лекция №2

       

Тема 2.  Основы конституционного права РК

 Цель: Рассмотреть основные положения конституционного права Республики Казахстан, структуру Конституции РК и избирательную систему. Раскрыть конституционно-правовой статус человека и гражданина.

План

  1. Возникновение конституционного права.
  2. Понятие, предмет и метод конституционного права.
  3. Конституция- основной закон государства.
  4. Понятие  правового статуса личности.
  5. Система прав, свобод и обязанностей.
  6. Гражданство Республики Казахстан.
  7. Избирательные системы современности.
  1. Возникновение конституционного права.

Юридические источники (римское право) дают основание считать, что конституционное право возникло еще в античную эпоху как право публичное, т.е. относящееся к делам государства. Это обстоятельство показывает, что в начале эта отрасль развивалось как государственное право. Римское право включало в себя такие отрасли права как: государственное, уголовное, финансовое, административное, процессуальное.

В эпоху Принципата (I-Ш в.в. н.э.) уже действовали демократические институты власти, т.к.: сенат, институт законодательной инициативы, народное собрание.

В эпоху Средневековья исторический путь конституционного права приостанавливается, за исключением Англии, Франции, Германии.

В Англии в 1215 г. принимается Великая Хартия вольностей. В 1689 г. принимается Билль о правах.

Буржуазная эпоха характеризуется принятием Конституции в 1787г. в США, Декларации о правах и свободах граждан в 1789г. во Франции.

В дореволюционной России, ввиду отсутствия в ней Конституции, не было и конституционного права. По этой причине возникла иная отрасль, получившая название - государственного права.

В Советский период, хотя и были приняты конституции, сохранялось государственное право, как правило, основанное на силовых нормах.

В Казахстане конституционное право стало возникать только после 1990г., когда была провозглашена независимость.

Конституция – Основной Закон государства. Как известно, человеческое общество не может существовать без законов. Все эти законы основываются на конституции.

Основным признаком цивилизованности общества является то, что оно развивается на основе конституционной законности. Хотя государства и очень сильно отличается друг от друга, они все же имеют общие черты. В конституции указываются тип государственного устройства (унитарное, федерация или конфедерация), формы государственного правления (монархия или республика, структура высших органов власти, основные права, свободы и обязанности граждан. Все другие законы в государстве должны соответствовать конституции и не противоречить ее нормам. Поэтому ей свойственны признаки, которые не встречаются ни в каких других нормативных актах.

Конституция (лат. –«устройство, постановление») –Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. Сущность конституции в том, что она соответствует основным интересам  государства и действительной воле народа.

В создании конституции участвует несколько поколений политиков, философов, экономистов, других специалистов и народные массы. Процесс ее создания иногда может растянуться на несколько десятилетий. Поэтому к вопросу о принятии конституции нужно подходить с особой ответственностью. Так как конституция является основным законом, определяющим судьбу общества, порядок внесения изменений в нее должен быть очень строгим, и такая практика не должна быть частой. Некоторые страны Запада с классической демократией несколько сотен лет не вносят изменений в свои конституции.

Принятие Конституции 1993 г. и ее сущность.

16 декабря 1991 г. верховный Совет Республики Казахстан принял Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В связи с провозглашением Казахстана субъектом международного права возникла необходимость принятия новой конституции. В течение 1992 г. работала специальная комиссия, которая подготовила и представила к обсуждению проект новой конституции. 28 января 1993 г. был принят Основной Закон – Конституция независимого Казахстана.

Новая Конституция Республики Казахстан  имела большое значение в укреплении государственной независимости республики, создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан. Территория бывшей казахской ССР признавалась территорией нового независимого государства. Эта территория признавалась неделимой и неприкосновенной. Все граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий, места жительства и других социальных признаков, были наделены равными правами и свободами. В конституции определено устройство государства Казахстан, признан принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Конституция Республики Казахстан 1993г. осталась в истории народа, выполнив свою миссию Основного Закона переходного периода. В это время еще не был окончательно решен вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать более широкими полномочиями, чем президент и правительство.  Было принято новое направление: расширить полномочия президента и ускорить проведение экономических реформ. В результате Основной Закон страны подвергся кардинальному изменению.

Конституция 1995 г. в результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995г. была принята новая Конституция Республики Казахстан. Конституция установила государственный и общественный строй, их принципы организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется конституционный статус человека и гражданина, всего народа как источника государственной власти и социальной базы государства.

Народ как субъект конституционно- правовых отношений. Народ в Конституции Республики Казахстан понимается как целостное социально –политическое явление, включающее все национальные группы. Следовательно, понятие народ означает, что он не делится на социальные слои, классы, что является важным для сохранения мира в обществе. Конституция, не разделяя людей на различные социальные слои в зависимости от имущественного состояния, тем самым не становится на чью либо сторону, не признает себя законодательным актом только одной группы населения. Конституция признает государство социальным, т.е. представителем всего народа. Это означает, что государство не дает преимущественно одной группы за счет дискриминации  другой группы населения. Государство  должно заботиться о всех слоях населения соответственно их социальному положению. Конституция Республики Казахстан признает весь народ (без деления на социальные группы, без ограничения прав) субъектом конституционно-правовых отношений.

Понятие народ в условиях многонационального общества включает в себя казахскую нацию и все другие национальные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет как бы ядро социальной базы государства –всего народа, она не имеет особых привилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных.

Признание казахского языка государственным нельзя считать привилегией, так как это естественное право казахского народа. Если бы родной язык коренного населения Казахстана не имел статуса государственного, тогда это было бы попранием естественных прав населения, пользующегося им.

Признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее содержательную сущность. Поэтому  Конституция Республики Казахстан 1995 г. начинается словами: «мы народ Казахстана,… принимаем настоящую Конституцию».

Исходя из того, что народ Казахстана – единственный субъект, принимавший конституцию, вытекает ее учредительный характер. Народ является единственным источником государственной власти в стране и носителем суверенитета. Именно посредством конституции  народ Казахстана учредил государство, определил формы его правления и устройства, основы социально – экономического строя, статуса человека и гражданина.

Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан  могут быть внесены республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принимает конституцию, но и решает вопрос о внесении изменений и дополнений в этот документ. Решение о проведении референдума принимает президент. Референдум не проводится, если президент решит передать проект изменений и дополнений в конституцию на рассмотрение парламента. Именно так были внесены изменения и дополнения в Конституцию Казахстана в 1998 г и 2007 годах

2. Понятие, предмет и метод конституционного права

Конституционное право - одна из отраслей системы права РК, которая представляет собой систему правовых норм, характеризующиеся внутренним единством и отличающиеся от норм других отраслей права. Внутреннее единство означает наличие у конституционных норм общих признаков, обусловленных особенностями общественных отношений, регулируемых ими.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в соответствии с нормами Конституции РК и регулирующие основы общества, государства, положение в нем человека и гражданина.

Таким образом, к предмету регулирования конституционного права относится: закрепление базовых устоев организации общества и государства; реализация прав и свобод человека и гражданина;

регулирование организации государственной власти, территориального устройства государства и другое.

Объект изучения дисциплины «Конституционное право РК» - сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию, конституционно-правовые нормы, институты и отношения, история конституционного развития Республики Казахстан, основы конституционного строя государства, правового положения человека и гражданина, правового статуса органов государства и местного самоуправления, а также основные тенденции развития отрасли и науки конституционного права Республики Казахстан.

Конституционное право регулирует государственные и общественные отношения при помощи определенных приемов и способов, совокупность которых называется методами правового регулирования. Для регулирования конституционно-правовых отношений применяются следующие методы:

1)  Метод обязывания. Он применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах деятельности (Например, конституционная норма обязывает как государственные органы, так и частных собственников использовать собственность не только в своих интересах , но и в общественных).

2)  Метод   запрещения.   Этот   метод   применяется   преимущественно   в   отношении государственных   органов,   общественных   образований.   В   отношении   граждан   этот   метод применяется в ограниченных случаях. Например, п.З ст.39 КРК «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам».

3)  Метод дозволения.  Он применяется по преимуществу для установления статуса человека и гражданина (Например, право свободного передвижения по территории Казахстана).

4) Метод признания. Этот метод исходит из объективного фактора- законодательного признания естественных прав человека. Государство признает естественные права человека, а не дозволяет.

3. Конституция - Основной закон государства

Сам термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает установление, учреждение, построение, и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основ­ной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий до­минирующее место в правовой системе страны как по своему со­держанию (регулирование важнейших ключевых общественных отношений), так и по форме (особый порядок принятия и пересмот­ра этого акта и т.д.). Неписаные конституции — совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязано выполняющих (по содержанию) роль основного закона страны и не имеющих по форме каких-либо значительных отличий от иных законов государства. Большинство современных государств, вклю­чая Казахстан, имеют писаные конституции. Неписаные конституции — сравнительно редкое явление в мировой практике (Англия, Израиль, Новая Зеландия).

Конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появле­ние любого закона опирается на перемены в самом обществе, должно быть подготовлено его экономическим и социально-поли­тическим развитием. С другой стороны, конституция становится реальным фактором правовой жизни лишь при исполнении ее  предписаний.

Появление конституции как особого юридического акта и поли­тического документа исторически обусловлено итогами буржуаз­но-демократических революций, выразившимися в создании пред­ставительных учреждений и реализации процесса всеобщего изби­рательного права, провозглашением незыблемых прав человека, заменой подданных феодального государства на граждан, имею­щих равные права перед законом и судом. Таким образом, первые конституции государств (США 1787 г. и Франции 1791 г.) юридичес­ки закрепили создание обществом и государством основ конститу­ционного строя, демократических принципов организации государственной власти.

Характер соотношения конституции фактической (конституци­онного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции. Значительное расхождение между конституцией фактической и юридической делает фиктивными, т.е. не соответст­вующими реальной жизни, конституционные акты. Причины появ­ления фиктивных конституций могут быть самыми различными. В авторитарных и тоталитарных государствах они появляются в силу стремления правящих сил приукрасить, заведомо исказить недемо­кратическую сущность государства.

Реальной является конституция, когда нет принципиальных, глубоких расхождений между конституционными нормами и об­щественными отношениями, жизнью людей. Это достигается как работой по воплощению в жизнь конституционных норм, так и отказом от устаревших конституционных предписаний, частичным либо полным изменением Основного Закона. Однако обеспечить полное соответствие конституции фактической и юридической — задача практически непосильная для любого, даже самого демокра­тического государства, ибо в любой стране допускаются наруше­ния конституционных норм. Весь вопрос в мере, характере этих нарушений, в возможностях государства через судебные и иные органы восстановить нарушенные конституционные права своих граждан.

В любом государстве конституция является не только важней­шим правовым актом, но и политическим документом, выполняет разнообразные функции в обществе. В период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии социальное назначение конституции сводилось главным образом к обеспечению полити­ческих интересов экономически господствующего класса. Основ­ные социальные силы общества безусловно стремятся отразить свои политические интересы в конституции. Однако в условиях демократического правового государства, живущего при многопар­тийной системе, содержание конституции в большей мере высту­пает как результат компромисса социальных, общественных сил, а сама она — как юридический инструмент своеобразного общест­венного договора, правила которого являются законом жизни для подавляющего большинства граждан.

Под конституцией в юридической науке понимается - нормативный акт- Основной Закон , обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, и деятельность системы государственных органов.

Сущность Конституции определяется фактическим соотношением политических сил в обществе и отражает реальное распределение власти в государстве. Конституция выступает в качестве публичного договора власти с народом, где определяются взаимные права и обязанности обеих сторон.

   Признаки и функции Конституции.

Как публичный договор Конституция обладает определенными признаками:

1)  Конституция принята народом Казахстана. Поэтому  в Конституции выражается воля народа. Народ Казахстана в результате принял конституцию. Изменения и дополнения в конституцию РК могут быть внесены республиканским референдумом.

2) Конституция  носит учредительный  характер.   Посредством  Конституции  народ учредил   государство,   определил   формы   его   правления   и   устройства,   основы   социально-экономического строя, статус человека и гражданина. Только народ, а от его имени - Парламент может внести изменения в основы устройства государства. Также государство учреждает органы государства и институты, определяет основы их взаимоотношений, закрепляет основные права и обязанности.

3)  Конституция обладает высшей юридической силой.

4)  Конституция является  Основным  Законом  государства.   Она  занимает высшую ступень в иерархии законов.

5) Требования Конституция носят общеобязательный характер для всех должностных лиц, органов государства и каждого человека.

6)  Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, в т.ч. и в конкретных отраслях права.

Функции Конституции - это ее государственно-общественное назначение;

Юридическая. Конституция является основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права.

Политическая. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества.

Экономическая.   Конституция   определяет   формы   собственности   в   государстве, порядок их функционирования.

Воспитательная. В самой Конституции провозглашается принцип казахстанского патриотизма, бережного отношения конституция национальной истории и культуре, сохранения межнационального согласия и др.

Структура Конституции:

Структура Конституции, как правило, имеет стандартизированный вид.

I. Преамбула (введение). В ней обычно излагаются цели принятия конституции.

II. Основная часть (основное содержание). В нее входят нормы о правах и свободах,] основах государственного строя, о системе и статусе государственных органов и т.д.

III. Заключение.

Структура и содержание Конституции. Конституция  Республики Казахстан состоит из девяти разделов и 98 статей. В первом разделе, который называется « Общие положения» дана политическая характеристика Республики Казахстан; указаны основополагающие принципы деятельности; определены президентская форма правления и действующее право; признается идеологическое и политическое многообразие; сформулированы положения, касающиеся собственности. В Конституции Республики Казахстан провозглашается, что «единственным источником власти является народ».

Положения о правах, свободах, обязанностях человека, о гражданине и гражданстве собраны во втором разделе – «Человек и гражданин». Согласно Конституции РК, все равны перед законом и судом; каждый гражданин имеет право на жизнь, личную свободу, свободное изменение места жительства, свободу объединений, свободу труда, частную собственность, охрану здоровья, свободу совести, получение образования… Честь и достоинство человека неприкосновенны. Также гражданин должен добросовестно исполнять свои конституционные обязанности.

В III, IV и V разделах указаны правила избрания, назначения соответственно президента, парламента и правительства, их полномочия, функции, направления действий в различных политических ситуациях, отношения с другими органами, работа в области экономического развития страны, проведения  внутренней и внешней политики.

В VI разделе указаны направления деятельности и структура Конституционного совета, в VII разделе отражены правила формирования и содержание деятельности судов и судебной системы. Правила осуществления местного государственного управления и самоуправления сформулированы в VIII разделе. В IX разделе даны заключительные и переходные положения.

Отличительной особенностью Конституции РК является то, что она выступает Основным Законом, с одной стороны – государства, а с другой – общества. Конституция учреждает государство со всеми его атрибутами: территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным законодательством и т. д. Конституция закладывает основы взаимоотношений государства, государственных органов с обществом, общественными институтами. Она определяет основы общественного строя: экономические, организационные, духовные, личностные. Поэтому не только государство, но и его институты черпают правовые отношения, идеи из Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие (объединения, организации) должны основывать свою деятельность на конституции. Отдельные законы могут иметь отношения к тем или иным общественным институтам: к политическим партиям, религиозным, культурным объединениям. Нормативные положения конституции, запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя нарушения целостности республики, действуют прямо и непосредственно.

Высшая юридическая сила Конституции РК. Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой, которая означает, что законы и другие нормативные акты, принимаемые органами государства, не должны противоречить конституции. Любой орган государственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать конституцию.

В Конституции есть указание, что ее положения, нормы действуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав и свобод может использовать конституцию, ее нормы при обращениях в государственные органы, особенно в суд. Конституция независимого Казахстана - плод усилий наиболее грамотной, гуманной, профессиональной части современного общества. В ее статьях гарантированы права всех национальностей государства по самым различным направлениям реализации. И в этом - залог единства народов Казахстана и силы государства.

4. Понятие основ правового статуса личности.

Правовой статус личности- это система прав и обязанностей, законодательно закрепленные государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности  основной исходный элемент права.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений  государства и личности.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством, с обществом, с согражданами в соответствии с целями построения демократическом общества.

В структуре правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность и др.

Права личности — это ее социальные возможности, зависящие от экономических условий жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера,  которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальной возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона.

Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политическими предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство формулирует свои требования гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение личности.

Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип  сочетания общественных и личных интересов.

5. Система прав, свобод и обязанностей.

Права человека- это охраняемое законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Признаки прав человека:

1. права  человека  развиваются   на   основе   природной   и  социальной сущности человека, с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

2. они складываются объективно, и не зависят от государственного признания; они принадлежат индивиду от рождения;

3. они имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные;

4. они признаются высшей социальной ценностью;

5. их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Выделяют:

1) личные права и свободы. Они абсолютны и неотчуждаемы, принадлежат человеку с рождения. К ним относятся: ст. 15 КРК «Право на жизнь», ст. 16 КРК «Право на личную свободу», ст. 17 КРК «Достоинство человека неприкосновенно», ст. 18, ст. 19. ст. 21, ст. 22.КРК. Они направлены на обеспечение важнейших индивидуальных потребностей человека и осуществляются самостоятельно, лично.

2) социально-экономические права и свободы. К ним относятся: ст. 24 КРК «Право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии», ст.26 КРК «Право на свободу предпринимательской деятельности», ст.28. ст. 29. ст. 30 КРК.

3) политические права и свободы. К ним относятся: п.1, ст. 33 КРК «Право на участие в управлении делами государства», п.2, ст.ЗЗ КРК «Право избирать и быть избранными в ораны государства», ст.20 КРК «Свобода слова», ст. 32 КРК «Право на проведение мирных митингов, демонстраций, пикетов, шествий», ст. 23 КРК «Право на свободу объединений». Осуществление этих прав не индивидуально, оно реализуется в сообществе.

Обязанности граждан - это установленная государством мера должного поведения лица. Конституция обязанностям граждан РК относятся: ст. 34 КРК «Обязанность соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц», ст.  35 КРК «Обязанность уплаты налогов, сборов и иных платежей », ст. 36 КРК «Защита РК», ст. 37, ст. 38 КРК.

6. Гражданство Республики Казахстан.

Гражданство- это политико-правовая связь между индивидом и государством. Отличительным     признаком     гражданства    является     длительность,     устойчивость отношений, а также наличие права и обязанностей у обеих сторон.

Согласно закону РК «О гражданстве РК» ее гражданами являются лица, которые:

1. постоянно  проживают в  Казахстане  на день  вступления этого  закона  в  силу (01.05.1992г.);

2. приобрели гражданство РК в соответствии с законом.

Гражданин (в конституционном праве)- это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, обладающий правоспособностью.

Бипотриды (лат.+греч.)- лица с двойным гражданством. Это лица, имеющие гражданство одной страны и имеющие также доказательства своей принадлежности конституция гражданству другого государства.

Апотриды (греч.+греч.)- лица без гражданства. Это лица, которые не имеют гражданства РК и не имеющие доказательства своей принадлежности конституция гражданству другого государства.

Документом, подтверждающим гражданство, является удостоверение и паспорт. Если лицо не достигло 16 лет, то гражданство подтверждается свидетельством о рождении или паспортом одного из родителей.

Гражданин РК ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана (ст. 10 КРК). Конституция РК за гражданином Республики не признает гражданства другой страны, т.е. двойное гражданство в Казахстане запрещено.

Приобретение гражданства.

Гражданство Республики приобретается по рождению, в результате приема в гражданство, по основаниям, предусмотренным международными договорами.

По рождению гражданство может приобретаться на основе принципов «права крови» и «права почвы». «Право крови» предполагает приобретение ребенком гражданства в зависимости от гражданства родителей, а «право почвы»- по месту рождения. В РК гражданство приобретается на основе сочетания обоих принципов, с преобладанием первого.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство РК по их заявлению. Для того чтобы получить гражданство необходимо прожить в Казахстане не менее 5 лет. Решение по ходатайствам о приеме в гражданство РК принимается Президентом.

Заявление о приеме в гражданство РК отклоняется , если лицо:

совершило    преступление    против    человечества,    сознательно    выступает    против суверенитета и независимости РК; призывает к нарушению единства и целостности территории РК; нарушает законы, что наносит ущерб госбезопасности, здоровью населения; разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду; осуждено за террористическую деятельность; признано судом особо опасным рецидивистом; состоит в гражданстве другого государства.

Гражданство может прекратиться, если гражданин выходит из гражданства РК; если он утрачивает это гражданство.

Может быть отказано в выходе из гражданства, если: гражданин имеет неисполненные обязательства; гражданин привлечен конституция уголовной ответственности в качестве обвиняемого или отбывает наказание по приговору суда; гражданин обладает сведениями, которые наносят ущерб безопасности государства.

Гражданство утрачивается в случаях: если гражданин поступает в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные государственные органы в другом государстве; если гражданство приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.

7. Избирательные системы современности

За годы становления своей избирательной системы наша страна продемонстрировала всему мировому сообществу, что она открыта для самого широкого диалога по всем аспектам развития и модернизации демократической избирательной системы. В настоящее время продолжается активное обсуждение путей и методов совершенствования избирательного законодательства Республики Казахстан. Непосредственное участие в этом процессе кроме казахстанских экспертов принимают и многие международные организации, действующие в сфере выборов.

Избирательная система нашей страны в настоящее время в целом отвечает общепринятым принципам демократических выборов и позволяет обеспечить прозрачность, справедливость и свободу выборов всех уровней, а также полностью гарантирует соблюдение конституционных избирательных прав граждан.

К тому же избирательное законодательство Республики Казахстан в последние годы очень активно совершенствуется. Каждая проведенная избирательная кампания вносит свои коррективы. Иногда, исходя из интересов государства и общества, требуется введение новых норм или внедрение новых избирательных механизмов. Это нормальная практика.

Безусловно, немаловажное значение для совершенствования казахстанского избирательного законодательства имеет и международный опыт. Ни для кого не секрет, что многие нормы нашего избирательного законодательства являются адаптированными к казахстанским условиям нормами избирательного права, использующимися в странах с устоявшимися демократическими традициями. В связи с этим необходимо рассмотреть избирательные системы современности.

     Важным для функционирования политической системы любого государства является избирательная система, от характера которой зависит состав выборных органов власти.        

   Избирательная система в широком смысле этого понятия - это совокупность упорядоченных общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти и составляющих         порядок выборов. Избирательная система состоит из следующих основных элементов

     - избирательная система в узком смысле  как способ подсчета голосов и распределения депутатских мандатов - отражает политико-организационную сторону избирательной системы,

     - избирательный процесс - представляет непосредственно организационную сторону избирательной системы,

    - избирательное право - представляет правовую сторону избирательной системы.     Избирательная система,  как способ  подсчета голосов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей,

имеет свои следующие разновидности, широко применяемые в развитых зарубежных странах

- мажоритарная система абсолютного большинства (например, Франция)

- мажоритарная система относительного большинства (Великобритания)

- пропорциональная система (Австрия, Бельгия, Финляндия)

- смешанная система

          Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система.    

Мажоритарные системы - это избирательные системы, при которых избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Избирательные округа, в которых применяется мажоритарная система, чаще всего бывают одномандатными, так что каждая партия выставляет по округу только одного кандидата и избиратель отдает свой голос той или иной партии, голосуя за ее кандидата. Редко мажоритарная система применяется в многомандатных округах, в этом случае каждая партия выставляет целый список своих кандидатов по округу, и избиратель голосует не за отдельных кандидатов по округу выбранной им партии, а за весь партийный список в целом.

     Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, то есть более половины от  поданных по округу голосов. Схематично такую систему можно обозначить формулой “50% +1”.

     Указанное исходное число голосов при этом может быть

- общим числом зарегистрированных избирателей, что является жестким требованием и практически нигде не встречается, за исключением государств с авторитарными режимами (например, в СССР по Конституции 1977 года),

- общим числом поданных за кандидата голосов,

- общим числом поданных действительных голосов, то есть количеством избирателей проголосовавших в соответствии со всеми формальными требованиями голосования.

     Мажоритарная система абсолютного большинства имеет следующие особенности

а) выборы также проводятся по одномандатным избирательным округам;

б) устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, то есть минимальное количество избирателей, необходимое для достижения результата выборов. Если такой порог не достигнут, то выборы считаются недействительными или несостоявшимися,

в) избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших  избирателей, даже если это большинство составляет один голос.

     Сильной стороной мажоритарной системы абсолютного большинства является возможность создания стабильного правительства, которое опирается на большинство в парламенте.

     Недостатки мажоритарной системы абсолютного большинства

1)  голоса, поданные против победивших кандидатов, пропадают. Избиратели, отдавшие голоса за  этих кандидатов, не смогут провести в парламент своих представителей,

2)  данной избирательной системе присуща частая нерезультативность выборов, то есть возможен вариант, при котором ни один из кандидатов не получает требуемого большинства голосов. Это обусловлено большой конкуренцией кандидатов, приводящей к расколу голосов между ними.

   Для преодоления указанных недостатков применяются различные способы.

      Одним из таких способов является перебаллотировка. Из числа ранее баллотировавшихся кандидатов в новый бюллетень вносятся фамилии двух из них, набравших наибольшее количество голосов. При таком положении система не дает результата лишь в случае раскола голосов. Для того чтобы избежать и этого, вопрос об избрании при расколе голосов решается либо жребием, либо избранным считается старший по возрасту кандидат.

     Могут проводить второй  и последующие туры до тех пор, пока результаты выборов не определятся. В некоторых странах во втором туре результаты определяют по мажоритарной системе относительного большинства.

     Другим способом является так называемое альтернативное или преференциальное голосование, которое приводит к резкому усложнению процедуры подсчета голосов. Суть альтернативного голосования заключается в следующем. Избиратель, голосуя, ставит против фамилии кандидатов, внесенных в бюллетени, свои преференции (предпочтения). Против фамилии кандидата, которого он желает видеть избранным в первую очередь, ставится цифра “1”, затем цифрой “2” он помечает фамилию того кандидата, избрание которого он предпочел бы в случае, если его основной фаворит не будет избран, и так далее.

     Сначала подсчитываются первые предпочтения. Если один из кандидатов набрал абсолютное большинство на этой стадии, то он считается избранным. В случае ненабора каждым из участвующих в выборах кандидатов абсолютного числа голосов, бюллетени кандидата с наименьшим числом первых предпочтений, то есть отмеченного цифрой “1”, распределяются между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. Иначе говоря, каждый из оставшихся кандидатов получает количество бюллетеней равное числу вторых преференций. И так по порядку до тех пор, пока кто-либо из кандидатов не наберет требуемое абсолютное большинство голосов.

     Альтернативное голосование  избавляет от необходимости проводить перебаллотировку на второй тур, но не избавляет мажоритарную систему абсолютного большинства от ее главного недостатка - непредставительного характера.

     Для предотвращения дробления голосов и депутатских мандатов вводится избирательный порог - % голосов, который партия должна набрать в масштабе страны, чтобы получить место в парламенте. В различных странах этот порог разный. В среднем от 3 до 10%. Например, в Турции избирательный порог составляет 10%, в России - 5%.

     Свое наибольшее применение мажоритарная система абсолютного большинства получила во Франции.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ОТНОСИТЕЛЬНОГО  БОЛЬШИНСТВА

     Наиболее распространенной в мире  является мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, который набрал больше голосов избирателей, чем каждый из его конкурентов в отдельности, даже если полученное им большинство не составило и 50% поданных голосов.

     Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь да наберет относительное большинство.

     Данная система имеет следующие особенности

- при ней применяются одномандатные округа,

- не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Ввиду этого выборы будут действительны, если проголосует хотя бы один избиратель,

-  результата выборов может не быть, если два и более кандидата набрали одинаково наибольшее число голосов. В этом случае либо назначается повторное голосование, то есть проводится второй тур (что достаточно редко случается), где между собой соперничают теперь только указанные кандидаты, либо проводятся новые выборы.

     Недостатки мажоритарной системы относительного большинства

1) в случае выдвижения на место одного кандидата, он фактически считается избранным без голосования, так как достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него. Подобное избрание серьезно противоречит принципу волеизъявления большинства избирателей данного округа и способствует отсутствию обратной связи между избранным на такой основе депутатом и его избирателями, что существенно сужает уровень представительства этого депутата,

2) кандидат может быть избран абсолютным меньшинством избирателей, если суммированное количество голосов, отданных за его соперников, значительно превышает число проголосовавших за него. В этом случае избрание таким образом депутата приведет также к сужению уровня представительства этого депутата.

3) данная система несправедлива по отношению к  средним и малым по своему влиянию политическим партиям, в том случае, когда выборы опосредствуются ими. Если депутаты избираются по правилу, приведенному в пункте 2), то большинство мандатов здесь может получить партия, поддерживаемая меньшинством избирателей.

     Вместе с тем такая система обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющие при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство.   

Мажоритарная система относительного большинства  применяется в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента  в 43 государствах, в том числе США, Индии, Великобритании, Канаде и др.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА  КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА

     Мажоритарная система квалифицированного большинства - это редкая система, при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей, которое устанавливается законом, и, как правило, превышает допустимое абсолютное большинство голосов. Эта система применяется редко, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Данная избирательная система применяется в Чили и Италии. Так, согласно Конституции Италии (1947 года) и Закону 1948 года сенаторы избираются областями по униноминальным округам в соответствии с установленной для каждой области нормой представительства (один сенатор от 200 тысяч населения или от части, превышающей 100 тысяч). Для избрания нужно получить не менее 65 %    поданных голосов, то есть квалифицированное большинство. На практике лишь немногие кандидаты добиваются победы в униноминальных округах. Результативность достигается тем, что все остальные мандаты распределяются по областям в соответствии с принципами пропорциональной системы представительства.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

      Пропорциональные избирательные системы - это наиболее распространенные  в мире системы, при которых  каждая политическая партия, принявшая участие в выборах, получает в парламенте число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. К началу ХХ века насчитывалось 152 ее разновидности и в настоящее время она существует более чем в 60 странах мира. Различные виды пропорциональных систем разными методами и способами решают одну проблему - добиться соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

     Особенностью этой системы является то, что в процессе выборов между собой соревнуются не отдельные кандидаты, а партийные списки. Поэтому от каждого округа избирается не один, а несколько или много кандидатов.

     Пропорциональная система не может быть униноминальной, так как невозможно делить один мандат между различными партиями, то есть здесь применяются многомандатные округа.

Причем чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма. В некоторых случаях вся страна может представлять собой один избирательный округ.

      Особенностью пропорциональной системы является также то, что списки кандидатов, как правило, обезличены, вследствие чего избиратель может совсем не знать кандидатов от поддерживаемой партии. Кроме того, наиболее важной чертой системы  является гарантирование ею представительства в законодательном органе даже для относительно мелких партий.

     Пропорциональная система имеет свои разновидности. Критерием для ее классификации выступает использование соответствующего метода пропорционального деления мандатов.  Наиболее распространенный метод

- метод избирательной квоты. Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Системы исчисления квоты различны, но  в общем квота определяется делением количества поданных голосов на число причитающихся мандатов.

     В любом случае использование метода квоты требует проведения дальнейших дополнительных операций, поскольку остаются неиспользованные голоса и нераспределенные мандаты. В связи с этим применяются следующие правила

    1) правило наибольшего остатка - нераспределенные мандаты передаются партиям, у которых самый большой остаток голосов,

     2) правило наибольшей средней - нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольшее частное, полученное путем деления числа собранных ими голосов на число полученных при первом распределении мандатов с прибавлением единицы.    

     Мировая практика знает несколько способов искажения пропорциональной системы

Одним из распространенных способов является панаширование, что в переводе с французского означает прослойка, смесь. Избирателю предоставляется несколько голосов в соответствии с числом подлежащих замещению вакансий. Он может подать их как за один список, так и за депутатов из разных списков. Этот способ создает возможности для различного рода махинаций. Сильные партии, имеющие обеспеченные мандаты в округе, могут передать свои излишние голоса более слабым партиям, предложив своим избирателям в порядке панаширования проголосовать за какого - либо кандидата из списка слабой партии.

     Одним из специальных правил,  искажающих пропорциональную избирательную систему, является “заградительный пункт”, согласно которому партии, не собравшие установленного законом минимума голосов, не допускаются к участию в распределении мест, и голоса, поданные за эти партии, не учитываются при вычислении избирательной квоты. Способ “заградительного пункта” ограничивает сам принцип пропорционализма.

     Следующим правилом, искажающим пропорциональную систему, является соединение списков, то есть создание общего партийного блока. Законодательство ряда стран  предоставляет партиям возможность объединить свои списки. Согласно этому правилу, блокирующиеся партии заявляют о соединении своих списков кандидатов, а голоса, поданные за списки этих партий, должны рассматриваться как поданные за их общий список. Места, полученные соединенными списками, затем распределяются между ними в соответствии с числом голосов, полученных каждым из этих списков. Соединение списков - это, прежде всего, способ искусственно увеличить шансы блокирующихся партий.

Пропорциональная избирательная система имеет свои недостатки, которые носят главным образом политический, нежели функциональный характер.

Во-первых, обретение мелкими партиями своего представительства а парламенте, являясь позитивным моментом с точки зрения принципов представительства всех слоев общества, в то же время создает сложные проблемы при формировании правительства, поскольку в этом случае ни одна партия не будет иметь в парламенте прочного абсолютного большинства.

     Во-вторых, при пропорциональной избирательной системе избиратель не знает всех кандидатов от партии, а лишь лидеров и может быть первые имена в списке, что приводит к отчуждению от  политики рядовых членов партии и партийного электората.

     Вместе с тем, пропорциональная система дает возможность добиться подлинно демократическим партиям своего представительства  в парламентах  и дает относительно объективное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил в обществе.

     Как показывает мировая практика, пропорциональная избирательная система  по своему использованию в большинстве стран мира является преобладающей над остальными избирательными системами Она применяется  в Австрии, Аргентине, Бельгии, Израиле, Италии, Нидерландах и др.

СМЕШАННАЯ СИСТЕМА

     Смешанная избирательная система сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем. При этой системе вовремя выборов однопалатного парламента либо одной из палат двухпалатного парламента часть депутатов избирается по партийным спискам, другая - самостоятельно, по одномандатным округам. В настоящее время смешанные системы присутствуют в Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Литве, России. Например, в Германии вполне удачно применяются в сочетании пропорциональный и мажоритарный принцип. Поло вина бундестага избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, остальные по партийным спискам на региональной ( земельной) основе.

     Особой разновидностью смешанной системы является система, при которой по-разному избираются нижняя и верхняя палаты парламента. Так, в Испании  Конгресс депутатов (нижняя палата) избирается по пропорциональной системе, а Сенат (верхняя палата) - по мажоритарной системе абсолютного большинства.

      РЕДКИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ -  это малоизвестные и менее распространенные или фактически уже нигде неприменяемые избирательные системы

- Мажоритарная система квалифицированного большинства (о ней речь шла выше)

- Система единственного непередаваемого голоса, при которой в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за партийный список, и избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов. До недавнего времени такая система действовала в Японии.

-Система кумулятивного вотума, при которой каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, или меньше и распределяет свои голоса между кандидатами по собственному усмотрению. Данная система применяется в некоторых землях Германии, в частности в Баварии и в восточных землях, на территории которой существовала ГДР.

-Система единственного передаваемого голоса, при которой каждый избиратель в многомандатном округе, имея один голос и голосуя за одного кандидата, может вместе с тем указать несколько преференций (предпочтений). Особенности этой системы

     а) распределение мандатов начинается с кандидатов, получивших первое предпочтение (преференцию)

     б) определяется

избирательная квота, и избранным считаются кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее,

    в) оставшиеся после первого распределения голоса распределяются между другими кандидатами в соответствии со вторыми, третьими и т.д. преференциями.

     Система единственного передаваемого голоса используется в Австралии, Индии, Ирландии, на Мальте.



Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ