Рабочая программа

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КГКП «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Регистрационный №                                                                «Утверждаю»                                                                               Директор электротехнического

 

колледжа

 

_________________     Баль Е.Р.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:  «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

 

 

 

 

 

 

На базе общего  среднего образования

 

 

 

 

Семей  2013

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО   ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО   СТАНДАРТА ТЕХНИЧЕСКОГО И

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ

 ПО ПРЕДМЕТУ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Радионов И.Я.

ПРОГРАММА РАССМОТРЕННА И ОДОБРЕНА

НА ЗАСЕДАНИИ  методической комиссии  предметов электроэнергетического  цикла.

ПРОТОКОЛ № ___  ОТ  _____________________

Председатель комиссии:       _____________________________(Рахимжанова М. Т.)

Согласовано:

______________________________________________________________________-

Методист УМО:

_____________________________(Сулейменова Д.М.)


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа по дисциплине «Теоретические основы электротехники» предназначена для реализации требований ГОСО к содержанию и уровню подготовки обучающихся по техническим специальностям среднего профессионального образования (СПО) и является обязательной для всех форм обучения.

Типовая учебная программа служит основой для разработки рабочей учебной программы дисциплины учебным заведением.

Учебная дисциплина «Теоретические основы электротехники» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

В результате освоения учебной программы указанной дисциплины

Учащийся должен:

иметь представление:

-        о роли и месте знаний дисциплины при освоении основной
профессиональной образовательной программы по конкретной
специальности и в сфере профессиональной деятельности техника;

знать:

-        основные электрические и магнитные явления, их физическую сущность и возможности практического использования;

-        физические законы, на которых основана электротехника, вытекающие из этих законов следствия, правила, методы расчетов;

-        наиболее употребительные термины и определения теоретической электротехники;

-        условные буквенные и графические обозначения элементов электрических цепей;

-        единицы измерения электрических и магнитных величин;

-        историю развития электротехники и электрификации.

уметь:

-        рассчитывать параметры различных электрических схем;

-        подбирать но справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации;

-        по заданным параметрам рассчитывать типовые аналоговые электронные устройства;

-        теоретические основы электротехники - 126ч.

-        читать и составлять по заданным условиям или с натуры принципиальные и расчетные схемы несложных электрических цепей;

-        по заданным условиям выполнять расчеты несложных электрических цепей постоянного и переменного тока, магнитных цепей;

-        уметь пользоваться справочными материалами, вычислительной техникой;

-        собирать несложные электрические цепи по заданным принципиальным или монтажным схемам, находить неисправности в несложных электрических цепях;

-        выбирать аппаратуру и контрольно-измерительные приборы для заданных условий, соблюдать правила безопасности при выполнении лабораторных работ.

При разработке рабочей учебной программы дисциплины учебное заведение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста может вносить изменения в содержание, уровень усвоения, последовательность изучения учебного материала и распределение учебного времени по разделам (темам), а также в перечень лабораторных работ, не нарушая логики изложения дисциплины и при условии обязательного выполнения требований ГОСО по специальности.

Преподавания дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Использование межпредметных связей должно обеспечить преемственность изучения материала, исключить дублирование и позволить преподавателям рационально распределять время. При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими стандартами. Формы проведения учебных занятий выбираются преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки специалистов.

Для закрепления теоретических занятий и приобретения необходимых практических навыков и умений программной дисциплины предусматривается проведение практических занятий и лабораторных работ, перечень которых носит рекомендательный характер. Для лучшего усвоения учебного материала его изложение необходимо проводить с применением технических и аудиовизуальных средств обучения.

В содержании учебной программы по каждому разделу приведены требования к формируемым знаниям и умениям.

Для проверки знаний обучающихся в рабочей учебной программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить промежуточный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет учебное заведение.

В зависимости от учебно-материальной базы проводятся или лабораторные или практические работы.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество учебного

времени при очной

форме обучения (час)

Введение

 

2

 

 

Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока

 

30

 

2

 

6

Тема 1.1.

Электрическое поле

8

Тема 1.2.

Электрические цепи постоянного тока

8

2

2

Тема 1.3.

Правила     Кирхгофа.     Расчет     сложных электрических цепей

6

2

Тема 1.4.

Контрольная работа №1

2

Тема 1.5.

Нелинейные          электрические          цепи постоянного тока

6

2

Раздел 2. Электромагнетизм  и электромагнитная индукция

 

14

 

 

Тема 2.1.

Магнитные цепи

6

Тема 2.2.

Электромагнитная индукция

8

Раздел 3. Электрические цепи переменного тока

 

38

 

6

 

6

Тема 3.1.

Основные сведения о переменном токе

2

Тема 3.2.

Элементы    и    параметры    электрических цепей перемененного тока

6

Тема 3.3.

Расчет электрических цепей  переменного тока

10

2

4

Тема 3.5.

Контрольная работа №2

2

Тема 3.8.

Четырехполюсники

6

2

Тема 3.10.

Трехфазные электрические цепи

10

2

2

Тема 3.11.

Контрольная работа №3

2

Всего по дисциплине:

 

84

 

8

 

12


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

 

ВВЕДЕНИЕ

Основные   задачи,   содержание   и    взаимосвязь   «Теоретических   основ электротехники» с другими дисциплинами.

Применение электротехники в отраслях народного хозяйства.

После изучения данной темы

Учащийся должен:

иметь представление:

-        о предмете «ТОЭ» и его месте в народном хозяйстве;

-        значении электротехники и развитии современной промышленности.

 

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

После изучения данной темы Учащийся должен:

знать:

-        основные характеристики электрического поля;

-        единицы измерения силы тока, электрического заряда, потенциала, напряжения и напряженности электрического поля, электрической емкости;

-        закон Кулона;

-        закон Ома для участка и полной цепи;

-        схемы включения амперметра и вольтметра в электрическую цепь;

-        закон Джоуля-Ленца;

-        первое и второе правила Кирхгофа;

-        типы нелинейных элементов, их вольтамперные характеристики и область применения;

уметь:

-        определять напряженность электрического поля, потенциал точки электрического поля, силу тока проводника и строить потенциальные диаграммы;

-        рассчитывать емкость плоского конденсатора, общую емкость конденсаторов, соединенных последовательно, параллельно и смешено;

-        составлять простейшие схемы электрических цепей;

-        применять закон Ома для расчета электрических цепей;

-        производить       преобразования       цепей       с        последовательным, параллельным и смешанным соединением элементов;

-        составлять уравнения Кирхгофа для расчета электрических цепей;

-        выбирать методы расчета в зависимости от типа цепи постоянного тока;

-        составлять исходные уравнения для расчета сложной цепи постоянного тока, в том числе уравнения баланса мощностей;

-        находить параметры  нелинейных  элементов  по  их  вольтамперной характеристике.

 

Тема 1.1. Электрическое поле

Электрическое поле и его основные характеристики. Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость среды. Расчет напряженности и потенциала точки электрического поля. Сила тока, направления движения. Электрический ток в различных средах. Электрическая емкость. Определение и назначение конденсатора. Зависимость емкости конденсатора от диэлектрической проницаемости и геометрических размеров. Общая емкость при последовательном, параллельном и смешанном соединениях конденсаторов. Энергия электрического поля.

После изучения данной темы Учащийся должен

знать:

-        основные параметры электрического поля;

-        закон Кулона;

-        единицы измерения силы тока, электрического заряда, потенциала, напряжения, напряженности электрического поля, электрической емкости.

уметь:

-        определять напряженность электрического поля, потенциал точки электрического поля, силу тока проводника и строить потенциальные диаграммы.

 

Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока

Источники и приемники (потребители) электрической энергии. Элементы электрической цепи. Классификация электрических цепей. Физические основы работы источника ЭДС. Соединение источников ЭДС. Сопротивление и проводимость проводников. Закон Ома для участка и полной цепи. Включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Общее сопротивление цепи при последовательном, параллельном и смешанном соединениях резисторов. Работа и мощность электрического тока. Режимы работы электрической цепи. Условия получения   наибольшей   мощности.  Коэффициент  полезного  действия.  Закон Джоуля - Ленца. Нагревание проводников электрическим током. Использование теплового действия тока в технике.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        основные законы постоянного тока; Кулона, Ома, Кирхгофа, Джоуля -Ленца;

-        основные методы расчета линейных и нелинейных цепей постоянного тока.

уметь:

-        подбирать параметры элементов по заданным условиям работы цепей и устройств постоянного тока.

-        составлять простейшие схемы электрических цепей.

 

Тема 13. Правила Кирхгофа. Расчет сложных электрических цепей

Первое    и    второе    правила    Кирхгофа.    Расчет    простых    и    сложных электрических цепей различными методами.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        1-2 правила Кирхгофа, основные методы расчета сложных цепей.

-        виды соединения электрических элементов;

уметь:

-        применять закон Кирхгофа для расчета сложных электрических цепей, составлять уравнения;

-        производить преобразование цепей различными методами.

 

Тема 1.4. Контрольная работа №2

Расчет электрических цепей постоянного тока

После изучения данной темы Учащийся должен

знать:

-        закон Ома, Кирхгофа, Джоуля - Ленца.

-        все методы преобразования схем.

уметь:

-        выполнять расчета с применением основных законов цепей постоянного тока.

 

Тема 1.5. Нелинейные электрические цепи постоянного тока

Типы нелинейных элементов. Вольтамперные характеристики нелинейных элементов. Статистическое и динамическое сопротивления нелинейных элементов.

Графический метод расчета нелинейных электрических цепей постоянного тока с последовательным, параллельным и смешанным соединениями элементов.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        типы нелинейных элементов, их вольтамперные характеристики и область применения.

уметь:

-        находить   параметры   нелинейных   элементов   по   их   вольтамперной
характеристике.

Практические занятия

Лабораторные работы

 

Раздел 2. ЭЛЕКТОРМАГНЕТИЗМ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        параметры, характеризующие магнитное поле;

-        элементы магнитных цепей;

-        уравнение закона полного тока, закон Ома для магнитной цепи;

-        воздействие магнитного поля на проводник с током;

-        закон электромагнитной индукции;

-        правила Ленца;

-        индуктивность и явления самоиндукции;

-        величину и направление ЭДС самоиндукции;

-        взаимную индукцию;

-        энергию магнитного поля;

уметь:

-        находить     параметры     элементов     магнитной     цепи     по     их характеристикам;

-        применять закон полного тока и закон Ома для расчета магнитных цепей;

-        составлять основные расчетные уравнения для узла, участка и контура магнитной цепи;

-        определять индуктивность катушки.

 

Тема 2.1. Магнитные цепи

Основные параметры, характеризующие магнитное поле в каждой его точке. Единицы магнитных величин. Магнитные материалы. Циклическое перемагничивание магнитных материалов (петля гистерезиса). Элементы магнитной цепи (источники магнитного поля, магнитопровод). Закон Ома для магнитной цепи. Аналогия между электрической и магнитной цепями. Расчет магнитной цепи. Воздействие магнитного поля на проводник с током. Сила взаимодействия проводов двухпроводной линии. Электромагниты и их применение.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        элементы магнитных цепей;

-        основные законы Кулона, Ампера, полного тока, Ома, Кирхгофа, Фарадея, Ленца и их применение для расчета магнитных цепей.

уметь:

-        находить параметры элементов магнитной цепи по их характеристикам;

-        составлять основные расчетные уравнения для узла, участка и контура магнитной цепи.

 

Тема 2.2. Электромагнитная индукции.

Закон электромагнитной индукции. Определение направления индуцированной ЭДС с помощью правила правой руки. Правило Ленца. Понятие о потокосцеплении. Использование закона электромагнитной индукции в технике. Индуктивность и явление самоиндукции. Определение ЭДС самоиндукции. Расчет индуктивности. Энергия магнитного поля. Взаимная индукция. Использование явления взаимоиндукции в электрических устройствах.

После изучения данной темы Учащийся должен

знать:

закон электромагнитной индукции, правила    Ленца, индуктивность и явление самоиндукции;

величину и направление ЭДС самоиндукции.

уметь:

определять индуктивность катушки, выполнять графические зависимости.

Практические занятия

Лабораторные работы

 

Раздел 3. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        параметры и формы представления переменного тока и напряжения;

-        электрические схемы включения элементов в цепи переменного тока;

-        закон Ома и правило Кирхгофа для цепей переменного тока;

-        условия возникновения и особенности резонанса напряжения и тока в цепях переменного тока;

-        связь между активной, реактивной и полной мощностями;

-        векторные и круговые диаграммы для расчета электрических цепей переменного тока;

-        электрические    цепи    переменного    тока    с    магнитосвязанными элементами;

-        электрические цепи с периодическими несинусоидальными токами и напряжениями;

-        электрические цепи переменного тока с нелинейными элементами;

-        способы получения токов и напряжений в трехфазной системе;

-        элементы трехфазной системы;

-        схемы    соединения    потребителей    и    генератора    «звездой»    или «треугольником»;

-        векторные    диаграммы    линейных    и    фазных    напряжений    при соединении генератора «звездой» и «треугольником»;

-        основные расчетные уравнения трехфазной цепи при симметричной нагрузке;

-        схемы измерения активной мощности в трехфазной цепи;

-        область   применения   трехфазной   системы   в   электротехнической промышленности;

-        причины возникновения переходных процессов в цепях постоянного и переменного тока;

-        законы коммутации;

-        особенности переходных процессов в RC -и RL - цепях;

уметь:

-        находить    параметры    переменного    тока    и    напряжения    по   их графической форме представления;

-        рассчитывать цепи переменного тока;

-        строить    векторные    и    круговые    диаграммы    разветвленной    и неразветвленной цепей переменного тока;

-        определять реактивную, активную и полную мощность и коэффициент мощности в цепях переменного тока;

-        строить векторные диаграммы для различных режимов электрической цепи;

-        производить       графические  построение    периодических несинусоидальных токов с помощью гармонических составляющих;

-        находить параметры различных нелинейных элементов по их
характеристикам;

-        строить векторные диаграммы в трехфазной системе;

-        применять соотношения между фазными и линейными напряжениями и токами для расчета трехфазной цепи;

-        находить соотношения для токов, напряжений и мощностей при переключении обмоток нагрузки со «звезды» на «треугольник» и при обратном переключении.

-        строить графики изменений тока и напряжения в переходном процессе;

-        определенность постоянную времени цепи и продолжительность переходного процесса.

 

Тема 3.1. Основные сведения о переменном токе

Понятие о переменном синусоидальном токе. Получение синусоидальной ЭДС; вращение витка в равномерном магнитном поле; Схема устройства генератора переменного тока; ЭДС в обмотке генератора переменного тока. Уравнения и графики синусоидальных величин; характеристика синусоидально изменяющихся величин: мгновенное значение, период, частота, амплитуда, фаза и начальная фаза, угловая частота.

Векторная диаграмма, ее построение. Сложение и вычитание синусоидально изменяющихся величин. Действующая и средняя величины переменного тока. Коэффициент формы и коэффициент амплитуды.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        параметры и формы представления переменного тока и напряжения.

-        устройство       генератора       переменного       тока:        характеристику синусоидального изменяющихся величин.

уметь:

-        находить параметры переменного тока и напряжение по их графической форме представления.

строить векторные и круговые диаграммы.

 

Тема 3.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока

Элементы электрических цепей переменного тока: резисторы, индуктивные катушки,  конденсаторы.  Параметры  электрических  цепей  переменного тока:

электрическое сопротивление R, индуктивность L, взаимная индуктивность М, электрическая емкость С.

Цепь переменного тока с активным сопротивлением: ток и мощность при синусоидальном напряжении; векторная диаграмма цепи; активная мощность.

Цепи переменного тока с индуктивностью: напряжение и мощность при синусоидальном токе, векторная диаграмма цепи, индуктивное сопротивление, индуктивная (реактивная) мощность.

Цепь переменного тока с емкостью: ток и мощность при синусоидальном напряжении, векторная диаграмма цепи, емкостное сопротивление, емкостная (реактивная) мощность.

Цепь переменного тока с реальной катушкой индуктивности. Треугольник напряжений, сопротивлений и мощностей. Полная мощность.

Цепь переменного тока с реальным конденсатором. Треугольник напряжений, сопротивлений и мощностей.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        электрические схемы включения элементов в цепи переменного тока;

-        закон Ома и правило Кирхгофа для цепей переменного тока;

-        связь между активной, реактивной и полной мощностью.

уметь:

-        строить  векторные  диаграммы,  определять  активную,  реактивную  и полную мощность и коэффициент мощности в цепях переменного тока.

 

Тема 3.3. Расчет электрических цепей переменного тока

Расчет неразветвлениых цепей синусоидального тока с одним источником питания: цепь с активным сопротивлением и индуктивностью (R, L), цепь с активным сопротивлением и емкостью (R,C), цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью (R, L, С) при различных соотношениях величин реактивных сопротивлений (Х1 >Хс; Х1<Хс; Х1=Х с); цепь с произвольным числом активных и реактивных элементов; построение топографической векторной диаграммы. Расчет разветвленных цепей с двумя узлами при одном источнике питания; цепь с параллельным соединением катушки и конденсатора при различных соотношениях величин реактивных проводимостей (В1 >Вс; В1< Вс; B1= Bс), расчет с помощью векторной диаграммы с методом проводимостей; цепь с произвольным числом активных и реактивных элементов.

Компенсация реактивной мощности в электрических сетях с помощью конденсаторов: реактивная мощность электрических установок; влияние величины реактивной мощности на технико-экономические показатели электроустановок; естественные и искусственные меры сокращения реактивной мощности.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        основные законы для цепей переменного тока: Ома, Кирхгофа.

-        основные методы расчета цепей переменного тока.

уметь:

-        выполнять расчеты цепей переменного тока;

-        подбирать параметры элементов по заданным условиям работы цепей и устройств переменного тока.

 

 

Тема 3.4. Символический метод

Выражение синусоидальных напряжений и токов комплексными числами. Комплексные сопротивления и проводимость. Вычисление мощности по известным комплексному напряжению и току.

Законы Ома и Кирхгофа в символической форме, аналогия с цепями постоянного тока. Расчет электрических цепей переменного тока с применением комплексных чисел.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        модуль и аргумент комплексного числа, вычисление;

-        синусоидальной ток и напряжение в символической форме;.

-        комплекс полной мощности активной и реактивной мощности цепи.
уметь:

-        производить    расчет    электрических    цепей    переменного    тока    с применением комплексных чисел.

 

Тема 3.5. Контрольная работа №2

Учащийся должен

знать:

закон Ома и Кирхгофа для цепей переменного тока;

векторные и круговые диаграммы для расчета;

особенности расчета при параллельном и последовательной соединении элементов электрических цепей переменного тока.

Резонанс токов и напряжений.

уметь:

рассчитывать цепи переменного тока;

определять активную, реактивную, полную мощность, строить векторные и круговые диаграммы.

 

Тема 3.6. Электрические цепи с взаимной индуктивностью

Индуктивная связь между элементами. Одноименные и разноименные зажимы индуктивно-связанных катушек. Разметки зажимов на основе опыта. Взаимоиндуктивное сопротивление. Трансформатор без ферромагнитного сердечника. Векторная диаграмма.

После изучения данной темы Учащийся должен

знать:

-        индуктивную связь между элементами.

-        векторные диаграммы.

уметь:

-        применять электрический цепи переменного тока с магнитосвязанными элементами.

 

Тема 3.7. Резонанс в электрических цепях

Колебательный контур: ток и напряжение в колебательном контуре без потерь энергии; частота собственных колебаний, волновое сопротивление; колебательный контур с потерями энергии.

Резонанс напряжений: условия резонанса напряжений, резонансная частота, частотные характеристики неразветвленной цепи, добротность контура.

Резонанс токов: условия резонанса токов, резонансная частота, частотные характеристики параллельного контура.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        условия получения резонанса напряжений и тока.

-        колебательный контур, частоту, резонансные кривые.

уметь:

-        рассчитывать резонанс, частоту.

 

Тема 3.8. Четырехполюсники

Общие сведения о четырехполюсниках: определения и схемы; входные и выходные зажимы; активный и пассивный четырехполюсники.

Уравнения и основные свойства четырехполюсников: входные и выходные токи и напряжения, выражения токов через напряжение. Режимы четырехполюсника: холостой ход, короткое замыкание. Входные сопротивления четырехполюсника. Схемы замещения пассивного четырехполюсника.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        уравнения и основные свойства четырехполюсников;

-        входные и выходные токи и напряжения.

уметь:

-        составлять схемы замещения четырехполюсника.

 

Тема 3.9. Нелинейные электрические цепи

Общая характеристика нелинейных цепей и нелинейных элементов переменного тока.

Примеры цепей с нелинейным сопротивлением и индуктивностью. Катушка с ферримагнитным сердечником. Потери энергии в ферримагнитном сердечнике катушки.

Примеры применения катушек с ферримагнитным сердечником. Ферримагнитные элементы в цепи переменного тока.

После изучения данной темы Учащийся должен

знать:

-        электрические цепи переменного тока с нелинейными элементами.

уметь:

-        рассчитать   электрические   цепи   переменного   тока   с   нелинейными элементами.

 

Тема 3.10 Трехфазные электрические цепи

Трехфазная система токов. Получение трехфазного тока в синхронных генераторах. Соединение обмоток генератора звездой и треугольником. Соединение потребителей звездой. Трехпроводная и четырехпроводная электрические цепи. Роль пулевого провода. Соединение потребителей треугольником. Активная, реактивная и полная мощности в трехфазных цепях. Вращающийся магнитный поток трехфазного тока. Принцип действия асинхронного двигателя.

После изучения данной темы

Учащийся должен

знать:

-        способы получения токов и напряжений в трехфазной системе, элементы трехфазной системы;

-        схемы    соединения    потребителей    и     генератора    «звездой»    или «треугольником».

уметь:

-        строить векторные диаграммы, принять соотношение между фазными и линейными напряжениями и токами для расчета трехфазной цепи.

 

Тема 3.11. Контрольная работа №3

Учащийся должен

знать:

-        все основные законы и расчетные уравнения применяемые при расчете трехфазной симметричной системы.

-        векторные диаграммы линейных и фазных напряжений при соединений генератора «звездой», «треугольником».

уметь:

-        применять расчетные уравнения для расчета трехфазной симметричной
системы.

 

Тема 3.12. Переходные процессы в электрических цепях

Общие сведения о переходных процессах в электрических цепях: причины возникновения переходных процессов; первый и второй законы коммутации; понятие о переходном, свободном и принужденном режимах.

Общие сведения о зарядке конденсаторов, включении и отключении индуктивной катушки на постоянное и синусоидальное напряжение. Короткое замыкание в цепи синусоидального тока.

После изучения данной темы Учащийся должен

знать:

-        причины возникновения переходных процессов в цепях постоянного и переменного тока, законы и коммутации.

уметь:

-        особенности переходных процессов в RC и RL цепях.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Раздел 1

Изучение  режимов работы электрической цепи.

Измерение потенциалов в различных точках электрической цепи и построение потенциальной диаграммы.

Изучение последовательного соединения приемников электрической энергии и проверка второго правила Кирхгофа.

Изучение   параллельного   соединения   приемников   электрической энергии и проверка первого правила Кирхгофа.

Раздел 2.

Исследование магнитных свойств электротехнических материалов.

Исследование явления электромагнитной индукции и самоиндукции.

Исследование катушки со стальным сердечником.

Раздел 3.

Исследование цепи переменного тока с активным и индуктивным сопротивлением.

Исследование  цепи  переменного  тока  с  активным  и  емкостным сопротивлениями.

Проверка закона Ома при последовательном соединении активного, емкостного и индуктивного сопротивлений.

Получение резонанса напряжений и токов.

Исследование трехфазной цепи при соединении приемника «звездой» при симметричной нагрузках.

Исследование    трехфазной    цепи    при    соединении    приемника «треугольником» при симметричной и несимметричной нагрузках.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1

Расчет общей емкости конденсаторов, соединенных последовательно, параллельно и смешанно.

Расчет и построение потенциальных диаграмм.

Расчет    сложных    электрических    цепей    постоянного    тока    с использованием правил Кирхгофа.

Преобразование цепей с различными видами соединения резисторов (делители тока и напряжения, мост).

Графический расчет нелинейной цепи постоянного тока.

Раздел 2

Нахождение   магнитной   индукции   и   напряженности   по   кривой намагничивания.

Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи.

Расчет неразветвленной и разветвленной магнитных цепей.

Раздел 3.

Расчет цепей переменного тока и построение векторных диаграмм токов и напряжений.

Нахождение    коэффициента    мощности    для    различных    цепей переменного тока.

Построение круговых диаграмм неразветвленной цепей переменного тока.

Расчет цепи переменного тока с магнитосвязанными Графическое построение периодических несинусоидальных токов и напряжений с помощью гармонических составляющих.

Элементами.

Нахождение   тока   и   напряжения   в   цепи   переменного   тока   с нелинейным элементом.

Построение   векторных   диаграмм,   расчет   фазных   и   линейных напряжений и токов в трехфазной цепи.

Определение   мощности   в   трехфазной   цепи   при   переключении обмоток со «звезды» на «треугольник» и обратном переключении.


 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рабинович Э.А. Сборник задач и упражнений по электротехнике. - М., 1992 г.
  2. Фрумкин М. Теоретические основы электротехники (программированное пособие). - М.: Высшая школа, 1982 г.
  3. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники. М, Высшая школа, 1981 г.
  4. Буртаев Ю.В., Овсянников П.Н. Теоретические основы электротехники. М., Энергоатомиздат, 1984 г.
  5. Попов B.C. Теоретическая электротехника. М., Энергия, 1980 г.
  6. Зайчик    М.Ю.    Сборник    задач    и    упражнений        по   теоретической электротехнике. М., Энергия, 1973 г.


Ұқсас жұмыстар

Windowsқа қолданбалары мен құрылымын орнату
Windowsқа Web-серверді орнату және баптау
Орта мектепте визуалды программалау негіздерін оқыту
Delphi бағдарламасы туралы
Дельфи ортасында анимация жасау әдістері
Delphi ортасынның графикалық мүмкіндіктерін сипаттайтын программа
Delphi компоненттерінің анықтамалығын құру технологиясы
Информатика 10 сынып
Объектілер инспекторы терезесі
Delphi ортасындағы функционалды инженерлік калькулятор бағдарламасын құру