Адаптация (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) – в биологии приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание. Адаптация характерна как для целого организма, так и для отдельных его органов и физиологических систем.
Акселерация – ускорение морфофизиологического развития детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем.
Активность ребенка – в рамках физиологии способность ребенка достигать в кратчайшее время полезного для существования его организма результата действия.
Анатомо–физиологические особенности организма детей и подростков – особенности строения (анатомические) и жизнедеятельности (физиологические) организма детей и подростков. То же понимают под термином “морфофункциональные особенности организма”.
Антропометрические показатели развитиия ребенка – соматометрические признаки (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук) и соматоскопические (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры, и половое созревание.
Биоритмы – периодичность процессов в живой природе. Различают суточные, недельные (только у человека), месячные, сезонные, годовые и многолетние ритмы физиологических процессов в живых организмах, связанные с периодичностью метеорологических и гелеогеографических процессов.
Вегетативная нервная система – отделы нервной системы, регулирующие работу внутренних органов (вегетативных процессов) в организме человека. Различают симпатический и парасимпатических отделы вегетативной нервной системы. Обычно для них характерны антагонистические взаимоотношения: симпатический отдел усиливает и учащает работу сердца, парасимпатический – ослабляет и замедляет.
Внимание – психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью и основанный на деятельности головного мозга. Различают непроизвольное внимание, обусловленное деятельностью подкорковых отделов головного мозга, и произвольное, связанное с деятельностью коры больших полушарий.
Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств, что и обеспечивает целостное познание предметов и явлений действительности. Последнее отличает восприятие от ощущений, отражающих лишь отдельные качества и свойства предметов.
Вторичные половые признаки – морфологические особенности строения тела мужчин и женщин, особенности волосяного покрова и голоса, развитие у женщин грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.
Гармоничность развития – соответствие функциональных возможностей организма детей и подростков требованиям окружающей среды.
Гемофилия – наследственное заболевание системы крови, в результате которого кровь теряет способность свертываться. У такого больного трудно остановить кровотечение и малейшая царапина может привести к полной потере крови и гибели.
Генерализация (от лат.generalis – общий) – в нейрофизиологии процесс широкого распространения возбуждения в коре головного мозга, вызванного применением условного сигнала. Генерализация - явление, близкое к процессам иррадиации возбуждения, и всегда представляет собой первую ступень формирования условного рефлекса, предшествуя процессам дифференцировки.
Гетерохронность развития – неравномерность и неодновременность роста и развития органов и физиологических систем детского организма. Прежде всего развиваются те органы и системы, функционирование которых наиболее необходимы для жизни организма на данном этапе.
Гигиена детей и подростков – наука о путях и средствах охраны и укрепления здоровья детей и подростков, а также совокупность практических мер, осуществляемых в этих целях. В зависимости от возрастного контингента детей различают дошкольную и школьную гигиену.
Гормональные препараты – лекарственные препараты, содержащие гормоны.
Двигательный анализатор (кинестетический анализатор) - совокупность периферических и центральных отделов нервной системы, обеспечивающих координацию мышечной деятельности.
Диагностика (от греч. диагностикос – способный распознавать) – методы и способы распознавания различных заболеваний, связанные со всесторонним изучением больного.
Динамический стереотип – более или менее устойчивая система условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга, образующаяся при многократном повторении одних и тех же внешних воздействий. Динамический стереотип лежит в основе формирования у детей и подростков учебных и трудовых навыков, различных привычек и норм поведения. Образование и длительность хранения стереотипа определяется индивидуальными особенностями нервной системы ребенка, поэтому изучение скорости образования и длительности хранения динамического стереотипа – один из физиологических показателей обучаемости детей и подростков.
Дифференциация (от лат. diffenrtia – различение) – в нейрофизиологии различение сходных условных раздражителей и образование на них условных рефлексов. Дифференциация - процесс, противоположный генерализации условных рефлексов. Механизм дифференциации связан с процессами концентрации торможения в коре головного мозга. В процессе обучения и воспитания ребенку часто приходится различать многие близкие по своим качествам условные раздражители. Например, в процессе обучения письму и чтению дифференцирование различных по очертаниям букв. Состояние дифференцировочного торможения оказывает значительное влияние на способность детей и подростков к обучению.
Дифференцированный подход к обучению ребенка – организация учебно– воспитательного процесса адекватно индивидуальным физиологическим и психическим особенностям детей и подростков.
Индивидуальность – личность, существо как обладатель свойств, присущих только ему.
Инстинкт – сложная безусловно – рефлекторная деятельность. Биологическая природа инстинктов изучена не до конца. В упрощенном виде инстинкты – сложные взаимосвязанные цепочки простых врожденных рефлексов.
Интеллект (от лат. intelektus – ум, рассудок, разум) – мыслительная способность человека.
Кифоз – изгиб позвоночника выпуклостью назад. В процессе развития ребенка формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: приблизительно в 1, 5 месяца – лордоз в шейном отделе, в 6 месяцев – грудной и поясничный кифозы, в 1 год – поясничный лордоз. Формирование грудного кифоза и шейного лордоза заканчивается к 7 годам, а поясничного лордоза и кифоза в подростковом возрасте. Нормальная физиологическая глубина изгибов позвоночника колеблется в младшем школьном возрасте в пределах 3 – 4 см, а в старшем – 4 – 5, 5 см. Изменение этих соотношений приводит к нарушению осанки ребенка.
Лимбическая система – в физиологии совокупность отделов головного мозга, участвующих в регуляции вегетативных функций, инстинктивных реакций и эмоций. Обеспечивает вегетативное и эмоциональное оформление любой деятельности человека.
Лордоз – изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед (см. Кифоз)
Морфология ( от греч. морфе – форма + логос – учение)- в биологии наука о закономерностях формирования тканей и органов в растительных и животных организмах и особенностях их строения. Анатомия является одним из разделов морфологии.
Неврозы – функциональные расстройства высшей нервной деятельности, т.е. обусловленные лишь нарушением физиологических процессов деятельности мозга без морфологических изменений. Неврозы связаны с психическими потрясениями и в случае школьной практики могут быть обусловлены неадекватными педагогическими воздействиями.
Невротические реакции детей и подростков – легкие нарушения психики, характеризующиеся: психомоторными расстройствами (двигательное беспокойство или скованность), вегетативными расстройствами (психогенная тошнота и рвота, отказ от пищи, недержание мочи и кала, головокружения, нарушение сердцебиения и др.) явлениями страха, астеническими и неврастеническими расстройствами. Невротические реакции часто являются симптомами развивающегося психического заболевания.
Обучаемость – восприимчивость к обучению, характеризующая учебные способности детей и подростков. В физиологии – интегративный показатель деятельности организма ребенка как функциональной системы, отражающий скорость сбора информации, скорость ее обработки и способы реализации при достижении полезного для существования системы результата.
Оптимизация учебно–воспитательной работы – такая организация педагогической работы, где непременно учтены все индивидуальные психические и биологические свойства ребенка и на основе этого созданы оптимальные условия для развития его физических и психических возможностей.
Опережающее развитие органов и функциональных систем – один из общих принципов развития, заключающийся в более раннем формировании органов и систем, чем это требуется. Например, рефлекс сосания обеспечивается у ребенка сложной функциональной системой, состоящей из различных органов, функционирование которых возможно задолго до рождения. Данный принцип – своеобразная «страховка», даваемая природой человеку на случай непредвиденных обстоятельств.
Осанка у детей и подростков – привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Нарушение осанки ребенка происходит при несоблюдении гигиенических норм обучения и воспитания, а также в результате некоторых заболеваний. При правильной осанке голова и туловище занимают прямое положение, плечи немного опущены и слегка отведены назад, грудь выставлена вперед, а живот несколько подтянут. Сохранению нормальной осанки способствует правильный режим обучения в школе и жизни в семье.
Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы (органы чувств). Различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах, обеспечивают соответственно ощущение голода, жажды, сытости, ощущения, связанные с движением и положением тела в пространстве.
Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что было в прошлом опыте. В основе памяти лежит образование временных связей в коре головного мозга. На клеточном уровне память, очевидно, связана с деятельностью нейронных цепей, с изменением клеточных процессов в нервных клетках и с фиксацией полученной информации в молекулах ДНК (нейронная и биохимическая теория памяти).
Патология (от греч. патос – страдание + логос – слово) – медицинская наука, изучающая болезненные (патологические) состояния и процессы в организме человека.
Педиатрия ( от греч. пайс (паидос) – ребенок + иатрия – лечение – медицинская наука о болезнях детского возраста и способах их лечения.
Первичные половые органы – особенности строения внутренних и наружных половых органов.
Переутомление - патологический процесс, характеризующийся расстройствами деятельности нервной и других физиологических систем организма. Переутомление детей и подростков в процессе обучения приводит к задержке их физического и психического развития, неврозам, и другим нарушениям психической деятельности. Ведущее значение для предотвращения переутомления детей и подростков имеет соблюдение правильного режима труда и отдыха и других необходимых гигиенических норм школьной и личной жизни.
Пропускная способность анализаторов – максимальное количество информации, проходящей через органы чувств и регистрируемой в единицу времени. В процессе обучения ребенка особо важное значение имеет пропускная способность зрительного и слухового анализаторов. Для количественной оценки информации используется специальная единица – бит.
Психиатрия – медицинская наука, изучающая психические болезни человека.
Психика (от греч. психикос – душевный ) – особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т.п. Физиологическую основу психики составляет головной мозг, и особенно кора больших полушарий. Ведущую роль в формировании психики ребенка играет социальное окружение, в частности его обучение и воспитание.
Психические процессы – процессы, лежащие в основе психики человека: процессы ощущения, внимания, восприятия и т.д.
Психическое развитие ребенка – процессы развития психики ребенка: формирование познавательной деятельности (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и т.д.), развитие у него чувств, воли, формирование различных свойств личности (темперамент, характер, способности, потребности и интересы).
Работоспособность детей и подростков – способность детского организма как функциональной системы функционировать длительное время с максимальной активностью. Работоспособность определяется функциональным состоянием всего организма, но решающее значение имеет состояние нервной системы.
Развитие ребенка – качественные изменения детского организма, сопровождающиеся усложнением его организации и функциональной деятельности.
Реактивность – способность организма отвечать на воздействия адекватными реакциями.
Резистентность детского организма – устойчивость организма к действию вредных факторов внешней среды.
Ретардация развития – задержка развития одной, нескольких или большинства функциональных или физиологических систем ребенка.
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая с помощью центральной нервной системы. Различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы. В осуществлении безусловных рефлексов преимущественное значение имеют подкорковые отделы головного мозга, условных – корковые. Рефлексы составляют физиологическую основу психической деятельности человека, а следовательно, простейшую элементарную базу для формирования знаний, умений и навыков у детей и подростков в процессе их обучения и воспитания.
Речь – процесс общения людей посредством сложившегося в общественном развитии языка. Язык представляет собой систему средств общения - фонетических, лексических и грамматических.
Рост детей и подростков – в биологии увеличение длины, объема и массы тела, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е. количественные изменения в организме.
Саморегуляция организма – способность организма поддерживать деятельность своих органов и физиологических систем на уровне, который наилучшим образом обеспечивает ему в данный момент выполнение задач, имеющих важное значение для существования организма.
Сенсорная информация – в физиологии информация, получаемая организмом с помощью органов чувств.
Серое и белое вещество мозга - на поперечных разрезах спинного и головного мозга скопления нервных клеток приобретают серый оттенок, а скопления их отростков – белый.
Cинапс – место контакта двух нервных клеток или нервной и мышечной клеток. Синапс состоит из пресинаптической мембраны, синаптической щели и постсинаптической мембраны.
Сигнальные системы – изученный И.П. Павловым условно – рефлекторный механизм отражения действительности. Первая сигнальная система – система конкретных сигналов, общая для человека и животных. Вторая сигнальная система – система слов – построена на отвлечении и обобщении конкретных сигналов окружающей среды. Эта система является сугубо человеческой и лежит в основе мышления. Обычно у человека обе системы находятся в равновесии и тесном взаимодействии. Изучение деятельности сигнальных систем позволило дать естественно научное обоснование некоторым методическим приемам обучения и воспитания ребенка.
Синтез ( от греч. синтезис - соединение, составление ) – в физиологии способность мозга связывать, обобщать и объединять отдельные раздражения окружающей действительности в единое целое. Синтез тесно связан с анализом раздражений. Аналитико–синтетическая деятельность мозга лежит в основе процессов мышления человека.
Сколиоз – образование изгиба позвоночника в сторону вследствие нарушения гигиены обучения и правил личной гигиены. Встречаются две основные формы сколиоза: грудной и поясничный. Существенную роль в этом заболевании играет также общая мышечная слабость и рахит.
Стрессовые реакции организма (стресс) – реакции организма, связанные с большим нервным и физическим напряжением. Они вызываются действием cверхсильных раздражителей. Частые стрессовые реакции приводят к физическому и нервному истощению и развитию различных заболеваний, например сердечно – сосудистых.
Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее смешение частей) – совокупность индивидуально–психических особенностей человека (генотип) и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Физиологическую основу темперамента составляют типы высшей нервной деятельности. Знание психофизиологических основ темперамента необходимо педагогу для организации дифференцированного обучения и воспитания детей и подростков.
Тромбоз – патологический процесс образования тромбов внутри сосудов. Тромб представляет собой кровяной сгусток, состоящий из свернувшейся плазмы крови и ее форменных элементов.
Утомление – временное снижение физической и умственной работоспособности. Утомление проявляется у детей снижением внимания и усилением двигательного беспокойства (шум в классе).
Ферменты – биологические катализаторы, вещества, регулирующие скорость химических превращений в растительных и животных организмах.
Физическое развитие ребенка – процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом, т.е. усложнение их взаимоотношения и функций всех клеток, тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов регуляции их деятельности.
Фонация – голосообразование, в котором участвуют различные органы речевого аппарата: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.
Функциональные системы – временное объединение различных систем детского организма, направленное на достижение полезного для него результата действия. Важное значение для такого объединения имеет не анатомическая близость органов, а выполнение необходимой для жизни организма функции.