Лекция №4

4. Культура средневековых городов

Можно по-разному относиться к культуре средневековья, неко­торые считают, что в средние века произошел некий культурный застой, в любом случае их никак нельзя выбросить из истории культуры. Ведь даже в тяжелые времена всегда жили талантливые люди, которые, несмотря ни на что, продолжали творить. Нельзя точно сказать, когда начался и закончился исторический период, который называется средними веками или средневековьем. Этот период следует за историей древнего мира и предшествует Ново­му времени. Он охватывает около десяти веков и делится на два этапа:

1)    раннее средневековье (VXI вв.);

2)    классическое средневековье (XIIXIV вв.).

Раннее средневековье

Основной чертой раннего средневековья является распростра­нение христианства.

Христианство появилось в первом веке в Палестине, затем, распространившись по Средиземноморью, в четвертом веке ста­ло государственной религией Римской империи. Постепенно на­чинает складываться институт священства.

Влияние религии на культурную жизнь средневековья было настолько велико, что нельзя рассматривать культурные достиже­ния, не учитывая важного духовного фактора. Церковь становит­ся центром всех культурных и социальных процессов в обществе. Вот почему именно богословие (теология) во времена средневе­ковья становится во главе всех остальных культур, которые так или иначе должны были ему подчиняться.

Теология прежде всего должна была защищать официальную церковь от всевозможных ересей. Это понятие возникло в эпоху раннего средневековья и означало те течения христианства, кото­рые отклонялись от официальных доктрин христианской церкви. К ним относились.

1. Монофизитство — течение, которое отрицало двойствен­ность Христа, его Богочеловеческую природу.



2. Несторианство — течение, которое проповедовало положе­ние о том, что человеческая природа Христа существует сама по себе. По их учению, Христос был рожден человеком, а уже потом принял божественную природу.

3. Адопцианская ересь — учение, согласно которому Христос был рожден человеком, а затем был усыновлен Богом.

4. Катары — ересь, согласно которой все земное, материальное является порождением дьявола. Ее сторонники проповедовали аскетизм, были против института церкви.

5. Вальденсы — приверженцы ереси, которые выступали про­тив духовенства и официальной церкви, были сторонниками ас­кетизма и бедности.

6.  Альбигойцы — еретическое движение, которое выступало
против официальной церкви, ее догматов, церковного землевла­
дения, духовенства.

Официальная церковь не мирилась с ересями, всячески боро­лась с их распространением. В классическое средневековье рас­пространится такой метод, как инквизиция.

Среди различных культур средневековья можно выделить фи­лософию.

Философия в средние века — это первая «служанка» богосло­вия. Среди философов, полностью удовлетворявших пожеланиям богословов, следует выделить Томаса Аквината (1225—1275 гг. н. э.). В своих работах он стремился доказать существование Бога. По его мнению, Бог есть верховная причина всех явлений и процессов, к ней-то и должен прийти ищущий ответа разум.

Более низшими науками считались астрономия, история, гео­метрия и др. Они подчинялись философии, которая и сама под­чинялась теологии. Поэтому все созданное, основанное этими науками находилось под постоянным контролем церкви. Накоп­ление знаний вылилось в создание энциклопедий, учебников по математике, медицине. Но везде по-прежнему чувствовалась ре­лигиозная доминанта, не дававшая воли мысли ученых. Церкви удалось затронуть даже художественное творчество. Художник должен был строго следовать церковным канонам. Прежде всего он должен был отображать совершенство миропорядка. В период раннего средневековья складывается романский стиль в искус­стве. Все архитектурные сооружения романского стиля (храмы, замки, монастырские комплексы) отличались массивностью, су-



ровостью, крепостным характером, большой высотой. Наиболее известными примерами романского стиля являются такие по­стройки, как соборы Нотр-Дам в Пуатье, Тулузе, Арне (Фран­ция), соборы в Нориче, Оксфорде (Англия), церковь монастыря Мария Лах (Германия) и др.

В литературе наметилось преобладание произведений герои­ческого эпоса. Наиболее известные произведения — «Поэма о Беовульфе» (Англия) и «Старшая Эда» (Скандинавия). Эти про­изведения относились к устной поэзии и передавались певцами-музыкантами.

Помимо эпоса, во времена раннего средневековья были ши­роко распространены саги. Наиболее известные из них были «Са­га об Эгиле», «Сага о Ньяле», «Сага об Эрике Рыжем» и др. В сагах повествовалось о прошлом, они являлись источниками, по которым можноузнать о древних народах.

Классическое средневековье

В классический период средневековья влияние религии на культурную жизнь стало еще более значимым. Большое значение, как было сказано выше, стали иметь получившие распростра­нение инквизиции (от лат. inqusitio — «розыск»). Инквизиции представляли собой церковные суды над иноверцами. Дознания про-водились с применением пыток, после чего устраивались публичные казни, когда еретиков сжигали (аутодафе). В период классического средневековья в искусстве наметилось преоблада­ние готического стиля, который пришел на смену романскому стилю. Для архитектуры готического стиля было характерно то, что храмовые постройки как будто уносились ввысь стройными колоннами, окна были украшены витражами, башни имели ажур­ные украшения, множество изогнутых статуй и сложный орна­мент. Яркими примерами готического стиля в архитектуре яв­ляются собор Нотр-Дам в Париже, собор Нотр-Дам в Реймсе, со­бор Нотр-Дам в Амьене (Франция) и др. В литературе появляется новое направление — рыцарская литература. Ее главный герой — воин-феодал. Яркими памятниками рыцарской литературы слу­жат такие произведения, как «Песнь о Роланде» о походах Карла Великого (Франция), «Тристан и Изольда» — трагический роман о любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля Изольды (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о нибелун-гах» — предание об уничтожении нибелунгов гуннами (Герма­ния).

65


В период классического средневековья появляется церковный театр. Во время литургий стали ставиться маленькие сценки на библейские темы (мистерии). Позднее эти сценки стали ставиться уже вне церкви, а к религиозным темам прибавились сценки из обычной жизни людей (фарсы).

В начале четырнадцатого века в культурной жизни усиливает­ся интерес к человеческой личности. Этим знаменуется приход нового периода развития культуры Западной Европы — эпохи Возрождения, которую также называют Ренессансом.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Первые тенденции к приходу новой культурной эпохи наме­тились в Италии еще в тринадцатом веке, тогда как в остальные западноевропейские страны Возрождение пришло только в че­тырнадцатом веке.

На начальном своем этапе Ренессанс представлялся как воз­вращение к достижениям античности. В Италии стали подни­маться забытые литературные произведения и другие культурные памятники античности. Но не стоит считать, что Возрождение — это всего лишь пересказ культуры античного мира. Вбирая в себя все лучшее из античных культурных ценностей, Возрождение создало свое видение мира, в центре которого стоит человек. В отличие от мнений античного мира, согласно которым челове­ку следует учиться у природы, по мнению мыслителей Возрожде­ния, человек сам творец своей судьбы, он способен делать то, что хочет, даже отделившись от природы. Этим Возрождение проти­воречит учениям средневековья, согласно которым во главе мира стоит не человек, а Бог, Создатель.

Новое направление взглядов получило название гуманизма (от лат. humanus — «человечный»). Эта идея, ставящая человека в центре всего, повлияла на стремление людей к личному успеху, который возможен при постоянном развитии, обогащении своих научных и культурных знаний, развитии творческой энергии. Как следствие такого подхода — огромное культурное наследие, которое оставила нам эпоха Возрождения. И прежде всего, это Вы­сокое Возрождение, к которому относится культурный период в Италии.

Итальянское Возрождение

Как уже говорилось, период Ренессанса начался в Италии еще в тринадцатом веке. Этот начальный период, длившийся с три­надцатого до начала четырнадцатого века, получил название Про-



торенессанса. Основу для итальянского Возрождения дали такие деятели культуры, как живописцы Пьетро Каваллини (ок. 1240/1250—1330) — автор мозаики в церкви Санта-Мария в Трасте-вере, фрески церкви Санта-Чечилия в Трастевере; Джотто ди Бон-доне (1266/1267—1337) — его фрески находятся в капелле дель Арена в Падуе и в церкви Санта-Кроче во Флоренции; поэт и соз­датель итальянского литературного языка Данте Алигьери (1265— 1321) (повесть «Новая жизнь», поэма «Божественная комедия» и др.); скульптор и архитектор Арнольфо Ди Камбио (ок. 1245— 1310) (церковь Сан-Доменико в Орвието); скульптор Никколо Пи-зано (ок. 1220—1278/1284) — ему принадлежит кафедра баптисте­рия в Пизе.

Саму эпоху Возрождения в Италии принято делить на три этапа:

1)   ранний Ренессанс (триченто и кватриченто) (середина XIV—

XV вв.);

2)   высокий Ренессанс (чинквеченто) (конец XV — середина

XVI вв.);

3)   поздний Ренессанс (вторая треть XVI — первая половина

XVII вв.).
Литературное творчество раннего Ренессанса прежде всего

связано с такими именами, как Джованни Боккаччо (1313—1357) и Франческо Петрарка (1304—1374).

Главное достижение Петрарки состоит в том, что он был пер­вым гуманистом, который поставил человека в центр всего. Наи­более известное его произведение — «Канцоньере» («Книга пе­сен»), состоящее из сонетов, баллад и мадригалов на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», состоящее из нескольких новелл, пронизано гуманистическими идеями, оно и на сегодняшний день остается очень поучительным, хотя и соз­дано более шестисот лет назад.

В изобразительном искусстве раннего Ренессанса стоит отме­тить выдающегося итальянского живописца Сандро Боттичел­ли (1445—1510). Большинство его произведений носили рели­гиозный и мифологический характер, были пронизаны одухо­творенной грустью, легкостью, отличались тонким колоритом. Наиболее известные его шедевры: «Весна» (1477—1478 гг.), «Рож­дение Венеры» (ок. 1483—1484 гг.), «Оплакивание Христа» (ок. 1500 г.), «Венера и Марс» (1483 г.), «Святой Себастьян» (1474 г.), «Паллада и Кентавр» (1480 г.) и др.



Среди скульпторов раннего Возрождения в Италии наиболее известен представитель Флоренской школы Донато ди Никколо Бетто Барди, более известный как Донателло (1386—1466 гг.). Он создал новые формы скульптуры: тип круглой статуи и скульп­турной группы. Примером могут быть такие его работы, как «Да­вид» (1430 г.), «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.).

Другой талантливый скульптор и архитектор раннего Ренес­санса Филиппо Брунеллески (1377—1446). Он был создателем тео­рии линейной перспективы. Основываясь на архитектуре антич­ности, он постоянно использовал достижения современности, привносил новаторские идеи в свои произведения. Вот почему его архитектурные сооружения (капелла Пацци во дворе церкви Санта-Кроче, купол собора Санта-Мария дель Фьоре и др.) могут по праву называться эталоном инженерно-строительной мысли.

Высокий Ренессанс связан с именами трех великих деятелей искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело Буонарроти.

Леонардо да Винчи (1452—1519) был живописцем, архитекто­ром, скульптором, ученым и инженером. Мало найдется деятелей культуры, которых можно было бы сравнить с гениальным твор­цом и мыслителем. Никого не может оставить равнодушным наз­вание его картины «Джоконда», все сразу понимают, о каком произведении идет речь. Этот портрет стал самым известным портретом не только эпохи Возрождения, но, пожалуй, и всей ис­тории культуры.

Образ человека в работах Леонардо да Винчи полностью отве­чает идеям гуманизма, несет высокое этическое содержание. Стоит взглянуть хотя бы на знаменитую роспись в монастыре Санта-Мария делла Грацие в Милане «Тайная вечеря», где все персона­жи имеют очень ясную и отчетливую мимику, понятные жесты. Известны этюды художника («Головы воинов», «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», «Жен­ские руки» и «Женская голова»), в которых он очень удачно пере­дает эмоции, чувства героев, их внутренний мир. Сохранились запи­си Леонардо да Винчи, в которых он сам рассказывает о своих многосторонних дарованиях и возможности их применения.

Другой выдающийся художник высокого Ренессанса Рафа­эль Санти (1483—1520). Его огромный талант открылся уже на раннем этапе его творчества. Пример этому — его картина «Ма-68


донна Конестабиле» (ок. 1502—1503 гг.). Работы Рафаэля являют­ся воплощением гуманистического идеала, силы человека, его красоты и одухотворенности. Пожалуй, самая известная работа мастера «Сикстинская Мадонна», написанная в 1513 г.

Замыкает тройку легендарных итальянских живописцев Ми-келанджело Буонарроти (1475—1564). Наиболее известное его ху­дожественное произведение — росписи свода Сикстинской ка­пеллы в Ватиканском дворце (1508—1512 гг.). Но Микеланджело Буонарроти был не только талантливым живописцем. Извест­ность скульптора мастер получил после своей работы «Давид». В ней он, как истинный гуманист, преклоняется перед человече­ской красотой.

В литературе высокого Ренессанса стоит выделить итальян­ского поэта Лудовико Ариосто (1474—1533), автора проникнутой идеями гуманизма героической рыцарской поэмы «Неистовый Роланд» (1516 г.), комедий «Чернокнижник» (1520 г.) и «Сводня» (1528 г.), пронизанных тонкой иронией и легкостью.

Дальнейшему развитию гуманистических идей мешала цер­ковь, которая всячески пыталась восстановить свои права, кото­рые были у нее в эпоху средневековья. Проводились различные репрессивные меры, которые были направлены против деятелей культуры. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии культуры Возрождения. Как результат, многие творческие люди стали уходить от идей гуманизма, оставив только навыки, кото­рых добились мастера раннего и высокого Возрождения. Эта за­программированность, с которой стали работать деятели культу­ры, получила название маньеризма. И конечно же ни к чему хорошему привести она не может, ведь теряется весь творческий смысл. Но несмотря на лидирующие позиции маньеризма, оста­лись мастера, которые по-прежнему следовали гуманистическим идеалам. Среди них были художники Паоло Веронезе (1528— 1588), Якопо Тинторетто (1518—1594), Микеланджело да Каравад­жо (1573—1610), скульптор Бенвенуто Челлини (1500—1571).

Конец эпохи Возрождения ознаменовался выходом «Списка запрещенных книг» в 1559 г. по приказу Папы Павла IV. Этот список постоянно пополнялся, а неподчинение этому предписа­нию наказывалось отлучением от церкви. В «Список запрещен­ных книг» попали и произведения Возрождения, например книги Джованни Боккаччо.



Итак, к сороковым годам семнадцатого века закончился по­следний этап итальянского Возрождения, поздний Ренессанс.

Но Возрождение коснулось не только Италии, существовало и так называемое Северное Возрождение, которое относилось к таким странам, как Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Испания и др. Нельзя оставить эти страны без вни­мания, так как культура их на данном этапе не менее значима, чем культура Италии, а даже наоборот, очень интересна хотя бы тем фактом, что не имела под собой такого богатого античного культурного пласта, какой имела Италия, и формировалась в слож­ный период Реформации.

Северное Возрождение

Больших высот достигла литература Северного Возрождения. В Нидерландах расцвет литературы связан прежде всего с именем Эразма Роттердамского (1469—1536). Наиболее известные про­изведения этого гуманиста — «Похвала глупости» (1509 г.) и «До­машние беседы». В них он высмеивает многие пороки и призы­вает людей к свободомыслию и стремлению к знаниям. Во Фран­ции идеи гуманизма в своих литературных произведениях разви­вали Франсуа Рабле (1494—1553) (его выдающееся произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль») и Мишель де Монтень (1533—1592), утверждавший идеи рационализма в своем основном творении «Опыты».

Огромное влияние на мировую литературу оказало творчество испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547—1616). Особен­но стоит отметить его главное произведение — роман «Дон-Ки­хот». Он является эталонным для гуманистической литературы. Соотечественник Сервантеса, другой испанский писатель Лопе де Вега (1562—1635) благодаря своим произведениям «Собака на се­не», «Кровь невинных», «Звезда Севильи», «Учитель танцев» и др. остается актуальным и в наши дни. Подняв важные для каждого человека вопросы, он не теряет своей новизны и значимости и се­годня.

И наконец в Англии литература Ренессанса связана с именем выдающегося автора Уильяма Шекспира (1564—1616). Ему при­надлежат тридцать семь пьес («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III», «Ромео и Джульетта» и многие др.), постановки ко­торых и по сей день не сходят с театральных сцен во всем мире.



Именно благодаря У. Шекспиру театральное искусство в Англии получило огромное развитие в эпоху Возрождения.

Выдающиеся творцы были не только в литературной среде. Большой толчок получила живопись. Крупными живописцами в Нидерландах были Ян Ван Эйка (ок. 1390—1441) — автор новой на тот момент техники рисования маслом, Хиеронимус (ок. 1460— 1516), Франс Халс (1581/1585—1666) — живописец-виртуоз, Питер Брейгель (1525—1569). И пожалуй, наиболее значительные имена в мире живописи — Питер Пауль Рубенс (1577—1640) и Хар-менс Ван Рейн Рембрандт (1606—1669). Для работ Рубенса харак­терна пышность, приподнятость настроения, множество деко­раций и украшений. Основной темой его работ были религиоз­ные и мифологические сюжеты («Союз Земли и Воды» (1618 г.), «Персей и Андромеда» (начало 1620 г.), «Суд Париса» (1638—1639 гг.)), а также портреты («Портрет Елены Фаурмент с детьми» (око­ло 1636 г.), «Камеристка» (около 1625 г.)). Рембрандт в основном писал портреты, для которых была характерна предельная точ­ность и жизненность образов. Так, например, стоит отметить его портреты «Портрет Флориса Соопа», «Философ», «Мать Рем­брандта» и др. Также Рембрандт писал картины на религиозные («Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Цивилиса») темы.

Среди немецких живописцев стоит отметить мастера реа­листического портрета Ганса Гольбейна Младшего (1497/1498— 1543), гуманиста Грюневальда (1470/1475—1528), а также живо­писца-графика Лукаса Кранаха Старшего (1427—1553).

Испанская живопись достигла больших высот благодаря твор­честву великих художников Эль Греко (1541—1614) («Снятие пя­той печати», «Спаситель мира», «Христос изгоняет торговцев на холме», «Сошествие святого духа» и др.) и Диего Веласкеса (1599— 1660) («Сдача Бреды», «Завтрак», «Портрет принца Карлоса Бал-тазара на пони»).

Ренессанс, зародившийся в Италии, имел настолько огромное значение для культуры всего мира, что не мог оставаться на тер­ритории одного государства и распространился по всей Западной Европе. В каждой стране Ренессанс имел свои национальные черты, но было и много общего. Во-первых, характерная для Воз­рождения во всех странах идея гуманизма, которая прослеживается в большинстве произведений искусства. И хотя церковь и пыталась всячески остановить развитие этого нового мышления лю­дей, прибегая подчас к самым крайним мерам, эпоха Возрожде­ния явилась основой для всех дальнейших культур западноевро­пейских цивилизаций и даже во многом повлияла на культуры стран Востока.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Әкімшілік басқару бойынша дәрістер