Тема 7. Основы финансового права РК
Цель: Раскрыть основные положения финансового права РК, структуру бюджета, бюджетный процесс, понятие и виды налогов и других обязательных платежах в бюджет.
План
1. Основные положения финансового права
2. Бюджетное право РК
3. Налоговое право РК
1. Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главные задачи:
1) Создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение ее нормального функционирования;
2) Добывание денежных средств для обеспечения самого себя и функционирования своей деятельности;
3) Воздействие с помощью денежных рычагов на социально-экономический процесс. Финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах:
1. Учет потребностей общества и подчиненность его интересам.
2. Гласность и публичность, подотчетность и подконтрольность обществу.
3. Предсказуемость и доступность общественному пониманию.
4. Законность.
5. Научная обоснованность, рациональность и эффективность.
6. Экономичность бережливость в расходовании денежных средств.
7. Плановость и нормативность.
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Основным методом выступает императивный метод, который иногда называют односторонне – властным методом, методом властных предписаний. Применяя данный метод государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в нормах финансового законодательства. Диспозитивный метод (договорной, автономный) – по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения.
Финансовая деятельность осуществляется государством разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или по поводу их распределения.
Методы формирования денежных фондов
Методы распределения денежных фондов
Финансовый контроль – это действия государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства, своих финансовых обязанностей перед ними. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль представляет собой сложную организационную систему и состоит из следующих элементов:
По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверка расчетов финансовых планов; анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации; проверка первичных денежных документов; инвентаризация; заслушивание и изучение докладов; официальные запросы в банковские учреждения; ревизия.
Ревизия – это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанной на изучении первичной документации и бухгалтерских записей, проводящаяся в сочетании с другими методами.
2. Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова, которое означает кожаный мешок. Бюджетное право – это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а так же в связи с формированием, распределением и организацией использования центральных и местных бюджетов. Бюджетное право состоит из двух частей: общей и особенной.
Общая часть включает такие институты, как бюджетное устройство, управление в области финансов, правовые основы бюджетного планирования и др. Особенная часть включает такие институты, как правовое регулирование бюджетных доходов и расходов, правовое регулирование государственного кредита.
Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:
3. Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, которые регулируют правоотношения между государством и налогоплательщиками по поводу формирования доходов государственного бюджета. Налоговые правоотношения обладают следующими признаками:
1. возникают только по воле государства, в результате его одностороннего волеизъявления и носят односторонне-властный характер.
2. возникают и существуют только в правой форме.
3. носят только обязательственный характер.
4. применение к нарушителям мер государственного принуждения.
Налог – это платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчисления денежных средств.
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВ:
· Подоходный налог(50%)
· НДС
· Акцизы (в полном размере, 50% - спиртные напитки)
· Социальный налог
· Налог на сверхприбыль
· Ряд государственных сборов и так далее
Индивидуальный подоходный налог.
Плательщики – физические лица:
1.Резиденты – налогом облагается весь доход ( полученный в РК и за ее пределами)
2.Нерезиденты – облагается налогом доход, полученный в РК
РЕЗИДЕНТ.
Резидентами РК признаются физические лица, постоянно проживающие в РК или центр жизненных интересов, которых находится в РК.
А)коэффициент 1 – количество дней в текущем периоде
Б)коэффициент 1/3- в первом предыдущем периоде
В)коэффициент 1/6 – во втором предыдущем периоде.
2. При этом центр жизненных интересов рассматривается как находящийся в РК при одновременном выполнении условий:
ОБЪЕКТ – доходы физического лица.
1.доходы, облагаемые у источника выплаты:
· Доход работника
· Доход от разовых выплат
· Стипендии
2.Доходы, не облагаемые у источника выплаты:
НЕ облагаются:
Алименты, возмещение ущерба здоровью, пенсии из ГЦВП, социальные пособия по беременности и родам.
Корпоративный подоходный налог:
Плательщики – юридические лица.
1.Резиденты - национальные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, и иные юридические лица, место эффективного управления находится в РК.
2.Нерезиденты – все остальные юридические лица.
А)нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение – по налоговому режиму приближаются к резидентам.
Б)нерезиденты, осуществляющие деятельность без образования постоянного учреждения.
ОБЪЕКТЫ налогообложения:
1.Налогооблагаемый доход – разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.
2.Доход, облагаемый у источника выплаты.
-лица – резиденты(дивиденды, выигрыши и так далее) Ставка – 15%
-лица – нерезиденты(почти все виды доходов в РК) Ставка – 20%
3.Чистый доход юр.лица – нерезидента, через постоянное учреждение. Ставка – 15%.