Лекция № 5

          ТЕМА 5

              БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА  ФИЛОСОФИИ.

                   ЛИЧНОСТЬ. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

                                    БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

     План

1.     О биологической и социальной природе человека

2.     Проблема смысла человеческой жизни

3.     О проблеме смерти и бессмертия человека

4.     Индивид – индивидуальность - личность

5.     Становление личности и ее формы

6.     Социальные типы личности

7.     Свобода личности и ответственность

8.     Прогностическая функция философии. Возможность продвижения будущего и ее основные аспекты

9.     Глобализация и современный Казахстан

1. Человек - существо противоречивое. С одной стороны он - тело и ему, как и всему живому, нужны воздух, вода, питание, продолжение рода и т.д. С другой стороны, он является духом - он размышляет о мире, пытается найти свое место в обществе, радуется, огорчается, придумывает что-то новое, любит и ненавидит и т.д. Если животные движимы инстинктами, то человек подчиняет свои - социальным нор­мам, он способен контролировать самого себя.

В философии Нового времени возникают два противоположных взгляда на эту проблему - биологический и социальный редукцио­низм (сведение).

Биологический редукционизм сводит сущность человека к его телесности. Это можно обнаружить в расизме, ломброзианстве, соци­ал-дарвинизме, социобиологии.

Расизм стремится показать превосходство своей расы над дру­гими.

В начале прошлого века итальянский психиатр, антрополог Чезаре Ломброзо выдвинул идею того, что преступники по своей биоло­гической природе находятся ниже современных людей. Они обладают тяжелой челюстью, сращенными густыми бровями, коротким лбом, длинными руками и т.д. Такие люди близки всегда к социальной ано­мии, легко совершают преступления.

Социальный дарвинизм пытается применить категории «борь­бы за выживание», «наследственности», «отбора» и др. применительно к социуму.

Социобиология утверждает, что высокоорганизованные жи­вотные также обладают «социальными качествами». Например, аль­труистические инстинкты (защищая детеныша, само животное может погибнуть, взаимная забота, взаимопомощь внутри стада и т.д.) живот­ных противоречат фундаментальным принципам эволюционной теории Ч.Дарвина, - утверждают они.

Что же касается социального редукционизма, то марксистская философия является классическим его образцом. В данной теории утверждается, что сущность человека образует «ансамбль обществен­ных отношений» исторически конкретно существующего общества, т.е. признается ее социальный характер.

Сегодня признана биосоциальная природа человека. Сущест­вование тела человека подчиняется биологическим закономерностям. Не надо быть врачом, чтобы видеть в повседневной жизни зависимость человека от изменений природы (изменение атмосферного давления, геомагнитные бури, усиление солнечной активности и проч.). Жизнен­ные стадии человека так же зависимы от биологических законов (рож­дение, детство, взросление, старость, умирание).

Мощное научно - техническое развитие современного человече­ства создает для современного человека беспрецедентные в мировой истории опасности и вызовы. Среди них главное - создание бесчело­вечных по своей сути разрушительных видов вооружения.

Вторая угроза - возможность экологической катастрофы, потому что воздух и вода не имеют национальных границ!

Третья угроза, до сих пор глубоко не осмысленная, - проблема сохранения био - социальной природы человека. Некоторые ученые его называют «антропологическим кризисом». Дело в том, что используя ежегодно все новые и новые виды техники, человек все более усложняет свою жизнь. Он, конечно, получает все больше комфорта от них, не за­мечая, однако, отрицательных последствий тех или иных нововведений. Чем глубже человек преобразует природу, тем больше появляется отри­цательных социальных факторов, которые понижают качество жизни.

Что же касается казахстанского общества, то сегодня создаются все больше возможностей для развертывания при­родных дарований людей, открыта дорога для инициативной творческой самореализации каждой личности.

Обобщая сказанное, всегда следует рассматривать био - социальную природу человека в неразрывной их связи друг с другом.

2. Человек, познавая окружающую среду, создает о нем понятия и образы, стремясь выйти за пределы пространственно-временного мира.

Видный исследователь потребностей, американский ученый А.Маслоу, составил следующую иерархию человеческих потребностей:

1. Самые нижние, физиологические (дыхание, питание, дви­жение, кров, продолжение потомства);

2. Экзистенциальные (безо­пасность, вера в завтрашнее будущее, устойчивость условий жизни и взаимоотношений с окружающими людьми);

3. Социальные потреб­ности (вступление в связи с другими людьми, получение признания с их стороны);                                            

4. Достижение престижа (оказаться в кругу значимых для человека авторитетных людей, продвижение по карьерной лестни­це, оценки другими значимости своей личности);                                                           

5. Духовные (твор­ческая самореализация личности, развертывание своих дарований и способностей).

По А.Маслоу, если не будут удовлетворены нижние потребно­сти, то верхние для человека не интересны. Удовлетворенные же по­требности, исчерпав себя, толкают личность на более высшие.

Итак, высший смысл человеческого бытия - развив свои задат­ки, подняться до творческого уровня, тем самым определив роль и место своей личности и достигнув удовлетворения от жизни.

В.Франкл считает, что в наиболее общем виде, смыслы жизни можно подразделить на три большие группы. Высший смысл жизни — достижение личностью ценностей творчества.

В ряде случаев человек не может достичь поставленных перед собой целей, ему кажется, что он теряет смысл своей жизни. В таком случае стоит только изменить свое отношение к данной цели и заме­нить ее другой - и все проблемы решаются. Это В.Франкл называет «ценностями отношения».

В жизни люди иногда попадают в сложные ситуации. В таком случае надо переходить на «ценности переживания», когда само страдание можно использовать как инструмент очищения души.

3. Любая форма жизни продолжается через смену поколений. В этом – мудрость природы. Благодаря этому есть восхождение, развитие.

Великий Платон высказал мысль о том, что философия научает нас достойно умирать. Здесь заложена глубокая мысль.

Одни люди первую половину своей жизни проводят как бабочки, «порхающие из одного цветка в другой». К сорока годам, когда юношеский пыл весь вышел, человек берется за какое – то большое дело, но закончить его «Ее Величество Природа» не дает ему уже времени. Так и не самореализовавшись в этой жизни, он уходит из нее с трудом, со стенаниями «ох» и «ах», сожалея о бездарно прожитых юношеских годах.

Вторым – религиозная вера помогает перешагнуть страх смерти. Они прощаются с жизнью в надежде, что хоть душа не погибнет, а обретет вечную жизнь. А что такое вечная жизнь, мы обсуждали выше.

Третьи считают, что человек в эту жизнь приходит лишь раз, поэтому необходимо получить удовольствие от каждого мига жизни, т.е. придерживаются гедонистической ориентации.

Что же касается платоновского человека с хорошей философской подготовкой, то он понимает связанность своей жизни с Природой, Вселенной и чувствует себя неразрывной каплей в мировом океане жизни. Это приводит его к глубоким озарениям, и он понимает законность и справедливость смерти. Такого человека не страшит смерть.

Пятые люди в пределах своей жизненной судьбы делают все от них зависящее, для того чтобы оставить свой скромный след в этой жизни. Они проходят через радости и огорчения, вдохновения и стра­дания и к концу жизни чувствуют усталость. Нет никакого сожаления и огорчения. Он сделал все, что мог. Что же касается не реализованных планов (они есть у каждого человека; казахи говорят, что только у са­таны нет мечты, «тек шайтанда гана арман жок»), то он, умудренный жизнью понимает, что так бывает всегда. Это - настоящий человек. Такие люди навсегда остаются в памяти людей.

В последней трети XX века на Западе появился термин «аутоназия» (auto - сам, nazia - смерть), в русской литературе звучит как «эв­таназия». Данная проблема широко обсуждается в стенах западных университетов. А в самой «свободной» стране - Голландии - приняли даже закон об аутоназии. Речь идет о добровольном уходе человека из жизни с согласия и содействия общества. В акте суицида (само­убийство) - нет на это согласия общества. В широком философском плане, аутоназия вытекает из западной телесночувственно ориентиро­ванной жизненной программы.

На первый взгляд, кажется, что Западная цивилизация сделала еще один большой шаг по пути дальнейшей гуманизации общества. Действительно, почему бы не помочь человеку, больного раком и испытывающего сильнейшие боли, или же старому человеку, у которого уже не осталось близких и он никому не нужен, досрочно уйти из жизни?

Во - вторых, в этом мире нет большей ценности, чем во плоти и крови человека. Тогда какое право имеет общество лишить его жизни?!

В - третьих, введение данного явления законодательно в жизнь общества, может привести к весьма острым морально-психологи­ческим последствиям. Например, к широкой распродаже человеческих органов, или же через психологическое давление, вынуждению людей прийти к решению о добровольном уходе из жизни и т.д.

Проблема бессмертия образует сокровенное ядро любой рели­гии. Никто никогда не сможет доказать бытие или же небытие Бога, но миллиарды людей на земле верят в Него, потому что хотят бессмертия, хотя бы - души. Истоки проблемы бессмертия уходят в далекое перво­бытное общество, когда люди стали бояться смерти.

В древней Индии и Египте сложились идеи о переселении души человека после смерти в другое тело. Буддизм считает, что душа по мере переселения из одного тела в другое все более очищается от грехов.

Древние греки считали, что после смерти человека начинается его вторая жизнь. Сегодняшние мировые религии (христианство, ислам, буддизм) признают бессмертие души человека после его смерти. Тем не менее, ни одна религия в мире до сих пор внятно не может объяснить челове­ку, что такое жизнь и смерть.

В таком случае, что же понимать под бессмертием человека? Опираясь на современные научные данные, мы можем с полной уве­ренностью сказать, что человек даже телесно, насовсем не исчезает из этого мира. Наш облик, характер, голос, темперамент, фигура и т.д. хотя бы не в полной мере, но передаются нашим потомкам. В таком случае, мы продолжаем существовать через наших детей и внуков.

Что же касается души и духа, деяния великих людей, их творения навсегда останутся жить в истории человечества. В ценностях, созданных ими, мы чувствуем успокаивающую прохладу вечности. Если речь вести о судьбе миллионов простых людей, то их бессмертие — в их добрых делах, которые остаются в памяти их окружения.

4. Понятие личности относится к числу сложнейших.

Начинать изучение проблемы личности надо с индивида – неделимой

дальше частицы какого – либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой – то социальной группы. Это самая простая характеристика человека, говорящая лишь о том, что но отделил от других индивидов. Гораздо содержательнее другой термин – «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематично это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, социальная группа и, наконец, как личность, выбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений. Свойство личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общих человеческих характеристик.

5.   Возникает вопрос – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует. К новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и индивидуальности. Индивидуальность ребенка нарастает к 2 – 3 летнему возрасту. В это время проявляются первые черты личностного поведения.

Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует личность. Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.д.

         Становление личности происходит в процессе социализации, то есть усвоение ею опыта и ценностных ориентаций данного общества.

Прежде всего выделяют физическую личность, или «физическое Я». Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент  личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, в соперничестве формируют социальную структуру личности.

Духовная личность – ядро нашего «Я». Это внутренние состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты в жизни начинают задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем – то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, что нельзя сказать о физических и социальных потребностях

Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение.

6. Выделяют несколько крупных типов личностей, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

        Первый тип – «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги. Для таких личностей главное – это активное действие, изменение мира и других людей.

Второй тип людей – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходит в мир не для того, чтобы соревноваться и торговаться, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память, всегда пользовались огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки – Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао – Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухаммед – либо считались посланниками богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное оружие - слово.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип – люди, избравшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей – живые примеры служения людей, независимо от их нации, возраста, пола, вероисповедания и других признаков.

Большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поля деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свободная духовность».

7. Свобода одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.

Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм – это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержаться в христианской догматике, учении Канта, Фихте, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше. Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. Как крайнее выражение этического релятивизма, волюнтаризм в основном проявляется в социально – политической практике как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы жизни общества.

Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характера для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, равно как и для всевозможных социальный утопий и антиутопий.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.

Во – первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Во – вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в сила обрести свободу среди людей. В – третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем – то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.

8. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

         На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое – либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

         Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты:

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение

возможно из самой сущности бытия – его объективных законов, причинно – следственных связей. Исходя их диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.

         Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование – также вид познания, то само прогнозирование возможно.

         Логический аспект – на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.

         Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

         Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

         В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не пользуются широкой популярностью.

9. Глобализация - это постепенное становление мирового сообщества как некоей целостности на основе все более тесного взаимодействия стран и народов в экономике, науке и технике, политике, культуре, спорте и т.д. Например, современный независимый Казахстан интенсивно развивается, вступая в тесное взаи­модействие со многими странами мира.

В политико-правовой сфере жизнедеятельности общества также произошли разительные перемены. Казахстан как равноправный парт­нер вступает во взаимоотношения со всем мировым сообществом. Не­зависимость страны признана всеми странами мира. Мы стали полно­правным членом ООН и других международных организаций, в сло­варный обиход прочно вошли «права и свободы человека», «демокра­тия», «парламентаризм» и другие понятия.

Сегодня Казахстан получил возможность более широко знако­мить мировое сообщество с достижениями своей национальной куль­туры.

Вместе с тем, глобализация имеет и  отрицательные по­следствия.

Глобальные проблемы человечества и пути их решения

На первом месте с момента своего появления стоит проблема возможной ядерной войны и самоуничтожения человечества. С одной стороны, ядерное оружие совершенствуется далее, с другой - посте­пенно расползается по всему миру. К классическим пяти державам, имеющим ядерное оружие, добавились Индия и Пакистан, Южная Африка и Израиль, ряд стран интенсивно осваивают ядерные технологии (Иран, Северная Корея).

Основной путь решения проблемы - под международным кон­тролем сокращение, а затем полное уничтожение всех запасов ядер­ного оружия, не делая исключения ни одной стране.

Вторая большая проблема - экологическая, которая при ны­нешнем темпе поглощения природных ресурсов может привести чело­вечество к будущей катастрофе. Ее негативные последствия уже сказались практически во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути означает разрушение биосферы, как естественной среде обитания и существования человечества. В последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и здравого смысла.

Третья глобальная проблема - демографическая. Если в по­следнее тысячелетие численность населения земли возросла в 15 раз, причем первый раз население выросло в 2 раза за 700 лет, последний раз - за 40 лет! (если в 1956 г. было 2,8 млрд., то в 2004 г. - 6,3 млрд.). Причем на 9/10 такой рост обеспечивают развивающиеся страны. В развитых странах количество рождающихся резко уменьшилось и одновременно с этим, возросло количество людей старшего пенсион­ного поколения. В этих странах стоит проблема сохранения прежнего количества населения.

По прогнозам демографов в будущем население Индии может превзойти Китайское, а на Африканском континенте численность лю­дей может достичь 1,5 млрд. человек!

Что же касается Казахстана, то здесь стоит проблема увеличения населения для нормального освоения этого громадного края (по терри­тории страна входит в десятку крупнейших стран).

Глобализация породила проблему «Севера и Юга». Под «Севе­ром» понимается благоденствующий в материальном плане «золотой миллиард», живущий в постиндустриальных странах, которые, в ос­новном, расположены выше экватора. Под «Югом» понимаются, глав­ным образом, развивающиеся страны с низким уровнем развития про­изводительных сил, где около 1 млрд. людей существуют на грани обыкновенного выживания. Это создает международную напряжен­ность, серьезные противоречия между развитыми и развивающимися странами. Мировое сообщество выделяет ежегодно около 50 млрд. долларов для оказания помощи наиболее бедным странам, в то время как США рас­ходует на войну в Ираке ежегодно сотни млрд. долларов.

Сегодня настало время для создания нового экономического по­рядка через списание долгов развивающихся стран и эффективную экономическую помощь в налаживании национальных экономик в це­лях избежание новых катаклизмов в международной политике.

Следующая проблема, которая стала глобальной - повышение образовательного потенциала народов мира. Без этого невозможно освоение новых технологий. Даже если человек умеет читать и писать, он может быть «функционально безграмотным», т.е. не владеет ком­пьютерными программами и не может работать на современных пред­приятиях.

Сохранение здоровья населения также становится глобальной проблемой человечества. Современная наука выяснила взаимосвязь между техническим ростом, загрязнением окружающей среды и пони­жением здоровья населения. В качестве доказательства этого тезиса можно привести список «болезней цивилизации» как рак, сердечно­сосудистые заболевания, болезни почек, печени, СПИД и др. Если в развитых странах стоит проблема переедания и ожирения, малопод­вижного образа жизни, алкоголизма и курения и т.д., то в развиваю­щихся странах - низкое качество питания, проблема чистой питьевой воды, широкое распространение таких «социальных болезней» как ту­беркулез, трахома, малярия и другое. Глобализация ведет к перемеще­нию миллионов людей из континента в континент, что способствует распространению заразных болезней и т.д.

В исследовании путей решения глобальных проблем человечест­ва сложились, главным образом, два направления: технооптимистическое (будущее прекрасно) и технопессимистическое (будущее тра­гично).

Энергетическая проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов или же их ограниченностью. Растущее потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии морских приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии.

Человеческая цивилизация столкнулась с острыми глобальными проблемами, которые символизируют сложный ход мировой истории. Эти проблемы ставят вопрос и физическом и духовном выживании человечества и его сохранении как вида. Но будущее человеческого рода все же возможно, если он изменит свои качества и направит энергию своего Разума на поиск новых форм своего существования и новой миссии в этом мире.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі