Лекция № 3
ТЕМА 3
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ, ДИАЛЕКТИКА И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВЫ.
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА.
План
1. Философское учение о материи. Основные подходы к понятию материя
2. Структура материи: ее элементы и уровни. Характерные черты (свойства) материи
3. Расположенность материи во времени и пространстве
4. Понятие сознания.Главное свойство сознания
5. Множественность теорий развития. Метафизика как главная альтернатива диалектики
6. «Негативная диалектика».Иные альтернативы диалектики (эклектика, софистика, рялятивизм, догматизм)
7. Понятие общества в социальной философии
8. Главные сферы жизни общества:
А) Экономическая сфера
Б) Социальная сфера
В) Политическая сфера
Г) Духовная сфера
1. Мир – это движущаяся материя в различных формах ее проявления.
Природа – важнейшая форма бытия материи, имеющая прямое отношение к человеку и обществу.
Первые, наглядные по своей сути, представления о материи появились в древней философии. Понятие «материя»впервые появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя – это как бы возможное бытие, его исток.
В философии Средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени волей всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок в нем.
В эпоху Возрождения и в Новое время материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И.Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н.Коперник создал гелиоцентрическую картину мира.
На рубеже XIX – XX веков в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых начало меняться ранее сложившееся представление о материальном мире. В середине XIX века сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и животном мире. В 1905 – 1916 годах А.Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, которая раскрывала единство движения, пространства и времени.
Материя, природа, жизнь – все это явления, имеющие непреходящее значение для существования человека. С помощью понятия материи формируются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм (философское учение о непознаваемости мира). Данное понятие выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию.
Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:
· материалистический подход;
· объективно – идеалистический подход;
· субъективно – идеалистический подход;
· позитивистский – понятие «материя» ложно.
2. Элементами структуры материи являются:
· неживая природа;
· живая природа;
· социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Уровнями неживой природы являются:
· субмикроэлементарный;
· микроэлементарный;
· ядерный;
· атомный;
· молекулярный;
· уровень единичных вещей;
· уровень макротел;
· уровень планет;
· уровень систем планет;
· уровень галактик;
· уровень систем галактик;
· уровень метагалактик;
· уровень Вселенной, мира в целом.
· К уровням живой природы относятся:
· доклеточный;
· клеточный;
· уровень многоклеточных организмов;
· уровень видов;
· уровень популяций;
· биоценозы;
· уровень биосферы в целом.
К уровням социума относятся:
· отдельный индивид;
· семья;
· группа;
· коллективы разных уровней;
· социальные группы;
· этносы;
· нации;
· расы;
· отдельные общества;
· государства;
· союзы государств;
· человечество в целом.
Характерными чертами материи являются:
· наличие движения;
· самоорганизация;
· размещенность в пространстве и времени;
· способность к отражению.
Движение – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
· механическое движение;
· физическое движение;
· химическое движение;
· биологическое движение;
· социальное движение;
· Движение материи:
· возникает из самой материи;
· всеобъемлюще;
· постоянно.
Движение также может быть:
· количественным;
· качественным.
· Количественное движение делится на:
· динамическое;
· популяционное.
Материя имеет способность к самоорганизации – созданию,
совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.
3. Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:
· субстанциональный;
· реляционный.
В настоящее время более достоверной выглядит реляционная теория, исходя из которой:
· время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития;
· пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Четвертым базовым свойством материи является отражение.
Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
· физическим;
· химическим;
· механическим.
Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии:
· раздраженности;
· чувствительности;
· психического отражения.
4. Высшим уровнем отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
· сознание существует;
· оно имеет особую, идеальную природу – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме
сознания:
· физикализм;
· солипсизм;
· объективный идеализм;
· умеренный материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме
сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно
которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.
Между физикализмом и солипсизмом находятся:
· объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
· умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя – точка зрения, наиболее распространенная российской философии.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии
существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.
Можно выделить три основополагающие из их числа:
· сознание имеет космическое происхождение;
· сознание присуще всем живым организмам;
· сознание – свойство исключительно человеческое.
Согласно космической точке зрения сознание существует само по
себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической точке зрения:
· теория монад – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им матери;
· теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
· теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
· теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заражает» его разумом;
· теория гилозоизма, согласно которой вся материя имеет душу, одушевленность – свойство материи.
Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание –
порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Главными свойствами человеческого сознания являются:
· идеальность;
· интенциональность;
· идеаторность.
Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания.
Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может
быть беспредметным. Что – то всегда является предметом сознания.
Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
5. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории, которые тоже являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
· метафизика;
· «негативная» диалектика;
· софистика;
· эклектика;
· догматизм;
· релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
· метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
· на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
6. В то же время внутри диалектики существует направление,
альтернативное общей («консервативной») диалектике – так называемая «негативная» диалектика.
«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903 – 1969), Жан – Поль Сартр (1905 – 1980).
Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
· эклектика;
· софистика;
· догматизм;
· релятивизм.
Релятивизм – интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм – восприятие каких – либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
7. В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Геродота и Фукидида.
Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Аристотель и Платон. Платон разработал учение о так называемой «идеальном государстве, где были представлены 3 социальные группы- производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Аристотель создал учение о политике и исследовал различной формы государственной власти в обществе – аристократию, республику, демократию и т.д.
В Средние века сложилась и господствовало теологическое понимание общества его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Бога (Августи Аврелий, Фома Аквинский).
В эпоху Возрождения и Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной.
В европейской философской мысли начала XIX века стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Известные немецкие философы И.Кант, И.Фихте, Л.Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозные сознания.
В философии Казахстана традиционными являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа. Наибольший вклад в философскую теорию общества внесли М.Кашгари, Ю.Баласагуни, А.Байтурсынов, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, Ч.Валиханов.
Раздел философии, в котором рассматривается общество, как специфическое и уникальное явление Космоса называется социальной философией. Объектом познания для нее является общество, как целостная, противоречивая система.
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
8. Основными сферами жизни общества являются:
· Экономическая
· Социальная
· Политическая
· Духовная
А) Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:
· производство;
· распределение;
· обмен;
· потребление материальных благ.
Производство силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми
навыками и средства производства.
Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства.
Б) Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры общества являются:
· классы;
· страты;
· сословия;
· люди города и деревни;
· представители физического и умственного труда;
· социально – демографические группы;
· национальные общности.
Особое значение имеет социальная мобильность – возможность
перехода из одной социальной группы в другую.
Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.
Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:
· страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония;
· страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания;
· страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.
В) Политическая сфера общества – совокупность учреждений и
организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
· государство и государственные органы;
· политические партии;
· общественные организации;
· профсоюзы;
· иные институты.
Все элементы политической системы общества является государство –
система органов, осуществляющих государственную власть.
Основными функциями государства являются:
· представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);
· регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
· охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
· внешнеполитическая;
· интеграционная.
Основными элементами духовной жизни общества являются:
· духовная деятельность;
· духовные ценности;
· духовные потребности людей;
· духовное потребление;
· индивидуальное сознание;
· общественное сознание.
Г) Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі