 6 наиболее необходимых личностных качеств правителя:

Мудрость, т.е. управление должно осуществляться на основе глубоких размышлений, опираясь на исторический опыт на­рода, традиции.

Образованность, т.е. лидер должен быть просвещенным че­ловеком своего времени, готовым дать Ответ на Вызов своей эпохи.

Находчивость, т.е. в новой ситуации, в периоды резких пе­ремен, уметь находить решение возникающих проблем об­щества.

Видеть перспективу, т.е. думать не только о сегодняшнем дне, но и о том, что будет в отдаленном будущем.

Словом уметь вдохновлять народ, направить его дела на благородные цели.

Обладать отменным здоровьем, т.к. на него ложится боль­шая нагрузка и ответственность, особенно в периоды   воен­ных действий.

Но из всех этих качеств совершенно справедливо Аль – Фараби выделяет как главное – мудрость.

Юсуф Хас Хаджиб Баласугуни (1017-1083). Основной труд «Благодатное знание» - первый раз написанная на тюркском языке поэма. Он находит в человеке искусства знание, ум, совесть и душу. При этом он ставит высоко познание как родовое качество человека. По его мнению, невежда — больной человек. В центре поэмы размыш­ление о четырех вещах: справедливости, благополучии, разуме и удовлетворенностью малым (канагат).

Адиб – Ахмед Махмуд Иугнеки жил в XII веке. Основной труд «Дар истины». Основная проблема – смысл человеческой жизни. Его он видит в обретении знаний и увязывания их с моральными ценно­стями. Иначе окажется во власти гордыни, что недостойно и порочно для человека. «Кровь нельзя смыть ответной кровью, ибо все равно ос­танутся следы от новой», «Если кто-то совершит зло, умей простить, в ответ сделай добро», - призывает мыслитель. «Там где есть мед, есть и пчела. Вначале попробуй ее укус», - говорит он. Это стоит запомнить тем, кто в жизни ищет одни наслаждения, - такого не бывает.

Кожа – Ахмет  Яссауи (1094 – 1167) – яркий представитель суфийской философии. Основное произведение «Хикметы». Основная идея его философии – борьба за духовность человека. Яссауи подвергает критике недостатки тех времен (несправедливость, взятки, ложь).

6. Ш.Ш.Уалиханов (1835-1865 гг.)  в своих онтологических воззрениях он придерживался материа­листических взглядов. Это видно по его исследованиям остатков ша­манизма в духовной жизни казахов, где он четко показывает, как суро­вые таинственные силы природы отражались в сознании в фантастиче­ской форме.

Как социальный философ, он придерживался позиции «геогра­фического детерминизма». Причину исторического отставания казахов он видел в суровых степях Сары-Арки, где наиболее оптимальной формой хозяйствования, вплоть до появления машинной техники, было кочевое животноводство.

Что же касается его социально-политических и правовых взгля­дов, то он верил в возможность проведения на основе справедливого управления «разумных реформ», которые улучшили бы жизнь народа. В своей работе «Записки о судебной реформе» Ш. Уалиханов предла­гает оставить старую систему «суда биев», поскольку Российские зако­ны не учитывают специфику казахского общества того времени. Одна­ко его предложения не были приняты.

И.Алтынсарин видел в просвещении народа путь его сохране­ния и приспособления к новым обстоятельствам его жизни. Проявляя громадную энергию, он добивался от царских властей открытия новых школ, писал для детей учебники и т.д.

Особо выдающийся след в судьбе казахского народа оставил Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.) – поэт, мыслитель, композитор, пере­водчик, правовед и политолог. Его философские взгляды можно, пожа­луй, отнести к религиозной философской антропологии. Создатель, Вселенная, Человек – эти три категории образуют основание его фило­софии.

Абай – философ Нового времени. Поэтому он не принимает ас­кетической философии Средневековых мыслителей. Если все станут на путь «тариката», отказавшись от материального мира, то «кто будет пасти скот, защищать Родину, кто будет шить одежды, сеять зерно, ис­кать в земле сокровища, которые созданы Творцом ради человека? – вопрошает мыслитель.

Абай хочет, чтобы люди не растрачивали себя попусту, занима­лись бы делом, овладевали нужными профессиями – земледельца, продавца, кузнеца и т.д. и, таким образом, были независимыми в мате­риальном плане. Поскольку человек – ядро Вселенной, творение Бога, то самая главная задача – быть человеком (Адам бол!), то есть соответствовать понятию человека. Таким был этот выдающийся гуманист-просветитель.

7. XX век сыграл в судьбе казахского народа особую роль. У казах­ского народа просыпается национальное самосознание, и стремление к свободе приобретает осознанные черты. Полный противоречий XX век ока­зал большое влияние на Отечественную философию.

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931 гг.) – просветитель, философ, историк, переводчик, поэт. Его мировоззре­ние можно квалифицировать как рациональную религиозную филосо­фию, или же как деизм (признается сотворение этого мира Богом, но далее он развивается на своей собственной основе). Шакарим признает существование этого мира через движение, что, в свою очередь, приво­дит к развитию жизни. Шакарим призывает к изучению природы, раскрытию ее тайн и использованию их в практике. Познание, знания, вера, понимание – являются продуктами ума, который, в свою очередь, зависит от мозга.

Мыслитель выделяет три истины. Это традиционные в истории философии истины разума и веры. К этим истинам он добавляет ис­тины совести и считает их основополагающими.

Просветители-демократы начала XX века. К ним относятся такие деятели как А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, А.Букейханов, М.Дулатов, Х.Досмухамедов, М.Жумабаев и др. Это были широко образованные люди своего времени, которые верили в будущее осво­бождение казахского народа и делали все от них зависящее для при­ближения этого дня. Почти все они погибли в Великой репрессии 30-х годов. Вкратце остановимся на их политической философии.

А.Байтурсынов причины многих несчастий казахов видит в их темноте, невежестве, пассивности, в продажности и алчности, гнилости верхов. В таких условиях не остается иного выхода как подобно кома­ру кусать, чтобы разбудить спящий народ. А М.Дулатов бросил откры­тый лозунг «Проснись казах!» (Оян, казах!).

8. В годы независимости наблюдается мощный всплеск творческой мысли, приход на философскую арену плеяды молодых философов. Прежде всего исследовались духовные искания казахского народа, корнями уходящие на тысячелетия. В это благородное дело внесли свой вклад такие философы как М. Орынбеков, Ж. Молдабеков, Ж.Алтаев, Т. Габитов и ряд др. ученых КазНУ им. Аль-Фараби. Тонкий и глубокий ана­лиз исторически сформировавшегося менталитета народа был сделан в творчестве К. Нурлановой. Можно отметить также имена Т. Бурбаева, К. Бегалиновой и др. Г. Есим внес значительный вклад в абаеведение, показав актуальность идей мыслителя для сегодняшней жизни

Следовало бы отметить труды Б. Нуржанова — исследователя со­временных западных течений в сравнении с духовным наследием ка­захского народа. В этом же направлении работает Б. Кудайбергенов.

В эти же годы в институте философии НАН РК под руково­дством видного ученого А. Нысанбаева был сформирован творческий коллектив, который внес значительный вклад как в исследование Отечественной философии, так и в осмысление сложных процессов модернизации (К. Альжанов, С. Нурмуратов, С. Колчигин, А. Хамидов, И. Ергалиев, Г. Соловьева, А. Капышев, Р. Кадыржанов, З. Сарсенбаева и др.)

Таким образом, можно заключить, что в Казахстане сформиро­валась мощная школа философии, способная осмысливать сегодняш­ние непростые проблемы в контексте глобальных изменений, которые переживает человечество.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ