Теория физического воспитания – наука об общих законах управления физическим совершенствованием человека.
Физическое развития – это процесс изменения форм и функций организма человека.
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных навыков, умение физических качеств.
Физическое совершенство – это исторический обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья,всестороней физической подготовленности к жизни,к труду.
Физическое воспитание – педагогический процесс, напрвленный на достижение физического совершенства.В процессе физического воспитания осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание.
Физическая подготовка – это профессиональная направленность физического воспитания.
Двигательная деятельность - всякая деятельность, характерным компонентом которой, является активность двигательного аппарата человека.
Иррадиация – распространение процессов возбуждения или торможения в ЦНС.
Концентрация – очаг нервно – вышечного возбуждения.
Стабилизация – такое состояние функциональной система, когда она приобретает стационарный характер, т.е. имеет место образование динамического стереотипа, автоматизма.
Метод – система действий педагога в процессе обчения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.
Умение – способ выполнения движения.
Навык – автоматизированный способ выполнения движения.
Основные движения – жизнено необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей деятельности.
Методы:
- Наглядные: показ, имитация, зрительные, слуховые ориентиры, наглядные пособия(фотографии,рисунки).
- Словесные: обьяснения, описание, словесные инструкции, распоряжение, команды, указания, оценка, пояснение, анализ действия, вопросы к детям.
- Практические: выполение успражнений без изменения и с изменением, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей основанная на движении и наличии правил, направленная на решение двигательной задачи.
Учебно – тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50 % всех занятий.
Учебная программа дисциплины – (SYLLABUS)
Данные о дисциплине
Название: «Теория и технология физического воспитания в начальной школе»
Количество кредитов – 2
Место проведения учебных занятий: учебный корпус № 3, в аудитории и в спортивном зале в соответствии с расписанием.
Данные о преподавателе:
Ст. преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Лютин Александр Иванович, время пребывания на кафедре 8.00-17.00 ежедневно.
Выписка из учебного плана
курс |
семестр |
кредиты |
лекции |
Практич. часы |
СРСП |
СРС |
Всего |
Форма контроля |
2 |
3 |
2 |
6 |
6 |
8 |
20 |
экзамен |
Пререквизиты: Для освоения данного курса необходимо знание педагогики, анатомии, психологии.
Постреквизиты:
Краткое описание: курс теории и технологии физического воспитания в начальной школе предполагает:
- овладение основополагающими по теории и методике физического воспитания;
- роли физического воспитания в процессе формирования всесторонне развитой личности;
- овладеть средствами, принципами, методами и формами физического воспитания, применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса.
Тематический план курса
№ |
Наименование темы |
Количество лекционных часов |
Количество практических часов |
СРСП |
1. |
История создания физического воспитания в Казахстане |
1 |
||
2. |
Средства физического воспитания |
1 |
2 |
|
3. |
Обучение движениям |
2 |
1 |
|
4. |
Физические качества и способности |
2 |
1 |
|
5. |
Методические принципы физического воспитания |
1 |
1 |
|
6. |
Методы учебно-воспитательного процесса |
2 |
1 |
|
7. |
Основные задачи физического воспитания |
1 |
||
8. |
Характеристика физических упражнений |
2 |
||
9. |
Врачебный контроль
|
1 |
1 |
|
Итого |
6 |
6 |
8 |
Планы лекционных занятий
1. Тема: «История создания физического воспитания в Казахстане».
· Мировая история физического воспитания
· История советской системы физического воспитания
· Система физического воспитания в Республики Казахстан.
2. Тема: «Физические качества и способности».
· Понятия о физических качествах
· Быстрота
· Сила
· Выносливость
· Гибкость.
3. Тема: «Методические принципы физического воспитания».
· Принцип сознательности и активности
· Принцип наглядности
· Принцип доступности и индивидуальности
· Принцип систематичности
· Принцип постепенности.
4. Тема: «Методы учебно-воспитательного процесса».
· Методы усвоения учебного материала
· Методы организации учебной деятельности.
Темы практических занятий
1. Тема: « Средства физического воспитания»
· . Физические упражнения
· Гигиенические факторы
· Естественные силы природы
.
2. Тема: «Обучение движениям».
· Структура движений
· Этапы обучения
.
3.Тема: «Характеристика физических упражнений»
· Гимнастические упражнения
· Легкоатлетические упражнения
· Лыжная подготовка
· Подвижные игры
· Спортивные игры
4.Тема: «Врачебный контроль»
· Медицинские группы
· Самоконтроль
График выполнения и сдачи заданий по СРСП
№ |
Тема |
Цель и содержание задания |
Рекомендуемая литература. Основная и дополнительная |
Баллы |
Сроки предостав-ления работ |
Форма контроля |
1. |
История создания физического воспитания в Казахстане |
Реферат |
5 |
2 неделя |
Экзамен |
|
2. |
Физические качества и способности |
Конспект |
5 |
3 неделя |
Экзамен |
|
3. |
Методические принципы физического воспитания |
Конспект |
5 |
4 неделя |
Экзамен |
|
4. |
Методы учебно - воспитательного процесса |
Конспект |
5 |
5 неделя |
Экзамен |
|
5. |
Основные задачи физического воспитания |
Реферат |
5 |
6 неделя |
Экзамен |
Список литературы:
Основная литература:
1. Матвеев А.П. Мыльников С.Б. «Методика физического воспитания с основами теории». Москва «Просвещение», 1991г.
2. «Теория и методика физического воспитания», под ред. Ашмарина Б.А., Москва «Просвещение», 2001г.
3. Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов, Алма-Ата, 2010г.
4. Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод. Пособие /сост. Б.И. Мишин, - Москва, ООО «Издательство АСТ», ОО «Издательство Астрель», 2003г.
5. Бреев М.П. Урок физической культуры (технология), Новосибирск, 2003г.
Дополнительная литература:
1. Муравьев Е.М. Учебно-воспитательный процесс в школе, Москва, 2000г.
2. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, книга для педагога, Ростов на Дону, «Феникс», 2004г.
3. Таникеев Муратхан, Асарбаев Асылбек «История физической культуры и спорта в Казахстане», Алма-Ата, 2001г.
4. Асарбаев А., Исаев Х. «Применение народных игр», «Физическая культура в школе», №5, 2007г.
5. Чистоколов С.В., Чистоколов В.Н. «Обучение подвижным играм», «Физическая культура в школе», №1, 2008г.
Информация по оценке знаний.
Курс «Теория и технология физического воспитания в начальной школе» является теоретическим и практическим курсом, поэтому обязательным условием является выполнение всех индивидуальных заданий, которые и составляют основной вид контроля.
Посещение занятий является обязательным и при этом никакие уважительные причины пропуска занятий не освобождают студента от выполнения всего комплекса индивидуальных и практических заданий.
Контроль знаний студентов включает формы текущего, рубежного и итогового контроля. Каждая форма текущего контроля оценивается 5-бальной системой, выполнение задания практических занятий, СРСП, СРС оценивается по 5-бальной системе.
Форма итогового контроля по окончанию учебного курса – экзамен. За нарушение дисциплины или отклонение от сроков сдачи работ вводятся штрафные санкции:
- опоздание – минус 0.5 балла;
- пропуск лекционного материала – минус 1.5 балла;
- несвоевременное предоставление работы – снижение оценки на 1 балл.
При проведении 1го рубежного контроля, подсчитывается количество баллов, набранных за 7 недель обучения.
При подведении итогов 2го рубежного контроля (итогового), подсчитывается количество баллов, набранных за 15 недель обучения. Если оценка второго рубежного контроля 50% и ниже, повышение рейтинга не допускается. В этом случае оценка 2го рубежного контроля является оценкой итогового рубежного контроля.
К экзамену студент допускается в том случае, если рейтинг по результатам итогового рубежного контроля составляет не менее 50%.
Итоговая оценка включает:
Рубежный контроль – 60%;
Экзамен – 40%.
Политику и процедуру курса отражают следующие административные требования:
· студент должен посещать занятия, принимать активное участие на лекционных занятиях и на СРСП;
· На лекционных занятиях вести конспект, внимательно слушать, не нарушать дисциплину.
· Не опаздывать, в аудиторию и в спортивный зал входить до звонка;
· Верхнюю одежду сдавать в гардероб;
· Отключать мобильные телефоны на время занятий;