Лекция №7

Культура Казахстана во второй половине 20 века

Кочевничество сложилось в конце II — начале I тысячелетия до н. э.

Местом обитания была необъятная степь — Великая степь. Степные пространства привлекали отважных и дерзких. Воины- всадники не только сражались на конях, но также часто принимали пищу и даже спали на них. Поэтому греческие авторы называли их кентаврами — полулюдьми, полулошадьми. Они как бы сливались с конём в одно целое.

Кочевники сами могли сторить города..., но предпочитали жить в юртах.

Приведу стороки из стихотворения древнекитайского поэта Бо Цзюй-и под названием «Голубая юрта»

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец.

Прочен, свеж, удобен и красив.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Известно наличие городов классических кочевников — первых тюркоязычных гуннов. Но они предпочтение отдали степи, жизни в удобных юртах. Как пишут китайские летописцы, кочевники считали, что жить в городах — значит находиться в каменном гробу?! Нахождение даже в золотом гробу уже означает смерть! Следовательно, кочевничество было лишь одной из форм цивилизации, приспособленной к природно-климатическим условиям места обитания, образу жизни кочевых скотоводов.

Так жили древние тюрки — потомки легендарных гуннов, население будущего Великого древнетюркского каганата.

Вначале они жили в географической изоляции, в соседстве с могущественным Китаем в районе Южной Сибири, Алтайских и Саянских гор, степях Прибайкалья.

Главным противником древних тюрков в Центральной Азии был древний и могущественный Китай. Мощный Китай с многочисленным населением был в силах завоевать всю Евразию. Однако кочевники, особенно гунны и древние тюрки, являлись как бы живой стеной, не давая возможности распространиться китайской агрессии.... Но и Китай страдал от многочисленных набегов кочевников. Чтобы защититься от постоянных набегов, китайцы построили одно из семи чудес света — Великую китайскую стену (протяжённость 4 тыс. км.)..... но не только с целью защиты от кочевников. Стена была задумана и как препятствие массовому побегу китайских рабов в степь к кочевникам (жизнь рабов у кочевников была легче).

Древние тюрки открыли Сибирь для цивилизованного мира. Из Саянских, Алтайских гор кочевники добывали железную руду и из неё плавили качественное железо. Они, продавая железо окружающему миру, получили признание среди своих соседей и не только.

В начальный период древние тюрки были зависимы от Жужанского каганата с монголоязычным населением.... в 552 г. н.э. - сбросили жужанское иго. Так появился Великий древнетюркский каганат.

Каганат объединил кочевые и полукочевые племена. По времени и частично по территории в истории известно существование двух тюркских каганатов: Первый (552-630 гг.) и Второй (682-745 гг.). Народы первого назывались тюркиты, второго - небесные тюрки. Население государства занималось кочевым скотоводством и охотой. Кроме того, важным занятием в его жизни было военное дело, в развитии которого сыграло важную роль освоение рудников на Саяне и массовая выплавка стали.

Кочевники много нового изобрели в оружейном деле. Главным оружием кочевника были копьё, слабо согнутая сабля с массивной рукоятью, сборные, часто сделанные из рогов горных козлов луки, свистящие стрелы.

Военная организация войска. Войско делилось на три части: правое крыло (восточный фланг), левое крыло (западный фланг) и центр, каждую из них называли тюменем, т.е. войском, состоящим из 10000 воинов-всадников. Тюмени делились соответственно на 1000, 100, 10 воинов. Поэтому часто в кочевнических государствах регулярно проводилась перепись населения и учёт животных. Само общество казалось целой армией. Каждый мужчина, способный брать в руки оружие, являлся воином, а в мирное время он пас стадо, занимался хозяйственным делом. Во время войны, чтобы собрать воинов-пастухов провозглашали боевой клич — уран (от этого слова произошло «ура!»)....

Великий тюркский каганат был государством с общественным строем военно-административного типа....

В мировоззрении древних тюрков идея государства занимала важное место как обязательное условие существования тюркского народа. Разрушение государства было для них огромной бедой, трагедией. По мнению наших предков, тюркский народ мог выжить только благодаря наличию своего сильного государства. Разршение государства означало исчезновение тюркского народа. Таким образом, судьба народа тесно связывалась с безопасностью, сохранностю, единством государства. Почитание своего государства и обеспечение его сохранности составляли основу официальной идеологии тюрков. Таким образом, государсство считалось священнным.

В религиозных верованиях гуннов, древних тюрок важное место занимали и тотемические воззрения. Тотемизм — самая древняя форма религии. Первыми богами были определённые животные.... Верхушка древнетюркского общества свое происхождение связывала с легендарными предками, рождёнными тотемным животным. Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом.

С распадом тюркского сообщества был низведён и тотем. Должно было исчезнуть как символ союза племён и изображение тотема. Отдельный его орган или определённая масть животного стали тотемом того или иного племени. Например: татары верили, что их тотемным животным, предком был Белый волк (Ак буре). О нём слагались легенды и сказки.

Священное государство тюрок считалось созданным по воле самого главного бога - Тенгре. Тюрки называли себя небесными.

По представлению кочевников существовал Верхний мир — мир Неба, Средний мир — наземный мир, который правился божеством Удук Иир-Суб (Святая Земля-Вода). Подземный мир — мир усопших. Им правил Эрклиг.

Правда, боги среднего и нижнего подземного слоя, тоже подчинялись Тенгре. Его считали создателем других богов. Тенгре — сам незримый дух Неба. Всё что есть на небе и близко от него, достойно поклонения. Особое почитание отдавалось стороне света, откуда восходило солнце — востоку. Все свои обряды древние тюрки и гунны совершали по движению солнца.

Таким образом, язычество древних тюрок было своеобразным, в своей основе было близко к единобожию, монотеизму.

До нас дошла «Ырк битинг» (Книга гаданий) древних тюрок, составленная в марте 930 г. Часто её называют энциклопедией древних верований и суеверий. Книга написана руническим алфавитом на китайской бумаге (по образцу китайской бумаги тюрки научились и сами изготавливать бумагу).

Соседство с такими государствами, как Китай, Иран, Индостан, Византия привело к тому, что гунны и их потомки — древние тюрки находились под влиянием культуры этих стран.

Древние тюрки освоили согдийскую, манихейскую письменности и Брахми. Со временем среди тюрок получило распространение уйгурское письмо. Развитие получило и книгопечатание (способом ксилографии). Но самым древним письмом тюрок Центральной Азии считается руническая письменность. Древнетюркские руны с самого начала составлялись по приказу правителя для удовлетворения потребности в общении.

Принято считать, что рунический алфавит был составлен по приказу кагана Истеми. Рунический алфавит совершенно точно соответствовал нормам древнетюркского разговорного языка и с этой точки зрения руническое письмо считалось самым совершенным.... алфавит, который был истинно общенародным. На чем только не писали тюрки. Мелкие надписи на разных материалах служили средством передачи информации в повседневной жизни населения. Умение читать и писать было характерно для всего населения.

В древнетюркском государстве была развита медицина. Известно существование у тюркского народа профессиональных врачевателей и книг по медицине, написанных буквами рунического и уйгурского алфавитов.


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы
Азаматтық құқық пәнінен лекция тезистері
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Ғылым және дін пәнінің лекциялар жинағы