Дифференциация обучения — важная задача современной школы. Профильная дифференциация курсов информатики
Дифференциация обучения — важная задача современной школы. Она позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.
Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках.
Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.
В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов Министерства образования РФ. Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. № 4/1 рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический, базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного этапа — старшая школа, т.е. X — XI классы (а в перспективе при переходе к 12-летней школе — XI—XII кл.). Указанное решение базируется, в частности, на проекте Государственного образовательного стандарта по информатике, победившего на конкурсе Министерства образования в 1995 г.
Общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов информатики таковы:
• способствовать учету интересов каждого из учащихся;
• учитывать направленность допрофессиональной подготовки;
• формировать основы научного мировоззрения;
• способствовать развитию мышления учащихся;
• готовить учащихся к практическому труду, продолжению образования;
• развивать и профессионализировать навыки работы с компьютером.
Вопрос о типологии дифференцированных курсов информатики достаточно важен, поскольку стихийное планирование таких курсов не способствует реализации целей образования и не содействует закреплению за информатикой подобающего ей места в школе. При определении содержания профильных курсов выделяются два типа таких курсов — фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных курсов ведущей функцией провозглашается формирование научного мировоззрения, а для прикладных — подготовка к практической деятельности.
Направления дифференциации содержания профильных курсов информатики первого типа определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе). Если взять основные направления специализации школы по таким образовательным (предметным) областям, как:
• филология,
• обществознание,
• математика,
• естествознание,
• технология,
то для каждого из них возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом соответствующей науки.
Основная задача курсов подобного типа — развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики — «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.).
Профильные курсы информатики второго типа — прикладные — дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов — формирование (развитие) навыков использования методов и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных областях.
Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности.
Все сказанное отражено в табл. 8.1.
Таблица 8.1 -Профильная дифференциация курсов информатики
Принцип дифференциации |
Комментарий |
А. По ведущей педагогической функции |
Можно выделить: • «Фундаментальные» профильные курсы (назначение — формирование научного мировоззрения); • «Прикладные» (пользовательские) профильные курсы (назначение — подготовка к практической деятельности, труду) |
Б. По предметным областям: |
Курс может быть увязан с одной из предметных областей: • Филология; • Обществознание; • Математика; • Естествознание; • Технология; • Физическая культура |
В. По видам информационной деятельности |
Курс может быть ориентирован на один из видов информационной деятельности: • Обработка информации; • Получение, хранение, использование информации; • Передача информации |
В ней в основу классификации положены предметные (образовательные) области. Что же касается конкретных курсов, то в принципе их может быть много. В табл. 8.2 и 8.3 даны типичные названия возможных профильных курсов для каждой из образовательных областей и видов информационной деятельности. В последующих главах некоторые из таких курсов описаны детально.
Таблица 8.2 - Профильные курсы информатики, соотнесенные с предметными областями
Предметная (образовательная) область и ее составляющие |
Примеры возможных профильных курсов |
ФИЛОЛОГИЯ (языки, литература) |
Знаковые модели |
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (история, обществознание, география, экономика) |
Компьютерное моделирование общественных процессов |
МАТЕМАТИКА (математика, информатика) |
Вычислительная математика и программирование Математическое моделирование Вычислительная техника Программирование Компьютерные телекоммуникации |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (биология, физика, химия, экология) |
Компьютерное моделирование процессов в природе |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) |
Таблица 8.3 - Профильные курсы информатики, соотнесенные с видами информационной деятельности
Вид информационной деятельности |
Примеры возможных профильных курсов |
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ |
Обработка текстовой информации Обработка графической информации Обработка числовой информации |
ПОЛУЧЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ |
Использование баз данных |
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ |
Компьютерные телекоммуникации |
Разумеется, в содержании курсов, указанных в табл. 6.2 и 6.3, есть значительные пересечения. Это вполне естественно, так как в курсах, ориентированных на предметные области, неизбежно присутствует использование основных информационных технологий и видов информационной деятельности; аналогично курсы, ориентированные на виды информационной деятельности, в своей содержательной части используют то или иное моделирование, сведения из различных предметных областей.
Отсутствие в табл. 13.2 курсов, связанных с образовательной областью «Физическая культура», означает лишь то, что в настоящее время такие курсы не разработаны (по крайней мере, неизвестны авторам данного пособия).
Напротив, некоторые курсы, указанные в таблице, существуют во многих существенно различных вариантах. Например, курс «Программирование» реализован в вариантах с условными названиями «Программирование на Паскале» (классическое процедурное программирование), «Объектно-ориентированное программирование», «Логическое программирование» и др.
К профильным курсам информатики примыкают интегрированные курсы. Иногда различия между профильными и интегрированными курсами сводятся лишь к названиям, а иногда носят глубокий характер. Всякий профильный курс, ориентированный на конкретную предметную область, можно считать интегрированным, если в процессе его изучения учащиеся получают новые знания и навыки не только по информатике и информационным технологиям, но и по этой предметной области. Уровень интеграции может быть различным; если информатика в курсе отчетливо доминирует, то курс лучше называть профильным, а при относительном равенстве нового материала из информатики и предметной области — интегрированным. Из курсов, которые в литературе называют интегрированными по формуле «информатика + X» в качестве «X» чаще всего фигурирует математика. Это объясняется исторической близостью наук, а также особенностью подготовки учителей информатики, многие из которых являются и учителями математики.
При проектировании профильных курсов информатики важен вопрос о нормативной трудоемкости курса. Исходя из возможности 2-летней подготовки при 1 часе в неделю, наиболее вероятный объем профильного курса может составить (и часто составляет на практике) 136 ч. В то же время нельзя отбрасывать и возможности проведения профильного курса меньшего объема (например, годичный курс в 68 ч или полугодовой в 34 ч). В некоторых школах с углубленным изучением информатики объем специализированного курса может быть гораздо большим, до 272 ч (т.е. по 2 ч в неделю на протяжении 2 лет).
Отметим и то, что профильная дифференциация часто сочетается с уровневой дифференциацией. Вполне возможной для каждого из отмеченных в табл. 13.2 и 13.3 курсов является двухуровневая дифференциация. При этом уровень профильного курса (по объему изучаемого материала и требованиям к его освоению) определяется по сравнению с тем уровнем, который предписывается государственным образовательным стандартом или временно заменяющим его документом. Подчеркнем два обстоятельства:
• стандарт определяет минимальный уровень требований, так что профильный курс может выйти за»его пределы;
• уровень профильного курса следует тщательно соотносить с уровнем образованности школьников и временем, отпущенным на реализацию курса (завышение требований по этим параметрам достаточно распространено).
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов информатики?
2. Какие можно выделить направления дифференциации содержания профильных курсов информатики?
3. Что является профильной дифференциацией?
4. Что является уровневой дифференциацией?
5. Какова основная задача профильных курсов?
Литература :