Лекция 13. Понятие информационной системы

Скачать

Содержание лекционного занятия:

·         Этапы развития информационных систем

·         Процессы в информационной системе

 

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокуп­ность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по соста­ву, так и по главным целям.

Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направ­ленных на реализацию разных целей.

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания

Производство     товаров

Компьютер

Электронные    и   электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуни­кационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача      инфор­мации

Информацион­ная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное       и       программное обеспечение

Производство   про­фессиональной информации

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смы­словых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой об­ласти. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, ме­тодов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи ин­формации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в ка­честве основного технического средства переработки информации персонального компью­тера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, тех­ническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без кото­рого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными система­ми. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Этапы развития информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предна­значены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханичес­ких бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информа­ция, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим пара­метрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х — начале 80-х rr. информационные системы начинают широко использоваться
в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс
принятия решений.

К концу 80-х rr. концепция использования информационных систем вновь изменяется.
Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях
организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя во-
время нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности,
создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 6), состоящей из блоков:

image

Рис. 6. Процессы в информационной системе

·          ввод информации из внешних или внутренних источников;

·          обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

·          вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

·          обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Информационная система определяется следующими свойствами:

·         любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

·         информационная система является динамичной и развивающейся;

·         при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

·         выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

·         информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реа-
лизованной с помощью компьютерной техники, Хотя в общем случае информационную
систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть про-
блем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена.
Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы
для поддержки принятия решений следует учитывать:

·         структурированность решаемых управленческих задач;

·         уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно бьггь принято;

·         принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

·         вид используемой информационной технологии,

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Профили ИС. Структура профилей ИС.

2.Объектно-ориентированные БД

 

Рекомендуемая литература:

1.Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н.В. Макаровой, - М.: Финансы и статистика, 1997, 2000.

2.Кузнецов С.Д. СУБД и файловые системы. - М.: Майор, 2001. - 176 с.

 


Скачать


zharar.kz