Цель: выяснить механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции. Понять каков механизм спроса и предложения и их взаимодействия.
1. Механизм рынка совершенной конкуренции. Модели несовершенной конкуренции.
2. Преимущества и недостатки рыночного механизма
3. Спрос и факторы спроса. Эластичность спроса
4. Предложение. Факторы предложения.
Взаимосвязь спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.
Спрос, предложение, рыночная цена
Что такое спрос?
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
• для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
• при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 6графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса.
Рис. График спроса, где Р-цена, Q-величина спроса.
Зависимость между ценой и величиной спроса выражается в виде графика (рис.) или таблицы:
Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.
К неценовым факторам относятся:
• изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;
• изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;
• изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт - заменитель —свинину и т. п.;
• изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.
На графике влияние неценовых факторов на спрос может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост опроса) или влево (снижение спроса).
Предложение - то количество товара, которое производитель готов предоставить на рынок в данный момент времени по данной цене. Закон предложения: чем выше цена, тем больше предложение и наоборот.
Рис. График предложения, где Р-цена, Q-величина предложения.
Таблица предложения строится аналогично таблицы спроса:
Неценовые факторы предложения:
1. цены на ресурсы;
2. уровень техники и технологии;
3. уровень налогов;
4. ожидание производителя и т.д.
Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей - монополия, для которой характерны:
1. Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
2. Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
3. Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:
1 наличие нескольких фирм;
2 тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над ценой;
3 наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
4 неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта