Лекция № 4
ТЕМА 4
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЕГО ФОРМ.
План
1. Общее понятие познание
2. Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания
3. Принципы познания. Структура познания
4. Категории «общественное бытие» и «общественное сознание»
5. Уровни общественного сознания
6. Предмет отражения
7. Формы отражения
8. Социальные функции
1. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что – либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
· познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
· познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
· гностицизм;
· агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично
смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант.
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
· идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
· материалисты считают познание процессом, в результаты которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
3. Современная гносеология базируется на следующих принципах:
· диалектики, что подразумевает использовать категории, законы, принципы диалектики;
· историзм – рассматривает все предметы и явления в контексте их исторического возникновения;
· практики – признавать главным способом познания практику;
· познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;
· объективности;
· конкретности истины;
· активности творческого отображения действительности.
Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
Главные виды практики:
· материальное производство;
· управленческая деятельность;
· научный эксперимент.
Функции практики – то, что она является:
· критерием истины;
· основой познания;
· целью познания;
· результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное,
рациональное познание, логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.
4. Общественное бытие — это объективная реальность, включающая отношения людей к природе и друг другу. В общественное бытие входит материальное и духовное производство, а также все формы связи и общения людей между собой. Определяя общественное бытие как объективную реальность, мы тем самым подчеркиваем его независимость от индивидуального сознания. Социальные связи и отношения формируются как бы «за спиной» у людей, без контроля со стороны того или иного индивидуального самосознания.
Становление закономерностей общественного бытия предполагает взаимопогашение индивидуальных отклонений в поведении и сознании людей в ту или другую сторону.
Общественное сознание — это осознание обществом своих форм жизнедеятельности, своего общественного бытия. Такое осознание может протекать в явной и неявной форме. Явное осознание предполагает, что индивиды специально заняты изучением общественного бытия, используют при этом особые средства и методы познания, отдают себе отчет о способах своей деятельности. Данная форма осознания характеризует теоретический и идеологический уровень сознания. Неявное осознание общественного бытия происходит стихийно в ходе реальной жизнедеятельности людей. К такому типу осознания относятся обыденное сознание и общественная психология.
5. Обыденное сознание — неявный способ осознания общественного бытия, который состоит в том, что индивиды «повторяют» в сознании его содержание, не занимаясь при этом специальной познавательной деятельностью. Такое сознание возникает в процессе повседневной практики людей стихийно, как эмпирическое отражение бытия.
Обыденное сознание не имеет истины, оно выражает интерес, чаще материальный, той или иной группы людей, класса и т. д. Поэтому обыденное сознание неоднородно по содержанию. Каждая социальная группа отражает в своем сознании свои потребности и интересы.
То же можно сказать об обыденном сознании в сфере национальных, профессиональных, семейных, религиозных и т. д. отношений. Люди знают содержание интересов, навыков общения и норм поведения, характерных для той или иной социальной группы, в которую они входят. Эти знания возникают стихийно в ходе жизнедеятельности людей. Они «вплетены» в акты их реального поведения и действия. Обыденное сознание выполняет роль «смазки», которая облегчает движение механизма общественного бытия. Можно с уверенностью сказать, что огромное число людей, живших в эпоху сталинской диктатуры, воспринимало ее как вполне нормальное явление в жизни общества.
Так продолжается до тех пор, пока не разовьется противоречие общественного бытия, разрушающее, тождество сознания и бытия. Но в условиях развитых противоречий живет уже другое поколение людей, и именно оно думает о том, что условия бытия прошлых поколений не соответствовали человеческой природе, были оковами для людей.
Общественная психология — это эмоциональное отношение людей к общественному бытию, его оценка, выраженная в соответствующих чувствах и настроениях. Как и обыденное сознание, общественная психология формирует их душевное состояние. В сферу общественной психологии входят общественное настроение и психологический уклад.
Психологическое настроение масс — главнейший фактор успеха или неуспеха в реализации экономических, политических и других реформ. Поэтому политики разных ориентации прибегают к созданию общественного настроения с помощью теле- и радиопередач и т. д.
Теоретическое сознание — это явное осознание общественного бытия, его существенных связей и закономерностей с помощью специальных средств и методов познания, нацеленных на открытие истины. На теоретическом уровне сознания общественное бытие отражается в научных понятиях. Умение мыслить в научных понятиях нельзя сформировать в процессе повседневной практики. Выйти на уровень теоретического сознания можно только в ходе специального обучения.
В реальной жизни теоретический и обыденный уровни сознания тесно связаны, но для философского анализа необходимо представить их в «чистом виде». Взаимодействие этих уровней сознания проявляется в том, что наука исследует проблемы, реально существующие в практической жизни людей, и в то же время видоизменяет, окультуривает обыденное сознание. Так, в условиях реформ, проводимых в нашей стране, в обыденном сознании многих людей изменились представления о коммунизме, капитализме, товарно-денежных отношениях, фермерстве, колхозах и т. д.
Идеология — это систематизированное, теоретически обоснованное выражение коренных интересов различных социальных групп. Если на .уровне обыденного сознания и общественной психологии люди стихийно осознают свои интересы и потребности, то идеология подводит под те или иные групповые интересы теоретическое основание и на нем строит программу по реализации этих интересов, разрабатывает механизмы распространения идеологических теорий.
В настоящее время в нашей стране появилось много идеологий, каждая из которых представлена той или иной партией: коммунистической, демократической, социал-демократической, либеральной, монархической и т. д. Идеологические установки этих партий выражают и отражают интересы вполне определенных социальных групп. Все идеологии несут в себе элементы иллюзорности, ибо объявляют интересы своего класса всеобщими. Любая идеология оправдывает интересы и потребности своей социальной группы, считает свои принципы незыблемыми, а от своих сторонников требует единства мысли и действий.
Идеология — это очень острое оружие борьбы. Поэтому идеологические разногласия между социальными группами приводят к их противостоянию, накалу страстей, создают предкризисные и кризисные ситуации в стране. Опасны идеологические разногласия и между государствами, ибо являются потенциальным источником войн. В настоящее время стало ясно, что современный мир превращается во все более взаимозависимый, целостный, что многие важные проблемы можно решить только общими усилиями, например, предотвращение ядерной войны, экологические, продовольственные, энергетические проблемы, искоренение опасных болезней (рак, СПИД и т.д.).
6. Формы общественного сознания — это различные способы духовного освоения действительности. К ним относятся политическое сознание, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия.
Они разграничиваются по следующим признакам:
По предмету отражения. Каждая форма сознания отражает какие - то особенные социальные связи и отношения. Политическое сознание отражает отношение к власти, т. е. отношения между борющимися классами, партиями, нациями, государствами.
Правосознание, есть совокупность взглядов, идей, выражающих отношение социальных групп, классов к праву, закону, правосудию, их представления о том, что является правомерным, а что неправомерным.
Мораль отражает способы регуляции поведения людей в труде, в быту, в политике, международных отношениях, а также в отношениях с природой. Мораль пересекается с правом.
Религия имеет своим предметом «священное», т. е. такое начало, которое находится за чертой «естественного» мира, обладает сверхчувственными свойствами (Бог, Абсолют). Сверхчувственное и сверхъестественное знать нельзя, в него можно только верить.
Искусство воссоздает, отражает в образной форме человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением. Художественные образы обращены к человеческому переживанию, а потому они плохо поддаются рациональному научному анализу. Произведения искусства раздвигают рамки реального житейского опыта человека, приобщают его к вековой мудрости, общечеловеческим идеалам. В искусстве даются образцы возвышенной любви, дружбы, сострадания, совести и других форм отношения человека к миру и другим людям.
Наука имеет своим предметом процессы и явления объективного мира. У нее один высший властелин — истина, критерий которой — практика.
Философия — изучает мир и место в нем человека, отношение человека к миру: познавательное, политическое, нравственное, эстетическое и т. д.
7. По формам отражения. Политическое сознание отражает действительность в научных понятиях и теориях, но оно может возникать и в научной деятельности, на уровне обыденного сознания. Правосознание, как и политическое сознание, существует на теоретическом и обыденном уровне. Теоретический уровень представлен системой правовых взглядов, основанных на определенных социальных и научных принципах. Обыденный уровень отражает правовые явления в системе привычек, чувств, эмоций людей.
Мораль отражает свой предмет в нравственных ценностях и идеалах.
Искусство воссоздает жизнь человека в мире в художественных образах.
Религия выражает содержание «священного» в виде догматов. Наука есть теоретическое отражение действительности в виде понятий, гипотез, теорий, моделей, схем технологических процессов и т. д.
Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Но философия, в отличие от науки, есть не только теоретическое, но и духовно-практическое освоение действительности. Поэтому многие философы опирались в своих учениях не на логику, а, например, на интуицию, здравый смысл.
8. По выполняемой социальной функции. Каждая форма общественного сознания играет в обществе вполне определенную роль, влияет на поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности.
Политическое сознание связано с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами. Центральным содержанием этой деятельности является проблема завоевания государственной власти, ее удержания и использования.
Следует различать политическое сознание профессионалов-политиков и обыденное политическое сознание масс. Мера развитости или неразвитости последнего определяется тем, насколько народ понимает необходимость своего участия в делах государства и готов влиять на ход борьбы за государственную власть. В условиях демократического условия общества это влияние осуществляется в актах поддержки той или иной партии, претендующей на политическое лидерство. В настоящее время исследование политических отношений и соответствующих форм политического сознания проводится в рамках специальной науки — политологии.
Правосознание играет в обществе очень важную роль. От того, насколько оно развито, зависит действие права, его применение и соблюдение. Недостаточный уровень развития правосознания может обречь на неудачу самое совершенное законодательство.
Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям, к природе. Мораль пронизывает все сферы общественной жизни, распространяется на всех людей. Она имеет всеобщее значение, фиксируя общеобязательные нормы поведения, без которых невозможно было бы межчеловеческое общение.
Моральное сознание оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, намерения. В реальной истории нормы общечеловеческой морали никогда не реализовывались полностью. Отступление от всеобщих норм морали совершается по-разному в различных социальных группах и классах. Например, люди, имеющие главной целью жизни материальное обогащение, наживу, практически не в состоянии жить в соответствии с нормами общечеловеческой морали.
Состояние морального сознания народа есть важнейший компонент всех сфер жизни: труда, быта, семейных отношений, политики, межнациональных отношений и т. д.
Религиозное сознание — одно из древнейших в обществе. Его роль и функции менялись вместе со сменой общественных отношений и самих форм религии. С каждым серьезным историческим переворотом в общественных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм был выражением феодальной разновидности христианства, а с развитием капитализма появились иные его разновидности: в частности, протестантизм во множестве направлений (лютеранство, кальвинизм и др.). Религиозное сознание тесно связано с моральным сознанием, и многие ученые утверждают, что вне религии нет истинной морали.
Одной из функций религиозного сознания является компенсаторская. Люди через свои религиозные переживания, радость от общения с церковью и Богом, ощущения благодати и т. д. как бы уравновешивают свою земную жизнь, в которой постоянно присутствуют трудности, лишения, болезни.
Искусство как форма общественного сознания дает человеку дополнительный жизненный опыт, служит воображаемым дополнением жизни, ее продолжением, а иногда и заменой. Искусство обращено не столько к уму человека, сколько к его способностям переживать. Искусство приобщает людей к многовековому, накопленному человеческим коллективным опытом миру моральных ценностей.
Наука играет важную роль в жизни общества. Начав с выработки и теоретической систематизации объективных знаний о реальной действительности, она превратилась в производительную силу общества, т. е. в основу его развития. Наука открывает новые знания, технологии, материалы, а потому способствует постоянному изменению всех видов деятельности. Она ускоряет материально-техническое развитие общества, повышает производительность труда, убыстряет ритм общественной жизни.
Философия — форма общественного сознания, наиболее удаленная от непосредственных материальных интересов. Философ Вл.Соловьев утверждал, что она имеет целью ответить на вопрос, что такое подлинное бытие в отличие от мнимого, призрачного. Этот вопрос вечно стоит перед человечеством, которое отвечает на него по-разному в те или иные исторические эпохи.
Итак, мы рассмотрели уровни и формы общественного сознания. Следует иметь в виду, что в реальной жизни общества все они взаимосвязаны. Например, уровень обыденного сознания и уровень общественной психологии присутствуют в политической форме общественного сознания, правосознания, морали, искусстве, религии. Взаимосвязаны и различные формы общественного сознания: политика и религия, политика и право, мораль и право, религия и мораль, искусство и религия. В каждую историческую эпоху была своя структура общественного сознания.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Әкімшілік басқару бойынша дәрістер