Финансовый учет. Цели и методы анализа хозяйственной деятельности.

 Одним из важнейших средств контроля за производственно-финансовой деятельностью социалистических предприятий является учет, который осуществляется путем организованного наблюдения, систематической регистрации хозяйственных операций, обобщения и изучения в целях активного воздействия на развитие хозяйственных процессов. С помощью показателей учета хозяйственные процессы получают количественную и качественную характеристику.

На станциях осуществляются многочисленные операции, связанные с перевозочным процессом,— погрузка, выгрузка и сортировка грузов, формирование и отправление поездов, отправление и прибытие пассажиров и др. Для выполнения этих операций станции располагают значительными трудовыми, материальными и денежными ресурсами; в их распоряжении находятся основные фонды, исчисляемые в миллионах рублей. Контингент станционных работников, занятых перевозками, составляет около 500 тыс. чел. Эксплуатационные расходы всех станций сети превышают 550 млн. руб. в год. Все это требует организации четкого учета показателей производственно-финансовой деятельности станций.
Виды и организация учета
В зависимости от характера учетных сведений и способов их получения различают три вида хозяйственного учета: бухгалтерский, статистический и оперативно-технический. Каждый из них имеет конкретные задачи.
Бухгалтерский учет отражает наличие и движение де-нежных и материальных ценностей, освещает результаты приме-нения хозяйственного расчета в данном предприятии, финансовую сторону его производственной деятельности. Бухгалтерский учет является строго документальным. Каждая бухгалтерская запись должна основываться на документах, полностью отвечающих установленным для них правилам. На социалистическом предприятии он имеет целью обеспечить достоверное определение затрат на производство продукции, осуществлять контроль над затратами трудовых, денежных и материальных средств.
Статистический учет отличается от бухгалтерского тем, что он характеризует все стороны производственной деятельности, а также общественной жизни и потому значительно шире бухгалтерского. Статистический учет ведется преимущественно в натуральных и условных единицах, хотя применяются еще и денежные. В его основе — записи в специальных документах. Основная цель статистического учета — выявление закономерностей, действующих в изучаемой области.
Оперативно-технический учет осуществляется в целях повседневного наблюдения за выполнением различных сторон производственной деятельности. Он ведется за короткие промежутки времени. Для оперативного учета преимущественно используются телефонные или телеграфные сообщения с места производства работ. Данные оперативного учета, уступая в точности данным статистического и бухгалтерского учета, используются для наблюдения за выполнением погрузочно-разгрузочных операций на станциях, за размещением подвижного состава, за наличием грузов в процессе перевозок и в других целях.
На станциях ведутся учет и отчетность по наличию и использованию вагонов, их простою, работе сортировочных горок, переходу поездов и вагонов между отделениями и дорогами, а также учетные операции по приему и отправлению поездов, приему, сдаче и хранению документов.
Руководство и контроль за ведением учета и отчетности на станциях и в группах оперативно-статистического учета локомотивных депо осуществляются отделами статистического учета и отчетности отделений дорог, методологией работы которых, в свою очередь, руководит отдел статистического учета и отчетности управления дороги.      
Общее руководство статистической работой на железнодорожном транспорте осуществляет Управление статистического учета и отчетности Министерства путей сообщения.
Учет основной производственной деятельности станций
К основной производственной деятельности станций относятся: погрузка и другие операции, связанные с началом перевозки; выгрузка и сопутствующие ей операции, связанные с окончанием перевозки;

  • отправление пассажиров;
  • прием и отправление поездов;
  • расформирование и формирование поездов, переработка ваго-нов;
  • выполнение багажных и других операций.

Организация четкого учета выполняемых на станциях различных работ необходима как для целей контроля, так и для планирования объема этих работ на предстоящий период.
Особое значение имеют ежесуточные отчетные данные о погрузке и выгрузке. Наличие этих данных позволяет своевременно контролировать выполнение плана грузовых перевозок, принимать меры по обеспечению равномерности грузовой работы.
Учет погрузки и выгрузки отражает объем работы по перевозкам народнохозяйственных грузов, включенных в государственный план перевозок. Эти грузы перевозятся, как правило, в вагонах рабочего парка, оформляются дорожными ведомостями и оплачиваются по установленному для народнохозяйственных грузов та-рифу. Перевозки, осуществляемые в вагонах нерабочего парка дли собственных нужд железных дорог, называются хозяйственными, в учет погрузки и выгрузки не включаются.
Учет погрузки и выгрузки на станциях должен дать отпет па дна основных вопроса:
во-первых, какое количество народнохозяйственных грузов, намеренное в тоннах и вагонах, принято к перевозке и какое количество грузов, измеренное в вагонах, закончило перевозку по эксплуатируемой сети;
во-вторых, какое количество подвижного состава в вагонах было занято под перевозку грузов из числа порожних и какое — освобождено из-под груза, возвращено в число порожних.
Единицей учета в статистике перевозок грузов считается грузовая отправка, под которой понимают партию груза, принятого к перевозке по отдельному перевозочному документу.
Источником получения всех необходимых данных по каждом грузовой отправке является дорожная ведомость, сопровождающем груз от станции отправления до станции назначения, и корешок дорожной ведомости, остающийся на станции отправления груза, который является копией дорожной ведомости.
Корешки дорожной ведомости поступают от станции отправления грузов на фабрику механизированного счета (ФМС) дороги отправления, а дорожные ведомости после выдачи груза — от станций назначения на ФМС дороги прибытия грузов. В результате обработки этих документов получают итоговые показатели грузовых перевозок в двух учетных разрезах: по отправлению и по прибытию грузов.
Учет погрузки и выгрузки ведется станциями по суткам, а затем данные объединяются за декаду п месяц. Операционные сутки на железных дорогах заканчиваются в 18 часов, а на железных дорогах Дальнего Востока — в 12 часов по московскому времени. Суточные итоги по погрузке и выгрузке каждая станция подводит на момент окончания операционных суток.
Учет погрузки и выгрузки ведется в грузовой конторе станции. Здесь на основании первичных документов составляется ведомость номерного учета погруженных вагонов (форма ФО-4), представляющая отчет станции о погрузке. В качестве первичных документов используются корешки дорожных ведомостей, передаточные ведомости, копии дорожных ведомостей. В отчете формы ФО-4 отражаются как финансовые (сумма взысканной платы, дополнительных сборов), так и статистические данные (номер вагона, род, наименование груза, вес груза и др.).
Учет выгруженных вагонов па станции производится на основе вагонных листов.
Наряду с учетом объема погрузки и выгрузки важнейшее значение имеет ведение на станции учета фактического наличия вагонов грузового парка на момент окончания отчетных суток, а также учет вагонооборота за истекшие сутки.
В составе общего фактического наличия грузовых вагонов различают: парк в распоряжении дороги; в аренде у нетранспортных предприятий; на новостройках. На станциях ведется ежесуточный учет наличия только парка в распоряжении дороги.
В зависимости от использования и назначения вагонов парк в распоряжении дороги разделяется на рабочий и нерабочий.
К рабочему парку относятся грузовые вагоны, используемые для совершения плановых грузовых перевозок. Все остальные вагоны парка в распоряжении дороги, которые по своему состоянию или назначению не могут быть использованы для плановых перевозок, составляют нерабочий парк.
Учет рабочего парка осуществляется расчленено по группам — груженые и порожние; груженые вагоны рабочего парка разделяют на транзитные и местные. В составе порожних выделяется группа «под погрузкой», включая вагоны, поданные до конца суток к месту производства погрузки, перегрузки с узкой колеи, перевалки с водного транспорта и др.
К нерабочему парку относятся вагоны, отставленные в резерв МПС; неисправные; находящиеся в хозяйственном движении, для специальных и технических ну>ад дороги, под жильем, служебными помещениями и складах, под пассажирскими пере-возками в пассажирском.
Резерв МПС создается из вполне исправных вагонов в целях приведения рабочего парка в соответствие с фактическим объемом грузовой работы, для накопления вагонного парка в районах предстоящей массовой погрузки и др. Из резерва МПС вагоны могут браться только по разрешению министра путей сообщения с оформлением приказом начальника дороги.
К неисправным относятся вагоны, требующие ремонта с отцепкой от поезда. Учет наличия неисправных вагонов основывается на уведомлениях о подаче вагонов в ремонт, вручаемых работниками вагонного хозяйства дежурному по станции.
Состояние вагона в нерабочем парке сопровождается обязательным оформлением документов. Основным таким документом является Книга номерного учета грузовых вагонов (форма ДУ-7), в которой указываются приписанные к станции вагоны, выделенные для хозяйственного движения, специальных нужд дороги, жилья. Отдельно ведется учет вагонов резерва МПС.
При подсчете наличия вагонов на указанную дату включают как находящиеся на путях станции, так и на приписанных к станции подъездных путях, ветвях и примыкающих раздельных пунктах, прикрепленных к данной станции для ведения учета.
Общее наличие вагонов на станции на конец отчетных суток определяется исходя из наличия на конец предыдущих суток плюс прибыло, минус убыло за отчетные сутки.
Подсчет прибывших на станцию с поездами и одиночными локомотивами и убывших вагонов производится по поездным натурным листам. Данные о времени прибытия или отправления вагонов берутся из настольного журнала движения поездов.
На основании данных первичного учета на станциях составляются за каждые сутки, декаду и месяц следующие отчеты о погрузке и выгрузке и отправлении пассажиров:
1. Отчет о грузовой работе по форме ГО-1. В отчете показываются данные о погруженных, выгруженных, занятых и освобожденных вагонах по их родам.
2. Отчет о передовой погрузке в вагонах и тоннах (ГО-2), со-держащий данные о количестве погруженных вагонов и тонн по установленной номенклатуре грузов.
На основании данных, полученных со станций, на ФМС разрабатываются отчеты о подстанционном  отправлении и прибытии грузов (формы ЦО-11), о перевозке грузов, их пробегах и полученных доходах (ЦО-12), о международной корреспонденции грузов (ЦО-13), перевозке пассажиров и доходах от этих перевозок (ЦО-22), перевозке пассажиров по отделениям железных дорог (ЦО-25), подстанционном отправлении пассажиров (ЦО-27) и ряд других.
92. Учет и отчетность по использованию основных фондов
Учет наличия основных фондов осуществляется в стоимостном и натуральном выражении.
Для учета основные фонды группируются по их роли в производственном процессе, назначению, по принадлежности и другим признакам.
Единицей учета основных фондов является инвентарный объект.
Поступление основных фондов оформляется специальным актом ввода их в эксплуатацию; при безвозмездном поступлении — актом приема-передачи от других организаций.
Каждый объект основных фондов предприятия получает инвентарный номер. На него заводится отдельная инвентарная карточка, в которой указываются: наименование и инвентарный номер объекта, его первоначальная стоимость, норма амортизации и др. На возмещение износа основных производственных фондов производятся амортизационные отчисления.
На хозрасчетных станциях, как и в других хозрасчетных пред-приятиях, наличие и движение основных фондов отражается в годовом отчете формы БО-3.
В отчете показывается наличие основных фондов на начало года, их поступление в отчетном году, выбытие, наличие на конец  года, характеризуется состав и амортизация основных фондов по установленным учетным группам, показываются фактические амортизационные отчисления на полное восстановление и на капитальный ремонт, а также фактические затраты на производство капитального ремонта.
На балансе хозрасчетных станций отражаются производственные здания, оборудование, другие объекты, в стоимостном выражении составляющие сравнительно небольшую величину основных фондов железных дорог.
В непосредственном распоряжении хозрасчетных станций находится, наряду с дорогостоящими станционными путями, сортировочными горками, самая активная часть основных производственных фондов — вагоны грузового парка.
Резерв МПС создается из вполне исправных вагонов в целях приведения рабочего парка в соответствие с фактическим объемом грузовой работы, для накопления вагонного парка в районах предстоящей массовой погрузки и др. Из резерва МПС вагоны могут браться только по разрешению министра путей сообщения с оформлением приказом начальника дороги.
К неисправным относятся вагоны, требующие ремонта с отцепкой от поезда. Учет наличия неисправных вагонов основывается на уведомлениях о подаче вагонов в ремонт, вручаемых работниками вагонного хозяйства дежурному по станции.
Состояние вагона в нерабочем парке сопровождается обязательным оформлением документов. Основным таким документом является Книга номерного учета грузовых вагонов (форма ДУ-7), в которой указываются приписанные к станции вагоны, выделенные для хозяйственного движения, специальных нужд дороги, жилья. Отдельно ведется учет вагонов резерва МПС.
При подсчете наличия вагонов на указанную дату включают как находящиеся на путях станции, так и на приписанных к станции подъездных путях, ветвях и примыкающих раздельных пунктах, прикрепленных к данной станции для ведения учета.
Общее наличие вагонов на станции на конец отчетных суток определяется исходя из наличия на конец предыдущих суток плюс прибыло, минус убыло за отчетные сутки.
Подсчет прибывших на станцию с поездами и одиночными локо мотивами и убывших вагонов производится по поездным натурным листам. Данные о времени прибытия или отправления вагонов берутся из настольного журнала движения поездов.


Ұқсас жұмыстар

Кәсіпорынның қаржылық болжау әдістері
Кәсіпорындағы бухгалтерлік есепті нормативтік реттеу
Қаржылық жағдайды экспресс - талдау
Кәсіпорынның қаржысын басқару
Зерттеу нәтижелерінің аппробациясы мен өндіріске ендірілуі
Кәсіпорынның қаржылық жағдайын бағалау және талдау
Кәсіпорынның қаржылық жағдайын зерттеу
Меншікті капитал айналымдылығының коэффициенті
Кәсіпорын теңгерімінің өтімділігін және төлем қабілеттілігін талдау
Кәсіпорында қаржы ресурстарын пайдаланудың экономикалық тиімділігін анықтау, қаржының құралу көздерін, төлемдік қабілеттілігімен, қаржылық тұрақтылығын талдау