лекция №1

Тема 1. Основные понятия о государстве, праве и государственно-правовых явлениях.

Цель: Дать студентам целостные и систематизированные представления о происхождении государства и права, ознакомить с основными понятиями государства и права.

План

1.      Происхождение и сущность государства.

2.      Форма государства.

3.      Функции государства и правовые формы их осуществления.

4.      Правовое государство и его признаки.

5.      Понятие, признаки и сущность права.

6.      Источники права и их виды. Система права.

7.      Правовые нормы.

8.      Характеристика правового отношения.

1. Происхождение и сущность государства.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило разные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Известно большое количество  теорий происхождения государства. К ним относятся:

1) теологическая теория утверждает, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Зародилась данная теория в древней Иудее, а свое окончательное оформление нашла в трудах ученого-богослова XI в. Фомы Аквинского (1225-1274гг.). Это одна из первых теорий, объясняющая  воз­никновение государства божественной волей. Ее представителями были мно­гие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.). Теоло­гическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реа­лизации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеоб­щего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры;

2) патриархальная основана на объяснении происхождения государства и права естественным ходом общественного развития, закономерным объединением человеческих сообществ в более крупные структуры (семья -– род – племя – государство). Эта теория  возникла в древ­ности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако по­добные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из раз­растающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким об­разом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из тео­логической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно оп­ровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. На­против, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья - мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосыл­ки для возникновения государства;

3) договорная рассматривает государство как результат объединения людей на  добровольной основе (договора). Представители: Г. Гроций,           Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк,  Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев. По этой теории до появления государства люди находились в «естествен­ном состоянии», которое понималось разными авторами по разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинст­во концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, получен­ных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития чело­вечества права одних людей приходят в противоречие с правами других; нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспе­чить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о созданий государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда за­падных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть ко­торых основывается на согласии управляемых...».

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, револю­ционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение отражение и в Дек­ларации независимости США.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общест­венного договора, которая противостояла феодальному сословно­му государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных про­тиворечий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость эко­номических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Вместе с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объ­единение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.

4) теория насилия исходит из того, что основные причины происхождения государства и права лежат в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными, что государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Представители: К. Каутский, Ф. Дюринг,                 Л. Гумплович;

5) органическая теория проводит аналогию между биологическим организмом и человеческим обществом. Подобно живому организму, государство обладает внутренними и внешними органами, оно рождается, развивается, стареет и умирает. Ее представителем являлся Г. Спенсер (1820-1903 гг.) Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи выска­зывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой тео­рии были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствий с органической теорией само человечество воз­никает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реали­зуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каж­дого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распростра­нять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть ис­пользованы в качестве аналогов для понимания процессов, свя­занных с возникновением государства;

6) теория географического детерминизма считала решающими факторами в возникновении государства климатические условия, ландшафт, природные ресурсы. Представители - Э. Хантингтон, Л. Мечников;

7) психологическая - появление государства и права объясняет проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений. Представителем психологической теории является Л.И. Петражицкий (1867-1931 г.г.),  Г. Тард и др. Они объясняли появление государства и права проявлениям свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, под­ражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного обще­ства, осознанием справедливости определенных вариантов дейст­вия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства че­ловеческой психики оказывают определенное влияние на реали­зацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, со­циальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

8) ирригационная теория (Виттфогель) и др.

9) историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как резуль­тат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает ма­териальные условия возникновения государства и права, но и оп­ределяет социальные изменения общества, которые также пред­ставляют собой важные причины и условия возникновения госу­дарства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукта той непримиримости, как ору­дие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распредели­тельная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических усло­виях решающее значение в качестве причин появления государст­ва могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходи­мость решения общих дел, совершенствования управления общест­вом, специализации этого управления как формы разделения труда

Современная трактовка причин появления государства опирается на достижения исторической, археологической, этнографической и других наук и получила название потестарной или кризисной теории. Согласно данной теории, государство возникло на Востоке. В соответствии с потестарной теорией человеческое общество прошло два этапа своего первобытного существования – этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. На первом этапе люди жили родовой общиной, а главным был признак эгалитарности (полного действительного равенства) членов общины в социальном смысле. Этому обществу были присущи властные инструменты (власть предводителя, совета старейшин), которые были выборными, а путь к лидерству определялся авторитетом, личными качествами того или иного члена общины. В целом же все вопросы жизни родовой общины решались ее членами сообща.

Переход к этапу производящей экономики был обусловлен преимущественно факторами экологического характера (изменение климата, исчезновение многих растений и животных). Такой переход изменил образ жизни общины: появились новые управленческие функции, произошло становление нового типа трудовой деятельности. Лидер в общине становится главным распределителем производственного продукта, контролером и регулятором всего процесса производства, а со временем он отрывается от основной массы общинников и в силу своего положения получает возможность присваивать себе прибавочный продукт. В то же время он становится и обладателем собственности. Постепенно материальные богатства накапливаются у управляющих, происходит расслоение общества, качественное изменение его социальной структуры, утверждается новая организация его жизни – зарождается государство.

Таким образом, основными причинами происхождения государства являются:

-    первое и второе крупное общественное разделение труда;

-     появление торговли и обмена;

-     появление частной собственности;

-     расслоение общества на классы;

-             возникновение противоречий между классами.

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые ученными, политическими деятелями, мыслителями сводились главным образом к перечислению наиболее значимых признаков государства. Считается, что термин «государство», под которым понималась определенная политическая организация общества, вошел в научный оборот во  времена Н. Макиавелли (XVI в.).

Юридический подход позволяет вычленить следующие признаки государства, которые можно отнести к общепризнанным:

1) наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальная организация населения;

3)государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

5) налогообложение и взимание налогов.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как организацию публичной власти общества, обладающую аппаратом управления и принуждения, с помощью которого обеспечивается функционирование общества.

Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, иными словами раскрывает социальное предназначение.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности общества, решения задач и выполнения функций государства необходима отлаженная работа механизма государства. Механизм государства состоит из:

1) государственных предприятий;

2) государственных учреждений;

3) государственных органов.

Все государственные органы вместе взятые образуют государственный аппарат, который является составной частью механизма государства.

Государственные предприятия представляют собой хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, т.е. удовлетворением запросов населения.

Государственные учреждения – это организации, занятые в социально-культурной сфере: медицина, наука, образование, культура.

Государственные органы – это организации или должностные лица, наделенные определенными полномочиями и действующие в строго очерченных рамках.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов, например, общественных или профсоюзных:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи, цели, компетенция государственных органов устанавливается действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе возможность применения в необходимых случаях принуждения;

3) действие от имени государства;      

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах закрепленной за ними компетенции;

5) работа в государственных органах является для государственных служащих профессией, т.е. работой на профессиональной основе.

Все государственные органы различаются по различным классификационным признакам. Чаще всего органы государства классифицируются на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.

Разделение единой государственной власти на три ветви относится к важнейшим принципам организации и деятельности государственных органов. Учение о разделении властей имеет древнюю историю, но данная теория получила наиболее законченный и аргументированный вид благодаря учению французского юриста и политического мыслителя Ш. Монтескье. Согласно учению Ш. Монтескье, основной целью разделения властей является устранение злоупотребления государственной властью. Он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства сдерживания властей. Принцип разделения властей исходит из того, что сама власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

2. Форма государства.

Форма государства – это способ организации государственной власти, взаимосвязанной с основными – сущностными признаками государства как особой политической, структурной и территориальной организацией общества. В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных блока: форма правления, форма территориального (государственного) устройства и политический режим. Совокупность этих трех элементов раскрывает форму государства.

Под формой правления понимают порядок образования и организацию верховной государственной власти. Различают монархическую и республиканскую форму правления.

Монархия – это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству. Основные признаки монархии:

1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству, а по собственному желанию;

4) безответственность главы государства (за исключением Швеции, где монарх несет ответственность по гражданским делам).

Монархия бывает: абсолютной (Саудовская Аравия, Бахрейн) и конституционной (Испания, Швеция, Япония). Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую и парламентарную.

Каковы общие черты монархической формы правления неза­висимо от ее разновидностей? Во главе государства находится мо­нарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя воз­можны варианты, когда началу той или иной монархической ди­настии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приоб­ретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания - «милостью Божией и волей на­рода»). Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия - в «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, мо­нарх выступает источником всякого права, только с его воле­изъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилова­ния. На международной арене, в сношениях с другими государ­ствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанны­ми выше правами монарх пользуется безусловно и неограничен­но (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной - посредством или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из пси­хологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразде­ляют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом.

В дуалистических монархиях (Марокко) государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бель­гия, Норвегия, Швеция) правовое положение монарха сущест­венно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь мо­нарха (брак, дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не уп­равляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, считавшуюся в советский пери­од некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, на­считывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жиз­ненных потенций. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями, не принадле­жит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обра­щаются к позитивному опыту решения многих проблем, найден­ному в рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.

В отличие от монархии, при республиканской форме правле­ния единственным источником власти по закону является народ­ное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Ци­церон, считая государство «делом народа». В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок пред­ставительными органами.

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными на определенный срок органами власти. Специфические черты, которые присущи этой форме государственного правления:

1) коллективное правление;

2) отношения стоятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушения);

3) все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;

4) органы государственной власти избираются на определенный срок;

5) принцип ответственности.

Республики бывают: президентские, парламентские и так называемая смешанная форма республики.

Президентская республика – это форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (Аргентина, Бразилия, Мексика, США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.

Парламентская республика – это форма правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Индия, Турция, Финляндия, ФРГ и др.)

В некоторых странах (например, во Франции, Украине, Польше) иногда встречаются смешанные формы правления, которые сочетают в себе признаки и президентской и парламентской систем республиканского правления.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.

Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. К числу унитарных государств можно отнести: Великобританию, Японию, Нидерланды, Швецию.

Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, Канаде – 10, Австрии – 9, ФРГ – 16, Индии – 25, Бельгии – 3 и т.д.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., США с 1781 по 1789г., Швейцария с 1815 по 1848 г. и т.д.).

Политический режим – это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия. Диктатура – это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения. Диктатура состоит из двух разновидностей– тоталитарного и авторитарного режимов.

Тоталитарный – это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее  и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Авторитаризм – это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.

Демократический режим – это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа. Демократический режим является одной из разновидностей либерального режима, под которым понимают политические методы и способы осуществления власти, основанные на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

 

3. Функции государства и правовые формы их осуществления.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом. Функции показывают, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Каждая функция имеет определенное содержание, что предполагает деятельность государства в конкретной сфере общественной жизни. Формирование функций происходит в процессе становления, укрепления и развития государства: последовательность их возникновения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными, а зависят от реальных условий, в которых существует общество, в том числе  от экономических возможностей, потребностей и интересов населения, его нравственного и культурного уровня, национального состава, научно-технического прогресса и многих иных факторов.

Функции государства различают по:

1) сферам общественной жизни (политические, экономические, социальные, идеологические, экологические, юридические и др.);

2) территориальному признаку (внутренние и внешние);

3) времени исполнения (постоянные и временные).

Функции государства осуществляются в определенных правовых формах, под которыми понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная в основном с изданием юридических актов. К правовым формам реализации права относятся: правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность – форма осуществления функций государства путем разработки и принятия нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности выделяются оперативно-исполнительная (исполнительно-распорядительная работа государственных органов, связанная с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами в обществе, путем издания индивидуально-правовых актов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений) и правоохранительная (форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению возложенных на них юридических обязанностей).

4. Правовое государство и его признаки.

Идеи о правовом государстве получили свое развитие еще со времен глубокой древности. Идею единства власти и права, справедливых законов, господства права и законности развивали еще такие древние мыслители как Солон, Платон, Аристотель. Большой вклад в разработку теории о правовом государстве внесли И. Кант, Г. Гегель, Д. Локк. Среди русских  государствоведов известности достигли А.С. Алексеев,   В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский.

Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым.

В настоящее время принято выделять четыре основных признака правового государства:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) принцип разделения властей;

3) незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;

4) взаимная ответственность государства и личности.

Господство права предполагает правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами; самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов; верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых служит своеобразным противовесом другой. Данный принцип означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав. Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека, т.е. принадлежащих ему от природы, от рождения. К числу таких прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, свобода совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личность может требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми были нарушены права и свободы граждан.

В числе названных признаков правового государства стержневым является признак господства права. Без него невозможна нормальная жизнедеятельность общества.

Важным условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утверждение в обществе главенства общечеловеческих ценностей, климата соблюдения и поддержки демократических традиций.

 

5. Понятие, признаки и сущность права.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1)      нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей и организаций;

2)      общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и всех, кто находится на территории данного государства; в случае нарушения норм права государство может применить принуждение;

3)      всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную норму какого-либо акта – закона, указа, постановления;

4)      неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата;

5)      иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу;

6)      особый предмет отражения: нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества отношения – власть, собственность и др.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

В современной отечественной юридической науке сложились три основных подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический; в) нравственный.

Назначение права формулируется в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту, назначение права – выражать интересы господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам. Второй аспект видит назначение права в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок.

Что касается функций права, то под ними понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. В регулятивной функции проявляется главное назначение права – упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Данная функция имеет своей задачей обеспечить требования законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

К принципам  права можно отнести: гуманизм, законность, демократизм, внутреннюю согласованность и др.

 

6. Источники права и их виды. Система права.

Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права.

В качестве форм (источников) права признаются: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативно-правовой акт, религиозные нормы.

Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту.

Правовой прецедентглавный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за общеобязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.

Правовая доктрина это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов.

Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами,  призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять.

Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной.

Нормативно-правовой акт, в большинстве государств, служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть  правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства. Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки:

а) нормативный правовой акт исходит от государства;

б) существует особый порядок (процедура) принятия этого акта;

в) используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде;

г) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

д) содержание акта составляют правила поведения.

Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы подразделяются на конституционные и текущие.

Система права представляет собой структурную организацию права, которая обусловлена объективными условиями его существования и обеспечивает внутреннее единство и непротиворечивость права.

Система права включает в себя несколько основных компонентов: отрасли права, подотрасли, правовые институты и нормы права.

Отрасль права – это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Она отличается своеобразием предмета и метода правового регулирования (конституционное, трудовое право, гражданское, семейное, уголовное и др.). Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных способов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права (в составе гражданского права существует авторское, патентное и др.)

Правовой институт – это составная часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений (трудовой договор, оплата труда, рабочее время, время отдыха. в трудовом праве и др).

Первичным элементом системы права является норма права – конкретное правило поведения.

 

7. Правовые нормы.

Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения, и обеспеченное государственными средствами.

Нормам права, как и праву в целом, присущи свои признаки:

а) государственно-властная природа;

б) всеобщий характер;

в) представительно - обязывающий характер;

г) формальная определенность;

д) внутренняя структура.

Принято выделять три элемента составляющих норму права: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма.

Диспозиция содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов.

Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения предписаний диспозиции.

Нормы права в связи их разнообразным характером классифицируются по различным основаниям:

1)      по роли нормы в механизме правового регулирования (регулятивные, охранительные);

2)      по субъектам правотворчества (Президент, парламент и др.);

3)      по предмету регулирования (конституционные, гражданские, трудовые и др.);

4)      по характеру содержащегося предписания (управомочивающие, обязывающие, запрещающие);

5)      по методу правового регулирования (императивные, диспозитивные);

6)      по времени действия (постоянные, временные);

7)      по территории действия (общенациональные, местные);

8)      по роли в правотворчестве (первичные, вторичные);

9)      по действию на круг субъектов (всеобщие, специальные, исключающие) и др.

 

8. Характеристика правового отношения.

Правоотношение – это урегулированное нормой права общественное отношение, участники которого выступают носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Структура правоотношения вбирает в себя весь его элементный состав: субъект, объект и содержание.

Субъекты – это участники правоотношения. Ими могут быть граждане, предприятия, государственные органы, само государство. Чтобы стать участником юридических правоотношений, надо обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность гражданина быть субъектом права, иметь права и обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Возникает она в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.

Объектом правоотношения является то, на что оно направлено: вещи, поведение, продукты духовного творчества, нематериальные блага.

Субъективные права определяют меру возможного, а юридические обязанности – меру должного поведения участников правового отношения.

Динамика правоотношений зависит от юридических фактов. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они носят многообразный характер и охватывают все виды общественных отношений, регулируемых правом. Юридические факты делятся на события и действия. Если события не зависят от воли людей, то действия совершаются по воле граждан. Действия бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия могут быть юридическими актами или юридическими поступками, неправомерные действия – проступками или преступлениями.

 

   


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі