Этапы развития информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Скачать

Созданные отнюдь не для нужд системы образования современные коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании. В настоящее время информационные и коммуникационные технологии значительно влияют на изменения в обществе. Необходимо заметить, что это отнюдь не новое явление. Эти технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. Исторически сложилось представление о важнейшей функции языкапередаче и сборе с его помощью знания, то есть как о специфической системе связи, коммуникации. Помимо языка для создания и сбора знаний, их хранения, поиска и передачи всегда требовались некие дополнительные средства, которые, собственно, оказывали большое влияние на социальную среду. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet – вот наиболее впечатляющие примеры этой эволюции в передаче знаний. В этом плане нельзя говорить, что мы живем в век информации и коммуникаций. Информация и коммуникации были всегда, а наше общество уникально тем, что сейчас происходит беспрецедентно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся исключительно богатыми и разнообразными. Такие темпы развития – менее чем за поколение, имеют только один исторический аналог, поскольку из всех открытий, ранее оказавших влияние на всемирный обмен информацией, важнейшим является изобретение печатного станка - в 1457 году в г. Майнц Иоанном Гуттенбергом.

Выделенные в качестве отдельной категории ИТТ, инструментальные средства коммуникационных технологий включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) – это асинхронная коммуникационная среда, в которой для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединений от одного ко многим получателям. Эти особенности ее работы целесообразно использовать и для установления обратной связи между обучающими программами и одним или несколькими обучаемыми, независимо от их физического расположения. Электронная почта также широко применяется для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная конференцсвязь – асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для обмена идеями. Это средство предоставляет пользователям некий структурированный форум, где можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Асинхронность способствует рефлексии и продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь – в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост). Основное препятствие для широкого использования – дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.

Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Internet, как WWW (World Wide Web), или Всемирной Паутине, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками. WWW поддерживает, наряду с текстами, графикой и мультимедийные страницы. Это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, в которой можно заниматься поиском информации, вступать в контакт с другими лицами или интерактивными программами, отвечая на вопросы или заполняя специальные формы на Web-страницах, создавая страницы и размещая их в WWW для последующего использования в учебном процессе.

К числу базовых также относят следующие технологии Internet:

FTP (англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - технология передачи по сети файлов произвольного формата;

IRC (англ. Internet Relay Chat - поочередный разговор в сети), или чат - технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность общаться с другими людьми по сети в режиме прямого диалога.

Internet-технологии как часть общей информационной культуры учителя и учащихся.

Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологии Internet, как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера. И, соответственно, понятие информационная культура нельзя сегодня рассматривать в отрыве от знания технологических возможностей Internet.

Заметим, что, в свою очередь, понятие культура трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере. Культура – это высшее проявление человеческой образованности, включая личностные качества, и профессиональной компетентности. В контексте такого понимания для становления современного учителя как личности просто необходимым становится его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям технологий Internet, его подлинная информационная культура, которая открывает ему и его ученикам путь к решению высших задач сферы образования – от диалога людей и культур к взаимообогащению ценностей и смыслов человеческой жизни.

Говоря об учащихся, было бы более корректно обсуждать вопрос достижения ими определенного уровня информационной грамотности, помня о том, что культура занимает значительно более высокую позицию в цепочке грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет, характеризующей структуру становления личности.


Скачать


zharar.kz