Лекция № 4

      ТЕМА 4

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

  ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЕГО ФОРМ.

     План

1.     Общее понятие познание

2.     Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания

3.     Принципы познания. Структура познания

4.     Категории «общественное бытие» и «общественное сознание»

5.     Уровни общественного сознания

6.     Предмет отражения

7.     Формы отражения

8.     Социальные функции

1.   Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что – либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

·       познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

·       познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

·       гностицизм;

·       агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично

смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант.

         Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

·       идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

·       материалисты считают познание процессом, в результаты которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

3. Современная гносеология базируется на следующих принципах:

·       диалектики, что подразумевает использовать категории, законы, принципы диалектики;

·       историзм – рассматривает все предметы и явления в контексте их исторического возникновения;

·       практики – признавать главным способом познания практику;

·       познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

·       объективности;

·       конкретности истины;

·       активности творческого отображения действительности.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

·       материальное производство;

·       управленческая деятельность;

·       научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:

·       критерием истины;

·       основой познания;

·       целью познания;

·       результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное,

рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

         Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

         Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

4. Общественное бытие — это объективная реальность, включающая отношения людей к природе и друг другу. В об­щественное бытие входит материальное и духовное про­изводство, а также все формы связи и общения людей между собой. Определяя общественное бытие как объектив­ную реальность, мы тем самым подчеркиваем его независи­мость от индивидуального сознания. Социальные связи и отношения формируются как бы «за спиной» у людей, без контроля со стороны того или иного индивидуального самосознания.

Становление закономерностей общественного бытия предполагает взаимопогашение индивидуальных отклоне­ний в поведении и сознании людей в ту или другую сто­рону.

Общественное сознание — это осознание обществом своих форм жизнедеятельности, своего общественного бытия. Такое осознание может протекать в явной и неявной форме. Явное осознание предполагает, что индивиды специально заняты изучением общественного бытия, используют при этом особые средства и методы познания, отдают себе отчет о способах своей деятельности. Данная форма осознания характеризует теоретический и идеологический уровень сознания. Неявное осознание общественного бытия происходит стихийно в ходе реальной жизнедеятельности людей. К такому типу осознания относятся обыденное сознание и общественная психология.

5.  Обыденное сознание — неявный способ осознания обще­ственного бытия, который состоит в том, что индивиды «повторяют» в сознании его содержание, не занимаясь при этом специальной познавательной деятельностью. Такое сознание возникает в процессе повседневной практики людей стихийно, как эмпирическое отражение бытия.

Обыденное сознание не имеет истины, оно выражает интерес, чаще материальный, той или иной группы людей, класса и т. д. Поэтому обыденное сознание неоднородно по содержанию. Каждая социальная группа отражает в своем сознании свои потребности и интересы.

То же можно сказать об обыденном сознании в сфере национальных, профессиональных, семейных, религиоз­ных и т. д. отношений. Люди знают содержание интере­сов, навыков общения и норм поведения, характерных для той или иной социальной группы, в которую они входят. Эти знания возникают стихийно в ходе жизнедеятельно­сти людей. Они «вплетены» в акты их реального поведе­ния и действия. Обыденное сознание выполняет роль «смазки», кото­рая облегчает движение механизма общественного бытия. Можно с уве­ренностью сказать, что огромное число людей, живших в эпоху сталинской диктатуры, воспринимало ее как впол­не нормальное явление в жизни общества.

Так продолжается до тех пор, пока не разовьется про­тиворечие общественного бытия, разрушающее, тождество сознания и бытия. Но в условиях развитых противоречий живет уже другое поколение людей, и именно оно думает о том, что условия бытия прошлых поколений не соответствовали человеческой природе, были оковами для людей.

Общественная психология — это эмоциональное отноше­ние людей к общественному бытию, его оценка, выражен­ная в соответствующих чувствах и настроениях. Как и обыденное сознание, общественная психология форми­рует их душевное состояние. В сферу общественной пси­хологии входят общественное настроение и психологичес­кий уклад.

Психологическое настроение масс — главнейший фак­тор успеха или неуспеха в реализации экономических, политических и других реформ. Поэтому политики раз­ных ориентации прибегают к созданию общественного настроения с помощью теле- и радиопередач и т. д.

Теоретическое сознание — это явное осознание обще­ственного бытия, его существенных связей и закономерно­стей с помощью специальных средств и методов познания, нацеленных на открытие истины. На теоретическом уров­не сознания общественное бытие отражается в научных понятиях. Умение мыслить в научных понятиях нельзя сформировать в процессе повседневной практики. Вый­ти на уровень теоретического сознания можно только в ходе специального обучения.

В реальной жизни теоретический и обыденный уровни сознания тесно связаны, но для философского анализа не­обходимо представить их в «чистом виде». Взаимодействие этих уровней сознания проявляется в том, что наука ис­следует проблемы, реально существующие в практичес­кой жизни людей, и в то же время видоизменяет, окуль­туривает обыденное сознание. Так, в условиях реформ, проводимых в нашей стране, в обыденном сознании мно­гих людей изменились представления о коммунизме, капитализме, товарно-денежных отношениях, фермерстве, колхозах и т. д.

Идеология — это систематизированное, теоретически обоснованное выражение коренных интересов различных со­циальных групп. Если на .уровне обыденного сознания и общественной психологии люди стихийно осознают свои интересы и потребности, то идеология подводит под те или иные групповые интересы теоретическое основание и на нем строит программу по реализации этих интере­сов, разрабатывает механизмы распространения идеоло­гических теорий.

В настоящее время в нашей стране появилось много идеологий, каждая из которых представлена той или иной партией: коммунистической, демократической, социал-демократической, либеральной, монархической и т. д. Идеологические установки этих партий выражают и от­ражают интересы вполне определенных социальных групп. Все идеологии несут в себе элементы иллюзорности, ибо объявляют интересы своего класса всеобщими. Любая идеология оправдывает интересы и потребно­сти своей социальной группы, считает свои принципы не­зыблемыми, а от своих сторонников требует единства мысли и действий.

Идеология — это очень острое оружие борьбы. Поэтому идеологические разногласия между социальными группа­ми приводят к их противостоянию, накалу страстей, со­здают предкризисные и кризисные ситуации в стране. Опасны идеологические разногласия и между государства­ми, ибо являются потенциальным источником войн. В настоящее время стало ясно, что современный мир превращается во все более взаимозависимый, целостный, что многие важные проблемы можно решить только общими усилиями, например, предотвращение ядерной войны, экологические, продовольственные, энергетические проблемы, искоренение опасных болезней (рак, СПИД и т.д.).

6.  Формы общественного сознания — это различные спосо­бы духовного освоения действительности. К ним относятся политическое сознание, правосознание, мораль, религия, ис­кусство, наука и философия.

Они разграничиваются по следующим признакам:

По предмету отражения. Каждая форма сознания отражает какие - то особенные социальные связи и отно­шения. Политическое сознание отражает отношение к вла­сти, т. е. отношения между борющимися классами, парти­ями, нациями, государствами.

Правосознание, есть совокупность взглядов, идей, вы­ражающих отношение социальных групп, классов к пра­ву, закону, правосудию, их представления о том, что яв­ляется правомерным, а что неправомерным.

Мораль отражает способы регуляции поведения людей в труде, в быту, в политике, международных отношениях, а также в отношениях с природой. Мораль пересекается с пра­вом.

Религия имеет своим предметом «священное», т. е. та­кое начало, которое находится за чертой «естественного» мира, обладает сверхчувственными свойствами (Бог, Аб­солют). Сверхчувственное и сверхъестественное знать нельзя, в него можно только верить.

Искусство воссоздает, отражает в образной форме че­ловеческую жизнь в ее целостности, служит ее вообража­емым дополнением. Художественные образы обращены к человеческому переживанию, а потому они плохо поддаются рациональному научному анализу. Произведения искусства раздвигают рамки реального житейского опыта человека, приобщают его к вековой мудрости, общечело­веческим идеалам. В искусстве даются образцы возвышен­ной любви, дружбы, сострадания, совести и других форм отношения человека к миру и другим людям.

Наука имеет своим предметом процессы и явления объективного мира. У нее один высший властелин — ис­тина, критерий которой — практика.

Философия — изучает мир и место в нем человека, от­ношение человека к миру: познавательное, политическое, нравственное, эстетическое и т. д.

7.    По формам отражения. Политическое сознание отра­жает действительность в научных понятиях и теориях, но оно может возникать и в научной деятельности, на уров­не обыденного сознания. Правосознание, как и полити­ческое сознание, существует на теоретическом и обыден­ном уровне. Теоретический уровень представлен систе­мой правовых взглядов, основанных на определенных социальных и научных принципах. Обыденный уровень отражает правовые явления в системе привычек, чувств, эмоций людей.

Мораль отражает свой предмет в нравственных ценно­стях и идеалах.

Искусство воссоздает жизнь человека в мире в художественных образах.

Религия выражает содер­жание «священного» в виде догматов. Наука есть теоре­тическое отражение действительности в виде понятий, ги­потез, теорий, моделей, схем технологических процессов и т. д.

Философию объе­диняет с наукой стремление к построению знания в тео­ретической форме, к логической доказательности своих выводов. Но философия, в отличие от науки, есть не толь­ко теоретическое, но и духовно-практическое освоение действительности. Поэтому многие философы опирались в своих учениях не на логику, а, например, на интуицию, здравый смысл.

8.     По выполняемой социальной функции. Каждая форма общественного сознания играет в обществе вполне опре­деленную роль, влияет на поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности.

Политическое сознание свя­зано с отношениями между классами, нациями и други­ми социальными группами. Центральным содержанием этой деятельности является проблема завоевания государ­ственной власти, ее удержания и использования.

Следует различать политическое сознание профессио­налов-политиков и обыденное политическое сознание масс. Мера развитости или неразвитости последнего оп­ределяется тем, насколько народ понимает необходимость своего участия в делах государства и готов влиять на ход борьбы за государственную власть. В условиях демокра­тического условия общества это влияние осуществляется в актах поддержки той или иной партии, претендующей на политическое лидерство. В настоящее вре­мя исследование политических отношений и соответству­ющих форм политического сознания проводится в рам­ках специальной науки — политологии.

Правосознание играет в обществе очень важную роль. От того, насколько оно развито, зависит действие права, его применение и соблюдение. Недостаточный уровень развития правосознания может обречь на неудачу самое совершенное законодательство.

Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям, к природе. Мораль пронизывает все сферы обще­ственной жизни, распространяется на всех людей. Она имеет всеобщее значение, фиксируя общеобязательные нормы поведения, без которых невозможно было бы меж­человеческое общение.

Мораль­ное сознание оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, намерения. В реальной истории нормы общечеловечес­кой морали никогда не реализовывались полностью. Отступление от всеобщих норм морали совершается по-разному в различных социальных группах и классах. Например, люди, имеющие главной целью жизни материальное обогащение, наживу, практически не в состоянии жить в со­ответствии с нормами общечеловеческой морали.

Состояние морального сознания народа есть важней­ший компонент всех сфер жизни: труда, быта, семейных отношений, политики, межнациональных отношений и т. д.

Религиозное сознание — одно из древнейших в обще­стве. Его роль и функции менялись вместе со сменой об­щественных отношений и самих форм религии. С каж­дым серьезным историческим переворотом в обществен­ных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм был выражением феодальной разновидности христианства, а с развитием капитализма появились иные его разновид­ности: в частности, протестантизм во множестве направ­лений (лютеранство, кальвинизм и др.). Религиозное со­знание тесно связано с моральным сознанием, и многие уче­ные утверждают, что вне религии нет истинной морали.

Одной из функций религиозного сознания является компенсаторская. Люди через свои религиозные пережи­вания, радость от общения с церковью и Богом, ощущения благодати и т. д. как бы уравновешивают свою зем­ную жизнь, в которой постоянно присутствуют трудно­сти, лишения, болезни.

Искусство как форма общественного сознания дает человеку дополнительный жизненный опыт, служит во­ображаемым дополнением жизни, ее продолжением, а иногда и заменой. Искусство обращено не столько к уму человека, сколько к его спо­собностям переживать. Искусство приобщает людей к многовековому, накопленному человеческим коллективным опытом миру моральных ценно­стей.

Наука играет важную роль в жизни общества. Начав с выработки и теоретической систематизации объективных знаний о реальной действительности, она превратилась в производительную силу общества, т. е. в основу его раз­вития. Наука открывает новые знания, технологии, материалы, а потому способствует постоянному изменению всех видов деятельности. Она ускоряет материально-тех­ническое развитие общества, повышает производитель­ность труда, убыстряет ритм общественной жизни.

Философия — форма общественного сознания, наибо­лее удаленная от непосредственных материальных инте­ресов. Философ Вл.Соловьев утверждал, что она имеет целью ответить на вопрос, что такое подлинное бытие в отличие от мнимого, призрачного. Этот вопрос вечно сто­ит перед человечеством, которое отвечает на него по-раз­ному в те или иные исторические эпохи.

Итак, мы рассмотрели уровни и формы общественно­го сознания. Следует иметь в виду, что в реальной жизни общества все они взаимосвязаны. Например, уровень обы­денного сознания и уровень общественной психологии присутствуют в политической форме общественного со­знания, правосознания, морали, искусстве, религии. Вза­имосвязаны и различные формы общественного сознания: политика и религия, политика и право, мораль и право, религия и мораль, искусство и религия. В каждую историческую эпоху была своя структура общественного сознания.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Әкімшілік басқару бойынша дәрістер