Интерне́т (от англ. Internet, Interconnected Networks — объединённые сети, [интэрнэ́т]) — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов.
Гипертекст представляются набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения.
Режим on-line - режим работы в сети Интернет, когда пользователь работает не автономно, а благодаря технологиям телекоммуникаций взаимодействует с другими Интернет пользователями.
Электронная почта (e-mail) – это асинхронная коммуникационная среда, в которой для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем.
Электронная конференцсвязь – асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для обмена идеями. Это средство предоставляет пользователям некий структурированный форум, где можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Асинхронность способствует рефлексии и продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.
Видеоконференцсвязь – в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).
Квест (калька с англ. Quest) — «поиск, предмет поисков, поиск приключений».
FTP (англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - технология передачи по сети файлов произвольного формата;
IRC (англ. Internet Relay Chat - поочередный разговор в сети), или чат - технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность общаться с другими людьми по сети в режиме прямого диалога.
Виртуальная реальность – это реальность, которая может меняться нашим воображением, возникать тогда и там, когда и где мы пожелаем, чтобы она возникла. А у человеческого воображения неограниченные возможности.
Дистанционное обучение (ДО) – тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Электронный документ – документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
Электронное издание – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.
Краткий конспект лекций
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ
Информационные и коммуникационные
технологии в образовании
курс лекций
2008
Лекция 1
Тема: Дидактические основы создания и использования средств ИКТ. История развития средств ИКТ в школе. Стадия бихевиоризма.
План лекции.
· 1. Дидактические основы создания и использования средств информационных и коммуникационных технологий.
· 2. История развития средств ИКТ в школе.
· 3. Стадия бихевиоризма.
Лекция 2
Тема Программированное обучение и его перенос
на новые стадии развития ИКТ.
· Когнитивистская стадия развития ИКТ.
· Инструментальные среды.
Виртуальные библиотеки по школьным предметам
План лекции:
· 1. Программированное обучение и его перенос на новые стадии развития ИКТ.
· 2. Когнитивистская стадия развития ИКТ.
· 3. Инструментальные среды. Виртуальные библиотеки по школьным предметам
Лекция 3
Тема: Обучающие среды. Параллельно-циклическая основа создания компьютерных средств обучения.
План лекции:
· 1. Обучающие среды.
· 2. Параллельно-циклическая основа создания компьютерных средств обучения.
Лекция 4
Тема: Этапы развития ИКТ в обучении.
Их закономерность. Информационно-поисковые и информационно-справочные образовательные системы
План лекции:
· 1. Этапы развития ИКТ в обучении.
· 2. Их закономерность. Информационно-поисковые и информационно-справочные образовательные системы
Лекция 5
Тема: Активизация обучения средствами ИКТ. Методические аспекты использования ИКТ в образовании.
План лекции
· 1. Активизация обучения средствами ИКТ.
· 2. Методические аспекты использования ИКТ в образовании
Лекция 6
Тема: Использование ИКТ на стадиях: изучение нового, формирование умений, обобщение и систематизация, контроль и учет знаний и умений. Основные направления использования ИКТ: моделирование, учет и контроль, поддержка учебного процесса
Лекция 7
Тема: Общие подходы к оценке качества средств ИКТ в образовании. Эргономические и психологические
требования к качеству образовательных средств ИКТ
План лекции
· 1. Общие подходы к оценке качества средств ИКТ в образовании. Эргономические и психологические требования к качеству образовательных средств ИКТ
Лекция 8
Тема: Оценка качества структур содержания, методов и приемов компьютерного обучения, контроля и учета знаний на основе различных подходов. Направления и перспективы использования ИКТ в образовании
План лекции
· 1. Оценка качества структур содержания, методов и приемов компьютерного обучения, контроля и учета знаний на основе различных подходов.
· 2. Направления и перспективы использования ИКТ в образовании
Лекция 9
Тема: Электронные и виртуальные библиотеки и каталоги. Электронные учебники и дистанционные курсы
План лекции
· 1. Электронные и виртуальные библиотеки и каталоги.
· 2. Электронные учебники и дистанционные курсы
Лекция 10
Тема: Виртуальные школы.
Автоматизация управленческих действий в образовании
План лекции
· 1. Виртуальные школы.
· 2. Автоматизация управленческих действий в образовании
Лекция 11
Тема: Информационные системы в образовании.
Системы оценки знаний и умений.
Их теоретические основы и практические реализации
План лекции
· 1.Информационные системы в образовании.
· 2.Системы оценки знаний и умений. Их теоретические основы и практические реализации
Лекция 12
Тема : Электронные версии систем тестирования и ЕНТ. Системы мониторинга результатов образования
План лекции
· 1. Электронные версии систем тестирования и ЕНТ.
· 2. Системы мониторинга результатов образования
Лекция 13
Тема : Перспективы объектно-ориентированного подхода в Интернете. Распределение образовательных систем в глобальной сети
План лекции
· 1. Перспективы объектно-ориентированного подхода в Интернете.
· 2. Распределение образовательных систем в глобальной сети
Лекция 14
Тема : Информационно-поисковые
и информационно-справочные системы в обучении
План лекции
· 1. Информационно-поисковые системы в обучении
· 2. Информационно-справочные системы в обучении
Лекция 15
Тема: Перспективные направления развития ИКТ.
Программы: умные вещи, интеллектуальные здания
и жилище, интеллектуальная одежда,
мобильные обучающие системы и др.
План лекции
· 1. Перспективные направления развития ИКТ.
· 2. Программы: умные вещи, интеллектуальные здания и жилище, интеллектуальная одежда, мобильные обучающие системы и др.