Тема: Физиология нервной системы
Цель: дать будущему педагогу современные сведения о закономерностях функционирования нервной системы организма детей и подростков.
План:
1. Функции нервной системы.
2. Строение нервной системы.
3. Основные свойства и функции элементов нервной системы.
4. Рефлекс как основная форма нервной деятельности.
5. Возбуждение и торможение в ЦНС.
Функции нервной системы. Общий план строения нервной системы: центральная и периферическая нервная система. Серое и белое вещество. Вегетативная нервная система. Соматическая нервная система. Нервные клетки - нейроны. Строение нейрона: сома, дендриты, аксон. Виды нейронов: чувствительные, вставочные, двигательные. Свойства нервной клетки. Функции нейронов.
Основные свойства и функции элементов нервной системы. Раздражимость и возбудимость. Проведение возбуждения. Связь между отдельными нейронами осуществляется с помощью приспособления – синапса. Строение синапса. Составные части синапса: пресинаптическая мембрана, синаптическая щель, постсинаптическая мембрана.
Механизм передачи нервных импульсов от рецепторов к центрам головного мозга и от них к рабочим органам. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Принцип обратной связи.
Возбуждение в ЦНС. Торможение в ЦНС. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие функции выполняет нервная система?
2. Каково строение нервной системы?
3. Каково строение и функции нейрона?
4. Какие основные свойства элементов нервной системы?
5. Каково строение и функции синапса?
6. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга?
7. Что такое рефлекторное кольцо?
8. Какие особенности проведения возбуждения в ЦНС?
9. Какое значение имеет торможение в ЦНС?
10. Как обеспечивается согласованная деятельность всех органов человеческого тела?