Лекция № 2

2. Древние культуры и цивилизации. Основные религии мира

В основе изучения истории культуры человечества на протя­жении всего его существования лежат такие науки, как культуро­логия, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?

Предмет изучения — выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культур­ные памятники, факторы и исходные пути, которые стали пред­посылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и по­требностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и при­умножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возни­кает новое противоречие культуры — взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последую­щее поколение. Еще Николай Александрович Бердяев (1874—1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной анти-номичной (противоречивой) системой.

Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особен­ностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной обществен­но-культурной среде.

Если основными науками, которые занимаются изучением куль­туры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, исто­рия и конечно же философия. Но выделение конкретных предме­тов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в от­личие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от ис­тории и социальной философии, которым больше интересна сто­рона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами ис-

9


тории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегу­лировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. ХХ в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие нау­ки, как социология, культурная антропология, философия куль­туры, этнография, этнология и др.

Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.

1.  Этнографический (1800—1860).

2.  Эволюционистский (1860—1895).

3.  Исторический (1895—1925).

Именно в эти периоды и складываются основные понятия куль­турологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины ХХ в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств мас­совой информации, применением этих знаний в дипломатии, по­литике, военном деле и т. д.

 Основные религии мира

Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язы­чество» имеет очень неопределенное значеие. Термин имеет цер­ковнославянские корни (от слова «языпи» — «иноземцы») и по­явился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиоз­ных взглядов на Руси на два этапа: до принятия христианства (языческие воззрения) и после принятия христианства. Но суще­ствует и более широкое, мировое определение язычества, согласно которому язычество — это система представлений, верований, обрядов, взглядов людей, которая существовала до принятия миро­вых религий. К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Язычество послужило основой для этих верований.

Трудно представить, насколько обширно понятие язычества. Во-первых, оно очень разнонародное: здесь и верования перво­бытных племен, и античные религиозные воззрения, и религия древних славян и т. д. Во-вторых, существовало неограниченное количество явлений, предметов, с которыми были связаны те или иные религиозные представления. Язычество включает в себя фе­тишизм — вера в сверхъестественные способности каких-либо предметов (поклонение камням, деревьям и т. д.), анимизм — ве­ра в существование души, а также духов (различным явлениями приписывались человеческие черты), тотемизм — вера в родство человека и животных (поклонение животным и растениям) и др.

Каковы же корни язычества, зачем древнему человеку понадо­билось искать себе объекты поклонения и почитания?

Все дело в том, что на протяжении своей истории человек по­стоянно развивается, у него появляются все новые и новые заня­тия (охота, рыболовство, земледелие и т. д.). Эти занятия требовали новых знаний и умений, но древний человек, очень примитивно

111


понимающий законы природы, не мог объяснить их, не придавая им какого-то сверхъестественного начала. Запас знаний, накоп­ленный им, был настолько мал, что даже очень очевидным на се­годняшний день явлениям древний человек приписывал какую-то божественную сущность. Земледельцы молились на солнце и дождь, веря, что ими распоряжаются силы свыше. Охотников волновали такие явления, как ветер и наличие звезд на небе, для них был свойственен фетишизм относительно орудий добычи пропитания. То есть люди, занимающиеся разным делом, по-раз­ному оценивали явления природы, создавая себе разные объекты для почитания. Здесь стоит отметить такое важное качество языч­ников, как терпимость по отношению друг к другу. Люди верили и в своих богов, и в чужих. Постепенное развитие отношений между древними людьми приводит к образованию государствен­ности. Происходит объединение всех богов и воззрений, появ­ляется пантеон богов. Теперь язычество является не только по­мощником древнего человека, не только помогает объяснить ему окружающий мир и сделать его ближе и понятнее. С появлением государственности язычество становится важным политическим фактором. Во-первых, потому что общие воззрения и верования людей являются важной составляющей в деле объединения их для создания единого государства. Во-вторых, зачастую язычество выступало неким оправдывающим фактором для правителей го­сударств, поскольку во многих странах религиозные взгляды на­деляли правителей авторитетом богов. Ярким примером служит Древний Египет, где фараон считался сыном бога. Такое сужде­ние наделяло фараона почти безграничной властью. То есть рели­гия заметным образом укрепляла позиции правителей. На протя­жении всей истории человечества менялись взгляды и верования, одна религия сменяла другую, при этом менялись и отношения между государством и религией. Стоит отметить, что именно во времена языческих убеждений государственная власть выступала как центр религии, что заметным образом, в силу важности рели­гии для древних людей, сказывалось на авторитете государства.

Постепенно язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести религиозные взгля­ды людей тех или иных эпох как важную составляющую истори-112


ческого развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бес­следно, оно очень сильно повлияло на сменившие его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах лю­дей, в создаваемых ими культурных памятниках.

2. Основные религии: буддизм, ислам, христианство

Религия (от лат. religio — «святыня», «набожность») — система взглядов и мироощущений человека, которая определяет во мно­гом его поведение, основана на веровании в сверхъестественное (богов, духов и т. д.). Религия позволяет человеку построить обоб­щенную картину мира, сориентировать его поведение.

С точки зрения исторического развития выделяют три этапа религиозного развития:

1)    племенные религии (различные языческие религии);

2)    национально-государственные религии (конфуцианство, браманизм, иудейство и др.);

3)    мировые религии. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.

На них мы и остановимся более подробно.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из мировых религий, которая возник­ла в VIV вв. в Древней Индии. Основатель буддизма — Сид-дхартха Гаутама (впоследствии Будда). Можно выделить два ос­новных направления буддизма:

1)    южный (хинаяна);

2)    северный (махаяна).

Важной особенностью буддизма является его этико-практиче-ская направленность. Он основан на внутренних проявлениях ре­лигиозной жизни человека, но никак не на внешних, таких как свойственная многим религиям ритуальность, нет церковной ор­ганизации, институтов. Существует только правило о том, что необходимо хранить три Драгоценности (три-ратна). К ним отно­сятся Будда, Дхарма — первичный элемент бытия, сангха — мона­шеская община. Согласно буддизму есть всеведущее существо — Будда — просветление, им открыт закон — Дхарма, который определяет все законы, по которым осуществляются мировые процессы. Для хранения этих знаний и законов, для их передачи образуются общества для равных — сангхи.

113


Основная проблема для буддизма — проблема бытия личности как скопления «изменчивых» форм. Личность в представлении буддизма состоит из пяти элементов: телесности, желания, ощу­щения, познания и представления.

Стержневыми в буддизме являются «четыре благородные ис­тины».

1.  Существование (рождение, старение, смерть) есть страда­ние (духкха).

2.  Все страдания из-за жажды чувственных наслаждений, страстности.

3.  Освобождение от страданий в уничтожении желаний, для этого необходимо пройти срединный путь (восьмеричный).

4.  Восьмеричный путь избегания крайностей, включает в себя постоянные размышления, раздумья, медитации для прихода в состояние абсолютного покоя — нирваны.

Большинство текстов буддизма собраны в сочинении «Трипи-така» («Три корзины»), появившемся в V в. до н. э. Окончательный вариант канонического сочинения появился в III в. до н. э.

Буддизм не остался на территории одного государства. Сфера его распространения огромна, по всему земному шару, поэтому велико и его влияние на жизнь людей, на такие ее составляющие, как политика, экономика, культура и др.

Христианство

Появилось в I в. н. э. среди евреев Палестины. Уже в IV в. ста­ло государственной религией Римской империи. В 988—989 гг. произошло Крещение Руси под влиянием Византии, а к XIII в. христианство стало государственной религией во всех странах Ев­ропы.

Христианство имеет три направления.

1.  Православие — старейшее направление, возникло в 395 г. при разделении Римской империи на Западную и Восточную.

2.  Католицизм, отделился от православия в 1054—1204 гг., от­личается от православия добавлением к символам веры филиокве (происхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от сына).

3.  Протестантизм, в XVI в. отделился от католицизма, отлича­ется более упрощенным культом, отказом от церковной иерар­хии, признает только два таинства: крещение и причащение.

114


В основе христианства — вера в Иисуса Христа, Спасителя. Основным догматом христианства является Троица, согласно че­му Бог един, но существует в трех ипостасях: Бог-отец (безна­чальное Первоначало), Бог-сын (Слово, смысловое и оформляю­щее Начало) и Святой Дух (животворящее Начало). Содержание христианства передано в Священном предании, важнейшими частями которого являются Священное писание, включающее в себя Библию и Символ веры.

Согласно христианской антропологии мистическое достоин­ство относится не только к духу человека, но и к его физическому телу. Поэтому в христианском учении о бессмертии речь идет не только о бессмертии души, но и перерождении тела. В этом мно­гие наблюдают острые противоречия со многими другими поня­тиями в христианстве. Ведь именно в грехопадении — первом ак­те непослушания — виновата телесная составляющая.

Большое значение для христианства имеет греховность, приз­нание своей виновности. Недаром большинство святых призна­вали себя великими грешниками. Здесь можно провести парал­лель с буддизмом, поскольку именно в страдании христианство видит способ искупления грехов, а высшая цель человека — веч­ное блаженство (в буддизме — нирвана). Но в то же время, если буддист идет к своей нирване через медитации и раздумья, стои­чески безмолвно, то христианин должен «принять свой крест» и страдать не только за себя, но и за других. Когда-то Христос пришел к людям, чтобы искупить их грехи, теперь человек дол­жен взойти к Богу.

Распространение христианства огромно, на сегодняшний день насчитывается более одного миллиарда христиан.

Ислам

Возник в Аравии в VII в., поэтому является самой молодой мировой религией. Основателем был пророк Мухаммед. Основ­ные принципы ислама изложены в Коране — священной книге мусульман (VIIVIII вв.).

Ислам имеет два основных течения.

1. Суннизм. Наряду с Кораном признает мусульманское свя­щенное предание — сунну (VIIXI вв.).

115


2. Шиизм. Не признает суннитских халифов в отличие от сун­низма, признает только алидов.

Главный догмат мусульман состоит в поклонении единому бо­гу — Аллаху. Очень почитаем среди мусульман и Мухаммед, кото­рый является посланником Аллаха.

Как и в христианстве, в исламе верят в бессмертие души. Му­сульмане верят и в загробную жизнь.

Очень большое значение для мусульман имеют колонны исла­ма. Это пять предписаний, которые обязательно должны выпол­нять мусульмане. К ним относятся.

1.  Шахада — вера в одного бога — Аллаха, почитание его по­сланника Мухаммеда.

2.  Салат — один из основных исламских обрядов, заключаю­щийся в пятикратном ежедневном молении.

3.  Саун — пост во время месяца рамадана (рамазана) мусуль­манского лунного года хиджры.

4.  Закат — милостыня бедным.

5.  Хадж. Хотя бы один раз в жизни необходимо совершить па­ломничество в главный религиозный центр ислама — в Мекку, к храму Кааба.

Для ислама характерен очень строгий монотеизм (представле­ние о едином боге). Аллах всемогущ, грозен и непостижим. А весь людской мир есть знамение бога Аллаха, которое указывает на его могущество. Отличие ислама от других мировых религий в том, что человек не может вознестись к богу, не может пол­ностью постичь все его тайны, но в то же время он обязан в эти тайны верить. Ислам не отличается терпимостью по отношению к другим религиям и мировоззрениям. Одно из основных предпи­саний ислама — джихад (война за веру), согласно которому необходимо распространять ислам, даже ведя «священную вой­ну» против сторонников других верований.

Ислам очень влиятельная религия, если значение других рели­гий в современном мире отходит на второй план, то в мусульман­ском мире влияние религиозных воззрений на жизнь и культуру сторонников ислама огромно. На сегодняшний день насчитыва­ется около 900 млн приверженцев ислама. В основном ислам ох­ватывает страны Востока.

116


3. Значение религии в истории культуры

Изучая историю развития мировой культуры, факторы, кото­рые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.

На первом этапе развития человека явления и предметы, заня­тия человека создали первую религию. Древний человек покло­нялся орудиям труда, благодаря которым он выживал (фетишизм), верил в божественное происхождение явлений природы (дождь, ветер, солнце и т. д.) (анимизм). То есть именно культура древних людей повлияла на развитие религии. Потом же все стало менять­ся. Это связано с переходом от языческих, племенных верований к национальным, государственным, а затем к мировым религиям, поскольку теперь именно религия во многом определяла разви­тие культуры человека.

Обратимся, скажем, к искусству. Долгое время памятники культуры в основном носили религиозный характер. Со времен первобытного общества, античного мира и т. д. в архитектуре на­метилась тенденция к строительству храмов и других религиоз­ных сооружений. Культ загробной жизни в Древнем Египте опре­делил направление в архитектуре, где все силы и средства отдавались на строительство пирамид, заупокойных храмов. Ан­тичная культура с ее памятниками архитектуры, живописи, лите­ратуры и т. д. является наглядным примером религиозного влияния. А на этих культурах в свою очередь основана культура последую­щих поколений.

В истории культуры встречаются случаи, когда религия не бы­ла источником культурного развития, а наоборот, она это разви­тие сдерживала. Пример тому — эпохи средневековья и Возрож­дения. Конечно же не стоит забывать о памятниках архитектуры и живописи, которые пополнили мировой культурный багаж. Но в то же время влияние церкви иногда выходило за границы нор­мального взаимовлияния культуры и религии. Пример является — средневековая инквизиция, когда всякое вольнодумство жестоко наказывалось. А как может творить человек, если ему не дают свободы? Религия негативно влияла на развитие не только искус­ства, но и наук. Церковь не могла позволить существовать науч­ным утверждениям, которые бы противоречили ее доктринам.

117


Жертвами инквизиции стали многие великие умы эпохи средне­вековья (итальянский физик, механик и астроном Галилей Гали-лео, испанский мыслитель и врач Мигель Сервет и др.).

К началу эпохи Нового времени негативное влияние церкви заметно ослабло. Особым образом повлияла на обмирщение культуры эпоха Просвещения. Стали развиваться атеистические тенденции.

Но, несмотря на ослабление влияния религии на культуру в сравнении с ранними этапами развития, и на сегодняшний день это влияние заметно и значительно. Религиозный отпечаток присутствует во многих произведениях искусства: от живописи и архитектуры до кинематографа и музыкального искусства, по­скольку именно религия очень часто является определяющим фактором в развитии мировоззрения человека, в его представле­ниях об окружающем мире.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ