Лекция №5

Культурные традиции казахов в XVIII-XIX веке

Культура казахского народа в XVIII веке продолжила традиции предшествующих времен. Это выразилось, прежде всего, в развитии поэтического творчества. В то время жил и творил известный жырау Бухар Калкаманулы (1693-1787). Он родился и вырос в Баянауле. Стержневой темой творений Бухар-жырау были патриотизм, любовь к Родине, призыв к единству народа, к подвигам. В своем творчестве он прославлял героев освободительной борьбы казахского народа против джунгарских захватчиков — батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека. Бухар воспевал деятельность хана Абылая, который хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Он был советником Абылая, поддерживал его словом и делом. В своей поэме “Сабалак” жырау описал торжество провозглашения Абылая ханом, проницательно предвидел его гений. Благодаря его жырам “Ой, Абылай, Абылай!”, “Ей, заман-ай, заман-ай!”. “Ашуланба, Абылай!” и другим мы узнаем о событиях того времени. Бухар-жырау взывал к своим соплеменникам: “Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю; скот может погибнуть, земля останется и после тебя. Довольствуйся посланным Богом, подумай о своем достоинстве”.

Певцом и сказителем в то время был Таттикара, акыном эпического жанра

— Актамберды-жырау (1675-1768), был известен акын Шал (1748-1819) и др. Они воспевали воинскую отвагу, призывали к героизму в трудное для Родины время.

В народном творчестве тех лет были увековечены события войн с джунгарами в песнях “Елимай!” (“О, народ мой!”), “К,ап цагылган” (“Вытряхивали мешки”), “Шанды жорык”, (“Пыльный поход”).

Развивалось музыкальное искусство. Памяти о восстании Срыма Датова посвящен кюй “Сырым сазы” (“Думы Срыма”). Выдающимся домбристом и композитором того времени был Байжигит. Им созданы юои “Акдабан шубы-рынды”, “Кдйын сауган” (“Доение березы”, повествующий о том, что во времена “великого бедствия”, спасаясь от голода, народ пил березовый сок) и др.

В музыкальной и поэтической культуре начала XIX века отразилось восстание под руководством И. Тайманова и его соратника, акына, певца М. Утемисова. Махамбет воспевал свободу, свою Родину в таких произведениях, как “Великая мечта”, “Нарын-песни”, “Обращение к султану Баймагам-бету”, “Обращение к Жангиру”, “Птичка чибис” и др. Он прославлял также бесстрашие повстанцев, героизм Исатая. Восстанию Исатая Тайманова посвятил одно из первых своих произведений, начинающий в те годы свой творческий путь будущий выдающийся композитор Курмангазы Сагырбаев (1806-1879). Это был кюй “Клшкентай” (“Малый”, имеется в виду мало сил для победы).

Присоединение Казахстана к России привело к тому, что в целях изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии этого края сюда стали приезжать ученые, путешественники. В 1769 году одну из первых экспедиций возглавлял П. С. Паллас. Результатом ее явился труд “Путешествие по разным провинциям Российской империи” (1773 г.). В 1772 году Н. Рычков опубликовал “Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 году”. Крупным этапом в изучении Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книги А. И. Левшина “Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей”. Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В. И. Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году с целью собрать материал о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин.

В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов Тян-Шанский (1827-1914), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование “Россия. Полное географическое описание нашего Отечества”. Два тома из них — “Киргизский край” и “Туркестанский край” — посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые также изучали Н.А. Северцев и И.В. Мушкетов. Значителен и вклад известного востоковеда, тюрколога, этнографа, академика Петербургской академии В.В. Радлова (1837-1918), исследовавшего обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, Семиречья. В его “Образцах народной литературы тюркских племен” содержатся казахские сказки, эпические произведения, лирика казахского народа. Немало сведений о Казахстане можно обнаружить в книгах крупного ученого-востоковеда, археолога, лингвиста, академика В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904) “Исследование о касимовских царях и царевичах”, “Исторические сведения о киргиз-кайсаках” и других, где он осветил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали также А.И. Добросмыслов, Н.Н. Аристов, М. Красовский и др. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 г.), в Омске (1877 г.), затем подотдел в — Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, в которых были представлены материалы по истории, этнографии, географии. Сотрудничала с ними и казахская интеллигенция; например, членом-корреспонден-том Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, публиковавший в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали “обзоры” областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Так, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и др. научные организации России — Общества сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В это время в Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, осваивали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были открытые в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в которых обучались русские и казахские дети. В 1825 году начал функционировать кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году — в Омске, где готовили военных специалистов и административных чиновников. Казахская светская школа начала действовать в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге — при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах появились русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году, и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году.

Позже стали работать учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке возникли сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Вторая половина XIX века знаменательна в истории Казахстана тем, что в это время жили и творили такие выдающиеся представители казахской культуры, как Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев (Абай).

Чокан Валиханов (1835-1865) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский кадетский корпус в Омске в звании корнета армейской кавалерии. Чтобы представить уровень образования, которое получил Ч. Валиханов, можно назвать преподававшиеся в Кадетском корпусе дисциплины. Помимо военных, таких как тактика, фортификация и других, изучались основы философии, русская и всеобщая история, русская и западноевропейская литература, география, ботаника, зоология, физика, математика, геодезия, архитектура, рисование, черчение, европейские и восточные языки. Изучались страны: Сибирь, Казахстан, Китай, Иран, Афганистан, Индия. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта Ч. Валиханов принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. За это время он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он участвовал в экспедициях от Алакуля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. Впечатления от этого путешествия и свои наблюдения он изложил в “Дневнике поездки на Иссык-Куль”, “Записках о киргизах”, в работе “Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа”. Несомненным вкладом в изучение устного народного творчества явились записанные Валихановым отрывки из знаменитого киргизского эпоса “Манас”. Свидетельством признания его научных изысканий стало избрание молодого ученого в феврале 1857 года действительным членом Русского географического общества.

В 1858—1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический и этнографический материал, уникальные реликвии — рукописи, грамоты, предметы искусства. Например, он обнаружил бесценные исторические источники: сочинение мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати “Тарих-и Рашиди”, “Историю династии ходжей в Восточном Туркестане”, “Жизнеописание султана Сатук Богра-хана”, основателя династии Караханидов и др. Результатом поездки стал капитальный труд “О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-JIy (Малой Бухарин)”. В этой работе Ч. Валиханов дал анализ китайской системы колониального управления Восточным Туркестаном, населенным преимущественно тюркскими народами, приверженцами ислама, среди которых были уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, а также дунгане. Шесть городов Малой Бухарин — Яркенд, Хотан, Кашгар, Аксу, Янысар, Туфан были независимы друг от друга, и Китай делал все для того, чтобы полностью исключить возможность организации борьбы колониальных народов против колонизаторов. Этим целям служила соответственно устроенная система управления этих округов. В 1856-1861 годы Ч. Валиханов проживал в Петербурге, где работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с такими учеными, как А. Н. Бекетов, В. П. Васильев, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым началась еще в Семипалатинске, общался с поэтами А. Н. Майковым и Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться на родину.

10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Кочен-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также “Аблай”, “Киргизское родословие”, “Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи”, “Записка о судебной реформе”, “О мусульманстве в степи”, “Следы шаманства у киргизов”, “О кочевьях киргиз” и др. Он был всесторонне одаренным человеком и везде, где бывал, делал многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки, имеющие немаловажное познавательное значение. Его вклад в науку заключается в том, что он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию таких малоизученных регионов Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан, тем самым значительно сократил белые пятна в русской и мировой науке. Одним из первых Валиханов ввел в научный оборот целый пласт исторических источников, каковыми являются казахский и кыргызский эпосы, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда таких узловых проблем истории тюркских народов, как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В это же время активно творил казахский просветитель и общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин явился создателем первых в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Плодотворно трудясь в области педагогики, этнографии, фольклористики, он написал следующие учебные пособия: “Киргизская хрестоматия”, “Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку”, опубликовал отрывки из казахского эпоса “Кобланды-батыр”, “Жанибек-батыр”, материалы по истории — “Кыпчак Сейткул”, “Байулы” и др. В “Записках” Оренбургского отдела Русского географического общества Алтынсарин публикует также статьи по этнографии “Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства”, “Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства”. Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародным признанием пользовались в то время такие акыны, как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и др.

Наряду с устным народным творчеством развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев и традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение “Лето”, положившее начало его поэтическому творчеству в последующие годы его жизни. Он перевел на казахский язык произведения А. Пушкина, М. Лермонтова. Абая, глубоко верившего в творческие силы своего народа и близко воспринимавшего его чаяния, называют “лицом казахского народа”. Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении “Гаклия”, где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты “Акмолинские областные ведомости”, “Киргизская газета”, “Оренбургский листок” и др. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты “Туркестан уалаяты” на казахском и узбекском языках.

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шугаев, Таттим-бет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжа-нов, Мухит Мералиев и др. Созданные Курмангазы более 60 юоев представляют собой шедевры инструментального творчества, вошедшие в сокровищницу музыкальной культуры, среди них “Сары арка” (“Золотая степь”), “Балбы-рауын” (“Изящный”), “Тюрмеден кашкан” (“Побег из тюрьмы”). Сохранилось около 40 юоев Даулеткерея.

Изучаемое время примечательно тем, что тогда появляется много зарисовок и картин выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и работы Т. Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку, известные его картины: “Казах на лошади”, “Казахские дети — байгу-ши”, “Казахское стойбище на Кос-Арале” и др. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце 60 — начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую туркестанскую серию “В горах Алатау”, “Мечеть Хазрета Ясави” и др.

Развивались декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, производство изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, представляющих собой истинные достижения народного искусства.

Таким образом, социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено процессом окончательного превращения края в колонию Российской империи.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі