Лекция № 2
2. Древние культуры и цивилизации. Основные религии мира
В основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?
Предмет изучения — выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культурные памятники, факторы и исходные пути, которые стали предпосылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и потребностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и приумножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возникает новое противоречие культуры — взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последующее поколение. Еще Николай Александрович Бердяев (1874—1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной анти-номичной (противоречивой) системой.
Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.
Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в отличие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами ис-
9
тории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. ХХ в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.
Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.
1. Этнографический (1800—1860).
2. Эволюционистский (1860—1895).
3. Исторический (1895—1925).
Именно в эти периоды и складываются основные понятия культурологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины ХХ в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств массовой информации, применением этих знаний в дипломатии, политике, военном деле и т. д.
Основные религии мира
Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значеие. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» — «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиозных взглядов на Руси на два этапа: до принятия христианства (языческие воззрения) и после принятия христианства. Но существует и более широкое, мировое определение язычества, согласно которому язычество — это система представлений, верований, обрядов, взглядов людей, которая существовала до принятия мировых религий. К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Язычество послужило основой для этих верований.
Трудно представить, насколько обширно понятие язычества. Во-первых, оно очень разнонародное: здесь и верования первобытных племен, и античные религиозные воззрения, и религия древних славян и т. д. Во-вторых, существовало неограниченное количество явлений, предметов, с которыми были связаны те или иные религиозные представления. Язычество включает в себя фетишизм — вера в сверхъестественные способности каких-либо предметов (поклонение камням, деревьям и т. д.), анимизм — вера в существование души, а также духов (различным явлениями приписывались человеческие черты), тотемизм — вера в родство человека и животных (поклонение животным и растениям) и др.
Каковы же корни язычества, зачем древнему человеку понадобилось искать себе объекты поклонения и почитания?
Все дело в том, что на протяжении своей истории человек постоянно развивается, у него появляются все новые и новые занятия (охота, рыболовство, земледелие и т. д.). Эти занятия требовали новых знаний и умений, но древний человек, очень примитивно
111
понимающий законы природы, не мог объяснить их, не придавая им какого-то сверхъестественного начала. Запас знаний, накопленный им, был настолько мал, что даже очень очевидным на сегодняшний день явлениям древний человек приписывал какую-то божественную сущность. Земледельцы молились на солнце и дождь, веря, что ими распоряжаются силы свыше. Охотников волновали такие явления, как ветер и наличие звезд на небе, для них был свойственен фетишизм относительно орудий добычи пропитания. То есть люди, занимающиеся разным делом, по-разному оценивали явления природы, создавая себе разные объекты для почитания. Здесь стоит отметить такое важное качество язычников, как терпимость по отношению друг к другу. Люди верили и в своих богов, и в чужих. Постепенное развитие отношений между древними людьми приводит к образованию государственности. Происходит объединение всех богов и воззрений, появляется пантеон богов. Теперь язычество является не только помощником древнего человека, не только помогает объяснить ему окружающий мир и сделать его ближе и понятнее. С появлением государственности язычество становится важным политическим фактором. Во-первых, потому что общие воззрения и верования людей являются важной составляющей в деле объединения их для создания единого государства. Во-вторых, зачастую язычество выступало неким оправдывающим фактором для правителей государств, поскольку во многих странах религиозные взгляды наделяли правителей авторитетом богов. Ярким примером служит Древний Египет, где фараон считался сыном бога. Такое суждение наделяло фараона почти безграничной властью. То есть религия заметным образом укрепляла позиции правителей. На протяжении всей истории человечества менялись взгляды и верования, одна религия сменяла другую, при этом менялись и отношения между государством и религией. Стоит отметить, что именно во времена языческих убеждений государственная власть выступала как центр религии, что заметным образом, в силу важности религии для древних людей, сказывалось на авторитете государства.
Постепенно язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести религиозные взгляды людей тех или иных эпох как важную составляющую истори-112
ческого развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бесследно, оно очень сильно повлияло на сменившие его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах людей, в создаваемых ими культурных памятниках.
2. Основные религии: буддизм, ислам, христианство
Религия (от лат. religio — «святыня», «набожность») — система взглядов и мироощущений человека, которая определяет во многом его поведение, основана на веровании в сверхъестественное (богов, духов и т. д.). Религия позволяет человеку построить обобщенную картину мира, сориентировать его поведение.
С точки зрения исторического развития выделяют три этапа религиозного развития:
1) племенные религии (различные языческие религии);
2) национально-государственные религии (конфуцианство, браманизм, иудейство и др.);
3) мировые религии. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.
На них мы и остановимся более подробно.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из мировых религий, которая возникла в VI—V вв. в Древней Индии. Основатель буддизма — Сид-дхартха Гаутама (впоследствии Будда). Можно выделить два основных направления буддизма:
1) южный (хинаяна);
2) северный (махаяна).
Важной особенностью буддизма является его этико-практиче-ская направленность. Он основан на внутренних проявлениях религиозной жизни человека, но никак не на внешних, таких как свойственная многим религиям ритуальность, нет церковной организации, институтов. Существует только правило о том, что необходимо хранить три Драгоценности (три-ратна). К ним относятся Будда, Дхарма — первичный элемент бытия, сангха — монашеская община. Согласно буддизму есть всеведущее существо — Будда — просветление, им открыт закон — Дхарма, который определяет все законы, по которым осуществляются мировые процессы. Для хранения этих знаний и законов, для их передачи образуются общества для равных — сангхи.
113
Основная проблема для буддизма — проблема бытия личности как скопления «изменчивых» форм. Личность в представлении буддизма состоит из пяти элементов: телесности, желания, ощущения, познания и представления.
Стержневыми в буддизме являются «четыре благородные истины».
1. Существование (рождение, старение, смерть) есть страдание (духкха).
2. Все страдания из-за жажды чувственных наслаждений, страстности.
3. Освобождение от страданий в уничтожении желаний, для этого необходимо пройти срединный путь (восьмеричный).
4. Восьмеричный путь избегания крайностей, включает в себя постоянные размышления, раздумья, медитации для прихода в состояние абсолютного покоя — нирваны.
Большинство текстов буддизма собраны в сочинении «Трипи-така» («Три корзины»), появившемся в V в. до н. э. Окончательный вариант канонического сочинения появился в III в. до н. э.
Буддизм не остался на территории одного государства. Сфера его распространения огромна, по всему земному шару, поэтому велико и его влияние на жизнь людей, на такие ее составляющие, как политика, экономика, культура и др.
Христианство
Появилось в I в. н. э. среди евреев Палестины. Уже в IV в. стало государственной религией Римской империи. В 988—989 гг. произошло Крещение Руси под влиянием Византии, а к XIII в. христианство стало государственной религией во всех странах Европы.
Христианство имеет три направления.
1. Православие — старейшее направление, возникло в 395 г. при разделении Римской империи на Западную и Восточную.
2. Католицизм, отделился от православия в 1054—1204 гг., отличается от православия добавлением к символам веры филиокве (происхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от сына).
3. Протестантизм, в XVI в. отделился от католицизма, отличается более упрощенным культом, отказом от церковной иерархии, признает только два таинства: крещение и причащение.
114
В основе христианства — вера в Иисуса Христа, Спасителя. Основным догматом христианства является Троица, согласно чему Бог един, но существует в трех ипостасях: Бог-отец (безначальное Первоначало), Бог-сын (Слово, смысловое и оформляющее Начало) и Святой Дух (животворящее Начало). Содержание христианства передано в Священном предании, важнейшими частями которого являются Священное писание, включающее в себя Библию и Символ веры.
Согласно христианской антропологии мистическое достоинство относится не только к духу человека, но и к его физическому телу. Поэтому в христианском учении о бессмертии речь идет не только о бессмертии души, но и перерождении тела. В этом многие наблюдают острые противоречия со многими другими понятиями в христианстве. Ведь именно в грехопадении — первом акте непослушания — виновата телесная составляющая.
Большое значение для христианства имеет греховность, признание своей виновности. Недаром большинство святых признавали себя великими грешниками. Здесь можно провести параллель с буддизмом, поскольку именно в страдании христианство видит способ искупления грехов, а высшая цель человека — вечное блаженство (в буддизме — нирвана). Но в то же время, если буддист идет к своей нирване через медитации и раздумья, стоически безмолвно, то христианин должен «принять свой крест» и страдать не только за себя, но и за других. Когда-то Христос пришел к людям, чтобы искупить их грехи, теперь человек должен взойти к Богу.
Распространение христианства огромно, на сегодняшний день насчитывается более одного миллиарда христиан.
Ислам
Возник в Аравии в VII в., поэтому является самой молодой мировой религией. Основателем был пророк Мухаммед. Основные принципы ислама изложены в Коране — священной книге мусульман (VII—VIII вв.).
Ислам имеет два основных течения.
1. Суннизм. Наряду с Кораном признает мусульманское священное предание — сунну (VII—XI вв.).
115
2. Шиизм. Не признает суннитских халифов в отличие от суннизма, признает только алидов.
Главный догмат мусульман состоит в поклонении единому богу — Аллаху. Очень почитаем среди мусульман и Мухаммед, который является посланником Аллаха.
Как и в христианстве, в исламе верят в бессмертие души. Мусульмане верят и в загробную жизнь.
Очень большое значение для мусульман имеют колонны ислама. Это пять предписаний, которые обязательно должны выполнять мусульмане. К ним относятся.
1. Шахада — вера в одного бога — Аллаха, почитание его посланника Мухаммеда.
2. Салат — один из основных исламских обрядов, заключающийся в пятикратном ежедневном молении.
3. Саун — пост во время месяца рамадана (рамазана) мусульманского лунного года хиджры.
4. Закат — милостыня бедным.
5. Хадж. Хотя бы один раз в жизни необходимо совершить паломничество в главный религиозный центр ислама — в Мекку, к храму Кааба.
Для ислама характерен очень строгий монотеизм (представление о едином боге). Аллах всемогущ, грозен и непостижим. А весь людской мир есть знамение бога Аллаха, которое указывает на его могущество. Отличие ислама от других мировых религий в том, что человек не может вознестись к богу, не может полностью постичь все его тайны, но в то же время он обязан в эти тайны верить. Ислам не отличается терпимостью по отношению к другим религиям и мировоззрениям. Одно из основных предписаний ислама — джихад (война за веру), согласно которому необходимо распространять ислам, даже ведя «священную войну» против сторонников других верований.
Ислам очень влиятельная религия, если значение других религий в современном мире отходит на второй план, то в мусульманском мире влияние религиозных воззрений на жизнь и культуру сторонников ислама огромно. На сегодняшний день насчитывается около 900 млн приверженцев ислама. В основном ислам охватывает страны Востока.
116
3. Значение религии в истории культуры
Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.
На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия человека создали первую религию. Древний человек поклонялся орудиям труда, благодаря которым он выживал (фетишизм), верил в божественное происхождение явлений природы (дождь, ветер, солнце и т. д.) (анимизм). То есть именно культура древних людей повлияла на развитие религии. Потом же все стало меняться. Это связано с переходом от языческих, племенных верований к национальным, государственным, а затем к мировым религиям, поскольку теперь именно религия во многом определяла развитие культуры человека.
Обратимся, скажем, к искусству. Долгое время памятники культуры в основном носили религиозный характер. Со времен первобытного общества, античного мира и т. д. в архитектуре наметилась тенденция к строительству храмов и других религиозных сооружений. Культ загробной жизни в Древнем Египте определил направление в архитектуре, где все силы и средства отдавались на строительство пирамид, заупокойных храмов. Античная культура с ее памятниками архитектуры, живописи, литературы и т. д. является наглядным примером религиозного влияния. А на этих культурах в свою очередь основана культура последующих поколений.
В истории культуры встречаются случаи, когда религия не была источником культурного развития, а наоборот, она это развитие сдерживала. Пример тому — эпохи средневековья и Возрождения. Конечно же не стоит забывать о памятниках архитектуры и живописи, которые пополнили мировой культурный багаж. Но в то же время влияние церкви иногда выходило за границы нормального взаимовлияния культуры и религии. Пример является — средневековая инквизиция, когда всякое вольнодумство жестоко наказывалось. А как может творить человек, если ему не дают свободы? Религия негативно влияла на развитие не только искусства, но и наук. Церковь не могла позволить существовать научным утверждениям, которые бы противоречили ее доктринам.
117
Жертвами инквизиции стали многие великие умы эпохи средневековья (итальянский физик, механик и астроном Галилей Гали-лео, испанский мыслитель и врач Мигель Сервет и др.).
К началу эпохи Нового времени негативное влияние церкви заметно ослабло. Особым образом повлияла на обмирщение культуры эпоха Просвещения. Стали развиваться атеистические тенденции.
Но, несмотря на ослабление влияния религии на культуру в сравнении с ранними этапами развития, и на сегодняшний день это влияние заметно и значительно. Религиозный отпечаток присутствует во многих произведениях искусства: от живописи и архитектуры до кинематографа и музыкального искусства, поскольку именно религия очень часто является определяющим фактором в развитии мировоззрения человека, в его представлениях об окружающем мире.
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ