Лекция 8. Основные формы организации обучения информатике в средней школе.

Скачать

Организационные формы обучения информатике.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является Урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются:

·        постоянный состав учебных групп учащихся;

·        строгое определение содержания обучения в каждом классе;

·        определенное расписание учебных занятий;

·        сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

·        ведущая роль учителя;

·        систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Классно-урочная система организации учебного процесса, восходящая от выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского (1592—1670), является основой структурной организации отечественной школы на протяжении почти всей истории ее существования. Преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое богатство отечественной школы - урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т. п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.

Вместе с тем следует заметить, что формы организации учебного процесса в мировой практике не оставались неизменными. В условиях внедрения в учебный процесс школы кабинетов вычислительной техники (КВТ) и поисков новых эффективных форм организации обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) весь известный опыт должен быть подвергнут критическому анализу, с тем чтобы все прогрессивное стало достоянием нашей практики. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока, что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения, которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс.

Классификацию типов уроков (или фрагментов уроков) можно проводить, используя различные критерии. Главный признак урока — это его дидактическая цель, показывающая, к чему должен стремиться учитель.

Цель ® тип урока ® содержание урока ® методы ® форму познавательной деятельности учащихся ® результат

Основные типы уроков:

·         урок формирования знаний;

·         урок закрепления знаний;

·         урок совершенствования знаний;

·         урок формирования умений и навыков;

·         урок применения знаний;

·         урок повторения и систематизации знаний;

·         урок контроля знаний.

Методы система способов и приемов достижения цели урока.

Воспроизводящие методы:

·         объяснительно-иллюстративный;

·         репродуктивный.

Творческие методы:

·         проблемные;

·         частично-поисковые;

·         исследовательские.

Формы учебной деятельности:

·         фронтальная;

·         индивидуальная;

·         групповая форма (парная, бригадная, звеньевая).

Требования к современному уроку

1.     Нацеленность на высокие конечные результаты.

2.     Обоснованный выбор типа урока, его структуры и темпа работы.

(Психологическое обоснование: 5-25 минут наиболее работоспособны, по дням недели работоспособность в виде «М», по номеру наиболее работоспособны 2 и 3 уроки).

                                                Вторник    Четверг  

          

                                 Понедельник    Среда       Пятница

3.     Требования к домашней работе:

·         инструктаж (открыть учебники, аналогичные задания на мониторе, просмотреть);

·         выбор времени для дачи домашнего задания;

·         объем не должен превышать 30%-50% от выполненного в классе;

·         подбор заданий (однотипные не давать);

·         дифференциация домашнего задания (для сильных менее по объему но более творческие).

4.     Умелое осуществление обратной связи. Обратная связь должна быть поэтапная (на каждом этапе урока). Использовать ТСО, вставание, карточки, сигналы.

Подготовка учащихся и учителя к уроку:

до начала урока на доске тема и дата (в центре);

№№ для самостоятельной работы и домашнее задание, задания для более сильных (или со * или под чертой);

5.     Дифференцированный подход (учить каждого).

Дифференциация бывает:

·         по объему;

·         по сложности;

·         по времени;

w         по дозе помощи со стороны учителя;

и идет от слабого к сильному ученику.

6.     Рациональное использование времени урока (уменьшать время на проверку домашнего задания, повторение только узловых моментов).

7.     Умелое и эффективное использование различных средств активизации:

w         наглядность;

w         технические средства обучения;

w         с/р  до 2/3 времени урока (с проверкой);

w         беседа;

w         связь обучения с жизнью;

w         проблемный подход.

8.     Создание положительного морально-психологического климата. Сравнение результатов деятельности учащегося с самим собой.

9.     Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

w         проветривание класса;

w         посадка учащихся;

w         физкультминутка;

w         чередование видов деятельности;

w         приемы снижения утомляемости;

w         выход из класса на перемену.

10.                       Требования к закреплению объяснения (три этапа):

w         показ образца учителем;

w         решение у доски одним из учеников (сильным);

w         самостоятельная работа учащихся.

Самоанализ урока.

1.     Дать краткую характеристику урока.

2.     Указать тему урока и его место в общей системе изучаемой темы.

3.     Указать степень сложности для данного класса.

4.     Охарактеризовать цель и сопоставить с конечным результатом.

5.     Тип урока и его соответствие теме.

6.     Этапы урока и их дидактические задачи.

7.     Методы обучения (сопоставить с конечным результатом).

8.     Наиболее удачные места в уроке.

9.     Что не удалось. Почему?

В большинстве случаев учитель имеет дело не с одной из названных дидактических целей, а с несколькими (и даже со всеми сразу), поэтому на практике широко распространены так называемые комбинированные уроки. Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом  достоинств: обеспечивая многократную смену видов деятельности, они создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

Важнейшая особенность постановки курса информатики на базе КУВT — это систематическая работа школьников с ЭВМ. Поэтому учебные фрагменты на уроках информатики можно классифицировать также по объему и характеру использования ЭВМ.

1.           Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (новые объекты языка, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает за пультом ПЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Основная дидактическая функция демонстрации — сообщение школьникам новой учебной информации.

2.           Лабораторная работа (фронтальная). Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им учителем. Дидактическое назначение этих средств может быть различным: либо освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), либо закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера), либо проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы). В одних случаях действия школьников могут быть синхронными (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), но не исключаются и ситуации, когда различные школьники занимаются в различном темпе или даже с различными программными средствами. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы — наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть КВТ), а также оказание им оперативной помощи.

3.           Практикум (или учебно-исследовательская практика). Учащиеся получают индивидуальные задания учителя для протяженной самостоятельной работы (в течение одного - двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе и для поиска в сети), а когда поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.

Традиционные формы организации учебного процесса плохо способствуют развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой:

·        цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;

·        в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

·        контроль за деятельностью частично (или полностью) осуществляется самими членами коллектива.

Между тем некоторые особенности содержания курса информатики, так же как и новые возможности организации учебного процесса, предоставляемые локальной сетью КВТ, позволяют придать коллективной познавательной деятельности учащихся новый импульс развития.

Вместе с введением курса информатики в школе стало возможным формирование у учащихся представлений об этапах решения задачи по примеру того, как это делается в реальной практике: от точной постановки задачи до анализа полученных результатов.

Выше рассмотрены лишь некоторые дидактические возможности, которые могут быть реализованы в ходе конструирования конкретной методической схемы преподавания учебного материала в условиях школьного урока. Но урок не является единственно целесообразной формой организации учебной работы по школьному курсу информатики.

Обязательным компонентом процесса обучения является контроль, или проверка результатов обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по учебной дисциплине. В соответствии с законодательством необходима реализация как бы четырех ступеней, постепенно приближающих к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся:

·        общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины;

·        описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику;

·        описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников;

·        «измерители» уровня обязательной подготовки учащихся, т.е., проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.

Принципиальным новшеством информатики являются различные технологии контроля  знаний.

Вопросы для самоконтроля:

1.    Основные признаки классно-урочной системы.

2.    Основные требования к уроку информатики.

3.    Как можно классифицировать учебные фрагменты на уроках информатики по объему и характеру использования?

4.    В чем заключается самоанализ урока?

Литература :

1.     Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педвузов/ М.П.Лапчик и др. Москва «Академия», 2001. – 624 с.

2.     Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. М.: Высш.шк., 2004. – 223 с. ил.

3.     БочкинА.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1998.

4.     Лапчик М.П., Семакин И., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб-ное пособие. - М.: Академия, 2005. 622 с.

5.     Журнал «Информатика и образование».Веб-сайт: http://www.infojournal.ru.

6.     Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»). Веб-сайт: http://inf.1september.ru.

7.     Приложения к журналу «Информатика и образование».


Скачать


zharar.kz