лекция №7

Скачать

Тема 7. Основы финансового права РК

Цель: Раскрыть основные положения финансового права РК, структуру бюджета, бюджетный процесс, понятие и виды налогов и других обязательных платежах в бюджет.

План

1.      Основные положения финансового права

2.      Бюджетное право РК

3.      Налоговое право РК

1. Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главные задачи:

1) Создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение ее нормального функционирования;           

2) Добывание денежных средств для обеспечения самого себя и функционирования своей деятельности;

3) Воздействие с помощью денежных рычагов на социально-экономический процесс. Финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах:

1. Учет потребностей общества и подчиненность его интересам.

2. Гласность и публичность, подотчетность и подконтрольность обществу.

3. Предсказуемость и доступность общественному пониманию.

4. Законность.

5. Научная обоснованность, рациональность и эффективность.

6. Экономичность бережливость в расходовании денежных средств.

7. Плановость  и нормативность.

            Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Основным методом выступает императивный метод, который иногда называют односторонне – властным методом, методом властных предписаний. Применяя данный метод государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в нормах финансового законодательства. Диспозитивный метод (договорной, автономный) – по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения.

Финансовая деятельность осуществляется государством разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или по поводу их распределения.

            Методы формирования денежных фондов

  1. Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств
  2. Добровольно-возвратное привлечение денежных средств

Методы распределения денежных фондов

  1. Финансирование – это плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета
  2. Кредитование – это плановая, целевая, возвратная и возмездная выдача денежных средств в виде банковских ссуд, которые подлежат возврату в назначенный срок и за них взимается определенный процент.

Финансовый контроль – это действия государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства, своих финансовых обязанностей перед ними. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль представляет собой сложную организационную систему и состоит из следующих элементов:

  1. Субъект контроля (кто проверяет?) Субъектами государственного финансового контроля являются либо непосредственно государственные органы, наделенные властными полномочиями, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства – независимый аудитор.
  2. Объект контроля (кого проверяют?) – это лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно государственные органы, государственные юридические лица, негосударственные юридические лица, граждане.
  3. Предмет контроля (что проверяют?) – поведение объектов финансового контроля с точки зрения соблюдения  ими своих обязанностей.
  4. Цель контроля (для чего проверяется?) – выявление фактов нарушения финансового законодательства  или некачественного исполнения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к ответственности; устранение нарушения финансовой дисциплины и ликвидация последствий этих нарушений.
  5. Методы контроля (как, каким образом проверяется?) - конкретные приемы и способы осуществления контроля.

По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверка расчетов финансовых планов; анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации; проверка первичных денежных документов; инвентаризация; заслушивание и изучение докладов; официальные запросы в банковские учреждения; ревизия.

Ревизия – это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанной на изучении первичной документации и бухгалтерских записей, проводящаяся в сочетании  с другими методами.

2. Термин «бюджет» происходит от  старинного нормандского слова, которое означает кожаный мешок. Бюджетное право – это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а так же в связи с формированием, распределением и организацией использования центральных и местных бюджетов. Бюджетное право состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть включает такие институты, как бюджетное устройство, управление в области финансов, правовые основы бюджетного планирования и др. Особенная часть включает такие институты, как правовое регулирование бюджетных доходов и расходов, правовое регулирование государственного кредита.

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

  1. составление проекта бюджета
  2. рассмотрение проекта бюджета
  3. утверждение бюджета
  4. исполнение бюджета
  5. рассмотрение и утверждение отчета об исполнении.

3.  Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, которые регулируют правоотношения между государством и налогоплательщиками по поводу формирования доходов государственного бюджета. Налоговые правоотношения обладают следующими признаками:

1. возникают только по воле государства, в результате его одностороннего волеизъявления и носят односторонне-властный характер.

2. возникают и существуют только в правой форме.

3. носят только обязательственный характер.

4. применение к нарушителям мер государственного принуждения.

Налог – это платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчисления денежных средств.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВ:

  1. Налоги, которые идут в доход республиканского бюджета:

·         Подоходный налог(50%)

·         НДС

·         Акцизы (в полном размере, 50% - спиртные напитки)

·         Социальный налог

·         Налог на сверхприбыль

·         Ряд государственных сборов и так далее

  1. Налоги, которые идут в доход местного бюджета:

Индивидуальный подоходный налог.

Плательщики – физические лица:

1.Резиденты – налогом облагается весь доход ( полученный в РК и за ее пределами)

2.Нерезиденты – облагается налогом доход, полученный в РК

 

РЕЗИДЕНТ.

Резидентами РК признаются физические лица, постоянно проживающие в РК или центр жизненных интересов, которых находится в РК.

  1. Постоянно проживающими признаются:

А)коэффициент 1 – количество дней в текущем периоде

Б)коэффициент 1/3- в первом предыдущем периоде

В)коэффициент 1/6 – во втором предыдущем периоде.

     2. При этом центр жизненных интересов рассматривается как находящийся в РК при одновременном выполнении условий:

ОБЪЕКТ – доходы физического лица.

1.доходы, облагаемые у источника выплаты:

·         Доход работника

·         Доход от разовых выплат

·         Стипендии

2.Доходы, не облагаемые у источника выплаты:

НЕ облагаются:

Алименты, возмещение ущерба здоровью, пенсии из ГЦВП, социальные пособия по беременности и родам.

Корпоративный подоходный налог:

Плательщики – юридические лица.

1.Резиденты - национальные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, и иные юридические лица, место эффективного управления находится в РК.

2.Нерезиденты – все остальные юридические лица.

А)нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение – по налоговому режиму приближаются к резидентам.

Б)нерезиденты, осуществляющие деятельность без образования постоянного учреждения.

ОБЪЕКТЫ налогообложения:

1.Налогооблагаемый доход – разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.

2.Доход, облагаемый у источника выплаты.

-лица – резиденты(дивиденды, выигрыши и так далее) Ставка – 15%

-лица – нерезиденты(почти все виды доходов в РК) Ставка – 20%

3.Чистый доход юр.лица – нерезидента, через постоянное учреждение. Ставка – 15%.


Скачать


zharar.kz